Влияние миграционных процессов на развитие политики и экономики в России в условиях современного глобального кризиса

Городнов А.В.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49860721
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются миграционные процессы как социальное явление, определяющие современное состояние многих государств, в том числе и России. Сегодня миграция является одной из самых актуальных проблем, которая затрагивает все сферы – социальную, экономическую и политическую. В связи с глобализацией, миграционные процессы играют роль средства адаптации людей к происходящим в мире изменениям (проблема адаптации мигрантов в принимающей стране стала одной из острых социальных проблем). Выявлена связь демографических процессов, происходящих в нашей стране, с иммиграционными процессами. Для управления миграцией и понимания миграционных потоков необходим анализ миграционного законодательства и статистических данных о миграционных процессах. В статье анализируются основные положения Концепции государственной миграционной политики и предлагается решение миграционных проблем, в том числе и для экономической безопасности страны

Ключевые слова: иммиграция, управление миграцией, миграционное законодательство, миграционные процессы, социальное явление, социально-экономические процессы, миграционная сфера, миграционная политика, иммигранты, демографическая ситуация, угрозы национальной безопасности

JEL-классификация: J11, J61, E24



Введение. В условиях современного глобального кризиса, а также в рамках проводимой специальной военной операции (СВО) по денацификации и демилитаризации территории Украины на направление развития политики и экономики РФ большое влияние оказывают миграционные процессы. В настоящее время Россия как для стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), так и для стран Содружества Независимых Государств (СНГ), с точки зрения проводимой миграционной политики считается весьма привлекательной [2].

Миграционные процессы оказывают существенное влияние на развитие экономики РФ и определяют направление политики в социальной сфере. Происходящее сокращение и естественное старение коренного населения отражается на количестве граждан, способных осуществлять активную трудовую деятельность (по данным ряда исследователей, к 2040 году Россия может потерять порядка 15 млн трудоспособного населения), что значительно повышает роль процессов в миграционной сфере. Согласно расчетам исследователей, если в ближайшее время не принимать действий, направленных на рост населения, то к 2060 году общая нагрузка на трудоспособное население в России, которая определяет демографическую нагрузку, может увеличиться почти в два раза и составит коэффициент, равный 71 на 100 человек трудоспособного населения (в настоящее время коэффициент равен 38,5).

В то же время в связи с изменением в 2020 году законодательства о необязательности подтверждать выход из прежнего гражданства в России очень быстро выросло количество новых граждан, прибывших из «Новороссии» (ЛНР, ДНР) и «освобожденных» территорий Украины, так как руководство нашей страны разрешило иностранцам, которые изъявили желание стать гражданами РФ, не предъявлять документы, подтверждающие отказ от первоначального гражданства. Власти нашей страны заинтересованы в обеспечении простоты и прозрачности условий приобретения гражданства России [2].

В ежегодном Послании Президента РФ к Федеральному Собранию в 2020 г. глава государства отметил, что «судьба России, ее историческая перспектива зависит от того, сколько нас будет, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет, какими они вырастут, кем станут, что сделают для развития страны, и какие ценности будут для них опорой в жизни» [4].

В своем выступлении Президент РФ обратил внимание Федерального Собрания на то, что население России составляет примерно 147 млн граждан. Страна находится в сложном демографическом положении, заключающемся в том, что «семьи сейчас создаются малочисленным поколением девяностых годов, когда в стране был провал по рождаемости, и число рождений продолжает сокращаться». Особую тревогу вызывает то, что сегодня (в 2020 году) на каждую женщину в стране суммарный коэффициент рождаемости составляет в среднем 1,54, тогда как в 1943 году, в самый сложный период Великой Отечественной войны, он составлял 1,3. Это происходит в стране с развивающейся экономикой, осуществляющей мероприятия СВО [4].

Президентом нашей страны поставлена задача повысить коэффициент рождаемости до показателя 1,7 к 2024 году. Только так, по мнению президента, страна сможет «выбраться из демографической ловушки» и в дальнейшем обеспечит «устойчивый естественный прирост численности населения» [4].

