Социальный проект благотворительной программы «Дорога к дому» как пример государственно-частного партнерства в решении проблемы социального сиротства

Смирнова Е.А.1, Заболтина В.В.2,1
1 Благотворительный фонд «Дорога к дому», г. Череповец
2 Череповецкий государственный университет

Статья в журнале

Государственно-частное партнерство *
Том 3, Номер 1 (Январь-Март 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26320633
Цитирований: 2 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Статья посвящена вопросу государственно-частного партнерства в сфере расширения и совершенствования социальных услуг в целях формирования эффективного сотрудничества государства, бизнес-сообщества и неравнодушных граждан. Благотворительный фонд как некоммерческая организация инициирует совместные социальные проекты и межведомственное взаимодействие, развивая государственно-частное партнерство. Проект «С первых дней» благотворительной программы «Дорога к дому» как пример ГЧП в социальной сфере. Социальные программы не являются односторонними, они основываются на принципе участия, включения материальных, финансовых и временных ресурсов в той или иной степени всех задействованных групп общества.

Ключевые слова: партнерство, бизнес, риски, государство, социальный проект, проектирование, ГЧП, ожидаемый эффект

JEL-классификация: L32, L31, J13



Введение

Долгосрочные цели развития Российской Федерации требуют модернизации в различных сферах, в том числе в здравоохранении, образовании и социальной сфере. Сегодня достижение этих целей невозможно без государственно-частного партнерства. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в кровной семье является приоритетом государственной политики в сфере защиты материнства, отцовства и детства. Благотворительный фонд «Дорога к дому» компании «Северсталь» активно участвует в реализации этого приоритетного направления. Председатель совета директоров ПАО «Северсталь» А.А. Мордашов отмечал: «У корпорации нет будущего, если нет будущего у детей. Мы готовы вкладывать деньги в ту сферу, которая ориентируется на конкретный результат: уменьшение числа воспитанников в детдомах, безнадзорных детей. Бизнес может стимулировать социальную сферу быть более эффективной» [1].

Благотворительный фонд как некоммерческая организация содействует решению конкретных социальных проблем, инициируя совместные проекты, межведомственное взаимодействие и развивая социальное партнерство. Действующие проекты, которые реализуются в городах присутствия компании «Северсталь», прошли качественный отбор через открытый Конкурс социальных проектов программы «Дорога к дому». В Конкурсе каждый год могут принимать участие юридические лица, в том числе государственные, муниципальные и общественные некоммерческие организации, и физические лица, и получить поддержку от компании «Северсталь». Деятельность проекта должна соответствовать направлениям (профилактика социального сиротства; профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних) и целевой группе Программы: несовершеннолетние и их семьи группы социального риска, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; а также дети, оставшиеся без попечения родителей. Проект должен представлять собой систему инновационных способов решения проблем семьи и детства. По окончании проекта деятельность оформляется в виде социальной технологии для возможной передачи и может быть передана городским учреждениям и организациям, решающим подобные проблемы целевой группы в своем регионе.

В 2016 году в 7 регионах России работает 31 социальный проект. В результате деятельность специалистов в рамках социального партнерства содействует решению проблемы социального сиротства, семейного неблагополучия, снижению социальной напряженности в городах; происходит апробация эффективных социальных и психологических технологий, внедрение их в работу социальной сферы города; осуществляется обучение специалистов городских субъектов профилактики новым методам социальной работы на основе инновационного опыта регионов РФ; формируется межведомственное и межсекторное взаимодействие; привлекаются дополнительные средства в социальную сферу города; развиваются благотворительность и добровольчество.

