Скачать PDF | Загрузок: 57 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Миграция и социально-экономическое развитие *
Том 1, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать эту статью:
Воробьева, О. Д. Эффекты и промахи трансформации институтов миграционной политики в России / О. Д. Воробьева // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2016. – Т. 1, № 3. – С. 153-178. – DOI 10.18334/migration.1.3.38087
Vorobyova, O. D. (2016). The transformation of institutions of Russia's migration policy and the effects of its implementation. Migration and social development, 1(3), 153-178. https://doi.org/10.18334/migration.1.3.38087Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29846989
Цитирований: 6 по состоянию на 22.03.2020
Аннотация:
В статье рассмотрены попытки проведения государственной миграционной политики с 1990-х годов до настоящего времени. За 25-и летний период в России провозглашается необходимость увеличения миграционного прироста населения, обеспечения иностранными трудовыми ресурсами рынка труда. Реальные действия институтов, ответственных за миграционную политику демонстрируют некомпетентность в вопросах возможных путей достижения поставленных целей. В результате получила развитие масштабная коррупция при проведении всех процедур миграционного контроля и нелегальная трудовая миграция. Провозглашенные цели не достигаются, тормозится технологическое развитие экономики. Показано, когда и почему миграционные практики подменили принципы государственной миграционной политики.
Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, миграционная политика, Федеральная миграционная служба
JEL-классификация: O15, R23, F22
Тезисы (Highlights):
- ► для России одним из тяжелейших последствий разделения СССР на 15 самостоятельных государств было массовое экстренное переселение населения из бывших республик
- ► с первого дня своего существования, то есть с января 1992 и до конца 1998 г. в территориальные органы обратились и прошли процедуру определения правового статуса почти 1,8 млн человек
- ► к 2003 году объем миграционного прироста практически приближается к нулю, составив 35 тыс. человек в год уже главным образом из-за резкого сокращения въезда – в 1,5 раза с 2000 по 2001 год
- ► с июля 2005 года по апрель 2016 года руководство ФМС России оставалось стабильным, менялась время от времени ведомственная принадлежность, к ФМС России была присоединена паспортно-визовая служба, соответственно расширись полномочия и штат
- ► основным стимулом добровольного переселения соотечественников оказалась возможность получения российского гражданства, однако эта проблема уже десять лет с 2006 года решается крайне плохо
- ► с 2000 г. по 2012 г. на фоне сокращения численности населения России на 3,8 млн человек (2,6 %) особенно сильно опустел Дальний Восток (на 647 тыс. или более, чем на 9,4 %), причем произошло это и за счет естественной убыли, но главным образом, вследствие массового оттока его жителей
- ► многие негативные факты развития миграционной ситуации и политики на протяжении 2000-х годов признаны и отражены в тексте новой документа – Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в ней обращено внимание на пороки системы квотирования привлечения иностранных работников
Источники:
1. Воробьева О.Д., Рыбаковский Л.Л., Рыбаковский О.Л. Миграционная политика России: история и современность. – М.: Экон-Информ, 2016.
2. Воробьева О.Д., Дроздов О. Несовершенство процедуры регистрации способствует росту нелегалов // Социальная и демографическая политика. – 2006. – № 10. – С. 47-62.
3. Воробьева О.Д. Миграционная политика России: новейшая история и современные практики. Проблемы миграции населения в современной России/ Под ред. В.В. Локосова. – М.: Экон-Информ, 2014.
4. Гребенюк А.А. Теоретические подходы к изучению международной трудовой миграции // Миграция и социально-экономические развитие. – 2016. – Том 1. – № 1. – С. 17-38. – doi: 10.18334/migration.1.1.38078
5. Громова Е.А., Бояркин Г.Н. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России // Креативная экономика. – 2011. – № 7. – С. 105-113.
6. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р., Костылева С.О. Конкурентоспособность экономики России: факторы и тенденции // Экономические отношения. – 2014. – № 1. – С. 27-31.
7. Иванова И.В. Развитие конкурентной среды в условиях российского менталитета // Российское предпринимательство. – 2012. – № 1. – С. 32-37.
8. Эмиграция и репатриация в России / В.А. Ионцев [и др.]. – Москва, 2001.
9. Ионцев В.А. Международная миграция. Приложение к журналу «Миграция в России». – М.: Минфедерации России, 2001.
10. Мидюк О.Н., Скрынникова О.В. Основные тенденции и приоритетные направления развития рынка труда Оренбургской области // Экономика труда. – 2015. – Том 2. – № 4. – С. 267–276. – doi: 10.18334/et.2.4.1920
11. Миграционные процессы в России / Под ред. В.В. Локосова, Л.Л. Рыбаковского. – М.: Экон-Иформ, 2014.
12. Мухаметова Н.Н. Диагностика проблем сельских территорий как условие функционирования и развития региональных социально-экономических систем // Жилищные стратегии. – 2015. – Том 2. – № 2. – С. 129-142. – doi: 10.18334/zhs.2.2.544
13. Проблемы незаконной миграции в России. Реалии и поиск решений. – М.: Гендальф, 2004.