Влияние миграционных процессов в настоящее время на развитие страны. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, «численность постоянного населения РФ по состоянию на 01.06.2022 составила 146 056 899 млн человек; в 2021 году численность населения сократилась на 307,7 тыс. человек, или на 0,21% (за аналогичный период предыдущего 2020 года – уменьшилась на 217,4 тыс. человек, или на 0,15%)» [23]. Миграционный прирост на 27,1% компенсировал естественную убыль населения (табл. 1). С началом СВО численность населения страны на 351 670 человек увеличилась за счет лиц, прибывших с территорий «Новороссии» и Украины [23].

Таблица 1

Данные по демографии в России за период с 2016 г. по 1 полугодие 2022 г.

Период
Общая численность населения России
Данные о рождаемости
в России
Данные о смертности
в России
Статистика приобретения гражданства РФ
2016
146804732
1 893 256
1 891 015
265 319
2017
146880432
1 689 884
1 824 340
257 822
2018
146780720
1 599 316
1 817 710
269 362
2019
146748590
1 484 517
1 800 677
497 817
2020
146171015
1 435 750
2 170400
656 347
2021
145557576
1 855194
2 023 000
227 703
1 полугодие 2022
146056 899
1 044824
1 138 360
351 670
Источник: составлено автором по данным Росстата [23].

Для сравнения: в период с 2012 по 2017 год интенсивность внутренней миграции в РФ увеличилась на 10%, и это связано с тем, что миграционный приток в РФ компенсировал естественную убыль населения, и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики [2].

Улучшение демографических показателей за счет коренного населения является приоритетной задачей каждого государства. В Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3] одной из важнейших национальных целей развития нашей страны является «сохранение населения, здоровье и благополучие граждан». Кроме того, в Указе установлены целевые показатели, которые характеризуют достижение национальных целей к 2030 году: обеспечение устойчивого роста численности населения РФ; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет и др. [3].

Выступая на Пленарном заседании Всемирного экономического форума, который проходил 03.09.2021 в г. Владивостоке, Президент РФ сказал, что принято решение о создании особой экономической зоны на Курильских островах, а также о необходимости дальнейшего экономического развития Дальнего Востока и о включении г. Владивостока в заявку на проведение летней Олимпиады в 2036 году [17]. Очевидно, что для решения поставленных задач потребуется огромное количество трудовых ресурсов. С учетом оттока населения из Дальневосточного региона, основную массу рабочих мест займут иммигранты.

Учитывая необходимость реализации озвученных планов по развитию Сибири и Дальнего Востока, можно с уверенностью говорить, что Россия в ближайшие десятилетия будет представлять собой страну массовой иммиграции. В связи с отсутствием перспектив по демографическому росту очевидным представляется, что массовые иммиграционные процессы – это возможность будущего развития нашей страны [17].

Следует выделить, что в российском социуме так и не сформировалось единого мнения относительно необходимости иммиграции для развития экономики страны. Вопросы иммиграционной политики стараются поднимать и ученые в преддверии различных выборов, при этом разделяясь на два лагеря. С точки зрения сторонников «первого» лагеря, РФ, несмотря на депопуляцию и дефицит трудовых ресурсов, должна приложить все усилия для повышения рождаемости, создания условий для вовлечения в трудовую деятельность пенсионеров, инвалидов, женщин и иных категорий населения, обеспечив повышение производительности труда, сокращение сотрудников силовых структур с направлением их в народное хозяйство, при этом не привлекая иммигрантов.

В качестве примера ими приводятся трудовая деятельность в условиях пандемии (2020–2021 гг.), когда, несмотря на сокращение иммиграционного потока, экономика страны, хотя и показала некоторое снижение, но функционировала стабильно. При этом «первыми» не указывается то обстоятельство, что трудовая деятельность производились иммигрантами, оставшимися на территории России, на депортацию которых президентом был наложен запрет до сентября 2021 года.

