Управление человеческими ресурсами в Российской Федерации в условиях осложнения демографической ситуации и повышения пенсионного возраста

Кулаков А.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)

Цитировать:
Кулаков А.В. Управление человеческими ресурсами в Российской Федерации в условиях осложнения демографической ситуации и повышения пенсионного возраста // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 12. – С. 3787-3806. – doi: 10.18334/ce.14.12.111477.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691264
Цитирований: 4 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В исследовании рассмотрены основные предпосылки по повышению пенсионного возраста в России и мире, а также дана оценка проведенных мерам в контексте управления человеческими ресурсами в условиях непростой демографической ситуации. На основе анализа принятых решений даны рекомендации по сглаживанию отрицательных последствий для общества, государства и предприятий

Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, повышение пенсионного возраста, демографические тенденции, предпенсионеры

JEL-классификация: J11, J24, J26



Введение

Старение населения совсем скоро станет одной из самых актуальных проблем всего человечества. По прогнозам ООН, к 2050 году на Земле будет 3,2 миллиона человек старше 100 лет, на 2013 год таких людей было чуть более 300 тысяч человек [24]. Именно демографическая ситуация, сложившаяся в мире, имеет огромное влияние на экономику. В подобных условиях многие страны мира принимают решение о повышении пенсионного возраста, которое, прежде всего, затрагивает человеческие ресурсы.

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию управления человеческими ресурсами в условиях повышения возраста выхода на пенсию.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть предпосылки повышения пенсионного возраста в Российской Федерации и мире;

· проанализировать последствия для управления человеческими ресурсами в условиях принятых мер;

· предложить рекомендации по совершенствованию принятых мер и нивелированию негативных последствий.

Авторская гипотеза: осложнение демографической ситуации и повышение пенсионного возраста станут «тормозом» социально-экономического роста государства, бизнеса и населения, если не предпринять дополнительных мер по нивелированию негативных эффектов.

Объектом исследования являются человеческие ресурсы; предметом –меры по обеспечению позитивного влияния решений по повышению пенсионного возраста на управление человеческими ресурсами.

Методы исследования. Для написания данной работы был использован метод изучения и анализа статей, посвященных теме повышения пенсионного возраста, а также рассмотрение данных ООН, МВФ, Росстата и ОЭСР. В том числе использован метод сравнения и метод структурного анализа.

Степень разработанности темы. Вопросы последствий повышения пенсионного возраста изучали несколько авторов: Балынин И.В., Соловьев А.К., Курков И.И., Кирби Д., Скворцова В.С., Трункина Л.В., Телятникова Т.В., Кравченко Е.В. и группа авторов: Легчилина Е.Ю., Апенько С.Н., Кирилюк О.М., Цалко Т.В. [6, 8, 9, 14–16, 21, 23] (Cribb, Emmerson, 2019; Balynin, 2017; Balynin, 2017; Kravchenko 2019; Kurkov, 2016; Legchilina, Apenko, Kirilyuk, Tsalko, 2019; Solovev, 2015; Trunkina, Telyatnikova, 2019). Также некоторые авторы уделяли внимание влиянию на человеческие ресурсы: Бобков В.Н., Машкина Т.С., Колесникова О.А., Маслова Е.В., Тимаков И.В. и Принципи А. [7, 10, 13, 18, 22] (Principi, Bauknecht, Di Rosa, Socci, 2020; Bobkov, Zabelina, Loktyukhina, 2015; Kolesnikova, Maslova, 2019; Mashkina, 2016; Timakov, 2019). Однако в данных работах не были рассмотрены последствия для государства и бизнеса, а также не было уделено внимание работникам, требующим отдельного внимания, – предпенсионерам, являющимся наиболее уязвимой категорией с точки зрения управлениями человеческими ресурсами.

Предпосылки повышения пенсионного возраста в России и за рубежом

Демографическая ситуация на протяжении нескольких лет усложняется. Доля людей старше 60 лет в 2013 году в мире была на отметке в 11,7%, а к 2100 году увеличится более чем в 2 раза (до 27,5%) [24]. Увеличение числа пенсионеров приведет к росту расходов на пенсионное обеспечение. Помимо этого, наблюдается и обратная тенденция: снижение числа трудоспособных граждан. Так, по данным ООН, коэффициент иждивенчества по старости (соотношение населения в возрасте 65+ лет на 100 человек экономически активного населения) в мире изменится с 14,3 в 2020 году и возрастет до 37,5 в 2100 году [24].

