Особенности современной миграционной ситуации в Республике Молдова

Русу С.В.1
1 Московский государственный институт международных отношений МИД России, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Русу С.В. Особенности современной миграционной ситуации в Республике Молдова // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 767-786. – doi: 10.18334/eo.10.3.110775.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44062020
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В статье описывается общая миграционная ситуация в Республике Молдова и тенденции миграционных процессов на территории республики. Массовая миграция из страны началась после распада СССР и обретения в 1991 г. независимости. Автор выделяет четыре волны миграции и ее основные характеристики. Среди наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются граждане Республики Молдова и из-за которых они вынуждены уезжать из страны отмечаются: низкая заработная плата и пенсия; коррупция, в том числе на государственном уровне; бедность и экономический кризис; инфляция и высокие цены на продукты; высокий уровень преступности; конфликты между правящими элитами и неэффективные законы. Подчеркивается, что Республика Молдова, являясь одной из самых бедных стран в Европе, одновременно является и одной из наиболее коррумпированных стран. Большая часть населения живет за чертой бедности, получают маленькие зарплаты и пенсии, а также зависит от денежных переводов, которые отправляют им родственники из-за рубежа. Все эти факторы в большинстве своем и порождают массовую миграцию из страны. Люди вынуждены уезжать в богатые европейские страны, Россию, Израиль, США и Канаду, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для себя и своих родных. Характерной особенностью для страны является то, что уезжают, как люди без образования, так и образованные граждане. В заключении говориться о том, что массовая миграция может стать причиной демографического кризиса в стране, старения населения, а также может повлиять на депопуляцию в регионе в целом

Ключевые слова: Республика Молдова, миграционные потоки, Россия, Европейский союз, миграционная политика, массовая миграция, сокращение населения

JEL-классификация: F22, O15, J69



Введение

21 августа 1991 года Парламент Республики Молдова принял Декларацию о независимости и с этого момента началась новая страница в истории суверенного государства. Благодаря независимости граждане Молдовы получили много возможностей, включая возможность уезжать за границу на временное или постоянное место жительства. За более чем 28 лет независимости Республика Молдова пережила несколько миграционных периодов, которые отличались друг от друга своей динамикой, составом миграционных потоков, продолжительностью и правовым статусом пребывания мигрантов в принимающих странах. Социальные и экономические, административные и политические реформы в первые годы независимости вызвали массовую миграцию населения, особенно в экономических целях.

Согласно данным Национального Бюро Статистики РМ, если на 1 января 1991 г. в стране проживали 4 364,7 тыс. человек, то к 2019 г. число граждан, проживающих на территории Молдовы, сократилось до 3 546 тыс. [11]. Что же стало причиной столь интенсивной миграции и каковы последствия для страны, которая за четверть века прошла путь от цветущей Молдавии до самой бедной страны в Европе? Заброшенные дома и пустые деревни, больные и беспомощные старики, лишенные родительской ласки, любви и заботы дети, опросы общественного мнения, свидетельствующие о том, что каждый третий гражданин данной страны хочет иммигрировать за границу вот основные особенности, характеризующие страну на сегодняшний день.

В этой связи целью настоящего исследования является выявление тенденций и последствий массовой миграции населения для Республики Молдова. Научная новизна исследования заключается в выявлении причин массовой миграции из Республики Молдова в новых реалиях и описание особенностей миграционной ситуации на территории Республики Молдова на сегодняшний день.

В основу методологии исследования заложена совокупность экономико-статистических методов, а также политический, исторический, статистический, системный и сравнительный методы познания.

Теоретической базой для исследования послужили труды известных экспертов, ученых, политологов и экономистов, которые специализируются на вопросе миграции населения: Табак Т. [20], Перчинской Н.П. [10] (Perchinskaya, Pantya, 2017), Мошняга В.Г. [8] (Moshnyaga, 2015), Ецко К.П. и Горбунова Г.Д. [3] (Etsko, Gorbunova, 2017). В данных работах подробно описана миграционная ситуация в Республике Молдова и ее влияние как на экономику страны, так и на социальную и политическую жизнь государства.

Этапы и динамика миграционных потоков

1-й этап: 1992–1994 гг. Восточный вектор миграции. После распада СССР Республика Молдова предстала перед мировым сообществом в качестве нового независимого государства. Отличительными характеристиками постсоветского периода с 1992 г. по 1994 г. стали межэтнические конфликты, спровоцировавшие первую волну миграции на фоне Приднестровского конфликта 1992 г. Проблемы в сфере межэтнической политики были связаны с решением властей Республики Молдовы взять новый политический курс на сближение с Румынией. В это время в Молдавии руководство страны и подавляющая часть интеллигенции поддержали националистические настроения идеологической направленности в провозглашении тезиса об идентичности молдавского и румынского языков и в призывах к объединению Молдавии и Румынии. В ответ на это на промышленных предприятиях Приднестровья создаются советы трудовых коллективов и происходят массовые забастовки, требуя проведения референдума, что было отвергнуто Кишиневом. С этого момента нарастание национального движения в Бессарабии стало формировать основу для создания приднестровской автономии. Более того, существовали и определенные экономические предпосылки к конфликту, так как именно на территории Приднестровья была сконцентрирована основная часть промышленных предприятий страны. Как следствие, начался конфликт, который позже привел к вооруженным столкновениям. Именно сложившаяся ситуация вызвала миграцию на этнической почве в сторону Украины, России, Германии, США и Израиля. В большинстве своем данная миграция может быть охарактеризована как окончательная, так как в Молдову мигранты больше никогда уже не вернулись.

