Осуществление ESG-стратегий в условиях санкций: опыт Ирана и рекомендации для России
Ветрова М.А.1, Варламова М.П.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 20 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 1 (Январь 2023)
Цитировать:
Ветрова М.А., Варламова М.П. Осуществление ESG-стратегий в условиях санкций: опыт Ирана и рекомендации для России // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 1. – С. 91-110. – doi: 10.18334/ce.17.1.116801.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50353496
Цитирований: 9 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В последнее десятилетие задачи достижения климатической нейтральности, перехода к экономике замкнутого цикла, инклюзивного экономического роста ставятся на наднациональном уровне, что накладывает обязательства на реформирование нормативно-правовых основ устойчивого развития внутри стран в первую очередь для изменения условий ведения бизнеса. Компании осуществляют высоко затратную ESG-трансформацию для эффективной реализации экологических, социальных и корпоративных целей д. Вместе с тем осложнение геополитической ситуации переориентирует российские бизнес-структуры на решение проблем краткосрочной оптимизации в том числе путем сокращения ESG-практик, что может негативно сказаться на конкурентоспособности и устойчивости в долгосрочной перспективе. Поэтому объектом специального внимания выступает обоснование необходимости государственной поддержки компаний в области ESG-трансформации в условиях санкционного давления и новых вызовов. Авторы проводят анализ инфраструктуры и институциональной среды для развития ESG-принципов в России, а также на примере опыта Ирана реализации программ устойчивого развития в условиях санкций дают рекомендации для оптимального внедрения ESG стратегий в России
Ключевые слова: ESG-стратегии, зеленые финансы, санкции, корпоративная социальная ответственность, климатическая повестка
JEL-классификация: F43, F63, M14, F51, Q01
Введение
В рамках вклада в Парижском соглашении по Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. №296-ФЗ Россия должна сократить выбросы парниковых газов до уровня не более 75 % объема указанных выбросов в 1990 г. Климатическая повестка среди прочего стала одной из ключевых причин ESG-трансформации бизнеса [1, с. 90–109]. Однако в новых политико-экономических условиях предприятия столкнулись с многочисленными проблемами осуществления ESG-стратегий. Основными причинами осложнения перехода к прозрачному и эффективному экологическому, социальному и корпоративному управления стали введённые ограничения со стороны Евросоюза, США и других государств. Так в 2022 году Российская Федерация возглавила рейтинг стран с самым большим количеством веденных против них санкций [2]. В связи с этим предприниматели оказались в ситуации, когда невозможно спрогнозировать дальнейшие развитие событий. Им приходится принимать стратегические решения в условиях ограниченных ресурсов и введения новых экономических барьеров. На данный момент у компаний уже наблюдаются смещение приоритетов. Теперь в ESG-повестке на первый план выходят социальные аспекты: поддержка работников, сохранение занятости, переквалификация сотрудников. Что же касается реализация экологических инициатив, то представители индустриального сектора выражают сомнения в их дальнейшей реализации [3].
Первичный анализ, проведенный авторами, позволил выявить перечень проблем, с которыми сталкиваются бизнес-структуры при осуществлении ESG-трансформации. Во-первых, у организаций возникают сложности с цепочками поставок как технологий, так и продукции в целом для экологически безопасного производства. Из-за этого на текущий момент в экологическом контроле заметны значительные послабления для компаний. Более детально эту проблему мы можем рассмотреть на примере автомобильной промышленности. Так 12 мая 2022 года Правительство РФ опубликовало постановление №855, в котором описаны упрощенные требования к сертификации легковых автомобилей [4]. Документ разрешает выпускать новые автомобили без систем ABS и ESP, а также снижает экологические стандарты машин до «Евро-0», то есть государство позволяет производить автомобили с уровнем выбросов, отвечающим нормативам 1988 года. Несмотря на то, что данное постановление действует до 01 февраля 2023 года только в сентябре 2022 года в России было продано более 20 000 автомобилей марки Lada с двигателем экологического класса «Евро-2» [5]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что из-за проблем с поставками комплектующих и технологий экологическая ситуация в России может значительно усугубиться.