Придерживающиеся либеральных взглядов, сторонники «второго» лагеря высказывают мнение о необходимости привлечения иммигрантов для выполнения различных работ (как квалифицированных, так и неквалифицированных), о создании условий для получения ими гражданства России в целях постоянного проживания, а также предпринимают попытки, направленные на изменение миграционного законодательства в целях его использования для развития экономики страны в целом и комплексного решения иных стоящих перед государством задач.

Рассматривая первоочередные меры, предлагаемые политиками и учеными, представляющими «первый» лагерь, констатируем, что они направлены на изменение демографической ситуации в сторону повышения. Для этого подготовлены, приняты и предпринимаются попытки реализации программ по стимулированию рождаемости (поддержка молодых семей, получение материнского капитала, выделение дальневосточного гектара, упрощение получения гражданства России, льготной ипотеки и т.д.). Однозначно приходим к выводу, что в ближайшее время (15–20 лет) эти меры не в состоянии переломить ситуацию на рынке труда, тогда как отсутствие необходимого количества трудовых ресурсов, в т. ч. квалифицированных, экономика страны испытывает уже сейчас. Необходимо, чтобы поколение достигло трудоспособного возраста, прошло обучение и стало способным работать на благо общества и государства. В связи с этими обстоятельствами утверждаем, что предлагаемые программы носят вспомогательную функцию.

Дополнительно сторонниками «первых» в качестве негативных моментов указывается на значительный рост преступлений, правонарушений и конфликтов, зафиксированных в районах проживания мигрантов (только в первой половине 2022 г. в Москве, Казани, Нижнекамске, Санкт-Петербурге задокументировано более 10 крупных столкновений мигрантов, в том числе приведших к жертвам среди участников. Выслано из страны в административном порядке, с закрытием въезда на длительный срок, более 20 000 иностранных граждан). По результатам проведенных разбирательств установлено, что возникновение конфликтов спровоцировано ростом преступлений и противоправных действий со стороны выходцев из стран Центрально-Азиатских республик (иммигрантов) и Северного Кавказа (внутренних мигрантов), с целью перераспределения мест сосредоточения (проживания) и работы. Согласно данным МВД России, зарегистрировано следующее количество преступлений экстремистской и террористической направленности (табл. 2; рис. 1).

Таблица 2 Количество преступлений террористической и экстремистской направленности в России (по данным ГИАЦ МВД России)

Год
Количество преступлений террористической направленности
% -
+
Количество преступлений экстремистской направленности
% -
+
2017
1871
-16,0%
1521
+4,9%
2018
1679
-10,3%
1265
-16,8%
2019
1806
+7,6%
585
-53,8%
2020
2342
+29,7%
833
+42,4%
2021
1271
+7,4%
603
+36,4%
Январь – июнь 2022
1332
+4,8%
775
+28,5%
Источник: [11].

Рисунок 1. Количество преступлений террористической и экстремистской направленности в России за период с 2017 г. по июнь 2022 г.

Источник: [11].

По данным главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ МВД) МВД России, по состоянию на 01.07.2022 более 2/3 преступлений террористической и экстремистской направленности совершены иммигрантами или гражданами России, недавно получившими гражданство [11]. При этом особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что повышение преступлений фиксируется на территориях Республики Татарстан, Приморского края (г. Владивосток), Сахалинской области, Камчатского края и Якутии. Количество преступлений оказывает существенное влияние на антимиграционную тематику, особенно в период предвыборных кампаний. Так, ярким примером может служить то, что на крайних выборах депутатов в Государственную Думу России в сентябре 2021 года практически все кандидаты в своих программах критически обсуждали иммиграционную политику, проводимую государством, и требовали внесения поправок в законодательство, ужесточающих правила пребывания иммигрантов. Такое поведение политиков не может не вызывать недоумения, особенно на фоне заигрывания с националистическими настроениями в обществе, поднимая темы миграции. Политики чаще пытаются эксплуатировать антиэмигрантские настроения в обществе исключительно в целях повышения своей электоральной поддержки, не заботясь о том, что своими действиями также провоцируют рост ксенофобии. Такие действия политиков не направлены на развитие национальных интересов общества, а преследуют исключительно личные цели, что характерно не только для российских политиков, но и для политических элит таких развитых стран, как Германия, Франция, Испания и др.