Только по российским данным, в 1991–1992 гг. потоки молдавских эмигрантов составили около 30–32 тыс. человек. С 1993 по 1996 г. в Россию эмигрировали примерно по 18–20 тыс. человек в год. В США за 1992–1996 гг. Green Card получили более 10 тыс. человек, или примерно по 2 тыс. человек в год. В Германию объем потоков постепенно увеличивался с 0,6 тыс. человек в 1992 г. до 2,4 тыс. человек в 1996 г. [20].

1992 г. вошел в историю страны как год массовой миграции еврейской диаспоры Молдовы в Израиль, Германию и США. За 1992 г. только в Израиль эмигрировали на постоянное место жительства 4 305 евреев. А, согласно данным официальной статистики, начиная с 1990 по 1996 г. из Молдавии в Израиль репатриировались примерно 40 тыс. человек [7].

2-й этап: 1995–2000 гг. Западный вектор миграции. Массовый характер миграция в Молдове начинает приобретать во второй половине 1990 г. Связано это в первую очередь со сложной экономической ситуацией, низкими темпами роста ВВП, кризисом рабочих мест, связанным с ликвидацией большинства промышленных и агропромышленных предприятий, эрозией социальной инфраструктуры (ЖКХ, образования, здравоохранения), особенно в небольших городах и селах, падением уровня ВВП и инфляцией.

Именно в этих условиях миграция населения в Республике Молдова начинает приобретать иной характер: от этнической репатриации до миграции, мотивированной экономическими целями. Характерной особенностью данного периода становится нелегальная трудовая миграция в страны Южной Европы, среди которых наибольший интерес представляли: Греция, Италия, Испания, Португалия. Большая часть мигрантов спустя некоторое время легализировали свой статус путем получения вида на жительство через процедуру миграционной амнистии либо позже через процедуру получения румынского гражданства, благодаря которому можно было работать легально в ЕС.

3-й этап: 2001–2010 гг. Период диверсификации миграционных потоков и легализации мигрантов в ЕС. Данный период можно охарактеризовать как период эмиграции в США, Канаду, Россию, Украину, Италию, Испанию, Португалию, Чехию. В соответствии со статистикой с 2001 по 2010 г. потоки мигрантов в РФ существенно уменьшились, в первую очередь из-за изменений в правилах регистраций, введенных МВД в 2000–2002 гг. В Россию граждане Молдовы мигрировали по двум причинам. В первую очередь, две страны являлись частью одного территориального пространства в прошлом, как следствие, близкая социокультурная среда, ценности и идеология, религия, русский язык, наличие родственников и друзей, ранее переехавших в РФ, благодаря чему мигранты легче адаптировались в российском обществе. Во-вторых, правила въезда в РФ намного проще по сравнению со странами ЕС.

С другой стороны, в начале 2000 гг. в странах Южной Европы произошли существенные изменения в миграционной политике, которые позволили нелегальным мигрантам обрести статус легальных мигрантов. Например, в Португалии это был Декрет-Закон № 4/200; в Италии закон Босси-Фини.

Другими популярными направлениями в этот период становятся США и Канада. Только с 2005 г. по 2006 г. в США мигрировали 3,5 тыс. человек. В случае Канады стоит отметить, что в соответствии с миграционной политикой объем потоков эмигрантов зависит от фиксированного числа иммигрантов, которые могут быть приняты в каждом году, из-за чего число мигрирующих туда людей ниже, за 2009–2010 гг. – примерно от 1500 до 2000 человек [5].

4-й этап: 2010 г. – настоящее время. К 2010 г. более 220 тыс. граждан Молдовы получили румынское гражданство, позволяющее им работать легально в Европе [5]. В России благодаря принятому законодательству граждане Молдовы смогли проще получать гражданство и легализировать свой статус. С этого момента в истории Молдовы начинается новый период. Для того чтобы понять его основные характеристики, стоит проанализировать в первую очередь причины миграции из Республики Молдова, основные отличия группы мигрантов и характерные для них черты.

Согласно данным, которые были собраны в пунктах пересечения государственной границы, контролируемых официальными органами Республики Молдова на 01.01.2020 г., из страны выехали за границу 742 458 человек [18]. Согласно таблице 1, покидают в основном страну люди в возрасте от 20 до 49 лет, то есть трудоспособное население страны, желающие изменить свою жизнь к лучшему. В большинстве своем уезжают женщины. Очень часто люди уезжают на короткий период времени, обычно на три месяца, чтобы заработать на текущие расходы.

