Креативный стиль управления персоналом организации в современных условиях
Бикметов Р.Ш.1
1 Башкирский государственный университет - Стерлитамакский филиал, Россия, Стерлитамак
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 22
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Цитировать:
Бикметов Р.Ш. Креативный стиль управления персоналом организации в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 3. – С. 427-438. – doi: 10.18334/lim.7.3.110714.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44062763
Цитирований: 22 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Современный мир на пороге серьезных перемен в самых разных областях жизни. Серьезные изменения происходят в медицине, электронике, сельском хозяйстве. В менеджменте также появляются новые управленческие практики. В статье рассматривается применение нового стиля управления персоналом – креативного стиля. Данный стиль ориентирован на управление работниками в условиях дистанционной работы, при этом используется максимально комфортный контроль и повышенная мотивация, с целью стимулирования творческого мышления. Именно творческое мышление каждого работника всего коллектива создает фундамент для рывка организации в целом. В статье рассматриваются условия реализации креативного стиля в российских организациях. Автор подчеркивает, что российским компаниям необходимо бороться за внешние рынки на международном уровне, для этого надо стать конкурентоспособнее. Это возможно, если использовать современные управленческие практики. Такие практики уже с успехом используется во множестве западных компаний. Также автор предлагает алгоритм внедрения креативного стиля, где пошагово рассматривает переход менеджмента компании к новой для себя управленческой практике.
Ключевые слова: креативный стиль, пандемия, творческое мышление, менеджмент, контроль, мотивация, организация
JEL-классификация: J01, M12, M14, M16, О33
ТЕЗИСЫ:
• Современный мир быстро меняется, появляются прорывные инновации,
потребности потребителя постоянно растут, конкурентность среди организаций
возрастает.
• Сегодня появляются возможности для перехода к новому стилю управления
организацией – креативному стилю. Креативный стиль – это использование
возможностей дистанционной работы плюс стимулирование творческого мышления.
• Креативный стиль управления создает особую творческую атмосферу в
организации, каждый работник чувствует свою значимость для организации и
стремится создать собственный прорывной проект.
• Организация, в которой используется креативный стиль управления, должна
стремиться к инновациям и прорывным творческим решениям.
• Для применения креативного стиля необходимы особые условия: творческие
менеджеры, корпоративный коворкинг, организация удаленной работы, особая
мотивация, мягкий и комфортный контроль, проектная координация.
• Креативный стиль дает возможности для прорыва организации в плане
конкурентоспособности, в том числе на внешних рынках. Для российских компаний
сегодня это крайне важное обстоятельство.
|
HIGHLIGHTS:
• The modern world is changing rapidly, breakthrough innovations appear,
consumer needs are constantly growing, and competition among organizations is
increasing.
• Today there are opportunities for transition to a new style of organization
management - a creative style. Creative style is about harnessing the power
of telecommuting plus stimulating creative thinking.
• Creative management style creates a special creative atmosphere in the
organization, each employee feels his own importance for the organization and
strives to create his own breakthrough project.
• An organization that uses a creative management style must strive for
innovation and breakthrough creative solutions.
• To apply a creative style, special conditions are required: creative
managers, corporate coworking, organization of remote work, special
motivation, soft and comfortable control, project coordination.
• Creative style provides opportunities for the organization to break through
in terms of competitiveness, including in foreign markets. This is an
extremely important circumstance for Russian companies today.