При этом нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что лозунги в отношении необходимости ужесточения правил в миграционной политике (особенно в период подготовки и проведения выборных кампаний) звучат в столице (Москве), в городе, где 2/3 населения составляют потомки мигрантов, приехавших в период 1970–1990 гг. и осевших в нем. В мегаполисе, которому для функционирования постоянно требуется огромное количество дешевой трудовой силы, в настоящее время никто, кроме иммигрантов, не может предоставить.

Представителями «второго» лагеря разработаны и приняты документы: «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1], «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» [2], обосновывающие позиции о необходимости увеличения иммиграционных потоков [22] (Sakaev, 2013). Концепция [2] относится к документам стратегического планирования и была разработана с учетом стратегий национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, в которой определены цель, принципы и задачи миграционной политики. В этом документе отмечается, что «основным источником восполнения населения страны и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем».

Что же касается вопроса о количестве мигрантов, необходимых для поддержания численности населения на прежнем уровне, то мнения экспертов значительно расходятся. Так, по мнению одних, достаточно ежегодного приема страной (до 2025 года) порядка 490 000 мигрантов, другими же предлагается для сохранения численности граждан РФ привлекать в Россию более 1 млн иностранцев [9, 20] (Vishnevskiy, 2004; Rybakovskiy, 2006). По данным специалистов World Bank Group (Всемирного банка), России в целях поддержания и развития экономики необходим источник пополнения трудовых ресурсов, способный до 2030 года предоставлять не менее 600 000 человек ежегодно [18]. Правительством России в Концепции демографической политики поставлена задача по обеспечению миграционного прироста населения из расчета более 300 000 человек в год.

В настоящее время, по официальным данным МВД России, ежегодно в страну въезжает порядка 10 630 000 иностранных граждан, а покидают страну порядка 10 280 000 иммигрантов (таким образом, в среднем на территории страны остается более 350 тыс. чел), что свидетельствует о выполнении положений Концепции демографической политики [1].

Не может вызывать тревожности то, что уже сегодня в среде участников малого и среднего бизнеса, самого экономически активного населения страны, более 10% составляют иммигранты [18]. С учетом темпов миграции можно предположить, что к 2025 году их доля в бизнесе составит до 25%, а к 2100 году – до 50%. Наибольшая концентрация иммигрантов наблюдается в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, то есть в главных экономических районах Российской Федерации. Таким образом, в ближайшее время, возможно, произойдет коренное изменение этнического и социального состава страны. Все это свидетельствует о наличии угрозы безопасности Российской Федерации.

При анализе официально публикуемых данных о миграции в России можно сделать вывод, что они носят «поверхностный» характер, и даже «удобный» для отчетности деятельности правительства страны. Статистические данные по миграционной ситуации, учитываемые в Главном управлении по вопросам миграции МВД России (ГУ ВМ МВД России) и ФСБ России, отличаются в разы. Также необходимо учесть, что официальную статистику по линии въезда в Россию ФСБ обязали предоставлять только в 2018 г. [6]. До этого данные являлись закрытой информацией. Необходимо отметить, что, обязав ФСБ России включить в анкету параграф «Цель въезда» и предоставлять статистические данные по въезду/выезду иностранных граждан в Росстат, уже изначально была введена большая погрешность, так как данные, предоставляемые ФСБ России, учитывают факт въезда и выезда иностранных граждан. В том случае, когда иностранный гражданин, проживающий в приграничной зоне, трудоустроится в России и в течение года будет осуществлять, например, 20 поездок домой (к месту постоянного проживания) и обратно в Россию, то Пограничная служба ФСБ даст статистику, что въехало/выехало 20 иностранных граждан. Тогда как по итоговым данным ГУ ВМ МВД России произведет его учет как одного человека. Так как каждый раз, регистрируясь, трудовой мигрант будет указывать одну и ту же цель, подтверждая это представлением необходимых документов. Таким образом, для более корректного уточнения статистических данных необходимо опираться только на официальные данные МВД России, предоставляемые Росстату.