Таблица 1

Данные о количестве граждан Республики Молдова, находящихся за рубежом, по полу, возрастной группе и продолжительности отсутствия. Данные на 01.01.2020 г.

Период отсутствия/пп
Возрастные группы

0–4
5–9
10–14
15–19
20–24
25–29
30–34
35–39
40–44
45–49
50–54
55–59
60–64
65–69
70–74
75–79
80–84
85+
всего

742458
27518
37880
31812
31724
55863
81716
98849
89335
74641
59951
47321
43345
31225
17593
7114
3320
2188
963

М
341674
14156
19395
16167
15683
27166
41275
50175
43544
34686
25973
18587
15338
10125
5401
2182
933
604
284

Ж
400784
13362
18485
15645
16041
28697
40441
48674
45791
39955
33978
28734
28007
21100
12192
5032
2387
1584
679
Из которых
До 3 мес.

186678
7046
5944
4953
7594
16562
18971
20504
18748
18038
16925
14747
14380
10979
6827
2833
1061
507
149

М
85231
3625
2962
2536
3449
7788
9929
11199
9649
8678
7444
5891
5248
3519
2067
834
262
114
37

Ж
101537
3421
2982
2417
4145
8774
9042
9395
9099
9360
9481
8856
9132
7460
4760
1999
799
393
112
От 3 мес. до 1 года

249750
12628
14349
12379
11380
19285
26449
31105
29287
25638
20552
15890
14089
9371
4544
1580
695
383
146

М
111690
6493
7281
6213
5629
9478
13458
15575
13606
11190
8316
5682
4281
2606
1144
411
186
100
41

Ж
138060
6135
7068
6166
5751
9807
12991
15530
15681
14448
12236
10208
9808
6765
3400
1169
509
283
105
До 2 лет

114910
4740
6800
5697
5177
8740
14151
16328
14342
11145
8492
6223
5472
3791
1983
895
470
319
145

М
53643
2447
3473
2877
2690
4288
7053
8198
6932
5180
3634
2425
1955
1304
635
265
145
95
47

Ж
61267
2293
3327
2820
2487
4452
7098
8130
7410
5965
4858
3798
3517
2487
1348
630
325
224
98
От 2 до 3 лет

77793
2138
4517
3601
3349
5183
9634
12064
10282
7823
5568
4196
3687
2679
1550
676
393
312
141

М
37470
1069
2404
1891
1712
2577
4856
6025
5136
3800
2596
1841
1467
1036
570
239
118
91
44

Ж
40323
1069
2115
1710
1637
2606
4778
6039
5146
4023
2972
2355
2220
1643
980
437
275
221
97
От 3 лет

113237
966
6270
5182
4224
6093
12511
18848
16676
11997
8414
6265
5717
4405
2689
1230
701
667
382

М
53640
522
3277
2650
2203
3035
5979
9178
8221
5838
3983
2748
2387
1660
985
433
222
204
115

Ж
59597
444
2993
2532
2021
3058
6532
9670
8455
6159
4431
3517
3330
2745
1704
797
479
463
267
Примечание: М – Мужчины; Ж – женщины.

Источник: [18].

Рисунок 1. Распределение иммигрантов по странам эмиграции на 2018 г.

Источник: составлено автором по данным Европейской экономической комиссии ООН в области народонаселения [19].

Значительный интерес у граждан Молдовы, как и прежде, вызывает Российская Федерация, куда уезжает примерно 48% населения. За Россией следуют европейские страны, среди которых лидирующими направлениями являются Германия, Великобритания, Польша и Чехия. В последние несколько лет все меньше и меньше граждан Молдовы уезжают в Италию, Испанию, Францию, Португалию и Грецию. Соседняя страна Украина также представляет интерес для жителей Молдовы, туда уезжает примерно 10% населения. Израиль и США, как и прежде, остаются популярными направлениями дальнего зарубежья.

Отличительная черта миграции из Молдовы это массовый отъезд специалистов из различных секторов национальной экономики, что приводит к такому феномену, как утечка мозгов из страны. В среднем доля уезжающих интеллектуалов составляет 18% [6]. Данные граждане ранее работали в стране в качестве докторов, инженеров, юристов, учителей, экономистов.

Вчерашние гастарбайтеры, получившие документы, дающие право работать и легализировать свой статус, либо вид на жительство или гражданство в других странах, забирают из Молдовы семьи и помогают переезжать своим дальним родственникам. По результатам исследования Международной организации по миграции (МОМ), вернуться домой готовы лишь треть молдаван, работающих в Великобритании, Франции или Италии [13]. Почему так происходит?