В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» отмечается необходимость создания «единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку; социально-психологическую помощь родителям». Для обеспечения наиболее полного и своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, в РФ была создана единая и обязательная система скринингов новорожденных, детей младенческого и раннего возраста; на федеральные средства в медицинские учреждения было закуплено дорогостоящее современное оборудование для проведения обязательных обследований; специалисты обучены работать на данном оборудовании. Несмотря на эти позитивные изменения, критический анализ ситуации с использованием «дерева проблем» показал, что выявленные дети с проблемами в развитии, получая своевременную медицинскую помощь в поликлинике по месту жительства, не могут также своевременно получить раннюю психолого-педагогическую поддержку. И как оказалось, проблема не в нехватке специалистов педагогического профиля в детских поликлиниках, а в отсутствии системы ранней комплексной помощи в условиях поликлинического учреждения, в недостаточной организации среды для занятий с малышами и их родителями, а также в недостаточной готовности специалистов к взаимодействию по вопросам раннего развития. Это требует не только материальных вложений, но и ряда системных решений по организации деятельности и дополнительного профессионального обучения персонала поликлиник.

Основная часть

Появление в семье ребенка с проблемами в развитии всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников, что приводит к неосознанному искажению поведения родителей: нарушаются внутрисемейные и социальные отношения, дальнейшее репродуктивное поведение, складываются неверные представления о больном ребенке и его возможностях. Подобные нарушения являются средствами психологической защиты от травмирующей ситуации, в которой оказалась семья. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, имеют риск социального сиротства, так как дезадаптивное поведение родителей может привести к отказу от выполнения родительских обязанностей и распаду семьи.

Примером государственно-частного партнерства в решении проблемы социального сиротства является проект «С первых дней» благотворительной программы «Дорога к дому», который реализуется с 2015 года.

Проблема, на решение которой направлен проект, состоит в том, что, с одной стороны, в г. Череповце недостаточно отлажена система взаимодействия специалистов детских поликлиник (логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей, медицинских сестер), оказывающих помощь семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 3-х лет, а с другой – имеется потребность родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в комплексной помощи для сохранения семьи и успешной абилитации ребенка.

Актуальность проблемы обусловлена нарастающей инвалидизацией детского населения: уменьшается доля рождения здоровых, физиологически зрелых детей; повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии.

За последние 5 лет в городе Череповце отмечен рост числа детей, родившихся недоношенными. В 2014 году в городе родилось преждевременно 303 ребенка, из них с экстремально низкой массой тела – 29 детей.

По итогам 2014 года в городе проживает 1134 ребенка-инвалида, что составляет 1,9% от детского населения. Хотя за последние 10 лет первичный выход на инвалидность среди детского населения сократился на 20%, в 2014 году впервые инвалидность оформлена у 149 детей, что на 6 меньше по сравнению с 2013 годом. Как и в предыдущие годы, максимальная доля первичного выхода на инвалидность приходится на возрастную группу от 0 до 4 лет: 87 детей – 58,4% (за 3 года доля детей 0–4 года выросла на 8,8%).

Среди причин, приводящих к детской инвалидности, 1 место занимают болезни нервной системы – 25,3%, 2 место – врожденные пороки развития – 22,6%, 3 место – психические расстройства – 19% [2]. По ведущему ограничению жизнедеятельности у детей-инвалидов преобладает нарушение самостоятельного передвижения. По основным видам нарушений преобладают психические и статодинамические нарушения, нарушения органов и систем [3].

97,2% детей-инвалидов воспитывается в семьях. 32 ребенка-инвалида (2,8% от всех инвалидов) проживают в интернатных учреждениях, за 2014 год количество отказных детей-инвалидов уменьшилось на 12 человек.

Современные ученые отмечают критическое значение первых лет жизни в развитии ребенка, которое принципиально зависит от роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения (Е.Ф. Архипова, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, Н.Н. Малофеев, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.).

Цель проекта «С первых дней» – разработать и внедрить систему медико-психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 3-х лет и его семье в детских поликлиниках г. Череповца.

Клиентами проекта являются семьи г. Череповца, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие детей от рождения до 3-х лет с уже выявленными отклонениями в развитии или входящими в группу биологического и социального риска, у которых могут возникнуть те или иные проблемы в развитии.