Если рассматривать мировые макрорегионы, то в каждом из них наблюдается подобный рост, причем за 80 лет этот коэффициент возрастет в 2 или 3 раза: в Африке – с 6,3 до 21,6; в Азии – с 13,1 до 47; в Европе – с 29,5 до 58,6; в Южной Америке и Карибах – с 13,4 до 56,2; в Северной Америке – с 25,8 до 58,5 и в Океании – с 20,1 до 43,4 [24]. Стоит обратить внимание на обратный показатель – коэффициент потенциальной поддержки, который рассчитывается как отношение людей в возрасте от 15 до 64 лет (то есть экономически активного населения) на число людей в возрасте старше 65 лет (люди пенсионного возраста), он за 80 лет во всем мире изменится с 7 до 2,7 человек трудоспособного возраста на 1 пенсионера. При этом ни один из макрорегионов не окажется в стороне, самая страшная ситуация будет наблюдаться на Африканском континенте – с 16 до 4,6; в Азии – с 7,6 до 2,1; в Европе – с 3,4 до 1,8; в Южной Америке и Карибах – с 7,5 до 1,8; в Северной Америке – с 3,9 до 2 и в Океании – с 5 до 2,5 [24]. Важным показателем, который необходимо учитывать при рассмотрении вопроса увеличения пенсионного возраста, является средняя продолжительность жизни населения. Во всем мире она увеличивается, при этом рост будет сохраняться и далее за счет улучшения качества жизни человека. Изменения средней продолжительности жизни в период с 2020 по 2100 год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изменение средней продолжительности жизни в мире и макрорегионах с 2020 по 2100 год

Регион
Средняя продолжительность жизни в 2020 году
Средняя продолжительность жизни в 2100 году
Изменение, %
Мир
73,16
81,70
11,7%
Африка
64,11
75,64
18,0%
Азия
74,20
83,14
12,0%
Европа
79,09
88,22
11,5%
Южная Америка
76,07
86,27
13,4%
Северная Америка
79,50
88,41
11,2%
Океания
79,25
86,12
8,7%
Источник: World Population Prospects. [Электронный ресурс]. URL: https://population.un.org/wpp/ (дата обращения: 02.12.2020).

Россия не является исключением в текущей демографической ситуации. Подтверждение этого факта отражено в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где отражены аспекты, которые являются основой стратегического планирования, определяющего национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу [3].

Для того чтобы определить, какие вопросы необходимо решать, были выделены несколько угроз, среди которых было отмечено осложнение мировой демографической ситуации. В Указе Президента Российской Федерации обозначено, что в последние годы отмечаются естественный прирост населения и увеличение средней продолжительности жизни. Подтверждением данного факта можно считать данные ООН, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные демографические показатели в Российской Федерации

Показатель
Показатель в 1950 году
Показатель в 2020 году
Рождаемость (млн человек)
14.4
9.2
Трудоспособное население (млн человек)
67.1
96.5
Коэффициент иждивенчества по старости
7.4
23.5
Коэффициент потенциальной поддержки
13.5
4.3
Пожилое население (млн человек)
5
22.6
Средняя продолжительность жизни
58.52
72.99
Общий коэффициент смертности
11
13.1
Источник: World Population Prospects. [Электронный ресурс]. URL: https://population.un.org/wpp/ (дата обращения: 02.12.2020).

Для предотвращения угроз национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает усилия на ряде показателей, в том числе на обеспечении социальной стабильности. На основе этого были выделены национальные интересы на долгосрочную перспективу, в которых были выделены: повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны. В связи с этим органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества: содействуют росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социального обслуживания;

Одним из решений возникшей угрозы, которые были обозначены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стало решение по увеличению возраста выхода на пенсию [4]. Изменения рассчитаны на 10 лет: в период с 2019 по 2028 г. За этот период пенсионный возраст вырастет для женщин и мужчин одинаково, на 5 лет, и составит 60 и 65 лет соответственно. Корректировка в-первую очередь коснется тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., то есть при отсутствии права на досрочное назначение: женщин 1964–1965 гг. рождения и мужчин 1959–1960 гг. рождения. Основная характеристика проводимых изменений заключается в том, что повышение пенсионного возраста будет проходить плавно, что подтверждается данными рисунка 1.