Во-вторых, на рынке наблюдается сокращение инвестиций в ESG-проекты и соответственно их количество. В первую очередь это связано с тем, что в условиях риска и неопределенности бизнес принимает только экономически-эффективные решения, экологические проблемы уходят на второй план. Так же стоит отметить, что вряд ли найдётся большое количество инвесторов готовых вложиться в ESG-проекты в стране, где обещанная инфляция к концу года может составить более 17% [6]. Так в текущих условиях многие предприятия не в состоянии поддерживать действующие экологические стандарты и перестраивать производственно-технологические процессы для соответствия требованиям новой Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов.
Ещё одной важной проблемой, с которой сталкивается бизнес является отсутствие инфраструктуры и развитой институциональной среды для внедрения ESG-проектов. Достаточно большое количество иностранных компаний покинули Россию из-за осложнения геополитической ситуации. Необходимо подчеркнуть, что передовая практика западных ESG-инициатив была основной для бенчмаркинга экологических проектов российских компаний [7]. Отсюда можно сделать вывод, что закрытие иностранных ESG-проектов будет тормозить развитие «зеленых» инициатив в стране, так как значительная часть ESG-тенденций была основана на зарубежной практике внедрения наилучших доступных технологий.
Вместе с тем Россия не вышла из Парижского соглашения, экологической законодательство развивается и требования к российским предприятиям растут, поэтому проблематика реальной ESG-трансформации остается остроактуальной [8, с. 163–167]. В связи с этим в статье, во-первых, проводится анализ инфраструктуры и институциональной среды для развития ESG-принципов в России, а также предпосылки формирования собственных ESG-стандартов; во-вторых, исследуется иранский опыт внедрения экологического, социального и корпоративного управления в условиях санкций; в-третьих, даются рекомендации для оптимального внедрения ESG стратегий в условиях санкционного давления на российские компании. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что в условиях санкций российские предприятия без активной поддержки государства не способны производить продукцию, соответствующую передовым стандартам, при этом в условиях изолированности наилучшие доступные технологии и институты не могут быть импортированы, что может существенно снизить конкурентоспособность и инновативность российских компаний в долгосрочной перспективе.
Для решения задач и проверки гипотезы были использованы методы и инструменты теории внешних эффектов, современной интерпретации концепции устойчивого развития и энергоперехода, а также институциональный, отраслевой и межстрановой анализ.
ESG в России: причины актуальности устойчивого развития, существующая экосистема
Решение задач в сфере ресурсосбережения, энергосбережения, создания экономики замкнутого цикла, а также перехода к низкоуглеродной экономике лежит в основе повестки устойчивого развития для РФ [9, с. 187–195]. Что такое ESG-принципы для российских компаний и почему так важно поддерживать мировые стандарты устойчивого развития? В первую очередь следование ESG-принципам позволяет быть конкурентоспособным на зарубежных рынках. ESG рейтинги являются показателем для стейкхолдеров, партнеров и потребителей, по которым они могут судить об устойчивости бизнеса и будущих его перспективах. У таких предприятий больше шансов привлечь дополнительное финансирование, так как данные организации прозрачны и предсказуемы для инвесторов, у них высокий уровень корпоративного управления и их ценные бумаги более стабильны на бирже [10].
На сегодняшний день, компании разделились на два лагеря: одни считают, что ESG–повестка — это дополнительные издержки, которые не привносят дополнительной ценности в результате введения санкций, другие же считают, что новая действительность – это возможность для развития собственной ESG инфраструктуры и создания локальных стандартов устойчивого развития. Вместе с тем стоит отметить, что ESG-трансформация не теряет своей актуальности в связи с переориентацией российских бизнес-структур с западных рынков на восточные, о чем свидетельствует усиление экспортно-импортных операций на Тихоокеанском и Южно-Азиатском рынках. Прежде всего стоит обратить внимание, что Гонконг является одним из крупнейших и наиболее динамичных рынков зеленого и устойчивого финансирования в Азии [11]. На текущий момент, на гонконгской фондовой бирже требования к руководству по экологической, социальной и управленческой отчетности гораздо строже чем на лондонской бирже. Основной проблемой эмитентов при листинге является широкий спектр требования к обязательному раскрытию информации. Биржа выставляет компаниям положения «Соблюдай или объясни», где в каждой тематической области выделены определенные аспекты, по которым необходимо предоставить общие сведения и ключевые показатели [12]. Также стоит отметить, что большинство компаний в странах тихоокеанского региона публикуют свою нефинансовую отчётность и предпринимают активные меры по декарбонизации производства, особенно в Китае. Именно поэтому при сотрудничестве российских предприятий с азиатскими компаниями внедренные ESG-принципы будут являться конкурентным преимуществом.