|
Введение. Современный мир меняется, постоянно появляются новые технологии, которые меняют жизнь людей. Изобретения последних лет поражают воображение: робот-пылесос, электромобиль, мессенджеры с возможностью мгновенного обмена информацией. Сегодня нельзя игнорировать эти изменения, надо их предвосхищать, быть постоянно в тренде [12] (Adizes, 2014). Управление людьми – это тоже живой, гибкий процесс, который постоянно совершенствуется. Если раньше можно было напугать работника, заставить его работать силой, то сегодня такие методы не работают. Только правильная мотивация персонала может дать результаты для компании. Появление дистанционной формы работы – это тоже интересная новация, которая для процесса управления персоналом представляет определенные сложности. Пандемия коронавируса, которая случилась на нашей планете в 2019–2020 гг., внесла коррективы во многие процессы, она показала, что надо быть готовым к самым разным вызовам внешней среды. Дистанционная работа вполне может стать крайне удобной формой организации рабочего места. Человек находится у себя дома, он чувствует домашний комфорт, в этой уютной обстановке у него вполне могут родиться самые интересные проекты. Творческое мышление уникально, рождение творческих идей не подчиняется строгим законам и нормативам, в холодном и деловом офисе мышление человека испытывает известное давление рабочей обстановкой. Нельзя дать задание на выполнение двух или трех творческих проектов в год, творческие идеи не рождаются подобно автомобилям на конвейере. Но определенные условия для появления творческих идей крайне важны. Известный американский писатель Эрнест Хемингуэй не зря создавал свои потрясающие произведения, проживая на Кубе, здесь он чувствовал умиротворение и душевный комфорт. Подобные ощущения описывали многие известные деятели культуры и искусства, когда оказывались в комфортной обстановке, которая склоняла их к творчеству. Душевный комфорт – очень важная составляющая рождения творческого проекта. Менеджер организации, которая нацелена на создание прорывных, революционных проектов, должен понимать, что его задача – стимулировать креативное мышление у своих работников, а также у себя. В этой ситуации управленец должен по-новому взглянуть на процесс управления. Американский социальный психолог Курт Левин выделяет три основных стиля управления – авторитарный, демократический и либеральный, этот подход считается основным уже долгие годы [10] (Levin, 2000). Часто подчеркивается, что все три стиля управления важны и классный менеджер должен владеть всеми тремя. Подобный универсальный менеджер, несомненно, ценился на любом предприятии, однако как он будет управлять в современной ситуации? Необходимость генерирования творческих идей ставит современного менеджера в новую ситуацию, ситуацию, когда необходим новый стиль управления. Стиль управления, который обеспечит эффективное управление своими сотрудниками в условиях дистанционной работы, а также будет направлен на создание креативных проектов [3] (Bikmetov, 2010). Ведь только креативные проекты обеспечивают организациям конкурентоспособность в ситуации, когда потребители постоянно хотят что-то новое и продвинутое. Американский менеджер-инноватор Илон Маск – один из первых управленцев, кто пытается применять такой новый стиль, его компания Tesla Motors – это образец современной высокотехнологичной компании, она производит инновационную продукцию, в ней используется труд роботов, применяются инновационные практики управления людьми. Подобные управленческие практики используются и в других компаниях – Alphabet, Amazon, Microsoft, Яндекс, Kaspersky Lab. Этим вызовам современному менеджменту посвящена данная статья, автор попытается сформулировать составляющие нового стиля управления – креативного стиля. Цель статьи – определение креативного стиля управления и основных его особенностей. Задачи статьи – определение компонентов креативного стиля управления персоналом в организации, а также осмысление возможностей этого нового стиля управления.
Генезис креативного стиля управления. В рамках инновационного менеджмента компании традиционно используют три основных стиля управления – авторитарный стиль управления, демократический и либеральный. Основное различие этих стилей состоит в предоставлении свободы в рабочей деятельности и осуществлении контроля. При этом либеральный стиль считался наиболее подходящим для различных творческих компаний, так как здесь возможно максимально возможное делегирование полномочий и мягкий контроль. Однако при таком стиле работы работники все же должны были находиться на рабочем месте, при этом выполнять свои обязанности согласно рабочему графику. Определенную революцию в появлении нового стиля управления осуществила компания Hewlett-Packard, которая первая въехала на территорию Кремниевой долины. В этой компании стала использоваться новая организационная структура – эдхократическая, которая была ориентирована на создание комфортных условий для сотрудников, мыслящих креативно [2, 4] (Bikmetov, 2016; Bikmetov, 2016). Впоследствии в самых разных компаниях Кремниевой долины появлялись различные управленческие практики, которые были призваны стимулировать оригинальное мышление. Особенно преуспела компания Google (сегодня компания входит в холдинг Alphabet), которая предоставила сотрудникам возможность создавать свои проекты в рабочее время, возможность свободного графика работы и, наконец, дистанционной работы. Затем такие же возможности для работников предоставила и компания Facebook Марка Цукерберга. При этом первоначально все-таки подразумевалось, что сотрудник должен находиться на территории компании, для этого создавались специальные пространства – парки, изолированные помещения, кафе, коворкинги.