Рисунок 1. График плавной корректировки возраста назначения

страховой пенсии по старости.

Источник: Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/zakon/ (дата обращения: 02.12.2020).

Стоит отметить, что данный комплекс мер имеет как положительные, так и негативные последствия, в том числе для предприятий и человеческих ресурсов, занятых на них. Именно отрицательным эффектам стоит уделить особое внимание, так как нивелирование данных последствий только поспособствует многим людям и сферам жизни общества.

Оценка последствий для управления человеческими ресурсами в условиях осложнения демографической ситуации и повышения пенсионного возраста в России

В связи с влиянием демографических факторов автором была предпринята попытка уделить особое внимание демографическим тенденциям, оказывающим влияние на построение пенсионных систем. Так, на рисунке 2 в схематичном виде представлены последствия увеличения пенсионного возраста, которые отражаются на социально-экономическом развитии государства, затрагивая также организации и домохозяйства.

Решение, которое было принято для предотвращения демографических угроз, будет иметь определенный эффект, снижающий отрицательные последствия, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2. Последствия увеличения числа людей пенсионного возраста

Источник: разработано автором.

Однако, по мнению автора, ограничиваться только лишь увеличением пенсионного возраста не стоит, так как подобное изменение даст положительный эффект только в краткосрочном и среднесрочном периодах. При этом в долгосрочном периоде при отсутствии других мер данное решение не сыграет значительной роли, в том числе за счет изменения демографических показателей. Таким образом, придется осуществить еще одно повышение возраста. При этом более правильным является осуществление одновременно с текущим повышением возраста улучшения благосостояния пенсионеров, в том числе путем увеличения размера пенсии, который позволит гражданам пенсионного возраста хорошо питаться, иметь доступ к оздоровительным и культурным мероприятиям, а также возможность путешествовать по стране и за границу, что также отмечалось при проведении изменений в 2018 году. В этом контексте целесообразно отметить, что исследование Российской академии наук вычислило, что пенсионерам для того, чтобы они смогли позволить себе достойный уровень жизни, необходима пенсия в размере 36 тысяч рублей в регионах и 48 тысяч в Москве [25].

По итогам проведенного автором анализа были выявлены следующие негативные последствия повышения пенсионного возраста:

- снижение располагаемых доходов в первые годы (пенсионные выплаты для некоторых семей стали бы дополнительным источником доходов, однако при повышении возраста выхода на пенсию граждане не смогут рассчитывать на эти средства), а затем будет наблюдаться снижение потребительского спроса, которое приведет к негативному эффекту для экономического роста [27];

- недополучив часть доходов, которые были указаны в пункте 1, граждане могут оказаться за чертой бедности, а государству для обеспечения его социальных обязательств придется выделять средства на реализацию соответствующих мероприятий в области социальной защиты населения;

- появление безработных предпенсионного возраста, которые ожидали выхода на пенсию, но из-за проводимых изменений не смогут этого сделать, так как возраст был повышен, как и выплата пенсионных накоплений, а граждане стали входить в категорию предпенсионных;

- рост теневой экономики страны, так как будет появляться больше самозанятых, которые не смогли пройти курсы переподготовки или не нашли себе рабочее место;

- миграция, связанная с тем, что население будет уезжать в более развитые страны или регионы, так как пенсионный возраст в мире становится более или менее одинаковым, а значит, возможен отток населения, снижение рождаемости и «потери» молодых и талантливых специалистов из стран с меньшим размером пенсионных выплат.

Демографические тенденции отрицательно влияют не только на экономический рост государства, но и экономическое развитие компаний. В связи с увеличением числа людей пенсионного возраста и сокращением трудоспособного населения бизнес может столкнуться со следующими проблемами:

- Снижение доли молодых специалистов на рынке труда. По данным ООН, в 1950 году в России рождаемость была на уровне 14,4 млн человек, а в 2020 она снизилась на 50% и составила 9,2 млн человек, поэтому конкуренция за молодых профессионалов будет высокой, что, скорее всего, приведет и к дополнительным издержкам со стороны компании для привлечения и «удержания на месте» такого сотрудника [24].