Авторами было проведено исследование, в котором ESG-инициативы в России были рассмотрены в рамках атласа экосистемы ESG, созданного ESG альянсом [13]. (табл. 1)
Таблица 1. ESG экосистема России
Элементы
экосистемы ESG
|
Описание
|
Проекты
|
С точки
зрения научного подхода в РФ ESG-повестка только формируется. Несмотря на то, что к
текущему моменту написано достаточно большое количество статей и исследований
в области устойчивого развития, на практике лишь крупные компании внедряют ESG-стандарты
в свой бизнес. Так же актуальной проблемой является отсутствие в России
принятых единых стандартов нефинансовой отчётности, ESG-индексов и т.д.
|
Финансы
|
Компании
могут получить финансирование в области устойчивого развития тремя способами:
выпуск «зеленых» облигация, ESG-кредиты и внешние инвестиции.
«Зеленая» рыночная инфраструктура всё ещё развивается на территории России. Так на московской бирже создан отдельный сектор устойчивого развития, где инвесторы могут приобрести «Зелёные» и «социальные» облигации российских эмитентов. Так же у компаний при листинге на СПБ бирже появилась возможность отнести выпускаемые облигации в ESG сектор и сегмент «Адаптационные облигации». Однако количество размещенных ценных бумаг в сфере устойчивого развития остаётся не большим. Что касается ESG-кредитования, то самым крупным банком в этой сфере является Сбербанк. Несмотря на сложившуюся экономическую обстановку в виду осложнения геополитической ситуации данный вид кредитования набирает обороты. Так за год портфель ESG-кредитов у российских банков увеличился втрое, до 1,2 трлн рублей [14]. |
Отчётность
|
В Российской
Федерации отсутствует обязательная ESG отчётность.
По итогам 2021 года нефинансовую отчётность опубликовало в том или ином виде
более 50% российских компаний [15]. На территории страны бизнес пользуется
следующими мировыми стандартами ESG-отчетности: GRI, ISSB, ESRS
|
Инновации
|
На
территории РФ существует достаточное количество инкубаторов и технопарков,
однако информация конкретно об ESG-стартапах отсутствует. Основным заказчиком таких решений
выступают крупные российские компании.
|
Оценка
|
Сегодня
зарубежные рейтинговые ESG-агентства приостановили свою деятельность в России на
неопределенный срок.
Российские рейтинговые агенства только начали своё развитие. С 2014 года РСПП продвигает собственный ESG Индекс, который включен в международную базу индексов и рейтингов в сфере устойчивого развития. Также на текущий момент РБК при поддержке НКР разрабатывают ESG-индекс для российских предприятий [16]. |
Методология
|
По постановлению
Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. N 1587 национальная методология
устойчивого развития состоит из: таксономии зеленых проектов, таксономии
адаптационных проектов и требований к системе верификации. При разработке
национальной таксономии были учтены не только ведущие мировые стандарты, но и
национальные приоритеты страны.
|
Государство
|
В РФ органом надзора, регулирования и контроля ESG-повестки
выступает ВЭБ.РФ
|
Метаструктуры
|
Основным
источником принципов, целей и направление устойчивого развития долгое время
было декарбонизация производства. Однако на текущий момент приоритеты в ESG-повестке
сильно меняются. Сегодня через призму ESG-факторов и рисков на первый план
выходит вопрос о решении проблем в социально-трудовой сфере.
|
Общая инфраструктура
|
Что
касается тенденций декарбонизации производства, то в РФ в основном механизмы
углеродного регулирования всё ещё формируются. В 2021 году вышел федеральный
закон № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" [17], который
направлен на создание условий устойчивого развития для российских компаний. В
2022 году на российском рынке появилась углеродная биржа.