В компании Google появилась блестящая идея – обеспечить сотрудников всем необходимым на рабочем месте, чтобы ничто его не отвлекало. Так, в компании Google появились тренажерные залы, бесплатные кафе, парикмахерская и химчистка [13] (Dudnik, Ilyukhina, 2015). Теперь сотрудник мог сосредоточиться только на работе. Такая концентрация рано или поздно дает свои результаты, бытовые мелочи не отвлекают работника от создания подчас прорывных проектов. Так, почта Gmail была создана за один день инженером компании, который просто находился в хорошем настроении. Итак, настроение работника – это тоже важный фактор креативного мышления. В плохом настроении интересные идеи создать будет крайне сложно. Не зря любимый девиз одного из основателей Google Сергея Брина – «Счастливый работник работает продуктивнее». Это действительно так, и этот девиз как раз может послужить основой нового стиля управления. Его задача – сделать человека счастливым, а значит, окрыленным, а значит, способным генерировать прорывные идеи, способные принести компании миллиардные поступления. Подобные идеи уже внедряются и в ряде российских компаний – Яндекс, Mail.ru, Kaspersky Lab.
Свою лепту в появление нового стиля управления внес и Илон Маск – его революционные проекты оказались фантастически успешными. Сегодня Илон входит в число пяти самых богатых людей мира. Илон применил новую практику в управлении, он нашел успешных управленцев в самых разных уголках мира – от Канады до Австралии и дал им самые широкие полномочия. Им нужно было самим спроектировать новый завод, самим сколотить свою команду, важным моментом Илон считал мотивацию как раз творческих идей своих работников. Маск ценит людей, которые буквально на ходу придумывают креативные идеи, он сам неоднократно это подчеркивал. Один из его сотрудников предложил использовать в электромобиле Tesla планшет вместо панели приборов, за эту новацию он получил сразу пакет различных бонусов. Итак, мотивация – это очень важный фактор творческого мышления, причем творческое мышление должно оцениваться выше, чем простая исполнительность.
Пандемия коронавируса, которая началась в 2019 году и продолжается до сих пор, внесла свои коррективы в работу организаций по всему миру. В условиях распространения инфекции популярной становится дистанционная работа, которая сегодня становится достаточно комфортной и производительной. Появление большого числа мессенджеров с функцией видеоконференции, высокоскоростной интернет, мобильные гаджеты создали уникальную среду для виртуального присутствия. Теперь необязательно выходить на работу, вполне можно работать дома, а результаты будут даже выше, ведь человек находится в максимально комфортных условиях. Возникает вопрос – как управлять этим процессом? Как контролировать результаты работы? Прежние стили управления в этих условиях работы бессильны, они появились и оформились достаточно давно, в условиях обязательного присутствия на рабочем месте. А как быть, если рабочее место человека находится дома? Кстати, массовое распространение дистанционной работы – это как раз положительный момент, как раз создающий условия для появления нового стиля управления и творческих прорывов. Пандемия послужила триггером процесса.
Итак, в новых условиях в рамках инновационного менеджмента оформился новый, четвертый стиль управления – креативный, он представляет собой сплав стремления к творческому мышлению и к максимально комфортным условиям работы. Естественно, он тоже будет совершенствоваться с течением времени. Но основные базовые компоненты креативного стиля мы можем определить уже сейчас – стимулирование оригинального мышления и стремление к максимально комфортным условиям работы. Использование креативного стиля в рамках инновационного менеджмента создает условия для перманентного создания творческих проектов в постоянно меняющихся условиях, что как раз и объясняет его название, в переводе с английского языка креативный –созидательный, творческий, отличающийся поиском и созданием нового. Итак, креативный стиль – это еще и постоянный поиск в условиях быстро меняющихся факторов. Если при авторитарном стиле руководства отношения между руководителем и работниками выражаются формулой «руководитель – подчиненный», при демократическом стиле управления – «руководитель – партнер», а при либеральном стиле – «руководитель – координатор», то при креативном стиле на первый план выходит формула «руководитель – драйвер изменений и творческих идей». Креативный стиль нацеливает работников постоянно быть в поиске, не ограничивая их при этом множеством условий. В таких условиях могут быть созданы прорывные проекты, с помощью которых можно будет существенно изменить или диверсифицировать номенклатуру продукции, а значит, быстро адаптироваться под требования внешней среды.