- Увеличение среднего возраста сотрудника. Средний возраст гражданина России с 1950 по 2020 год увеличился на 15 лет, достигнув практически 40 лет. Таким образом, и средний возраст сотрудников возрос, а значит, средняя производительность труда снизилась. Также стоит учитывать, что более взрослые сотрудники испытывают больше проблем со здоровьем, которые также отражаются на их производительности [24].

- Уменьшение производительности труда, которая следует из предыдущего пункта, будет отрицательно влиять на рост компании, а также на прибыль предприятия, которой оно может недосчитаться.

- Снижение совокупного спроса населения связано с тем, что в России происходит естественная убыль населения, за 70 лет с 1950 года она снизилась с 15,9 до 0,1 в 2020 году, а значит, люди меньше потребляют, что ведет за собой снижение спроса на товары компаний, а значит, и снижение выручки [24].

- Смещение структуры спроса из-за изменения возрастной структуры населения [27]. Это коснется спроса на рыночные товары и услуги, в которых заинтересована молодежь и пожилое население, при этом в первом случае будет снижение, а во втором – рост.

- Снижение доходов и прибыли компании.

Одной из категорий человеческих ресурсов, которые находятся под большей угрозой в сложившейся ситуации, являются люди предпенсионного возраста [12, 16, 19] (Zabelina, 2018; Legchilina, Apenko, Kirilyuk, Tsalko, 2019; Legchilina, Apenko, Kirilyuk, Tsalko, 2019). Закон, предполагающий повышение возраста выхода на пенсию, вводит понятие «предпенсионный возраст», в котором обозначен новый термин – «предпенсионеры», то есть люди, которым полагаются дополнительные льготы. Ключевой, по мнению автора, является льгота, связанная с возможностью бесплатного прохождения курсов дополнительного образования для граждан предпенсионного возраста. Для реализации данной льготы Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России) создало специальную программу, призванную создать экономические и социальные предпосылки занятости населения предпенсионного возраста, которые исключали бы дискриминацию предпенсионеров в связи с изменением пенсионного законодательства [2]. Если этим вопросом не заняться в настоящее время, то много людей останутся без доходов, так как заработная плата уже будет отсутствовать, а пенсия еще не будет назначена, что приведет к увеличению бедного числа населения, а значит, и к дополнительным расходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на социальные выплаты, поэтому уже на раннем этапе стоит озаботиться данным вопросом и нивелировать отрицательный эффект.

Важно отметить, что в процессе исследования специальной программы автором были выявлены ряд «проблемных областей»: согласно рекомендациям Минтруда России, участниками специальной программы по переподготовке могут стать официально занятые предпенсионеры либо нетрудоустроенные, однако не ставшие официально безработными, обратившись в службу занятости [1]. Граждане, которые стали безработными и получают пособие по безработице, не могут бесплатно пройти программу переподготовки за счет средств бюджета субъекта России.

При этом есть недоработки и в самой переподготовке людей предпенсионного возраста, которые заключаются в том, что преподаваемые компетенции не всегда нужны на рынке труда (парикмахеры, администраторы отеля, выпечка осетинских пирогов и иные), а также выбор образовательной организации на конкурсной основе, где в основном побеждают учреждения, предлагающие меньшую цену, что может сказаться на качестве самого процесса переподготовки и дальнейшего трудоустройства граждан. Также государство не предоставляет гарантий трудоустройства гражданина после прохождения переобучения, что, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что средства, потраченные на переподготовку, не позволяют достичь поставленных целей.