В 2015 году в ходе реализации проекта на базе Детской поликлиники № 3 г. Череповца были разработаны и апробированы:

- модель комплексной медико-психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии от 0 до 3-х лет в условиях учреждения здравоохранения;

- технология отбора целевой группы;

- алгоритм взаимодействия специалистов междисциплинарной команды по комплексному медико-психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с проблемами в развитии от 0 до 3-х лет.

Специалистами проекта «С первых дней» реализовывались следующие услуги:

- оценка развития ребенка от 2 мес. до 3 лет и составление совместно с родителями абилитационного плана работы по их запросу;

- индивидуальные занятия-консультации специального педагога;

- индивидуальные занятия-консультации специалиста по ранней коммуникации;

- детско-родительские группы поддержки;

- индивидуальные занятия-консультации кинезитерапевта;

- индивидуальные консультации родителей.

За 2015 год 48 семей, имеющих детей до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, получили комплексную помощь междисциплинарной команды специалистов проекта «С первых дней».

В 2016 году разработанная в рамках проекта Модель медико-психолого-педагогической помощи будет внедряться в работу специалистов (логопедов, психологов, социальных работников, медицинских сестер) всех детских поликлиник г. Череповца.

Для достижения поставленной цели были заключены соглашения о сотрудничестве и создании благоприятных условий для реализации проекта «С первых дней» в рамках благотворительной программы «Дорога к дому» между БФ «Дорога к дому» и бюджетными учреждениями здравоохранения (детские поликлиники) г. Череповца. Затем были заключены договоры между БФ и добровольцами-специалистами поликлиник, где были оговорены обязанности сторон.

Кадровый ресурс составила прежде всего междисциплинарная команда специалистов проекта «С первых дней»: педиатр раннего развития, кинезитерапевт, специальный педагог, специалист по ранней коммуникации, психолог. Для реализации проекта также были привлечены добровольцы: специалисты поликлиник (14 человек) и студенты-дефектологи волонтерского отряда «Импульс» (30 человек) кафедры дефектологического образования Череповецкого государственного университета (ЧГУ). Первые – реализуют разработанную систему ранней комплексной помощи в детских поликлиниках города, вторые – привлечены к работе по изготовлению пособий для занятий, по организации лекотек – библиотек игрушек, помогают специалистам на групповых занятиях.

Решением проблемы преодоления ограничений функций жизнедеятельности детей с ОВЗ в раннем возрасте является комплекс мер, направленных на объединение усилий всех специалистов при осуществлении деятельности по нормализации здоровья ребенка, его способности к самообслуживанию и общению, к полноценному проживанию социальной ситуации в адекватной для этого социальной среде жизнедеятельности. Такой комплексный подход призван обеспечить не только восстановление здоровья ребенка, но и формирование социального статуса его личности, способности к интеграции в общество и в целом к трудоспособности в зрелом возрасте. Объективно существует необходимость реализовать междисциплинарную систему оказания абилитационной медико-психолого-социально-педагогической помощи детям от 0 до 3-х лет и их семьям в условиях учреждений здравоохранения на территории г. Череповца.

Объединение усилий специалистов, формирование из них единой команды предполагало обязательное совместное обучение специалистов поликлиник (логопедов, психологов, социальных работников, медицинских сестер) ряду специальных компетенций в рамках курса повышения квалификации «Абилитационная работа» (36 часов), разработанного на кафедре дефектологического образования ЧГУ. Подобное обучение междисциплинарных команд было проведено впервые и включало 2 функциональных блока:

1 блок. Профессионально-теоретический представлен лекционно-практическими занятиями по формированию знаниевого компонента значимых для комплексной абилитационной работы компетенций специалистов.

2 блок. Профессионально-практический – включал участие слушателей программы в мастер-классах специалистов проекта «С первых дней».