В 2022 году альтернативная энергетика в России составляет не более 0,5% от рынка в целом [18]. Государство делает в основном акцент на развитии водородной энергетики. Российской автомобильной промышленности необходимо к 2030г. уложиться в нормативы парниковых выбросов, установленных Минэкономразвитием. Данный целевой показатель для отрасли должен будет составить 157 млн. тонн экв. СО2 [19]. Несмотря на то, что у России ещё с 2018 года выстроено производство электробусов, в основном их используют только в г. Москва, а также в Ростове-на-Дону и Уфе. Данная тенденция говорит о том, что, во-первых, необходимо наращивать объёмы производства электробусов ПАО «КАМАЗ» для дальнейшего их внедрения в инфраструктуру других городов. И, во-вторых, подготовить площадку для данных введений, то есть построить зарядные станции. Также в сентябре 2022 года в Липецкой области завод приступил к сборке китайских электрокаров под российским брендом [20]. |
Проведенное исследование показало, что ESG-повестка в новых реалиях приобрела ещё большую актуальность чем раньше. В условиях санкционного давления, закрытия европейских и американских рынков, российскому бизнесу необходимо сосредоточиться на мировых ESG-тенденция для увеличения конкурентоспособности на азиатских рынках, а также повешения кредита доверия у новых партнеров. Однако, стоит отметить, что компании, которые готовы поддерживать ESG-повестку, не смогут реализовывать свои проекты без поддержки государства, так как из-за инфляции стоимость всего будет расти, в том числе и ESG-проектов [21, с. 106 - 107].
Согласно таблице 1 ESG экосистема России на законодательном уровне носит лишь рекомендательный характер и выступает ориентиром устойчивого развития для компаний. В РФ отсутствует единый национальный стандарт как нефинансовой отчётности, так и ESG-индексов. Вместе с тем сформирована национальная таксономия, активно развивается рынок финансирования устойчивого развития, реформируется экологическое законодательство, что дает основу для формирования общей ESG-инфраструктуры [22, с. 37–51]. Таким образом, текущая кризисная ситуация является в том числе и драйвером для создания национальных стандартов устойчивого развития, учреждения ESG-институтов, внедрения открытых ESG-проектов при поддержке государства, и усиление ориентации бизнес-структур на переход к практикам устойчивого развития.
Опыт Ирана - развитие ESG стратегий в условиях санкций
В 2016 году Иран подписал Парижское соглашение по климату, однако дальнейшая ратификация документа не была осуществлена. Основная причина отказа Ирана от утверждения договора заключается в санкциях со стороны США, которые не дают возможности государству выполнять соответствующие обязательства и получать помощь от международного сообщества. Стоит отметить, что Иран также сообщал о возможности ратификации соглашения в случае ослабления санкционного давления на страну [23].
Что касается экологической обстановки в Иране, то тут заметны значительные климатические ухудшения. Стоит отметить, что энергетический сектор составляет около 90% всех выбросов в Иране. Именно поэтому национальные стратегии реформирования и субсидирования энергетики оказывают значительное влияние на ESG-повестку в стране. Так большой объём скрытых субсидий приводит к таким проблемам как загрязнение окружающей среды и рост выбросов парниковых газов [24]. Согласно проведенному исследованию плановой и бюджетной организации Исламской Республики Иран, «Скрытые энергетические субсидии составляют 900 тысяч миллиардов томанов, эта высокая сумма приводит к недобросовестному использованию дешевой энергии и уничтожению части национального богатства» [25]. Данный вывод подтверждает и анализ выбросов CO2 (рис. 1) на территории государства, где отчётливо прослеживается тенденция увеличения загрязнения воздуха.
Рисунок 1. Выбросы углекислого газа на территории Исламской Республики Иран за 2005–2020 гг.
Источник: составлено авторами по данным Global Carbon Atlas [26].
В 2015 году Иран заявил, что в качестве климатического обязательства он гарантирует безусловное сокращение выбросов на 4% к 2030 году или на 12% при условии международной финансовой и технической поддержки. Так в Пятый план развития Ирана (2011 – 2015 гг.) вошёл закон о реформе структуры энергопотребления, введение льготных тарифов для возобновляемых источников энергии и закона о реформе цен на энергию. Основной целью данного проекта было снижение энергоёмкости на 30% [27]. Однако уже в Шестом плане развития (2016 – 2021 гг.) Иран снижает планку и ставит перед собой следующие цели: сокращение электропотребления зданий на 5%, увеличение количества возобновляемых источников в использовании до 5% от общей мощности страны к 2020 г. и сокращение сжигания попутного газа не менее чем на 90% к 2021 г. В Седьмом плане развития (2022 – 2026 гг.) Ирана уже нет положений касательно климатических целей страны, республика решила поставить в приоритет экономический прогресс и сделать упор на повышение производительности факторов производства и социальную сферу.
Основываясь на проведённом исследовании, авторами также была составлена таблица с существующей экосистемой ESG в Иране на 2022 год (табл. 2).