Согласно опросу общественного мнения, который был проведен Международным республиканским институтом в 2018 г., среди наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются граждане РМ, вынуждающих их уезжать из страны, были отмечены: низкая заработная плата и пенсия; коррупция, в том числе на государственном уровне; бедность и экономический кризис; инфляция и высокие цены на продукты; высокий уровень преступности; конфликты между правящими элитами и неэффективные законы [12].

Рисунок 3. Причины миграции из Республики Молдова, в %

Источник: [13].

Примечание: «Украденный миллиард» – банковское мошенничество, организованное в 2014 г., по результатам которого из трех молдавских банков, Banca de Economii, Unibank и Banca Socială, исчез 1 млрд долл. США, что составило примерно 12% от ВВП Молдовы. Средства на сумму 1 млрд долл. США были переведены в подставные компании в Соединенном Королевстве и Гонконге с целью сокрытия реальных владельцев активов, затем переведены на хранение в латвийский банк на счета под именами различных иностранцев.

Так, мы наблюдаем, что основными причинами, которые способствуют эмиграции в последние годы из Молдовы, являются экономические и политические факторы. В первую очередь это очень низкие заработные платы и пенсии, которые не могут обеспечить гражданам достойный уровень жизни. Согласно данным Национального Бюро Статистики Республики Молдова, на 1 января 2020 г. средняя пенсия в стране составляла 1709,2 лея [15] (примерно 88,99 евро). Данная сумма покрывает лишь 45% от прожиточного минимума пенсионера. При этом минимальная заработная плата в реальном секторе экономики составляет 2 610 леев (132,80 евро) в месяц, или 15,44 лея (0,79 евро) в час [17]. Самые низкие заработные платы были зарегистрированы в сфере искусства, в сфере общественного питания, рекреационной деятельности, сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства, которые составили чуть более 2/3 среднемесячной валовой заработной платы. В то же время заработная плата в таких секторах, как информация и связь, была более чем в 2 раза выше средней.

Рисунок 4. Средняя заработная плата в Республике Молдова, I триместр 2020, в евро

Источник: [17].

Рисунок 5. Рост реального ВВП и уровень инфляции в РМ, 1992–2020 гг.

Источник: составлено автором по данным Международного валютного фонда [22].

Согласно рейтингу World Population Review, Молдова является самой бедной страной в Европе с ВВП на душу населения в размере 2 289 долл. США [22]. Факторы, способствующие бедности в стране, включают отсутствие крупномасштабной индустриализации, отсутствие продовольственной безопасности, экономический коллапс во время переходного периода в рыночную экономику и ошибки в социальной политике. Несмотря на то, что Молдова является самой бедной страной в Европе, она добилась прогресса, и доля населения, живущего за национальной чертой бедности, сократилась с 30,2% до 2,8% в период с 2006 по 2020 год (рис. 5) [14]. По данным Национального Бюро Статистики РМ, уровень бедности в Молдове составил 23%, а это означает, что почти четверть населения страны – бедные. Их ежемесячный доход составляет менее 100 евро в месяц. Самый низкий уровень бедности (10,2%) зарегистрировали среди одиноких людей в возрасте до 60 лет, а в семьях, где более трех детей – самый высокий (42%) [1].

Таблица 2

Сравнительная таблица стоимости жизни в Республике Молдова по сравнению со странами, куда уезжают мигранты, 2020 г.


