Роль структурной безработицы в миграционных процессах
Гневашева В.А.1,2
1 Московский государственный институт международных отношений
2 Московский гуманитарный университет
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Миграция и социально-экономическое развитие *
Том 2, Номер 1 (Январь-Март 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32724051
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы формирования рабочей силы в контексте проблемы структурной безработицы, вызванной технологической трансформацией экономики России в период с 1990-х гг., а также значимость данной социально-экономической проблемы в рамках усиления процессов международной миграции.
Ключевые слова: рынок труда, миграция, структурная безработица, формирование рабочей силы
Современные миграционные тенденции на рынке труда обусловлены не столько количественными компонентами, сколько качественными особенностями и предпосылками формирования рабочей силы. В отношении национального рынка труда следует определить ряд особенностей, повлекших формирование рабочей силы в том качестве и количестве, как сегодня представлено на национальном рынке. Трансформационный переход 1990-х годов вместе с трансформацией экономики в целом привел к выявлению существующих проблем формирования конкурентоспособной рабочей силы. Особенным недостатком существовавшей системы формирования рабочей силы был отмечен структурный характер подготовки и распределения трудовых ресурсов. Совместно с изменениями технологий и систем управления экономическими процессами наличие структурности в процессе формирования рабочей силы стало еще более выраженным. Все это способствовало как снижению конкурентоспособности национальной рабочей силы на внешнем рынке, так и стихийному формированию миграционных потоков в отношении национального рынка труда.
Проблематика
Период реформирования рынка труда РФ характеризуется высокой долей структурной безработицы, то есть несоответствием уровня профессиональных компетенций работников занимаемым должностям, потребностям рынка. Спрос на рабочую силу по многим компетентностным критериям, формирующийся сегодня отлично существующему предложению национального рынка труда, высокая доля структурной безработицы, завышенные ожидания национальных работников, несоответствующие требованиям работодателей, высокие притязания вновь сформированной рабочей силы (молодежного сектора рынка труда), усиливающийся процесс глобализации и интеграции практически всех сфер жизнедеятельности общества: все это приводит к стремительному росту миграционных потоков рабочей силы.
Роль интеграции образовательного пространства в процессе формирования рабочей силы
Одной из форм все углубляющейся интеграции как в национальном, так и в международном аспекте выступает интеграция рынка труда и рынка профессионального образования, что имеет принципиальное значение для подготовки конкурентоспособной рабочей силы для мирового экономического пространства. Формы интеграции рынка труда и образовательного пространства, максимального приближения требований к подготовке рабочей силы к непосредственно учреждениям ее формирования позволяют сделать вывод, что данный процесс сегодня является сложным и неоднозначным. Каждая из форм имеет свои преимущества и недостатки и должна отвечать требованиям направления социально-экономического развития страны в условиях глобализации. В российской экономике представлен целый веер различных хозяйствующих субъектов, специфика их территориального расположения, потребностей, объемов производства и темпов экономического развития предполагает и возможность использования разных форм интеграции рынка образовательных услуг и рынка труда. Так, например, монопсонии, активно развивающиеся сегодня в силу специфики размещения природных ресурсов в государстве, а также транспортных путей, в большей степени склонны к использованию корпоративных форм профессионального образования. В то время как на масштабных территориях, малонаселенных, протяженных в пространстве возможны к использованию университеты распределенного типа. В центрах сосредоточения населения, науки, производства, образования необходимо формирование исследовательских вузов. Сегодня в России действуют отдельные варианты всех рассмотренных схем, однако этот процесс – процесс наращивания образовательного потенциала государства путем построения форм активного взаимодействия образования и рынка труда требует централизованной комплексной государственной программы, учитывающей специфику российской действительности, как территориальную, так и социально-экономическую, а также усиливающиеся потоки трудовой миграции. Только в этом случае возможно максимальное обеспечение подготовки специалистов в соответствии с потребностями как национального, так и мирового рынка труда. Среди мероприятий следует отметить основные их группы, возможные к применению с целью увеличения эффективности проводимых государством и частным сектором мер по повышению качества рабочей силы в процессе формирования профессиональных компетенций рабочей силы через систему профессионального образования:
Интегрированные схемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг (создание и развитие инновационных форм образовательных учреждений, участвующих в формировании эффективного предложения рабочей силы).
Баланс трудовых ресурсов как мера макроэкономического регулирования рынка труда.
Мера микроэкономического регулирования рынка труда: прогнозирование занятости в отраслях, секторах экономики, отдельных предприятиях с целью определения спроса на объем и качество рабочей силы в среднесрочной перспективе.