Таблица 2. ESG экосистема Ирана
Элементы экосистемы ESG
|
Описание
|
Проекты
|
С точки
зрения научного подхода в Исламской Республике Иран ESG-повестка только зарождается: последние годы активно
ведутся исследования и разработка модели отчетности для бизнеса в области
устойчивого развития, обсуждаются проекты по необходимости внедрения ESG-принципов.
Однако на текущий момент так и не было интеграции решений для реализации
данных инициатив.
|
Финансы
|
«Зеленая»
рыночная инфраструктура почти не развита в Иране. Основным ESG-инструментом
финансирования может являться сукук. Однако не было найдено точных данных
подтверждающих выпуск «зелёных» ценных бумаг.
Что касается внешних инвестиций, то в значительной степени они остановились в 2018 году из-за ведения новых санкций. Так, например, компания Quercus полностью закрыла проект по постройке солнечной электростанции. |
Отчётность
|
В
Республике Иран отсутствует обязательная ESG-отчётность. Средний показатель раскрытия «ESG»
в Иране составляет около 29% [28].
|
Инновации
|
Информация
о ESG-стартапах,
инкубаторах и технопарках отсутствует.
|
Оценка
|
В стране
отсутствует рейтинговые ESG-агентства и сертифицирующие организации, так как из-за
санкций в Иране нет международных банков и провайдеров ESG-данных. Местная
инфраструктура оценки не развита.
|
Методология
|
Также у
государства нет собственных стандартов и локальной таксономии. Единственное
на что может опираться Иран – это зарубежный опыт.
|
Государство
|
Отсутствуют
органы надзора и контроля ESG-повестки. На законодательном уровне нет проектов
касательно ESG – инициатив.
|
Метаструктуры
|
Что
касается источников принципов, целей и направление устойчивого развития то,
как уже было сказано Иран ставит перед собой задачу сокращения вредных
выбросов на 4% к 2030 году.
|
Общая инфраструктура
|
В 2015
году Исламская Республика Иран предоставляла национальную стратегию по
декарбонизации, однако по оценкам экспертов предпринятых действий оказалось
критически недостаточно [29]. Отсутствуют механизмы углеродного
регулирования.
Государство также имеет цели по развитию альтернативной энергетики. Солнечные фермы вырабатывают 49 процентов энергии от всех возобновляемых электростанций в стране [30]. Также власти Ирана при поддержке Программы развития ООН работают над повышением энергоэффективности городских зданий: проводят энергетический аудит и внедряют энергосберегательные решения. Транспортный сектор является одним из основных источников выбросов для Ирана. Однако в данном направлении развития заметен значительный прогресс. Так в 2022 году иранская компания KSJ Motors представила первый полностью электрический автомобиль [31]. Также в этом году был выпущен первый отечественный электрический автобус [32]. |
Проведя детальный анализ существующей ESG - экосистемы страны, можно сказать, что Исламская Республика Иран является динамичной экономикой, где наблюдается ежегодный рост эмиссии климатически активных газов. Несмотря на то, что нынешняя политика страны также направлена и на смягчение экологических проблем, принимаемых действий и законопроектов критически недостаточно. Республике требуется проводить более жёсткую ESG-стратегию, но для этого ей необходимы инвестиции и дополнительная поддержка международного сообщества. Стоит отметить, что экономика государства в результате санкционного давления пережила глубокую рецессию, реальный ВВП в 2018 году сократился на 1,8%, а в 2019 году – на 3,1% [33, с.81-93]. В 2020 году Иран, как и многие другие страны, серьезно пострадал от пандемии COVID-19. Правительство выделило 10% от ВВП [33, с.81-93] на поддержку системы здравоохранения, бизнеса.
Таким образом, исследование подтвердило гипотезу о том, что в условиях санкций страна с ориентацией на сырьевой экспорт без активной поддержки государства не способна внедрять передовые практики устойчивого развития, осуществлять энергопереход и ESG-трансформацию. В первую очередь это объясняется тем, что в условиях экономического спада страна в приоритет ставит краткосрочную экономическую устойчивость без учета достижения целей в области устойчивого развития. На примере Ирана отчётливо видно, что изначально республика выбрала стратегию интенсивного развития технологий в области энергетики, которые нанесли ущерб национальному богатству. Поэтому на текущий момент Иран не способен внедрить ESG-инициативы, так как придётся практически полностью заменять капиталоемкие технологии в энергетической отрасли страны. Второй проблемой санкционного давления является отсутствие доступа к зарубежным наилучшим доступным технологиям, в результате национальные бизнес-структуры вынуждены самостоятельно осуществлять опытные разработки и развивать инновации, что сопровождается длительным временным лагом и формирует технологическое отставание от развитых стран.