Условия реализации креативного стиля. Реализация креативного стиля обусловлена определенными факторами. Организация, в которой используется данный стиль управления, должна стремиться к инновациям и прорывным творческим решениям. Это очень важное условие. В качестве философии организации может использоваться фраза Сергея Брина «Счастливый работник работает продуктивнее». Менеджер, осуществляющий креативный стиль управления, должен начать с себя. Тяга к новаторскому мышлению и умение работать дистанционно – вот главные составляющие менеджера нового типа. Пандемия может закончиться, но это не значит, что дистанционная работа станет невостребованной. Напротив, весь мир осознал преимущества дистанционной работы – домашний комфорт и уют, которые дают очень хорошие возможности для нестандартного мышления. В современном мире только нестандартные, прорывные проекты обеспечивают повышение конкурентоспособности и устойчивое развитие организации [7] (Drucker, 2003). Коллектив организации должен быть заряжен на творческие проекты, в воздухе должна висеть атмосфера креатива. Именно менеджер выступает драйвером такой атмосферы, от него должен передаться заряд творческих идей, которые затем переходят к работникам. Итак, первые составляющие креативного стиля – атмосфера новаторства в организации, менеджер как драйвер-проводник такого стиля управления. Но это еще не все. Как выполнять менеджеру в условиях креативного стиля важнейшие управленческие функции – мотивацию, контроль и координацию?
Начнем с мотивации. Мотивация – это важнейшее условие осуществления креативного стиля управления. Мотивация должна представлять собой комплекс воздействий: достойная заработная плата, социальный пакет, бонусы. Все это дает работнику чувство уверенности в завтрашнем дне, он работает, не отвлекаясь на страхи о своем будущем. Мотивационный механизм должен быть выстроен таким образом, чтобы работник почувствовал, что он нужен компании и считается ценным сотрудником [14] (Tarasova, 1993). Важно понимать, что творческий труд должен всегда оцениваться выше обычных рутинных задач. Здесь надо исходить из международных стандартов, согласно рекомендациям МОТ, работник не должен получать меньше 3 долларов в час, однако так как мы пытаемся оценить творческий труд, самый низкий потолок заработной платы здесь должен быть как минимум в 2–2,5 раза выше [15] (Nevinnaja, 2014). Помимо оклада должна быть еще значительная премиальная часть за полностью выполненный проект, а также различные бонусы (бесплатная столовая, химчистка, парикмахерская, фитнес, оплачиваемый летний отдых).
Контроль также очень важен в работе организации. Однако он должен быть ненавязчивым и не отбирать много времени. К примеру, до наступления пандемии компания Alphabet проводила каждый день пятиминутные летучки на ногах, где каждый рассказывал о проделанной работе. Это позволяет работникам быстро и без лишней бюрократии рассказать о выполненных задачах, а руководителю оперативно получить информацию о ситуации внутри коллектива. При дистанционной работе такие летучки можно проводить в режиме видеоконференции или даже путем создания группы в мессенджере, где буквально ежечасно руководитель может «держать руку на пульсе» коллектива, уточняя у подчиненных важнейшие аспекты их работы. Важно отказаться от разнообразных бумажных отчетов и утомительных скриншотов, доверять работнику. Такой контроль даст больше времени работнику и менеджеру, кроме того, создает атмосферу доверия и солидарного труда.
Координация в коллективе существенно упрощается с использованием мессенджеров в работе. Достаточно создать свою группу и постоянно находиться в контакте с подчиненными. Нужен ли обязательно формат видеоконференций? Скорее всего, нет, достаточно текстовой переписки. Но в исключительных случаях желательно использовать формат видеоконференций – это дисциплинирует работников.
На самом деле дистанционный формат работы имеет кучу плюсов – экономия на рабочих местах и аренде помещений, упрощение контроля и координации работы подчиненных, снижение транзакционных издержек, работа в условиях домашнего комфорта и уюта.
Очень важный фактор – домашние условия для дистанционной работы. Сама площадь квартиры особой роли не играет, современный ноутбук или планшет много места не занимают. Однако работнику могут значительно помешать дети, родители, супруг или супруга, домашние животные. Эту ситуацию менеджер должен иметь в виду. Работники, которым мешают работать домашние, не смогут выполнять качественно рабочие обязанности. Менеджер обязан провести небольшое собеседование с работником или же провести анкетирование, но самый лучший вариант – прийти и посмотреть, в каких условиях живет работник. Если условия не соответствуют, лучше предоставить работнику место в коворкинге. Корпоративный коворкинг – это площадка внутри организации с повышенным комфортом, которая призвана заменить работнику собственный дом во время дистанционной работы. Такая площадка нужна для работников, которые не могут работать дома в силу разных причин. Атмосфера корпоративного коворкинга должна напоминать домашнюю – много различных картин, мягкой мебели, вендинговые автоматы с выбором напитков и разнообразных перекусов (чипсы, снеки, пончики).