Меры микроэкономического регулирования рынка образовательных услуг: развитие системы подготовки кадров в соответствии с Болонской конвенцией с учетом профессиональной структуры и объема компетенций, необходимых для национальной экономики; развитие системы «непрерывного образования», включающей и объединяющей в едином комплексе все уровни профессиональной подготовки рабочей силы. Укрупнение центров профессиональной подготовки рабочей силы; развитие системы образовательного кредита, гарантированного государством; формирование селективной поддержки системы профессионального образования; разработка системы индикаторов оценки качества подготовки рабочей силы.
Представленный комплекс мер предполагает последовательное воздействие на национальный рынок труда путем изучения спроса и предложения, прогнозирования занятости, формирования баланса трудовых ресурсов; влияния на рынок образовательных услуг через государственные программы регулирования уровня подготовки специалистов, основываясь на накопленном отечественном опыте с учетом перехода на Болонскую систему подготовки кадров, универсализацию критериев аккредитационной оценки вузов в соответствии с потребительскими и инвестиционными ожиданиями обучающихся. Основой данного механизма является гармоничное осуществление макро- и микроэкономического регулирования сферы профессионального образования и сферы труда, где государство, путем прогнозирования занятости, совместно с инновационными университетскими комплексами, построенными по принципу венчурного финансирования, поддерживает баланс трудовых ресурсов в стране через совместные государственные программы регулирования уровня профессиональной подготовки в процессе формирования профессиональных компетенций трудовых ресурсов. В вопросах развития самой системы профессионального образования основной акцент делается на укреплении научно-образовательного сотрудничества, интеграции образования и производства через систему гибкого, открытого и непрерывного профессионального образования в том объеме или в той мере, в которой приобретенные профессиональные компетенции будут способствовать реализации трудового потенциала, удовлетворять инвестиционные ожидания их носителей, позволять эффективно использовать трудовые ресурсы. Оценка значимости экономической составляющей блага образовательные услуги высшего профессионального образования, включение в комплекс мероприятий по формированию рабочей силы, изучение инвестиционных ожиданий населения при наращивании профессиональных компетенций, непрерывность профильного образования, реализованная посредством новых информационно-коммуникативных технологий, в соответствии с особенностями территориального размещения и социально-экономической спецификой регионов и территорий необходимы для максимального обеспечения уровня профессиональных компетенций трудовых ресурсов страны требованиям современной экономики и общества в условиях глобализации мирового хозяйства и интеграции российского рынка труда в мировое трудовое пространство.
Национальный рынок труда в процессе международной миграции
В начальном периоде трансформаций рынков труда стран постсоветского пространства меняется отношение населения к профессиональному образованию, а именно теряется его социально-экономическая значимость в силу высокой ставки дисконтирования населения, то есть ожиданий быстрого дохода с меньшими затратами. Период реформирования рынков труда бывшего СССР также характеризуется высокой долей структурной безработицы, то есть несоответствием уровня профессиональных компетенций работников занимаемым должностям, потребностям рынка. По мере самостоятельного развития внутренних рынков складываются определенные формы интеграции стран в новых товарно-денежных и трудовых отношениях. Общая политика интегрирующихся стран может быть сформирована, исходя из двух альтернативных подходов – федералистского подхода А. Спинелли, основанного на идее сотрудничества и взаимодополнения местных, региональных, национальных и европейских правительств, или функционалистского подхода Ж. Монне, направленного на постепенный переход суверенитета от национального уровня до уровня содружества.
В период 2000–2012 гг. интенсивная интеграция в различных областях идет в том числе между Россией и Республикой Беларусь, что обусловлено высоким уровнем разделения труда и взаимозависимости. По оценкам аналитиков, рынок труда Республики Беларусь за период 2000–2012 гг. отличается самым высоким уровнем занятости населения среди стран постсоветстко пространства. Состояние стабильности рынка труда объясняется исчерпанием белорусской экономикой фактора экстенсивного роста промышленного сектора и высокой долей государственного сектора в национальной экономике. Кажущееся благополучие в сфере занятости населения нивелируется ее структурой компонентой.
Для рынка труда Украины отмечаются завышенные требования работодателей в отношении профессиональных характеристик рабочей силы, опыта работы потенциальных сотрудников, в то время как сами работники предъявляют повышенные ожидания уровня заработной платы и условий труда, претендуя на высококвалифицированные должности, что приводит к росту структурной безработицы.
Основываясь на практике развитых стран с рыночной экономикой, в Украине для решения проблемы структурных несоответствий спроса и предложения на рабочую силу введена система профессиональных стандартов.