Именно поэтому российским компаниям и государству необходимо уже сейчас приложить усилия для актуализации ESG-повестки, разработать комплекс мер и систему нормативно-правового регулирования для ориентации предприятий на соответствие высокому уровню экологической и экономической эффективности [34, с. 43–53]. В противном случае российские бизнес-структуры пойдут по иранскому сценарию развития, потеряют долгосрочную конкурентоспособность на мировых рынках в условиях ужесточения наднациональных требований в области устойчивого развития.
Оптимальный план внедрения ESG стратегий в условиях санкций для России
В первом разделе исследования было установлено, что ESG-принципы начали внедряться российскими компаниями в первую очередь в связи с ужесточением экологического законодательства, а именно с введением требований к переходу к углероднонейтральной экономике. Вместе с тем в условиях обострения геополитической ситуации и усилением санкционного давления в краткосрочной перспективе предприятия решают задачи поддержания операционной эффективности и оптимизации затрат в том числе за счет отказа от ESG-трансформации. Поэтому для осуществления перехода к климатически нейтральной и циркулярной экономике необходима государственная поддержка бизнеса. Правительство сможет помочь компаниям при формировании институциональной среды для ускоренной декарбонизации производственно-технологических процессов, внедрения циркулярных бизнес-моделей и ESG-трансформации [35]. Основной механизм формирования институциональной среды будет заключать функционировании органа надзора, контроля и регулирования ESG-повестки согласно схеме, представленной на рисунке 2.
1 – Орган регулирования формирует запросы в государственные институты на тему разработки национальных, чётко сформулированных стандартов устойчивого развития или создания российских ESG-оценок, индексов или разработки проектов необходимых предпринимателям и т.д.
2 – Предоставление научных работ и проектов.
3 – Орган регулирования отсылает на утверждение Правительству РФ разработанные меры.
4 – Правительство РФ утверждает новые национальные стандарты / индексы.
5 – РССП формирует запросы, связанные с потребностями бизнеса.
6 – Орган регулирования учитывает интересы и возможности предпринимателей при создании ESG-инфраструктуры.
7 – РССП внедряет принятые ESG-инициативы в российский бизнес
8 – Осуществление обратной связи, предложение новых идей, корректировка текущих программ
9 – Осуществления надзора и контроля за исполнением ESG-повестки, сдача нефинансовой отчётности
Рисунок 2. Схема функционирования органа надзора, контроля и регулирования ESG-повестки
Источник: составлено авторами.
Таким образом, формирование институциональной среды позволит зафиксировать строго определенные национальные стандарты устойчивого развития и ESG-трансформации, соответствующие наднациональным и международным требованиям. Государственные институты будут отвечать за создание теоретического, научного фундамента устойчивого развития, а предприятия – за практическое применение и трансляцию передового опыты.
Что касается первостепенных инфраструктурных решений, которые должны быть приняты правительством на государственном уровне, то, во-первых, необходимо ввести обязательное раскрытие информации в сфере ESG, а также разработать строгие критерии и требования по публичной нефинансовой отчётности [36, с. 37–51]. Компании должны внедрять ESG-инициативы на всей цепочке создании стоимости продукта для повышения эффективности бизнеса.
Во-вторых, следует проработать вопрос учёта индивидуального вклада российских компаний в достижение национальных целей устойчивого развития. Для этого требуется сформировать экономические стимулы для прозрачности компаний, в том числе за счет разработки национального ESG-рейтинга.
В-третьих, при поддержке государства необходимо создать национальные стандарты, индексы, ввести единую сертификацию ESG-практики с учетом международных требований.
Все это позволит сохранить конкурентоспособность российского бизнеса на международных рынках, создать условия для улучшения социального и экологического благополучия граждан.
