Эффекты и промахи трансформации институтов миграционной политики в России

Воробьева О.Д.1
1 Московский психолого-социальный университет

Статья в журнале

Миграция и социально-экономическое развитие *
Том 1, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29846989
Цитирований: 6 по состоянию на 22.03.2020

Аннотация:
В статье рассмотрены попытки проведения государственной миграционной политики с 1990-х годов до настоящего времени. За 25-и летний период в России провозглашается необходимость увеличения миграционного прироста населения, обеспечения иностранными трудовыми ресурсами рынка труда. Реальные действия институтов, ответственных за миграционную политику демонстрируют некомпетентность в вопросах возможных путей достижения поставленных целей. В результате получила развитие масштабная коррупция при проведении всех процедур миграционного контроля и нелегальная трудовая миграция. Провозглашенные цели не достигаются, тормозится технологическое развитие экономики. Показано, когда и почему миграционные практики подменили принципы государственной миграционной политики.

Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, миграционная политика, Федеральная миграционная служба

JEL-классификация: O15, R23, F22

Тезисы (Highlights):

  • ► для России одним из тяжелейших последствий разделения СССР на 15 самостоятельных государств было массовое экстренное переселение населения из бывших республик
  • ► с первого дня своего существования, то есть с января 1992 и до конца 1998 г. в территориальные органы обратились и прошли процедуру определения правового статуса почти 1,8 млн человек
  • ► к 2003 году объем миграционного прироста практически приближается к нулю, составив 35 тыс. человек в год уже главным образом из-за резкого сокращения въезда – в 1,5 раза с 2000 по 2001 год
  • ► с июля 2005 года по апрель 2016 года руководство ФМС России оставалось стабильным, менялась время от времени ведомственная принадлежность, к ФМС России была присоединена паспортно-визовая служба, соответственно расширись полномочия и штат
  • ► основным стимулом добровольного переселения соотечественников оказалась возможность получения российского гражданства, однако эта проблема уже десять лет с 2006 года решается крайне плохо
  • ► с 2000 г. по 2012 г. на фоне сокращения численности населения России на 3,8 млн человек (2,6 %) особенно сильно опустел Дальний Восток (на 647 тыс. или более, чем на 9,4 %), причем произошло это и за счет естественной убыли, но главным образом, вследствие массового оттока его жителей
  • ► многие негативные факты развития миграционной ситуации и политики на протяжении 2000-х годов признаны и отражены в тексте новой документа – Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в ней обращено внимание на пороки системы квотирования привлечения иностранных работников

Источники:

1. Воробьева О.Д., Рыбаковский Л.Л., Рыбаковский О.Л. Миграционная политика России: история и современность. – М.: Экон-Информ, 2016.
2. Воробьева О.Д., Дроздов О. Несовершенство процедуры регистрации способствует росту нелегалов // Социальная и демографическая политика. – 2006. – № 10. – С. 47-62.
3. Воробьева О.Д. Миграционная политика России: новейшая история и современные практики. Проблемы миграции населения в современной России/ Под ред. В.В. Локосова. – М.: Экон-Информ, 2014.
4. Гребенюк А.А. Теоретические подходы к изучению международной трудовой миграции // Миграция и социально-экономические развитие. – 2016. – Том 1. – № 1. – С. 17-38. – doi: 10.18334/migration.1.1.38078
5. Громова Е.А., Бояркин Г.Н. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России // Креативная экономика. – 2011. – № 7. – С. 105-113.
6. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р., Костылева С.О. Конкурентоспособность экономики России: факторы и тенденции // Экономические отношения. – 2014. – № 1. – С. 27-31.
7. Иванова И.В. Развитие конкурентной среды в условиях российского менталитета // Российское предпринимательство. – 2012. – № 1. – С. 32-37.
8. Эмиграция и репатриация в России / В.А. Ионцев [и др.]. – Москва, 2001.
9. Ионцев В.А. Международная миграция. Приложение к журналу «Миграция в России». – М.: Минфедерации России, 2001.
10. Мидюк О.Н., Скрынникова О.В. Основные тенденции и приоритетные направления развития рынка труда Оренбургской области // Экономика труда. – 2015. – Том 2. – № 4. – С. 267–276. – doi: 10.18334/et.2.4.1920
11. Миграционные процессы в России / Под ред. В.В. Локосова, Л.Л. Рыбаковского. – М.: Экон-Иформ, 2014.
12. Мухаметова Н.Н. Диагностика проблем сельских территорий как условие функционирования и развития региональных социально-экономических систем // Жилищные стратегии. – 2015. – Том 2. – № 2. – С. 129-142. – doi: 10.18334/zhs.2.2.544
13. Проблемы незаконной миграции в России. Реалии и поиск решений. – М.: Гендальф, 2004.
14. Рыбаковский Л.Л. История и теория миграции населения. Книга 1. Мировые миграции: исторические фрагменты и их детерминанты. – Москва, 2016.
15. Топилин А.В. Миграция и сбалансированность региональных рынков труда // Миграция и социально-экономические развитие. – 2016. – Том 1. – № 2. –
С. 79-96. – doi: 10.18334/migration.1.2.38084
16. Тюрюканова Е.В. Трудовые мигранты в Москве: «второе» общество // Иммигранты в Москве / Под ред. Ж.А. Зайончковской. – М.: Институт Кеннана, 2009.

Страница обновлена: 08.02.2025 в 19:20:33