Также, анализируя данные статистических отчетов по вопросу миграции, отметим, что с внесением изменений в период с 01.01.2007 года по 01.12.2010 года (введен учет лиц, получивших (впервые) разрешение на проживание в России) удалось повысить показатель чистой миграции, а также улучшить демографический баланс (по подсчетам, произошло снижение естественной убыли населения на более чем 100 000 человек в год). Начиная с 2011 года в статистику внесены иностранные граждане, которые получили регистрацию по месту пребывания на срок более девяти месяцев. Результатом изменений в период с 2015 по 2019 г. стал показатель чистой миграции, равный уже 360,0 тыс. человек в год. С началом пандемии в 2020 году миграционный прирост значительно снижается, но уже в 2021 году показывает прежний уровень [12] (Zhuravlev, 2012).

Следовательно, статистика показывает данные по легальной миграции, в то время как по нелегальной миграции можно полагаться только на мнение экспертов. Например, по оценке первого заместителя МВД, «по состоянию на 01 мая 2022 года на территории России незаконно находилось около 6,6 млн мигрантов, а в среднем в течение года эта цифра колеблется и составляет порядка 7–11 млн нелегальных мигрантов» [10].

По результатам проведенных социологических опросов установлено, что значительная часть населения крайне негативно относится к иммигрантам. Также получены данные, что в обществе нет понимания о том, какой экономический эффект дают иммигранты. В средствах массовой информации весьма редко публикуются сведения, раскрывающие реальную экономическую составляющую от иммиграции. В то же время из доклада МВД России, опубликованного в газете «Известия», о средствах, поступивших в бюджет страны в период с 2015 по 2021 год за счет реализации патентов иностранным гражданам, можно сделать вывод, что эти финансовые средства являются весьма существенными для экономики (табл. 3).

Таблица 3

Данные о средствах, поступивших в бюджет страны в период с 2015 по 2021 г. за счет реализации патентов иностранным гражданам


2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
Всего оформлено патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства
1788201
1510378
1682622
1671706
176754
1132935
1853395
Данные о поступивших денежных средствах
52,01 млрд
51,1 млрд
57 млрд
59,7 млрд
63,5 млрд
43,5 млрд
58,59 млрд
Источник: [10].

Сопоставив данные официальной статистики и экспертов, а также предполагая, что количество находящихся в стране нелегальных мигрантов намного больше, чем иностранных граждан, получивших патенты, можно с уверенностью говорить, что в области теневой экономики суммы поступлений составляют капитал, значительно превышающий официальный, что также свидетельствует о наличии угрозы безопасности страны.

В то же время показатели миграционной ситуации подтверждают, что Российская Федерация является страной, в которую охотно приезжают иностранные граждане для реализации своих целей (работа, учеба, лечение, туризм и т.д.). Показатели в экономической сфере от трудовой деятельности иммигрантов, которым оформлены патенты, свидетельствуют о заинтересованности работодателей. В ближайшей перспективе, в целях выполнения всех планов правительства и развития экономики страна не сможет обойтись без иностранной трудовой силы. При этом остро встает вопрос не только о необходимости управления, но и контроля миграционных процессов.

В процессе анализа положений указа «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг.» установлено, что законодателем на основе анализа происходящих миграционных процессов выделены следующие социальные и политические угрозы для страны:

1. Уровень образования и профессиональной квалификации иностранных граждан, прибывающих в страну, является недостаточным для развития современной экономики. В то же время большинство иммигрантов с низкой квалифицированной подготовкой востребованы в теневом секторе экономики.

2. Прибывающие мигранты сталкиваются с трудностями интеграции в российское общество. В результате иммигранты вынуждены формировать этнические анклавы, которые тесно связаны с криминальным миром и несут угрозы безопасности как местному населению, так и регионам в целом.

3. В российском обществе в связи с невозможностью государственными структурами осуществлять контроль и управление миграционными процессами происходит рост преступлений экстремистской и террористической направленности. В итоге происходит рост национальной нетерпимости, негативного отношения к иммигрантам, расслоение общества [8] (Bukhvald, Valentik, 2022).