Украинскому рынку труда присуща схожая с другими странами СНГ модель развития рынка труда, нацеленная на удержание дешевизны рабочей силы, уже не соответствующей экономическому базису. В основном рост занятости обеспечивают неквалифицированные работники сферы услуг.
По отдельным оценкам [2, С. 252–268], Молдова относится к тем странам СНГ, которые в результате рыночных преобразований и резкого снижения конкурентоспособности отечественного производства пошли по пути сокращения промышленной и увеличения сельскохозяйственной занятости. При этом, как отмечается, развитие сферы услуг происходило прежде всего за счет мелкой торговли и общественного питания, не предъявляющих высоких требований к квалификации работников. Эта тенденция – естественная реакция на открытие рынков в первые годы рыночных реформ. С точки зрения рынка труда в результате сокращения конкурентоспособности целых отраслей экономики сокращается спрос на квалифицированную рабочую силу в национальной экономике. Одновременно снижается и ее предложение.
Оценивая данные официальной статистики, можно видеть, как формировались тенденции миграции трудовых потоков в отношении России в период 1997–2014 гг. (таблица). При всем разнообразии стран очевидны существующие устойчивые тенденции, сохраняющиеся вне зависимости от экономических или политических кризисов как внутри стран, так и в интегрируемом пространстве. Основная доля мигрантов в РФ – это мигранты из стран СНГ, что составляет за период 1997–2014 гг. практически 90 %, с точкой некоторого минимума в период 2011–2013 гг. – до уровня практически 87 %. В рамках стран СНГ прослеживаются некоторые изменяющиеся тенденции в сторону существенного увеличения численности мигрантов в одних странах, как то: Армения (потоки миграции в РФ изменились с 3,2 до 7,8 %), Таджикистан (с 3,9 до 9,3 %), Узбекистан (с 6,6 до 22,2 %), – и в сторону существенного снижения в других странах, как то: Казахстан (с 39,5 до 10,0 %). В отношении Украины рассматриваемый период отмечается в распределении потоков миграции провалом в период 2010–2013 гг., когда потоки трудовых мигрантов сократились практически вдвое и восстановлением уровня миграции к 2014 г.
Таблица
Распределение доли прибывших в РФ из других стран
Прибывших в РФ
|
1997
|
2000
|
2005
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
из стран СНГ
|
91,59
|
90,88
|
92,03
|
89,71
|
87,10
|
87,14
|
87,66
|
89,61
|
Азербайджан
|
5,00
|
4,15
|
2,60
|
6,26
|
6,26
|
5,34
|
4,86
|
4,46
|
Армения
|
3,20
|
4,44
|
4,28
|
9,18
|
9,18
|
8,85
|
8,78
|
7,88
|
Беларусь
|
2,94
|
2,86
|
3,84
|
2,86
|
2,86
|
3,97
|
3,27
|
3,03
|
Казахстан
|
39,47
|
34,76
|
29,31
|
10,23
|
10,23
|
10,89
|
10,77
|
10,01
|
Киргизия
|
2,30
|
4,32
|
8,80
|
11,66
|
11,66
|
8,28
|
6,30
|
4,83
|
Республика Молдова
|
2,30
|
3,24
|
3,71
|
5,49
|
5,49
|
5,65
|
5,94
|
5,43
|
Таджикистан
|
3,86
|
3,07
|
2,66
|
9,84
|
9,84
|
9,98
|
10,58
|
9,25
|
Туркмения
|
2,76
|
1,88
|
2,32
|
1,27
|
1,27
|
1,30
|
1,24
|
1,02
|
Узбекистан
|
6,63
|
11,36
|
17,17
|
18,09
|
18,09
|
21,05
|
24,50
|
22,22
|
Украина
|
23,13
|
20,80
|
17,36
|
12,22
|
12,22
|
11,83
|
11,41
|
21,46
|
из стран ЕС – всего
|
2,61
|
1,74
|
3,04
|
3,20
|
3,20
|
2,80
|
2,58
|
1,91
|
из других стран
|
5,80
|
7,38
|
4,93
|
6,95
|
9,70
|
10,06
|
9,76
|
8,48
|
В распределении миграционных потоков основная доля мигрантов – это представители Узбекистана, Украины, Казахстана, Таджикистана – на момент 2014 г. общая доля мигрантов, приходящихся на эти страны, составляла около 63 %. Характер трудовой миграции можно определить как комплементарный национальному рынку труда. Важно отметить, что в целом по выборке процент международной миграции в РФ из других стран также составляет значимую величину с устойчивой тенденцией увеличения, и на момент 2014 г. доля составила 8,5 %, где 1,8 % – это международная миграция из Китая.