Согласно спецпрограмме, переподготовка пенсионеров должна проходить по стандартам Worldskills. Предполагается, что ежегодно переобучение будут проходить 75 тысяч человек, при этом на конец августа 2019 года было подано 17 тысяч заявок, а за январь-июнь обучение прошли 8,5 тысяч человек, что говорит о том, что темпы явно отстают от запланированных. По мнению автора, причина, по которой данная программа не пользуется спросом, заключается в вышеперечисленных недостатках, а также неэффективном информировании граждан, неравномерном распределении образовательных программ и их ограниченности. Если зайти на сайт, посвященный переподготовке пенсионеров, то можно увидеть, что в программе есть 125 компетенций, обучением которых занимаются 652 заведения, при этом распределение этих компетенций и образовательных учреждений по субъектам России является очень разноплановым, связано это с тем, что правительства регионов сами определяют специализации, которые необходимы в данном субъекте, но, возможно, что также проблема заключается в том, что у регионов разные финансовые возможности [20] (Skvortsova, 2016). Так, на рисунке 3 приведены 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим и наименьшим количеством компетенций.

Следует отметить, что в ряде регионов (Еврейская автономная область, Кемеровская область, Магаданская область, Псковская область, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ) абсолютно отсутствуют компетенции и образовательные центры, что делает переподготовку на данном этапе невозможной.

Рисунок 3. Регионы с наибольшим и наименьшим количеством компетенций.

Источник: Официальный сайт спецпрограммы Worldskills. [Электронный ресурс]. URL: https://50plus.worldskills.ru (дата обращения: 02.12.2020).

Также на сайте описаны компетенции, которые предлагается развивать для получения профессии, однако некоторые программы сложны в изучении за то время, которое на них отводится, так как касаются современных технологий, например, 3D-моделирование для компьютерных игр, инженерный дизайн CAD, разработка виртуальной и дополненной реальности, разработка решений с использованием блокчейн-технологий и другие. Необходимо отметить тот факт, что для каждой компетенции подобрана иллюстрация, выбранная для более легкого восприятия и демонстрирующая, чем могут заниматься люди предпенсионного возраста, однако на каждой фотографии изображены молодые люди.

Вышеперечисленные проблемы, выявленные при анализе принятых мер, необходимо решить в первоочередном порядке, чтобы не допустить осложнения в экономическом и социальном положении человеческих ресурсов.

Предложения по нивелированию негативных последствий повышения пенсионного возраста для человеческих ресурсов в Российской Федерации

По мнению автора, снизить влияние последствий повышения пенсионного возраста может реализация следующих мероприятий:

1. В семьи, по которым повышение пенсионного возраста ударит сильнее всего, нужно направлять продукты, которые находятся в санкционных списках, проведя перед этим необходимые мероприятия по установлению качества и соответствия требованиям данной продукции. Другим способом может стать выдача определенной продукции, у которой срок годности подходит к концу, из специализированных мест, а также появление социальных магазинов, где продукция будет продаваться со значительной скидкой, которая будет оплачена за государственный счет или путем вычета налогов на сумму скидки у производителя.

2. Проведение системной борьбы с теневым сектором экономики (примером, с одной стороны, может являться поощрение добровольного выхода путем налоговой амнистии, а с другой стороны – ужесточение наказания за работу в теневом секторе).

3. Обеспечение продления активной и здоровой трудовой жизни за счет предоставления качественной медицинской помощи (в т.ч. путем увеличения расходов на здравоохранение, предусматривающих переоснащение всех медицинских учреждений и повышение оплаты труда медицинских работников).

4. Формирование специальных программ переподготовки людей старшего возраста, которые захотят сменить профиль работы, но данные программы потребуют дополнительных расходов, средства для финансового обеспечения которых могут быть найдены за счет снижения теневого сектора экономики.

Нивелирование последствий для предприятий и человеческих ресурсов, занятых на них, требует рассмотрения с двух сторон, так как организации, чтобы снизить потери доходов, а значит, и прибыли, будут снижать издержки путем увольнения работников пенсионного и предпенсионного возраста. В таком случае общая производительность труда возрастет, но по Федеральному закону от 03.10.2018 № 352-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» необоснованное увольнение или отказ взять на работу граждан предпенсионного возраста по тем же мотивам грозит штрафом или обязательными работами [5]. То есть государство старается защитить граждан от подобных действий со стороны компаний, но сам частный сектор явно не будет доволен таким законодательством.