Таким образом, угрозы, выделенные в Концепции государственной миграционной политики, ограничены и не полностью раскрывают остальные, весьма существенные для государства, такие как:

1. Въезжающие и остающиеся на территории России иммигранты, как правило, с территории стран с высокой террористической угрозой, имеют практический боевой опыт и рассматривают территорию нашей страны как временную базу для лечения, отдыха, легализации, а также и возможного создания «спящих ячеек». Примером может служить возросшее количество преступлений с террористической и экстремистской окраской в стране (табл. 3).

2. С учетом периодических вспышек различных эпидемий и пандемий в ряде стран, откуда прибывают мигранты (странах исхода), возможен всплеск заболеваний среди граждан РФ. Также необходимо отметить то, что законодателем не определен порядок проведения вакцинации среди иммигрантов в период пандемии, а также получения ими QR-кодов.

3. В приграничных районах России (Дальнего Востока, Сибири, Южного федерального округа) службой внешней разведки и пограничной службой ФСБ России отмечается интенсивное формирование общин иммигрантов, действия которых направлены на ассимиляцию, что в будущем может привести к возможной сепарации территорий.

Так, согласно данным Росстата за 2020 год, численность проживающих в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) по сравнению с 2012 годом сократилась на 174 323 человека (в 3,5 раза) с учетом вхождения в округ Республики Бурятия и Забайкальского края. В Сибирском федеральном округе (СФО) численность проживающих сократилась на 2 142 548 человек (в 2 раза) также с учетом вхождения Республики Бурятия и Забайкальского края в ДФО. Происходящая миграция населения из регионов осуществляется в экономически развитые западные и южные регионы страны. Вместе с тем на место уехавших прибывают иммигранты, формируя постепенно свою «пятую колонну».

Отметим, что Правительством РФ в «Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года» предусмотрены меры, направленные на прекращение оттока населения с территорий ДФО и СФО, которые с 2026 года должны обеспечить приток мигрантов в эти регионы. Вместе с тем предложенные программы по возможности получения «дальневосточного гектара», «льготной дальневосточной ипотеки» и др. не дают результата ввиду отсутствия четкого механизма и недоверия руководству как регионов, так и страны со стороны жителей [5, 13] (Kazantsev, Mityakov, 2022).

4. В результате миграционных процессов происходит изменение этнической структуры населения, как в ряде субъектов, так и страны в целом, что приводит к нарушению социально-политической стабильности [24] (Gorodetskiy, Karavaeva, Lev, 2021).

В связи с отсутствием данных переписи населения 2021 года исследователи вынуждены ориентироваться на отчет 2010 года. Так, диаспора армян увеличилась в 2,2 раза (с 532,0 тыс. в 1989 году до 1182,4 тыс. в 2010 году), азербайджанцев – в 1,7 раза (335,9 тыс. до 603,1 тыс.), турок – в 11 раз (с 9,9 тыс. до 109,8 тыс.). При этом доля граждан в городе Москве, которые указали национальность в графе «русские», возросла и составила почти 92% [7] (Bogoyavlenskiy, 2012). Основными центрами концентрации мигрантов являются регионы с развивающейся экономикой, как результат – нарушение этнического баланса, а также нарушение стабильности в социально-политической сфере.

5. В связи с тем, что основное направление миграционных протоков в Россию идет с Юго-Востока, происходит существенное изменение религиозной структуры общества в сторону значительного увеличения лиц, исповедующих ислам.

Некоторыми исследователями подсчитано, что в России темпы роста мусульманского населения составляют 0,6% ежегодно. В связи с этим ими прогнозируется возможный рост лиц, исповедующих ислам, на 2,2 млн человек уже к 2050 году, и составит около 19 млн человек. Согласно расчетам Дж. Саймона, к 2050 г. предполагаемая «численность населения РФ снизится до 104,3 млн человек, и мусульмане могут стать большинством в стране» [21] (Saymon, 2010).

6. Происходящие миграционные процессы несут массовые этнокультурные и иноязычные изменения, результатом которых является возможная утрата общероссийской идентичности [19] (Rudenko, 2022).