Оценивая уровень производительности рабочей силы рассмотренных стран следует отметить, что, по оценкам Аналитического управления Совета Федерации, коэффициент роста производительности труда за период 1991–2012 гг. рабочей силы Китая составил 6,8, а рабочей силы России – 1,29 [4].
В этой связи значимость структурной безработицы как характеристики национального рынка труда РФ в современных социально-экономических условиях мирового пространства рынка труда является проблемой для решения в первую очередь внутри государства в рамках национального рынка труда с целью увеличения темпов экономического развития национальной экономики, в том числе и за счет технологизации производства. Однако важно определить процессы формирования рабочей силы в контексте мировой практики с целью обеспечения конкурентоспособности национальной рабочей силы на мировом рынке труда, в том числе и с учетом национальной безопасности.
Вывод
Следуя основным экономическим предпосылкам, спрос на труд, являясь производным от спроса на конечные товары и услуги, свидетельствует об изменчивости системы трудовых отношений в зависимости от меняющихся экономических условий мирового экономического пространства, от изменения агрегированного спроса на товары и услуги. Предложение труда выступает как производная от социальных факторов, где значимыми факторами, изменяющими предложение, выступают система социальных отношений в вопросах труда, занятости, уровня заработной платы, структуры специальностей, мотивационных ожиданий и поведения контрагентов на рынке труда, экономической активности рабочей силы и т. д. В этой связи только рассмотрение национального рынка труда с позиции многофакторного системного подхода позволяет определить перспективы его развития как в национальном, так и в мировом контексте.
Важными для изучения процессов развития интеграции национальных рынков в процессе глобализации остаются вопросы оценки комбинаторных факторов формирования рабочей силы и показателей уровня доходов населения с точки зрения сближения (или расхождения) уровней экономического развития территорий; уровня занятости и безработицы, влияния интеграции на рынке труда, миграционных потоков и финансовых эффектов от миграции для стран; уровня производительности труда, экономической результативности человеческого капитала и скорости и характера изменения этих показателей под воздействием интеграции с учетом активности и эффективности на внутреннем и внешних рынках сопредельных территорий.
Многие противоречия региональной макроэкономической системы являются специфичными, связанными не только с природными факторами и трудовыми ресурсами стран, но и с их социальным, политическим и культурным потенциалом, формирующим условия использования и воспроизводства базовых факторов, в том числе рабочей силы, и детерминирующим способы разрешения возникающих социально-экономических противоречий. Важно оценить степень возникающих противоречий и их значимость для дальнейшего развития мирового хозяйства.
Источники:
Новая модель рынка труда России: Роль внешних факторов / Под ред. чл.-корр. РАН С.В. Рязанцева, д.э.н. В.А. Гневашевой. - М.: Экон-информ, 2014. - 409 с
Островский А.В. Формирование рынка рабочей силы в КНР. - М.: Издательство Института Дальнего Востока РАН, 2003. – 455 с.
Производительность труда в России и в мире. Влияние на конкурентоспособность экономики и уровень жизни // Аналитический вестник. - 2016. - № 29 (628)
Рынок труда в странах Содружества Независимых Государств: Статистический сборник. - М.: Статкомитет СНГ, 2004
Рябов К.В. Инвестиции в человеческий капитал как фактор инновационного развития промышленного предприятия: Дис. … к.э.н.: 08.00.05. - Москва, 2009
Рязанцев С.В. Масштабы и социально-экономическое значение трудовой миграции для стран СНГ // Практика привлечения и использования иностранной рабочей силы в России: тенденции, механизмы, технологии: Сборник материалов научно-практической конференции (16–17 октября 2006 г.). Москва, 2006.
8. Степанец В.И. Глобализация и ее влияние на рынок труда и занятость // Труд за рубежом. – 2004. – № 1. – С. 3-23.
9. Стронгин Р., Максимов Г. Опыт интеграции образования и науки // Высшее образование в России. – 2005. – № 1.
10. Ткаченко М.Ф. Глобальные вызовы для мирового рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 10.
Топилин А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. - М.: Экономика, 2004.
Цветков В.А., Янкаускас К.С. Человеческий капитал и связанные с его развитием возможности и риски для модернизации и экономической безопасности России // Модернизация и экономическая безопасность России. Т. 3 / Под ред акад. Н.Я. Петракова. - М.; СПб: Нестор-История, 2012
Чижова Л.С., Кашепов А. Занятость и рынок труда. Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. - М.: Наука, 1998.
Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. - URL: http:// www.belstat.gov.by (дата обращения: 11.07.2017)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 11.07.2017)
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:03:42