Молдова
Россия
Израиль
Великобритания
Германия
США
Рестораны
Питание, недорогой ресторан
5,12
6,08
15,34
13,29
10,00
13,11
Обед на 2 чел., ресторан среднего класса, 3 блюда
23,04
24.30
63,91
55,36
50,00
48,07
Макмил в Макдональдсе (эквивалентная еда того же уровня)
5,12
3,04
12,78
6,64
8,00
6,99
Домашнее пиво (0,5 л)
1,02
1,22
9,67
4,15
3,50
4,37
Импортное пиво (бутылка, 0,33 л)
1,54
2,19
7,16
4,43
3,50
5,24
Капучино
1,21
1,50
3,16
3,05
2,75
3,71
Coca Cola/Pepsi (бутылка, 0,33 л)
0,69
0,63
2,27
1,47
2,37
1,65
Вода (бутылка, 0,33 л)
0,45
0,38
1,78
1,08
2,02
1,34
Продукты питания
Молоко (1 литр)
0,63
0,74
1,50
1,01
0,77
0,74
Буханка свежего белого хлеба, 500 гр.
0,33
0,43
1,82
1,10
1,32
2,38
Рис (1 кг)
0,88
0,80
2,31
1,10
2,01
3,55
Яйца (12 шт.)
0,96
0,94
3,24
2,13
2.00
2,06
Местный сыр (1 кг)
6,42
6,29
12,03
6,19
7,81
9,60
Куриное филе (1 кг)
3,31
3,13
8,76
6,31
7,58
7,84
Говядина (1 кг) (или эквивалентная задняя нога, красное мясо)
4,73
5,65
17,43
8,45
10,60
10,75
Яблоки (1 кг)
0,66
1,13
2,63
2,00
2,27
4,04
Бананы (1 кг)
1,27
0,83
2,08
1,24
1,56
1,39
Апельсины (1 кг)
1,08
1,09
1,63
1,88
1,97
3,60
Помидоры (1 кг)
1,42
1,65
1,44
2,00
2,35
3,77
Картошка (1 кг)
0,59
0,41
1,14
1,31
1,25
2,34
Лук (1 кг)
0,61
0,39
1,00
1,10
1,27
2,36
Салат-латук (1 головка)
0,83
0,75
1,44
0,82
0,95
1,43
Вода (1,5 л. бутылка)
0,57
0,44
1,15
1,05
0,44
1,61
Бутылка вина (среднее качество)
3,50
4,86
1,23
7,75
4,99
10,49
Отечественное пиво (бутылка 0,5 л)
0,77
0,73
2,37
1,90
0,86
2,02
Импортное пиво (бутылка 0,33 л)
1,34
1,38
2,98
2,15
1,30
2,57
Сигареты 20 Пачек (Marlboro)
1,59
1,82
8,95
12,18
6,40
6,99
Транспорт
Билет в один конец (местный транспорт)
0,10
0,32
1,51
2,77
2,80
2,19
Месячный абонемент (обычная цена)
9,22
21,87
54,45
71,96
70,90
62,93
Старт Такси (обычный тариф)
1,31
1,22
3,31
3,32
3,50
2,80
Такси 1 км (обычный тариф)
0,20
0,18
1,01
1,37
2,00
1,47
Такси 1 час ожидание (нормальный тариф)
3,07
3,65
23,58
19,26
30,00
26,22
Бензин (1 литр)
0,96
0.55
1.60
1.41
1.42
0,61
Volkswagen Golf 1.4 90 KW Trendline (или эквивалентный новый автомобиль)
16384,99
17013,45
33743,42
22142,78
22000,00
20102,74
Toyota Corolla седан 1.6 l 97kW комфорт (или эквивалентный новый автомобиль)
17485,69
16110,45
34448,16
22148,30
21822,26
18645,02
Коммунальные услуги
Основные (электричество, отопление, охлаждение, вода, мусор) для квартиры площадью 85 м2
110,22
85,62
194,06
171,27
218,95
140,08
1 мин. предоплаченных мобильных тарифов местных (без скидок или планы)
0,07
0,02
0,09
0,12
0,10
0,12
Интернет (60 Мбит/с и более, неограниченное количество данных, кабель / ADSL)
8,90
5,92
23,82
34,51
31,99
56,94
Спорт и развлечения
Фитнес-клуб, ежемесячная плата за 1 взрослого
25,72
26,05
63,93
33,76
30,04
32,86
Аренда теннисного корта (1 час в выходные дни)
9,50
13,62
17,92
11,37
19,82
13,95
Кинотеатр, Международный релиз, 1 место
5,12
3,65
10,74
11,07
12,00
10,49
Уход за детьми
Дошкольное учреждение (или детский сад), полный рабочий день, частное, ежемесячно для 1 ребенка
209,95
201,52
732,41
1020,81
327,15
827,95
Международная начальная школа, ежегодно для 1 ребенка
3136,19
4577,65
7473,24
14998,36
12455,96
14406,96
Одежда и обувь
1 пара джинсов (Levi’s 501 или аналогичный)
51,50
53,69
83,11
65,43
77,03
38,73
1 летнее платье в сетевом магазине (Zara, H&M, ...)
36,95
31,94
50,97
32,86
34,69
31,22
1 пара кроссовок Nike (средний диапазон)
75,55
63,14
107,78
69,06
80,81
66,21
1 пара мужской кожаной деловой обуви
87,22
72,89
115,22
68,63
106,29
84,42
Аренда жилья
Квартира (1 спальня) в центре города
255,14
276,04
935,05
835,09
744,24
1196,56
Апартаменты (1 спальня) за пределами центра города
181,04
194,54
711,89
678,44
563,10
954,42
Квартира (3 спальни) в центре города
432,40
524,87
1454,04
1401,92
1427,26
1919,54
Апартаменты (3 спальни) за пределами центра города
317,61
344,58
1139,72
1082,11
1066,84
1512,75
Покупка недвижимости
Покупка квартиры в центре города ( за кв. м)
932,10
1082,82
6591,00
4757,48
5182,15
2771.32
Покупка квартиры за пределами центра города ( за кв. м)
573,40
725,43
4999,47
3388,73
3512,40
1823.99
Заработная плата и финансирование
Среднемесячная чистая заработная плата (после уплаты налогов)
274,54
396,58
2138,17
2103,90
2340,33
3086,26
Процентная ставка по ипотеке в процентах (%), ежегодно, в течение 20 лет фиксированная ставка
9,64
10,41
3,60
3,25
1,90
4,25
Источник: [21].