7. Происходящие в настоящее время миграционные процессы в ближайшем будущем (15–20 лет) окажут влияние на изменение электоральных предпочтений.

Учитывая возрастание потока мигрантов из стран ЦАР и Закавказья (народов тюркской группы), ожидаемо предполагать, что в ходе предвыборных кампаний во второй половине XXI века лидерам политических партий России придется лавировать и учитывать электоральные предпочтения «новоиспеченных» граждан из числа мигрантов и их потомков [14] (Karavaeva, Lev, 2022).

8. Действующие законодательные акты в России не способны оказать существенное влияние на происходящие миграционные процессы. Причиной этого является то, что миграция как явление не зависит от воли правительства или государства в целом. Миграционные потоки существовали на всем протяжении истории человечества. Их невозможно остановить. Вместе с тем в целях недопущения необратимых, губительных для государства событий миграционные процессы требуют постоянного контроля и управления. Для этого необходимо закрепление положений о миграционных процессах на законодательном уровне. Регулирование миграции должно представлять собой конструктивный процесс, оправданный с политической, экономической и социальной точек зрения.

9. Российская Федерация в условиях глобального кризиса и действующего законодательства является привлекательной для иммигрантов из Закавказья и Центрально-Азиатских стран как страна с развивающейся экономикой, которой постоянно требуется пополнение трудовых ресурсов, в т. ч. с низкой квалификацией.

10. В целях реализации задач по экономическому развитию Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, поставленных правительством страны с учетом существующих демографических трудностей, России, очевидно, придется стать страной массовой иммиграции. Этот факт необходимо принять как аксиому.

11. Правительству Российской Федерации необходимо дать поручение соответствующей комиссии по изучению опыта ряда государств Европы (на примере Германии, Дании, Финляндии, Норвегии, Испании и др.), которыми выработаны ряд мер по управлению миграционными процессами.

Так, на основании зарубежного опыта, с учетом российской действительности, необходимо адаптировать следующие меры:

- разработать и принять новый закон «Об иммиграции», в котором необходимо четко обозначить цели иммиграционной политики, определить пределы иммиграции, ввести и закрепить основные понятия (иммигрант, временный иммигрант, постоянный иммигрант и т.д.), определить порядок въезда/выезда, получения вида на жительство, принятия гражданства и т.д., ужесточить санкции (упростив процедуры отзыва вида на жительство, депортации с закрытием права въезда, в том числе до 20 лет) [16] (Morozova, Alymova, Yakovleva, 2021);

- разработать правовые акты, позволяющие принимать на обучение с заключением контрактов иностранных студентов, изъявивших желание получить российское гражданство, предоставляя льготы и уступки;

- разработать и принять экономически обоснованный правовой акт, который позволит осуществлять расселение иммигрантов по территориям, выгодным субъектам РФ, возложив ответственность за прием, проживание, контроль над мигрантами на сами субъекты РФ, органы местного управления и представителей бизнеса (на примере законодательства Германии);

- усовершенствовать имеющуюся в МВД России систему «Папилон» для практического проведения обязательной дактилоскопии всех въезжающих иностранных граждан, создав общую доступную базу данных для всех регионов страны;

- ввести и закрепить ответственность за интеграцию иммигрантов, возложив ее на конкретные государственные структуры и на самих прибывших мигрантов.

Указанные положения должны быть закреплены на законодательном уровне и определить интеграцию как процесс индивидуального развития мигранта, который позволит ему участвовать в жизни российского общества, без оказания влияния на его собственную культуру идентичности и вероисповедание.

При рассмотрении опыта ряда иностранных государств необходимо также учитывать и те ошибки, которые были совершены ими ранее. Наверное, самым главным будет являться решение о необходимости создания комфортных условий для мигрантов, предоставив возможности легального трудоустройства, получения образования, приобретения недвижимости, доступа к медицинскому обслуживанию, т.е. предоставив условия для интеграции и адаптации в российское общество [15] (Leshchenko, 2021). В то же время государство обязано сделать все для повышения уровня жизни и самих граждан России, чтобы они чувствовали свою социальную защищенность и уверенность в завтрашнем дне.