14. Рыбаковский Л.Л. История и теория миграции населения. Книга 1. Мировые миграции: исторические фрагменты и их детерминанты. – Москва, 2016.
15. Топилин А.В. Миграция и сбалансированность региональных рынков труда // Миграция и социально-экономические развитие. – 2016. – Том 1. – № 2. –
С. 79-96. – doi: 10.18334/migration.1.2.38084
16. Тюрюканова Е.В. Трудовые мигранты в Москве: «второе» общество // Иммигранты в Москве / Под ред. Ж.А. Зайончковской. – М.: Институт Кеннана, 2009.
Цитировать (все форматы):ГОСТВоробьева, О. Д. Эффекты и промахи трансформации институтов миграционной политики в России / О. Д. Воробьева // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2016. – Т. 1, № 3. – С. 153-178. – DOI 10.18334/migration.1.3.38087
APAВоробьева, О. Д. (2016). Эффекты и промахи трансформации институтов миграционной политики в России.
Миграция и социально-экономическое развитие, 1(3), 153-178. https://doi.org/10.18334/migration.1.3.38087
Vorobyova, O. D. (2016). The transformation of institutions of Russia's migration policy and the effects of its implementation.
Migration and social development, 1(3), 153-178. https://doi.org/10.18334/migration.1.3.38087
AMA/VancouverВоробьева ОД. Эффекты и промахи трансформации институтов миграционной политики в России.
Миграция и социально-экономическое развитие. 2016; 1(3):153-178. https://doi.org/10.18334/migration.1.3.38087
Vorobyova OD. The transformation of institutions of Russia's migration policy and the effects of its implementation.
Migration and social development. 2016; 1(3):153-178. https://doi.org/10.18334/migration.1.3.38087
MDPI and ACS StyleVorobyova, O.D. The transformation of institutions of Russia's migration policy and the effects of its implementation.
Migration and social development 2016,
1, 153-178. https://doi.org/10.18334/migration.1.3.38087
Chicago/Turabian StyleVorobyova, Olga Dmitrievna 2016 "The transformation of institutions of Russia's migration policy and the effects of its implementation"
Migration and social development 1, no. 3:153-178. https://doi.org/10.18334/migration.1.3.38087
Страница обновлена: 11.09.2025 в 04:01:03
Download PDF | Downloads: 57 | Citations: 6
The transformation of institutions of Russia's migration policy and the effects of its implementation
Vorobyeva O.D.Journal paper
*
Volume 1, Number 3 (July-September 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Citation:
Vorobyova, O. D. (2016). The transformation of institutions of Russia's migration policy and the effects of its implementation. Migration and social development, 1(3), 153-178. https://doi.org/10.18334/migration.1.3.38087
Abstract:
We consider the attempts of the state migration policy from the 1990s to the present. A 25-year period in Russia, proclaims the need to increase migration increase of population, provision of foreign workforce in the labor market. The real actions of the institutions responsible for migration policies show incompetence in matters of possible ways of achieving the goals. As a result of large-scale corruption was developed during all immigration control and illegal labor migration procedures. The proclaimed goals are not achieved, hampered technological development of the economy. It is shown when and why migration practices have changed the principles of the state migration policy.
Keywords: migration, migration policy, labor migration, Federal migration service
JEL-classification: O15, R23, F22
Highlights:
- ► для России одним из тяжелейших последствий разделения СССР на 15 самостоятельных государств было массовое экстренное переселение населения из бывших республик
- ► с первого дня своего существования, то есть с января 1992 и до конца 1998 г. в территориальные органы обратились и прошли процедуру определения правового статуса почти 1,8 млн человек
- ► к 2003 году объем миграционного прироста практически приближается к нулю, составив 35 тыс. человек в год уже главным образом из-за резкого сокращения въезда – в 1,5 раза с 2000 по 2001 год
- ► с июля 2005 года по апрель 2016 года руководство ФМС России оставалось стабильным, менялась время от времени ведомственная принадлежность, к ФМС России была присоединена паспортно-визовая служба, соответственно расширись полномочия и штат
- ► основным стимулом добровольного переселения соотечественников оказалась возможность получения российского гражданства, однако эта проблема уже десять лет с 2006 года решается крайне плохо
- ► с 2000 г. по 2012 г. на фоне сокращения численности населения России на 3,8 млн человек (2,6 %) особенно сильно опустел Дальний Восток (на 647 тыс. или более, чем на 9,4 %), причем произошло это и за счет естественной убыли, но главным образом, вследствие массового оттока его жителей
- ► многие негативные факты развития миграционной ситуации и политики на протяжении 2000-х годов признаны и отражены в тексте новой документа – Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в ней обращено внимание на пороки системы квотирования привлечения иностранных работников