Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования

Сотникова С.И.1, Прокудина О.А.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=41243556
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Профориентация в контексте концепции непрерывного образования через всю жизнь (Long Life Learning – LLL) представляет общую идеологию выбора профессиональной карьеры трудоспособным индивидом с учетом меняющейся социально-экономической реальности. Важность профориентации в условиях VUCA экономики связана с необходимостью достижения субъектами рынка труда устойчивых темпов роста доходов и сокращением издержек на рабочую силу. В статье на основе системно-триадного анализа генезиса представлений о сущности и содержании профессиональной ориентации обосновывается современная ее концепция. Вводится в управленческий оборот термин «триада профориентации». На основе анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта профессиональной ориентации дается авторская трактовка понятия «дизайн профессиональной ориентации», интерпретация его социально-экономического содержания, сущности. Предложена классификация видов дизайна профориентации: операционный и стратегический. Дается авторская интерпретация императивов операционного и стратегического дизайнов профориентации. Императивы дизайна профориентации позволяют идентифицировать и прогнозировать благоприятные возможности и риски при выборе профессиональной карьеры трудоспособным индивидом.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, триада профориентации, дизайн профориентации, профессиональная карьера

JEL-классификация: I29, I20, I26

Источники:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 ст 9 (ред. от 03.07.2018). Www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 04.10.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2015 г.г. Www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/11438c397a53550b06a14dde6831a3de221a52d9/.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf.
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/;static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.
Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. Asi.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/staffing/standard/.
Резолюция 70/1, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года: Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Undocs.org. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1.
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2018 года). Zakon-ob-obrazovanii.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/42.html.
Апостолов, О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). - М.: Издатель ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. – 184 с.
10. Батаева, Я.Д. Ормы и методы профессиональной ориентации в вузе // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2017. – № 1. – С. 145 - 150.
11. Вуоринен Р. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рынка труда в России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 3. – С. 24-33.
12. Деева Е.В. Сущность и условия процесса формирования социальной успешности юношей средствами социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 3-1. – С. 317-319.
Ендальцев, В.С. Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы. - Киев–Одесса: Вища школа, 1982.
14. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе // Начальная школа. – 2011. – № 5. – С. 31-34.
15. Митина, Н. А. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 1037-1040. – url: URL https://moluch.ru/archive/63/9951/.
Назимов, И.Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. - Киев: Радянська школа, 1976.
Немцева, Ю.В. Организационно-экономические основы управления профессиональной ориентацией молодежи в рыночных условиях (на примере г. Новосибирска): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук., 2004. – 20 с.
Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Учебное пособие. - М.: НПО «Модэк», 2002. – 392 с.
Скрипова, Н.Е. Психолого-педагогические детерминанты ориентации школьников на рабочие профессии. / Монография. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. – 221 с.
20. Сотников, Н.З. Деловая карьера как метамодель управления конкурентоспособностью наемного персонала // Вестник НГУЭУ. – 2015. – № 1. – С. 190-200..
21. Сотников, Н.З. Концептуальные основы стратегического анализа деловой карьеры персонала // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 126-135.
22. Сотников, Н.З. Методический подход к формализации стратегии деловой карьеры на основе системы сбалансированных показателей // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2016. – № 4. – С. 56-62. – doi: 10.12737/21736 .
Сотникова, С.И Управление карьерой. / Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.
24. Сотникова, С.И. Стратегическое управление карьерой как инструмент достижения конкурентоспособности персонала // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 60-65.
Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. / Методическое пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
26. Чистякова, С.Н. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – С. 23-29.
Шаронов, А. О концепции life-long learning, работе с собой и внешним миром, личной эффективности. Hr-elearning.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-elearning.ru/lekciya-prezidenta-skolkovo-life-long-vuca-effectivnost/.
Щекин, Г. В. Социальная теория и кадровая политика. - Киев: МАУП, 2000. – 576 с.
29. Chudzikowski, K. Career transitions and career success in the «new»career era // Journal of Vocational Behavior. – 2012. – № 81. – С. 298-306.
30. Ford S.A. Dynamics of earning capacity // Greater Louisville Metro Attorney at Law Magazine. – 2011.
31. Kong,H.,Chrung,C., Song,H. From hotel career management to employ-ees career satisfaction.The mediating effect of career competency // International Journal of Hospitality Management. – 2012. – № 31. – С. 76-85.
32. Minchington B., Thorne K. Measuring the effectiveness of your employer brand // Human Resources. – 2007. – С. 14-16.
33. Perdrix,S.,Stauffer, S., Masdomati, J., Vassoudi, K., Rossier, J. Effective-ness of career counseling:a one-year follow-up // Journal of Vocational Behavior. – 2012. – № 80. – С. 565-578.
34. Valitova E., Starodubtsev V., Gorianova L. Formative personalization of student’s self-determination and employability // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – С. 739 –747.
35. Wheeler, D. // Chronicle of Higher Education. – 2011. – url: http://chronicle.com/blogs/worldwise/global-companieswant-universities-to-help-scoop-up-student-talent/28448.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:03:49