Представленная выше таблица дает понимание об уровне цен в Республике Молдова. Несмотря на то, что уровень жизнь и заработная плата в стране намного ниже, чем в странах, куда уезжают мигранты, цены на продукты питания, товары первой необходимости несущественно отличаются. Таким образом, люди вынуждены уезжать, чтобы хоть как-то обеспечить свои жизненные потребности. Работая за границей, на родине они могут себе позволить те вещи, о которых раньше и не могли мечтать, и это постепенно становится их основным мотивом. Работа за границей в течение нескольких месяцев дает им возможность жить не работая в течение нескольких месяцев дома.

Рисунок 6. Уровень безработицы в Молдове 2010–2019 гг., в %

Источник: составлено автором по данным Национального бюро статистки Республики Молдова [23].

По данным бюро Национальной статистики, количество неработающих граждан в Молдове составляет 1,25 млн человек, это больше, чем рабочее население страны. Из них более 566 тыс. (45%) – пенсионеры, 162 тыс. (12,9%) люди, которые заняты домашним хозяйством, 160 тыс. (12,8%) – учащиеся и студенты, 245 тыс. (19,6%) – мигранты и те, кто планирует в ближайшее время работать за границей, 122 тыс. (9,7%) другие группы [8] (Moshnyaga, 2015).

Отметим, что, по данным на конец 2019 года, численность населения Молдовы составляет 3 546 млн. Из них 42% – трудоспособное население (от 16 лет до пенсионного возраста). Из общего числа трудоспособных 60% – трудоустроены, 40% безработные [9].

При этом уровень безработицы в Молдове на конец 2019 года составлял 5,47%. Официально безработными считаются 46,9 тыс. человек. Среди них больше мужчин (58,8%) и сельских жителей (53,5%). Самый высокий уровень безработицы – в возрастной категории до 24 лет 10,4% [9].

Таблица 3

Уровень коррупции в Республике Молдова 2010–2019 гг.


Индекс восприятия коррупции
Место в мире
2010
2,9
105
2011
2,9
112
2012
2,6
94
2013
2.8
102
2014
2,7
103
2015
2,88
103
2016
2,18
123
2017
1,54
122
2018
2,13
117
2019
2,40
120
Источник: [4].

В 2019 г. Республика Молдова опустилась на 2 строчки в рейтинге «Индекс восприятия коррупции», подготовленном Transparency International, заняв 120-е место из 180. Данные показатели характеризуют Молдову как страну с довольно высоким уровнем коррупции, в том числе и на политическом уровне, подчеркивается даже то, что государственные структуры подчиняются определенному узкому кругу лиц. Для сравнения со странами, куда едут мигранты, Великобритания – на 12-м месте, Германия на 9-е место, Израиль 35-е место, США 23-е место, Россия 137-е место. Эксперты также отмечают, что падение рейтинга связано с политической нестабильностью в 2019 г. После распада коалиции между ПСРМ и блоком ACUM правительство изменило свои приоритеты. Замедлилась ранее начатая реформа юстиции [24]. В первую очередь дает о себе знать коррупция на уровне простых граждан, которые платят взятки в госучреждениях. «Однако эти суммы ничтожны по сравнению с украденным миллиардом. При этом в 2018 г. расследование кражи денег из банковской системы застопорилось, а стратегии, предложенные Kroll и Steptoe&Johnson, остались невостребованными. Не были привлечены к ответственности и виновные в краже, а также нет прогресса в вопросе возвращения денег» [26].

https://www.bnm.md/files/1_377.png

Рисунок 7. Структура переводов денежных средств из-за границы в пользу физических лиц, май 2020 г.

Источник: [2].

В соответствии с вышепредставленным рисунком (рис. 7) и официальными данными Национального банка Молдовы денежные переводы в Республику поступают из: 27 стран ЕС – 50,1%; СНГ – 13,6%; остальных стран – 36,3%.

В пользу физических лиц из 27 стран ЕС сумма переводов составила 67,48 млн долл. США, что на 32,5% больше, чем в мае 2019 г. В связи с выходом Великобритании из ЕС сумма переводов из 27 стран ЕС ниже на 9,66 млн долл. США, а объем переводов из других стран увеличился на соответствующую сумму [2].

Если говорить о государствах происхождения трансферов, то здесь стоит отметить Израиль, общая сумма которых составила 26,49 млн долл. США, или 19,7% от общего объема трансфертов, что на 35,1 процентных пункта больше мая 2019 г., из Италии 6,8% (22,65 млн долл. США), из России – 17,03 млн долл. США (12,7% от общего объема), сократившись в сравнении с тем же периодом прошлого года в денежном выражении на 24,0%, а их доля в общем объеме снизилась на 8,1%, из Германии 11,9% (16,01 млн долл. США), из Соединенного Королевства и Северной Ирландии 7,2% (9,66 млн долл. США), Франции 6,1% (8,27 млн долл. США), США 5,7% (7,62 млн долл. США), Ирландии 2,4% (3,28 млн долл. США), Румынии – 1,8% (2,36 млн долл. США), Чехии – 1,7% (2,24 млн долл. США), Испании 1,5% (2,07 млн долл. США), Португалии 1,2% (1,67 млн долл. США), Польши – 1,2% (1,55 млн долл. США), Турции 0,8% (1,14 млн долл. США), других стран 9,3% (12,46 млн долл. США) [2].