С другой стороны, компании не хотели брать людей, которые в скором времени могли выйти на пенсию, а в связи с пенсионными изменениями, последовавшими из-за демографических тенденций, сложившихся в последние годы, в таких людей есть смысл вкладывать ресурсы, ведь они должны будут проработать большее время, а значит, принести больше прибыли самой компании.

В данном решении одной проблемы бизнес и государство вступают в противоречия, представленные на рисунке 4.

Рисунок 4. Противоречия государства и бизнеса в нивелировании последствий повышения пенсионного возраста

Источник: разработано автором.

Однако государство и бизнес заинтересованы в экономическом развитии страны. По мнению автора, решением в данном случае может быть объединение усилий бизнеса и государства для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие человеческого капитала и стимулирование экономического роста. Примером подобного взаимодействия может стать:

Ø Для повышения производительности труда необходимо провести техническое перевооружение ведущих отраслей экономики и компаний за счет средств бизнеса с дополнительным государственным финансированием или налоговыми льготами.

Ø Для того чтобы решить проблему нехватки кадров, государство должно осуществить ряд мер в области внутренней миграции трудоспособного населения из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные. Бизнес, в свою очередь, должен гарантировать достойную заработную плату, которая была в регионе предыдущего места работы.

Ø Решение проблемы нехватки квалифицированных кадров автор видит в увеличении бюджетных мест, в том числе за счет средств целевого характера на специальности, которые необходимы конкретной компании.

Ø Государству необходимо увеличивать расходы на здравоохранение, а также необходимо сделать возможным прохождение диспансеризации ежегодно для всех работников, при этом бизнес должен способствовать прохождению диспансеризации, планируя время на это по определенному графику, и, при возможности, компании могли бы ввести систему добровольного медицинского страхования для своих работников, чтобы осуществлять более качественную медицинскую помощь.

Решения проблем, которые возникли при рассмотрении программы переподготовки предпенсионеров, являющихся высококвалифицированными человеческими ресурсами, представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Авторское решение проблем специальной программы переподготовки граждан предпенсионного возраста

Источник: разработано автором.

Именно комплекс данных мер, которые касаются разных категорий граждан, не позволят допустить краткосрочного эффекта и привести к новому повышению возраста выхода на пенсию.

Заключение

Таким образом, по итогам проведенного исследования необходимо отметить, что основными предпосылками для повышения пенсионного возраста являются демографические тенденции, которые складываются в мире и в России. Ключевым фактором является рост продолжительности жизни человека, который в среднем, по прогнозам ООН, возрастет на 10 лет в мире. В Российской Федерации ситуация усугубляется низкой рождаемостью в 1990-е годы, что привело к дефициту человеческих ресурсов.

Для решения возникших угроз многие страны приходят к повышению пенсионного возраста, который имеет как положительный, так и отрицательный эффекты. Именно нивелирование отрицательных последствий является основной задачей государства, чтобы не допустить очередного повышения возраста выхода на пенсию, которое напрямую затронет все человеческие ресурсы.

Однако повышение пенсионного возраста является необходимой мерой, чтобы повысить эффективность управления человеческими ресурсами, а также достичь тех задач, которые были поставлены в стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Однако вместе с тем, чтобы изменить возраст выхода на пенсию, необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня жизни пенсионеров, рост экономики и производительности труда человеческих ресурсов, обеспечение заботы о людях предпенсионного возраста (которые являются высококвалифицированными кадрами с большим опытом) и улучшение других показателей путем совместной работы государства, бизнеса и общества, чтобы не допустить краткосрочности эффекта повышения пенсионного возраста, а также повысить эффективность имеющихся человеческих ресурсов в рамках сложной демографической ситуации.

Представляется, что предложенный комплекс мероприятий позволит смягчить влияние негативных тенденций на управление человеческими ресурсами в условиях повышения пенсионного возраста.