Использование креативного стиля в работе российских организаций. Использование креативного стиля в рамках инновационного менеджмента управления организацией – это хорошая возможность сделать рывок, выйти на какой-то новый уровень. Например, на внешние рынки. Сегодня перед многими российским организациями, особенно госкорпорациями, а также градообразующими предприятиями, стоят серьезные вызовы. Это повышение качества продукции, выход на зарубежные рынки, выпуск инновационной продукции, в целом сохранение конкурентоспособности в постоянно меняющихся условиях. Нашей стране необходимо массово начать выпуск современных процессоров, электромобилей, медицинских аппаратов, 3D-принтеров. Все это возможно сделать, применив новые подходы в управлении. Одним из таких подходов может стать применение креативного стиля управления персоналом в рамках инновационного менеджмента в организации. Применение креативного стиля необходимо начать с обучения менеджеров, они должны всячески содействовать творческим идеям работников и поощрять дистанционную работу. Рабочий график при дистанционной работе должен быть заранее обговорен, лучше конечно, если будут предусмотрены перерывы. Очень важна организация дистанционной работы. Сюда можно включить оповещение работников о новой философии компании, оснащение работников мобильными устройствами, раскрытие механизма мотивации. Такая прозрачность подкупает работников, создает чувство корпоративной сопричастности.
Сегодня наступило время достаточно жесткой конкуренции за потребителя. На данный момент российским компаниям необходимо сделать серьезный рывок вперед, чтобы опередить западных конкурентов. Нужно учитывать, что большинство западных компаний создавались десятилетиями, за это время они накопили большой человеческий потенциал, управленческие практики, а самое главное, доверие со стороны потребителя [9] (Marchenkova, Plotnikov, Rudakova, 2012). Но есть на Западе и «компании-выскочки». К таким компаниям можно вполне отнести Alphabet, Amazon, Facebook, Tesla. Эти компании появились сравнительно недавно, но благодаря рывку они оказались в лидерах. Профессор Высшей школы экономики В. Радаев пишет про компании в Кремниевой долине следующее: «Здесь на малых по размеру территориях происходило взрывное по характеру развитие малых фирм, часто производящих одну и ту же или сходную продукцию. Соседствующие фирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, которая заставляет их постоянно учиться друг у друга, перенимать технологические и организационные инновации в процессе институционального изоморфизма. Они взрастают на интенсивном обмене знаниями и информацией, на горизонтальной мобильности квалифицированных кадров, мигрирующих между фирмами, и на общей поддерживающей инфраструктуре» [8] (Radaev, 2005). Кстати, нельзя сказать, что такие управленческие практики дают плоды только в США, они с успехом используются и в коммунистическом Китае, где находятся подобные передовые компании (филиал Alphabet, Alibaba, Tencent). Надо добавить, что компании Alibaba и Tencent находятся в первой десятке компаний мира по капитализации.
Такой рывок вполне по силам совершить и российским организациям, в современном высококонкурентном мире необходимо стремиться стать транснациональной корпорацией. Нужно лишь поверить в своего работника, создать ему соответствующие условия. Сегодня такой момент наступил, надо действовать. Очень важно реагировать на вызовы внешней среды и внедрять новые управленческие практики [1, 5, 6] (Akmaeva, Lunev, Mineva, 2015; Vasilieva, 2014; Dokukina, 2014). Отрицание успехов вышеуказанных компаний, консервация устаревших взглядов в работе организации приведут к падению конкурентоспособности. Финансирование создания нового стиля в компании может взять на себя государство, ведь для него очень важно повысить конкурентоспособность госкорпораций и градообразующих предприятий. Использование креативного стиля создает условия для постоянного поиска новых проектов, в том числе и в других сферах деятельности. Это важно для компаний, чья продукция стремительно устаревает или теряет спрос, в этой ситуации можно заблаговременно захеджировать такие риски, диверсифицируя выпускаемую продукцию. Хороший пример – компания «Дайсон», которая, наблюдая снижение спроса на пылесосы, заранее создала подразделение по выпуску электромобилей.
Стратегия внедрения креативного стиля. В соответствии с основными управленческими функциями (планирование, организация, мотивация, контроль, координация) внедрение креативного стиля необходимо начать с планирования. Необходимо запланировать изменения, которые будут проводиться в связи с проведением такого управленческого стиля. Важно подготовить корпоративный коворкинг для тех сотрудников, которые не смогут работать дома в силу разных причин. Второй момент – необходимо разработать обновленную стратегию компании, ориентированную на рывок в повышении конкурентоспособности.