Заключение
В настоящее время в российской практике корпоративного менеджмента идет практически тотальный «импорт» методологии организации и внедрения ESG-принципов, к которому добавляется ярко выраженная роль отраслевых государственных регуляторов [37, с. 405]. Именно поэтому было проведено исследование подтвердившие необходимость развития национальных ESG-стандартов, а также важность формирования собственной ESG-инфраструктуры. Также в ходе работы была подтверждена гипотеза о том, что в условиях санкций российские предприятия без активной поддержки государства не способны производить продукцию, которая должна соответствовать передовым стандартам, что может снизить конкурентоспособность российского бизнеса в долгосрочной перспективе. Иранский опыт отчётливо показал, что компании, находящиеся под санкционным давлением в течение нескольких десятков лет, не способны самостоятельно без помощи государства реализовывать стратегии устойчивого развития и осуществлять ESG-трансформацию, что существенно снижает уровень конкурентоспособности страны в целом. Именно поэтому для Российской Федерации важно соблюдать наднациональные требования в области устойчивого развития и сформировать соответствующую институциональную среду путем:
1. Создания нормативов и стандартов для публичной нефинансовой отчётности, введения обязательного раскрытия ESG информации.
2. Разработки национальных стандартов устойчивого развития бизнеса.
3. Дальнейшего развития рынка «зеленых» финансов и финансовой поддержки проектов устойчивого развития со стороны государства.
4. Внедрения системы учёта индивидуального вклада российских компаний в достижение национальных целей устойчивого развития.
Сегодня российские бизнес-структуры не должны думать о том стоит или нет осуществлять ESG-трансформацию, главный вопрос должен заключаться в проработке ее стратегии для сохранения долгосрочной конкурентоспособности и устойчивости в условиях новых вызовов.
Источники:
2. The World's Most-Sanctioned Countries. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/chart/27015/number-of-currently-active-sanctions-by-target-country/ (дата обращения: 14.10.2022).
3. РБК: «Возможен временный откат»: как изменился «баланс букв» в ESG. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/24/10/2022/6352e2649a7947086a3bca20 (дата обращения: 14.10.2022).
4. Коммерсантъ: В России разрешили выпуск автомобилей «Евро-0», без ABS и подушек безопасности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5355130 (дата обращения: 14.10.2022).
5. «АвтоВАЗ» сообщил о росте продаж на 20%. [Электронный ресурс]. URL: https://dvizhok.su/business/avtovaz-soobshhil-o-roste-prodazh-na-20 (дата обращения: 14.10.2022).
6. Аналитики понизили прогноз по инфляции на 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://frankrg.com/72413 (дата обращения: 16.10.2022).
7. Iamandi I.-E., Constantin L.-E., Munteanu S. M., Cernat-Gruici B. Mapping the ESG behavior of European companies. A holistic Kohonen approach // Sustainability. – 2019. – № 11 (12). – p. 3276.
8. Пахомова Н. В., Айнабекова К. К. Драйверы и барьеры на пути внедрения крупным бизнесом России и Казахстана ESG-стратегий: сравнительный анализ // Проблемы современной экономики. – 2022. – № 1 (81). – c. 163–168.
9. Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Малышков Г. Б. Цели устойчивого развития ООН 2030 и Зеленый курс Евросоюза: выработка стратегического ответа российским бизнесом // Проблемы современной экономики. – 2021. – № 3 (79). – c. 187–195.
10. Gillan S., Koch A., Starks L. Firms and social responsibility: A review of ESG and CSR research in corporate finance // Journal of Corporate Finance. – 2021. – № 66.
11. Climate Bonds Initiative: Green debt soars in Hong-Kong as other thematic labels fast emerge. [Электронный ресурс]. URL: https://www.climatebonds.net/resources/press-releases/2022/07/green-debt-soars-hong-kong-other-thematic-labels-fast-emerge (дата обращения: 21.10.2022).
12. HKEX: Appendix 27 Environmental, Social and Governance Reporting Guide. [Электронный ресурс]. URL: https://en-rules.hkex.com.hk/rulebook/environmental-social-and-governance-reporting-guide-0 (дата обращения: 21.10.2022).
13. ESG Альянс запускает краудсорсинговый проект по созданию Атласа экосистемы ESG. [Электронный ресурс]. URL: http://esg-a.ru/tpost/jk0z1zt6m1-esg-alyans-zapuskaet-kraudsorsingovii-pr (дата обращения: 22.10.2022).
14. Frank Media: ESG-кредиты перевалили за триллион рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://frankrg.com/88476 (дата обращения: 22.10.2022).
15. ТАСС: Эксперты считают, что критерии ESG-отчетности в РФ требуют унификации и систематизации. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/14796233 (дата обращения: 24.10.2022).