БЛАГОДАРНОСТИ:
Автор выражает благодарность своему научному руководителю Балынину Игорю Викторовичу, к.э.н., доценту Департамента общественных финансов финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Источники:

1. Приказ Минтруда России от 01.03.2019 №131 «Об утверждении типовых рекомендаций по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, а также по составлению перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста» // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 3025-р // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф.
3. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф.
4. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф.
5. Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф.
6. Cribb J., Emmerson C. Can't wait to get my pension: The effect of raising the female early retirement age on income, poverty and deprivation // Journal of Pension Economics and Finance. – 2019 – №3 – с. 450 - 472.
7. Principi A., Bauknecht J., Di Rosa M., Socci M. Employees’ longer working lives in Europe: Drivers and barriers in companies // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020 – №5 – 1658.
8. Балынин И.В. Новая пенсионная реформа в Российской Федерации: базовые принципы, этапы и ключевые мероприятия // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 16. С. 927-948.
9. Балынин И.В. Особенности построения пенсионных систем стран бывшего СССР // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – №2. – с. 195-199.
10. Бобков В.Н., Забелина О.В., Локтюхина Н.В. Повышение пенсионного возраста в Российской Федерации: социально-трудовые последствия // Народонаселение. – 2015 – №4 – с. 93-107.
11. Бусалова С.Г., Гулина О.А. Пенсионное обеспечение в странах ЕС // Контентуc. – 2018. - №1. – с. 7-13
12. Забелина О. В. Особенности занятости и проблемы трудоустройства лиц старших возрастных групп на российском рынке труда // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 1. – с. 165-176. – doi: 10.18334/et.5.1.38874.
13. Колесникова О.А., Маслова Е.В. К вопросу о снижении гендерных диспропорций на рынке труда в современных российских условиях // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – с. 1447-1462. – doi: 10.18334/et.6.4.41272.
14. Кравченко Е.В. Особенности корпоративного пенсионного страхования в России и за рубежом // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 3. – с. 1203-1218. – doi: 10.18334/et.6.3.41080.
15. Курков И.И. Целесообразность повышения пенсионного возраста в России // European Science. – 2016 – №1 – с. 37-43.
16. Легчилина Е.Ю., Апенько С.Н., Кирилюк О.М, Цалко Т.В. Исследование влияния пенсионной реформы на трансформацию социально-трудовых отношений // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – с. 1397-1410. – doi: 10.18334/et.6.4.41414.
17. Леднева С.А., Косарева Е.А. Использование потенциала представителей старшего демографического возраста в профессиональной деятельности // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 2. – с. 787-798. – doi: 10.18334/et.6.2.40604.
18. Машкина Т. С. Сравнение систем пенсионного обеспечения России и Израиля // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 80-82
19. Ромашкина Ю.В., Каргинова В.В. Оценка человеческого капитала лиц старших возрастов в Республике Карелия // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 2. – с. 465-478. – doi: 10.18334/et.5.2.39152.
20. Скворцова В.С. Повышение пенсионного возраста в условиях современной России: возможные выгоды и риски // Экономика труда. – 2016. – Том 3. – № 2. – с. 183-198. – doi: 10.18334/et.3.2.36100.
21. Соловьев А.К. Демографические условия повышения пенсионного возраста в России // Народонаселение. – 2015 – №2 – с. 39-51.
22. Тимаков И.В. Самооценка трудоспособности возрастных работников в условиях российского региона // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – с. 1423-1436. – doi: 10.18334/et.6.4.41156.
23. Трункина Л.В., Телятникова Т.В. Демографические процессы и пенсионная реформа: взаимосвязь и взаимообусловленность // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 3. – с. 1193-1202. – doi: 10.18334/et.6.3.41054.
24. World Population Prospects. – [Электронный ресурс]. – URL: https://population.un.org/wpp/ (дата обращения: 02.12.2020)
25. «Эксперты РАН назвали размер пенсий, при котором старики будут жить достойно. – [Электронный ресурс]. – URL: https://news.rambler.ru/other/41791340-eksperty-ran-nazvali-razmer-pensiy-pri-kotorom-stariki-budut-zhit-dostoyno/ (дата обращения: 02.12.2020)
26. «Долгосрочный прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». – [Электронный ресурс] – URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 02.12.2020)
27. Сайт Федеральной службы государственной статистики – [Электронный ресурс] – URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 02.12.2020)
28. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pfrf.ru/zakon/ (дата обращения: 02.12.2020)
29. Официальный сайт спецпрограммы Worldskills. – [Электронный ресурс]. – URL: https://50plus.worldskills.ru (дата обращения: 02.12.2020)

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:15:02