Организацию применения креативного стиля следует начать с оснащения работников необходимой техникой для дистанционной работы (ноутбуками, планшетами, смартфонами), это важно, поскольку персональные гаджеты, как правило, устаревшие. Для качественной дистанционной работы необходимо использовать ультрасовременные и производительные мобильные устройства. Все расходы организации на такие устройства окупятся в дальнейшем с лихвой благодаря прорывным проектам и экономии на рабочих местах. Кстати, освободившиеся офисные пространства можно сдавать в аренду или использовать под складские помещения. Понадобится только оставить помещение под корпоративный коворкинг.
Необходимо объяснить сотрудникам, что теперь важно создавать творческие проекты, способные принести прибыль, их также можно назвать корпоративными стартапами. Создание такого творческого проекта (программа, услуга, инновационный продукт) будет поощряться, в целом менеджеру нужно оповестить работников о новой системе мотивации. Бесплатные бонусы (парикмахерская, химчистка, кафе, фитнес) можно продемонстрировать с помощью экскурсии по организации. С этой минуты сотрудник не вправе отвлекаться на мелочи жизни, бытовые проблемы.
Контроль в организации должен быть крайне мягким, ненавязчивым, комфортным для работников и строиться на максимальном доверии к подчиненным. Уже при наборе персонала стоит обратить внимание на целеустремленных работников, стремящихся к самообучению [11] (Iacocca, 2017). Впоследствии с ними нужно выстроить доверительную работу, особую творческую атмосферу. Работник должен почувствовать свою важность для организации.
Координация в организации упрощается с применением дистанционной работы, использованием мессенджеров. Тем не менее менеджеру нужно постоянно находиться «в поле», обозначать свое присутствие, интересоваться планами работников. При проектной работе менеджер может разбить один большой проект на несколько небольших и поручить их командам внутри коллектива. В целом командная работа должна поощряться.
Заключение. Дистанционная работа плюс стимулирование творческого мышления формируют условия для использования креативного стиля управления организацией. Этот стиль дает возможности для рывка организации в плане конкурентоспособности, в том числе на внешних рынках. Для крупных российских компаний (госкорпораций, градообразующих компаний) сегодня это крайне важное обстоятельство. Переходить на такой стиль управления необходимо как можно быстрее. Креативный стиль управления создает особую творческую атмосферу в организации, каждый работник стремится создать прорывной проект, персонал организации постоянно будет находиться в поиске новых идей.
Источники:
2. Бикметов Р.Ш. Формирование эдхократической структуры отечественных организаций в условиях развития инноваций // Дискуссия. - №1. -2016. – С.17-21.
3. Бикметов Р.Ш. Социальные аспекты стратегического управления горнодобывающим предприятием в условиях кризиса // Вестник РУДН. Серия Социология, 2010. - №3 – C. 60-69
4. Бикметов Р.Ш. Стратегия социально-экономического развития градообразующих предприятий в условиях санкций // Экономика и управление: научно-практический журнал. - №1. - 2016. – С.17-21.
5. Васильева А.К. Проблема диапазона контроля в традиционных и современных организациях // Экономика и менеджмент высоких технологий. – 2014. - №2. – С.27
6. Докукина И.А. Развитие концептуальных аспектов менеджмента современной организации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - № 4. - С. 106-111.
7. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.Гранд-Фаир, 2003. – 288 с.
8. Радаев, В. В. Экономическая социология.– М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 603 с.
9. Марченкова Л.М., Плотников В.А., Рудакова О.В. Человеческий и интеллектуальный капитал как основа инновационного развития промышленности // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 1-2 - С. 205-210.
10. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. - 407 с.
11. Якокка Ли. Карьера менеджера. / Монография. – М.: Издательство «Попурри», 2017. - 528 с.
12. Адизес И. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни. / Монография. – М.: Манн, Иванов и Фарбер. – 2014. – 368 с.
13. Дудник К.С., Илюхина Л.А., Анализ мотивации и стимулирования персонала на примере компаний «Google» и «Яндекс»// Евразийский союз ученых. - №2-1. – 2015. – С.65-67.
14. Тарасова Н.Н. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США // Полис. -№2. - 1993. - С. 179-184.
15. Невинная И. Час от часу не легче. Почему в России не вводят почасовую оплату труда // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/01/21/rabota.html
Страница обновлена: 08.08.2024 в 00:03:24