Республика Молдова страна, экономика которой существенно зависит от иностранных трансферов. В связи с пандемией коронавируса денежные переводы в 2020 г. существенно упали по сравнению с прошлым годом, в первую очередь это связано и с тем, что еще в начале марта 2020 г. граждане Молдовы начали возвращаться на родину, оставшись без работы за границей. По данным Международной организации по миграции, за границей работают 27% молдаван трудоспособного возраста. В 2019 г. их денежные переводы составили 1,2 млрд долл. это 16% ВВП страны. Вследствие пандемии COVID-19 и карантина многие мигранты потеряли работу и 20% мигрантов намерены вернуться домой. Экономисты считают, что объем денежных переводов, поступающих в страну из-за рубежа, сократится на 24–27%. Генеральный секретарь ООН не раз призывал власти разных стран создать для всех трудовых мигрантов льготные условия пересылки денег на родину. В подготовке исследования вместе с консалтинговой фирмой Oxford Economics участвовала группа сотрудников ООН в Молдове. Организация уже оказала стране финансовую помощь в размере одного млн долл. из специального фонда ООН для борьбы с COVID-19 [15].

Заключение

Прошло всего лишь 29 лет с тех пор, как Республика Молдова стала независимой страной. За 29 лет Молдова также стала самой бедной страной в Европе и одной из самых коррумпированных стран в мире. Столкнувшись с политической и экономической нестабильностью после распада СССР, граждане Молдовы начали массово эмигрировать из страны. Изменение социально-экономических и политических процессов после 1991 г., процесс демократизации общества, развитие рыночных отношений, возможность получать гражданство стран ЕС, отмена визового режима между ЕС и РМ – все эти факторы стали неким импульсом для начала процесса миграции из страны.

Масштабная бедность в стране и отсутствие высокооплачиваемых рабочих мест заставляют многих жителей Молдовы искать лучшие возможности за рубежом. Люди уезжают семьями, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни. Тем самым процесс массовой миграции из страны оказывает влияние не только на демографическую ситуацию, так как она приводит в депопуляции региона и к старению населения, но и на социально-экономическую ситуацию в стране. Таким образом, в ближайшие годы Молдова может стать страной, для которой будет характерно массовое старение населения, без перспектив на экономическое и социальное развитие.

Серьезной проблемой также является то, что власти Республики Молдова уделяют крайне мало внимания вопросу регулирования миграционных процессов на территории страны, ограничиваясь только статистическими данными, которые не всегда являются достоверными.

Таким образом, серьезные проблемы, с которыми столкнулась Республика Молдова на сегодняшний день, могут быть решены только посредством совершенствования экономической структуры страны и стабилизации политической обстановки в стране. В страну в ближайшие годы необходимо привлекать инвестиции для развития малого и среднего бизнеса, организовывать новые рабочие места с достойной заработной платой, которая могла бы покрывать хотя бы минимальные расходы населения, необходимо создавать промышленные предприятия, ориентированные на внутренний спрос, нужно совершенствовать категорию услуг, ориентированную на экспорт, например, ИТ-индустрию. Данные методы в перспективе помогут улучшить экономическую ситуацию в стране, за которой последует и постепенное возвращение мигрантов на родину.


Источники:

1. В Молдове почти четверть населения – абсолютно бедные. Их доход менее 100 евро в месяц // NewsMaker – URL: https://newsmak er.md/rus/novosti/v-moldove-pochti-chetvert-naseleniya-absolyutno-bednye -ih-dohod-menee-e100-vmesyats/#:~:text=%D0%A1%D0%BE%D0%B3 %D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%20%D0%B4%D0% B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%9D%D0%91%D0%9C%2C%20%D0%B2%202018,%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85%20%E2%80%94%2010%2C6%25. (дата обращения: 12.07.2020)
2. Графический анализ денежных переводов из-за границы в пользу физических лиц, май 2020 г. // Национальный банк Молдовы – URL: https://www.bnm.md/ru/content/graficheskiy-analiz-denezhnyh-perevodov-iz-za-granicy-v-polzu-fizicheski h-lic-may-2020-g (дата обращения: 14.07.2020)
3. Ецко К.П.; Горбунова Г.Д. Трудовая миграция в Республике Молдова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2017. - №1. - С. 95-97.
4. Индекс восприятия коррупции // Transparency International – URL: https://transparency.org.ru /rese arch/indeks-vospriyatiya-korruptsii/(дата обращения: 15.07.2020)
5. Кривенко А. Молдова: страна массовой трудовой эмиграции – URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0605/analit05.php (дата обращения: 12.07.2020)
6. Миграция в Молдове // Укрепление взаимосвязи миграции и развития в Молдове. Кишинев. CIVIS & IASCI. - 2010. - С. 11-17 – URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0457/analit03.php (дата обращения: 21.07.2020)
7. Молдавия // Электронная еврейская энциклопедия – URL https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/12816/ (дата обращения: 21.07.2020)
8. Мошняга В.Г. Миграционные планы выпускников молдавских вузов // Демографическое обозрение. - 2015. - №2. - С. 54-73
9. Неработающих в Молдове больше, чем работающих. Что еще говорит статистика 2019 // NewsMakler – URL: https://newsmaker.md/rus/novosti /nerabotayuschih-v-moldove-bolshe-chem-rabotayuschih-chto-esche-govori t-statistika/ (дата обращения: 21.07.2020)
10. Перчинская Н.П.; Пантя Л.В. Некоторые аспекты учета миграционных потоков рабочей силы из Республики Молдова // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2017. - С. 678-682.
11. Перчинская Н., Колесникова Т. Социально-экономическое положение Молдовы на современном этапе – URL: https://www.imemo.ru/files/F ile/mag azines/rossia_i_novay/2018_04/15.Perchinskaya.pdf (дата обращения: 12.07.2020)
12. Опрос: Молдаване назвали самые большие социально-экономические проблемы // Point.md – URL: https://point.md/ru/novosti/obschestvo/o pros-moldavane-nazvali-samye-bolshie-sotsialno-ekonomicheskie-problemy (дата обращения: 21.07.2020)
13. Почему граждане Молдавии покидают свою страну // Deutsche Welle Европа – URL: https://www.dw.com/ru/%D0%BF%D0%BE%D1%87% D0%B5%D 0%BC%D1%83-%D0%B3%D1%80%D0%B 0%D0%B6%D0 %B4%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0 %B4%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0 %BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D 1%82-%D1%81%D0%B2 %D0%BE%D1%8E-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD% D1 %83/a-17289642 (дата обращения: 22.07.2020)
14. Самые бедные страны Европы 2020 // World Population Review – URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/poorest-countries-in-europe (дата обращения: 21.07.2020)
15. Сокращение денежных переводов из-за границы в связи с COVID-19 нанесло тяжелейший удар по экономике Молдовы // Новости ООН – URL: https://news.un.Org/ru/story/2 020/06/1379462 (дата обращения: 12.07.2020)
16. Социальная защита населения // Национальное бюро статистики РМ – URL: https://statistica.gov.md/catego ry.php?l=ro&idc=200 (дата обращения: 16.07.2020)
17. Средняя оплата труда в I квартале 2020 года // Национальное бюро статистики – URL: https://statistica.gov.md/newsview.php?l=ro&idc=168 &id=6663 (дата обращения: 17.07.2020)
18. Статистические данные кусающиеся числа граждан Республики Молдова уехавших за границу // Правительственный портал открытых данных – URL: https://date.go v.md/cka n/ro/dataset/17261-date-statistice-privind-numarul-cetatenilor-republicii-moldova-plecati-peste-hotare (дата обращения: 15.07.2020)
19. Статистика международной миграции. Практическое руководство для стран Восточной Европы и Центральной Азии // Европейская экономическая комиссия ООН в области народонаселения – URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/publications/RUS_International_Migration_Statistics_Practical_Guide.pdf (дата обращения: 18.07.2020)
20. Табак Т. Эмиграция из Республики Молдова в Постсоветский период – URL: http://ccd.ucoz.com/ld/0/7185--276-297.pdf (дата обращения: 15.07.2020)
21. Cost of living. Comparison between countries // Numbero – URL: https://w ww.numbeo.com/cost-of-living/compare_countries_result.jsp?country1=U nited+States&country2=Moldova&displayCurrency=EUR (дата обращения: 21.07.2020)
22. Moldova. Real GDP growth. Inflation rate, average consumer prices (Annual percent change)// International Monetary Fund – URL: https://www.imf.org/en/Countries/MDA (дата обращения: 15.07.2020)
23. Moldova Unemployment rate from 1999 to 2019 // Statista – URL: https://www.statista.com/statistics/513349/une mployment-rate-in-moldova/ (дата обращения: 19.07.2020)
24. Migration Activitiesta. Republic of Moldova // IOM UN Migration – URL: https://www.iom.int/countr ies/republic-moldova (дата обращения: 12.07.2020)
25. Transparency International: Молдова занимает 120-е место в индексе восприятия коррупции // Новости Mail.ru – URL: https://news.mail.ru/po litics/40315479/ (дата обращения: 21.07.2020)
26. Цифра дня: какое место занимает Молдова в индексе восприятия коррупции // Made by locals – URL: https://locals.md/2019/tsifra-dnya-kakoe-mesto-zanimaet-moldova-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii/ (дата обращения: 12.07.2020)

Страница обновлена: 15.08.2024 в 19:17:05