12. В нашей стране происходит естественная убыль населения. К сожалению, прирост населения в настоящее время идет за счет миграционного прироста, который, вероятно, вскоре не сможет перекрывать естественную убыль коренного населения. Кроме того, осложнилось положение РФ на международном уровне, увеличивающееся количество санкций негативно отражается на экономике страны, замедляя ее рост и модернизацию, в том числе наличие большого количества мигрантов с низкой квалификацией.

Таким образом, происходящие миграционные процессы в России в условиях глобального кризиса представляют определенные социально-политические угрозы, для преодоления которых общество разделилось на два противоборствующих лагеря. С одной стороны, правы те политики и ученые, указывающие на необходимость больших расходов для эффективной реализации политики в миграционной сфере. С другой стороны, правы и те, кто в условиях сложившейся демографической ситуации утверждает, что дальнейшее развитие России невозможно без иностранных граждан (иммигрантов). Поэтому руководству страны при принятии управленческих решений необходимо четко понимать суть проблемы, своевременно и эффективно предпринимать меры, которые позволят нивелировать возможные негативные последствия в сфере миграции.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/7a46cb13de731db3333fcd77a4f7887e468287e3/ (дата обращения: 20.08.2022).
2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139/ (дата обращения: 20.08.2022).
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 24.06.2022).
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (дата обращения: 24.08.2022).
5. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 25.06.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f78dac5681/ (дата обращения: 25.07.2022).
6. Приказ Росстата от 02.11.2018 N 652 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой безопасности Российской Федерации федерального статистического наблюдения за количеством иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, и граждан Российской Федерации, выехавших за границу». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310651/ (дата обращения: 05.07.2022).
7. Богоявленский Д. Перепись 2010: этнический срез. [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2012/0531/tema04.php (дата обращения: 07.06.2022).
8. Бухвальд Е.М., Валентик О.Н. Риски утраты оптимальной структуры российского местного самоуправления // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 45-60. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114400.
9. Вишневский А.Г. Альтернативы миграционной стратегии. [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2004/12/23/vishnevsky (дата обращения: 05.07.2022).
10. В МВД раскрыли количество нелегальных мигрантов из стран СНГ в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/01/07/2022/62beadf19a79476504c214ce (дата обращения: 25.07.2022).
11. ГИАЦ МВД России. Состояние преступности. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762 (дата обращения: 14.07.2022).
12. Журавлев С. Великая миграционная держава глазами эксперта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0501/lisa01.php (дата обращения: 25.06.2022).
13. Казанцев С.В., Митяков Е.С. Оценка значимости факторов динамики жизнеспособности субъектов Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 155-174. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114267.
14. Караваева И.В., Лев М.Ю. Результирующие проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 711-736. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114772.
15. Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в глобальной динамике интеграции // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 657-670. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112994.
16. Морозова Н.М., Алымова А.Г., Яковлева Е.С. Иммиграция и миграционная политика в странах Северной Европы // ДЕМИС. Демографические исследования. – 2021. – № 1. – c. 87-96.
17. Пленарное заседание Восточного экономического форума «Новые возможности Дальнего востока в меняющемся мире». [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66586 (дата обращения: 24.06.2022).
18. Россия в цифрах. Коммерсант-Власть. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/426340 (дата обращения: 05.07.2022).
19. Руденко М.Н. Региональные различия как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 491-510. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114555.
20. Рыбаковский Л.Л. Стратегия демографического развития России на ближайшие 20 лет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=36244 (дата обращения: 05.07.2022).
21. Саймон, Дж. Неужели демография – это судьба? // Россия в глобальной политике. – 2010. – № 2. – c. 40-54.
22. Сакаев В.Т. Миграции в Российской Федерации в XXI веке: социально-политические риски // Ученые записки Казанского университета. – 2013. – № 1. – c. 214-221.
23. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России – 2021 г. (январь-июль). [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_01/Main.htm (дата обращения: 24.06.2022).
24. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - М.: ИЭ РАН, 2021. – 325 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:31