Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования

Сотникова С.И.1, Прокудина О.А.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=41243556
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Профориентация в контексте концепции непрерывного образования через всю жизнь (Long Life Learning – LLL) представляет общую идеологию выбора профессиональной карьеры трудоспособным индивидом с учетом меняющейся социально-экономической реальности. Важность профориентации в условиях VUCA экономики связана с необходимостью достижения субъектами рынка труда устойчивых темпов роста доходов и сокращением издержек на рабочую силу. В статье на основе системно-триадного анализа генезиса представлений о сущности и содержании профессиональной ориентации обосновывается современная ее концепция. Вводится в управленческий оборот термин «триада профориентации». На основе анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта профессиональной ориентации дается авторская трактовка понятия «дизайн профессиональной ориентации», интерпретация его социально-экономического содержания, сущности. Предложена классификация видов дизайна профориентации: операционный и стратегический. Дается авторская интерпретация императивов операционного и стратегического дизайнов профориентации. Императивы дизайна профориентации позволяют идентифицировать и прогнозировать благоприятные возможности и риски при выборе профессиональной карьеры трудоспособным индивидом.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, триада профориентации, дизайн профориентации, профессиональная карьера

JEL-классификация: I29, I20, I26

Источники:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 ст 9 (ред. от 03.07.2018). Www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 04.10.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2015 г.г. Www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/11438c397a53550b06a14dde6831a3de221a52d9/.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf.
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/;static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.
Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. Asi.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/staffing/standard/.
Резолюция 70/1, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года: Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Undocs.org. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1.
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2018 года). Zakon-ob-obrazovanii.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/42.html.
Апостолов, О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). - М.: Издатель ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. – 184 с.
10. Батаева, Я.Д. Ормы и методы профессиональной ориентации в вузе // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2017. – № 1. – С. 145 - 150.
11. Вуоринен Р. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рынка труда в России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 3. – С. 24-33.
12. Деева Е.В. Сущность и условия процесса формирования социальной успешности юношей средствами социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 3-1. – С. 317-319.
Ендальцев, В.С. Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы. - Киев–Одесса: Вища школа, 1982.
14. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе // Начальная школа. – 2011. – № 5. – С. 31-34.
15. Митина, Н. А. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 1037-1040. – url: URL https://moluch.ru/archive/63/9951/.
Назимов, И.Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. - Киев: Радянська школа, 1976.
Немцева, Ю.В. Организационно-экономические основы управления профессиональной ориентацией молодежи в рыночных условиях (на примере г. Новосибирска): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук., 2004. – 20 с.
Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Учебное пособие. - М.: НПО «Модэк», 2002. – 392 с.
Скрипова, Н.Е. Психолого-педагогические детерминанты ориентации школьников на рабочие профессии. / Монография. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. – 221 с.
20. Сотников, Н.З. Деловая карьера как метамодель управления конкурентоспособностью наемного персонала // Вестник НГУЭУ. – 2015. – № 1. – С. 190-200..
21. Сотников, Н.З. Концептуальные основы стратегического анализа деловой карьеры персонала // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 126-135.
22. Сотников, Н.З. Методический подход к формализации стратегии деловой карьеры на основе системы сбалансированных показателей // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2016. – № 4. – С. 56-62. – doi: 10.12737/21736 .
Сотникова, С.И Управление карьерой. / Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.
24. Сотникова, С.И. Стратегическое управление карьерой как инструмент достижения конкурентоспособности персонала // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 60-65.
Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. / Методическое пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
26. Чистякова, С.Н. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – С. 23-29.
Шаронов, А. О концепции life-long learning, работе с собой и внешним миром, личной эффективности. Hr-elearning.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-elearning.ru/lekciya-prezidenta-skolkovo-life-long-vuca-effectivnost/.
Щекин, Г. В. Социальная теория и кадровая политика. - Киев: МАУП, 2000. – 576 с.
29. Chudzikowski, K. Career transitions and career success in the «new»career era // Journal of Vocational Behavior. – 2012. – № 81. – С. 298-306.
30. Ford S.A. Dynamics of earning capacity // Greater Louisville Metro Attorney at Law Magazine. – 2011.
31. Kong,H.,Chrung,C., Song,H. From hotel career management to employ-ees career satisfaction.The mediating effect of career competency // International Journal of Hospitality Management. – 2012. – № 31. – С. 76-85.
32. Minchington B., Thorne K. Measuring the effectiveness of your employer brand // Human Resources. – 2007. – С. 14-16.
33. Perdrix,S.,Stauffer, S., Masdomati, J., Vassoudi, K., Rossier, J. Effective-ness of career counseling:a one-year follow-up // Journal of Vocational Behavior. – 2012. – № 80. – С. 565-578.
34. Valitova E., Starodubtsev V., Gorianova L. Formative personalization of student’s self-determination and employability // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – С. 739 –747.
35. Wheeler, D. // Chronicle of Higher Education. – 2011. – url: http://chronicle.com/blogs/worldwise/global-companieswant-universities-to-help-scoop-up-student-talent/28448.

Страница обновлена: 13.09.2025 в 06:22:30

 

 

Career guidance in the context of the concept of lifelong learning

Sotnikova S.I., Prokudina O.A.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 3 (July-September 2019)

Citation:

Abstract:
Career guidance in the context of the concept of continuous life-long education (Long Life Learning – LLL) is a common ideology of choice of the professional career of the working-age individual given the changing socio-economic reality. The importance of career guidance in the conditions of the VUCA economy relates to the need to reach the actors of the labour market sustainable growth of profitability and reduction in labor costs. On the basis of the system-triad analysis of the genesis of ideas about the nature and content of professional orientation, the article substantiates its modern concept. The term "triad of career guidance" is introduced into the management turnover. On the basis of the analysis and generalization of the available domestic and foreign experience of professional orientation the author's interpretation of the concept "design of professional orientation", interpretation of its social and economic content, essence is given. The classification of types of career guidance design is given, such as: operational and strategic. The author's interpretation of the imperatives of operational and strategic designs of career guidance is given. The imperatives of career guidance design allow to identify and predict the opportunities and risks when choosing a professional career by an able-bodied individual.

Keywords: professional self-determination, career guidance, career guidance triad, career guidance design, professional career

JEL-classification: I29, I20, I26