После этого блока обучения специалисты поликлиник – волонтеры проекта приступят к отработке навыков оказания ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их семьям на своих рабочих местах в рамках своего расширенного функционала. На этом этапе реализации проекта задача руководителя проекта состоит в том, чтобы организовать всестороннюю практическую поддержку специалистов поликлиник со стороны специалистов проекта и их согласованную работу по реализации Модели ранней комплексной помощи ребенку и его семье в условиях детских поликлиник.

В дальнейшем планируется продолжить обучение специалистов в рамках третьего «Организационно-функционального блока», предполагающего формирование навыков межведомственного взаимодействия и командной работы и включающего тренинговые занятия по командообразованию и командоуправлению. В этот же блок входит обучение специальным техникам, формирование у специалистов продуктивных копинг-стратегий и профилактика профессионального выгорания.

Параллельно с обучением специалистов поликлиник руководителем проекта решалась задача создания условий для занятий с детьми и их семьями. Впервые в городе Череповце на базе детской поликлиники городской больницы № 2 был организован и оснащен на средства компании «Северсталь» кабинет специального педагога, который будет оказывать раннюю комплексную помощь в рамках проекта «С первых дней».

Для оценки деятельности проекта будут использоваться следующие показатели:

- влияния проекта на ситуацию в городе;

- изменений, происходящих с клиентами после участия в проекте;

- характеристики деятельности специалистов проекта.

Критериями положительной динамики у клиентов проекта будут являться:

- приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям развития ребенка;

- расширение возможностей функционирования ребенка в социальной среде;

- улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком;

- повышение качества жизни семьи.

Критериями недостаточной динамики у клиентов будут являться:

- незначительные изменения в когнитивном, двигательном, речевом, эмоциональном развитии ребенка;

- отсутствие существенных изменений в качестве жизни семьи.

Непосредственным ожидаемым результатом деятельности проекта «С первых дней» является внедрение Модели ранней комплексной помощи в работу детских поликлиник города Череповца (а в дальнейшем и Вологодской области). Это позволит получить следующий ожидаемый эффект:

- максимально широко охватить комплексной помощью детей на ранних этапах развития;

- сократить разрыв между выявлением нарушения и началом помощи семье и ребенку;

- предупредить возникновение вторичных нарушений в развитии;

- максимально раскрыть реабилитационный потенциал семьи в оказании помощи и поддержки ребенку и тем самым выполнить миссию Проекта, которая заключается в профилактике социального сиротства.

При разработке данного проекта авторы осознавали важность использования системных методов и подходов в проектировании и учитывали сложность и ограничения логических моделей, обусловленные их нелинейностью, динамичностью взаимодействий, использованием в качестве основания для проекта гипотетического предположения группы людей и т. п. Исходя из этого, при проектировании, во-первых, учитывались следующие возможные риски и трудности: отказ родителей от помощи специалистов проекта, невыполнение родителями рекомендаций специалистов проекта, неявка на занятия, сопротивление специалистов поликлиник расширению их функционала и обучению в свободное от работы время, отсутствие условий в поликлиниках для занятий с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, – во-вторых, системно изучались взаимоотношения заинтересованных сторон, их восприятие проблемы, а также что именно следует включить в «поле» Проекта (а что пока останется за его границами).

Выводы

Успешный опыт реализации проекта «С первых дней» благотворительной программы «Дорога к дому» показал, что социальные программы не являются односторонними, они основываются на принципе участия, включения материальных, финансовых и временных ресурсов в той или иной степени всех задействованных групп общества. Без инициативы органов местного самоуправления, без участия жителей, без проявления гражданской ответственности каждого человека социальное партнерство невозможно.

[1] Источник: управление по корпоративной социальной ответственности и бренду компании «Северсталь».

[2] Федеральные государственные статистические наблюдения за 2014 год.

[3] Там же.


Источники:

Кобрина, Л.М., Денисова, О.А., Леханова, О.Л. (2013). Индивидуализация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 3(2), 60–68.
Кузьмин, А.И., Кошелева, Н.А. (2014). Теория изменений: общие рекомендации к применению (из опыта БДФ «Виктория»). М.: Проспект.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:57