16. РБК: РБК и НКР создадут первый ESG-индекс российского бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/16/05/2022/628208819a7947f0d5c11823 (дата обращения: 24.10.2022).
17. Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов". [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020031?index=18& rangeSize=1 (дата обращения: 24.10.2022).
18. TADVISER: Альтернативная энергетика в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82 (дата обращения: 24.10.2022).
19. Интерфакс: Минэкономразвития определило целевые показатели снижения парниковых выбросов к 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/855520 (дата обращения: 24.10.2022).
20. В России запустили производство электромобилей Evolute. [Электронный ресурс]. URL: https://motor.ru/news/evolute-production-28-09-2022.htm (дата обращения: 24.10.2022).
21. Андреева О.В., Сонина А.О. ESG-стратегия российских компаний в период санкций // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – № 2. – c. 103-112. – doi: 10.18334/social.3.2.114937.
22. Федорова Е. П. Роль государства в решении проблем развития «зеленого» финансирования // Финансовый журнал. – 2020. – № 12 (4). – c. 37–51.
23. Iran offers climate concessions in exchange for sanctions relief. [Электронный ресурс]. URL: https://www.arabnews.com/node/1966176/middle-east (дата обращения: 28.10.2022).
24. نقد شیوه تحلیل و چارچوب سیاستگذاری یارانه انرژی در ایران. [Электронный ресурс]. URL: https://iranthinktanks.com/critique-of-the-method-of-analysis-and-policy-framework-of-energy-subsidies-in-iran/ (дата обращения: 28.10.2022).
25. Global Carbon Atlas. [Электронный ресурс]. URL: http://globalcarbonatlas.org/ru/CO2-emissions (дата обращения: 28.10.2022).
26. ResearchGate: Implementation of Nationally Determined Contributions - Islamic Republic of Iran Country Report. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/335203395_Implementation_of_ Nationally_Determined_ Contributions_-_Islamic_Republic_of_Iran_Country_Report (дата обращения: 29.10.2022).
27. تبیین و رتبه بندی مولفه ها وشاخص های گزارشگری زیست محیطی، اجتماعی و راهبری شرکتی به روش تحلیل سلسله مراتبی در شرکتهای پذیرفته شده در بورس اوراق بهادار. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sid.ir/paper/260493/fa (дата обращения: 30.10.2022).
28. Climate Action Tracker (CAT): Islamic Republic of Iran. [Электронный ресурс]. URL: https://climateactiontracker.org/countries/iran/policies-action/ (дата обращения: 31.10.2022).
29. НАНГС: Солнечные фермы Ирана произвели более 433 мегаватт (МВт) электроэнергии за месяц. [Электронный ресурс]. URL: https://nangs.org/news/renewables/solar/solnechnye-fermy-irana-proizveli-bolee-433-megavatt-mvt-elektroenergii-za-mesyats (дата обращения: 31.10.2022).
30. Iran unveils 1st domestically made all-electric car. [Электронный ресурс]. URL: https://en.otaghiranonline.ir/news/33551 (дата обращения: 31.10.2022).
31. Giant Iranian automaker unveils first electric bus. [Электронный ресурс]. URL: https://ifpnews.com/giant-iranian-automaker-unveils-first-electric-bus/ (дата обращения: 31.10.2022).
32. International monetary fund: Real GDP growth. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/external/datamapper/NGDP_RPCH@WEO/IRN?zoom= IRN&highlight=IRN (дата обращения: 01.11.2022).
33. Лазовский С. О. Экономическая ситуация в Иране в условиях американских санкций. Анализ и прогноз // Журнал ИМЭМО РАН. – 2020. – № 1. – c. 81-93.
34. Овечкин Д. В. Ответственные инвестиции: влияние ESG-рейтинга на рентабельность фирм и ожидаемую доходность на фондовом рынке // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 43–53.
35. Пахомова Н., Рихтер К. К., Ветрова М. Глобальные климатические вызовы, структурные сдвиги в экономике и разработка бизнесом проактивных стратегий достижения углеродной нейтральности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2022. – № 38 (3). – c. 331-364.
36. Федорова Е. П. Роль государства в решении проблем развития «зеленого» финансирования // Финансовый журнал. – 2020. – № 12 (4). – c. 37–51.
37. Курносова Т.И. Отечественный и зарубежный опыт использования ESG-принципов в разработке стратегии развития нефтегазового бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 387-410. – doi: 10.18334/epp.12.1.114058.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:13:41