Особенности предпринимательского стиля управления

Миллер А.Е., Леонов В.С.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (14), Декабрь 2012

Цитировать:
Миллер А.Е., Леонов В.С. Особенности предпринимательского стиля управления // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – Том 2. – № 4. – С. 51-59.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18303608
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлены первые результаты исследования разработки качественно нового стиля управления. На основе закреплённых научных методик (поведенческих элементов) авторы формулируют особенности нового стиля и возможные пути его совершенствования в зависимости от современных экономических тенденций.

Ключевые слова: предпринимательство, стиль управления



В современных условиях для экономического роста страны важным условием является наличие высокоразвитой предпринимательской среды. Предпринимательские структуры обеспечивают формирование рыночной конкурентной среды, способствуют быстрой адаптации производства к потребностям рынка, поддерживают развитие национальной экономики на необходимом уровне динамики. В связи с этим растет значение интеллектуальной составляющей как в самих товарах и услугах, так и в процессах управления человеческими ресурсами. Экономическая ситуация и конкурентная борьба выдвигают высокие требования к профессионализму, управленческим навыкам предпринимателя.

Перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчинённых. Это получило название стилей управления. Под стилем управления понимаются обобщенные виды поведения руководителя и его отношения с подчиненными в процессе достижения поставленных целей [8].

Успех работы руководителя зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков её решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчинённого; специфики сложившейся ситуации и других причин. Вопрос выбора наиболее подходящего стиля руководства является одним из наиболее сложных в науке управления.

В этой связи, исследование по формированию качественно нового стиля управления, подходящего для предпринимателей и предпринимательских структур, способных адаптироваться к изменениям рынка, является актуальным и имеет практическое значение. Результаты данного исследования планируется преобразовать в конкретные методические рекомендации по управленческим решениям.

Предложенный авторами стиль управления назван предпринимательским. Что означает данный термин? В простом понимании — это стиль управления, используемый предпринимателем. В широком смысле данный стиль может быть применим руководителями любых типов организаций как коммерческих, так и некоммерческих в различных сферах деятельности, таких, как образование, наука, культура, здравоохранение и т.п. Смысл в том, что в основе теоретического описания такого стиля управления заложены принципы и функции, характерные для предпринимательства.

Так, на основе анализа научной литературы среди наиболее значимых функций предпринимательства, по мнению авторов, выделены следующие:

1. Экономическая. Предприниматели являются производителями и потребителями материальных благ (услуг), участвуют в общественном воспроизводстве, осуществляют оптимальную комбинацию ресурсов (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т.д.) для удовлетворения спроса и извлечения дохода [1];

2. Ресурсная. Предпринимательство участвует в расширенном воспроизводстве ресурсов: кадровых, информационных, финансовых; Предпринимать, осуществлять какие-либо кардинальные хозяйственные мероприятия, связанные с хозяйственным риском, может лишь собственник ресурсов;

3. Новаторская. Инновационная деятельность предпринимателей является двигателем передовых идей в области организа­ции производства, сбыта, управления кадрами и воплощения их в жизнь [6];

4. Социальная. Предприниматели формируют особую модель экономического поведения, самореализации, получения доходов. Иногда успех одних становятся ориентиром, позволяющим другим людям в условиях социальной нестабильности не потерять веру в благополучный исход социально-экономических преобразований;

5. Организаторская. Предприниматели имеют стремление организовывать. Свои способности предприниматель также направляет на определение работы для других людей. Объединяет, организовывает и координирует усилия подчинённых и заинтересованных для достижения своей цели [3].

Для того чтобы вносить изменения в стиль управления на научном уровне, авторами принято решение разложить стиль на поведенческие элементы. В первую очередь это объясняется тем, что стиль управления зависит от личностных врождённых и приобретённых свойств человека, его черт характера, его реакции на различные ситуации, что выражается в его поведении. А уже своим поведением руководитель воздействует на коллектив.

Функции и характеристики предпринимательства и их описания положены в основу при формулировании стиля управления, который может считаться предпринимательским. Для более подробного изучения стилей руководства проанализированы признанные в науке классификации и методики оценки стилей управления и выбрана концепция «многомерного» подхода к описанию стилей руководства.

«Многомерные» стили руководства описываются в рамках ситуационных подходов к теории лидерства [5]. Модели ситуационного руководства имеют преимущественные отличия по набору рассматриваемых стилей руководства, ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними, и поэтому наибольшим образом подходят к данному исследованию. В дополнение к анализу, проведённому учёными Блэйком и Моутоном на основе изобретённой ими «менеджерской решётки» или системе ГРИД, применяется анализ поведенческих действий руководителя [2]. Эта методика выделяет основные элементы управления (поведенческие элементы). К их числу относятся: инициативность, информированность, защита своего мнения, принятие решений, разрешение конфликтных ситуаций, критический анализ.

Для разработки предпринимательского стиля, предложенного авторами, использованы элементы управления, отражающие исключительно предпринимательское поведение. Признаки данного поведения основаны на выявленных функциях предпринимательства:

Инициативность (деловитость).

Руководитель инициативен, ему свойственно браться за проекты не испробованные до него. Имеет стремление организовывать. Объединяет и направляет усилия других людей на достижение своей цели (мечты);

Конфликтность (разрешение конфликтных ситуаций).

Жизненная позиция — нетерпимость к недостаткам. Конфликтность как инструмент борьбы с застоем, с устаревшими позициями;

Информированность.

Руководитель придает основное значение фактам. Умеет объективно оценивать социально-экономическое положение в экономике. Он в курсе последней экономической мысли, тенденций, новшеств в экономике;

Защита своего мнения.

Руководитель имеет сильное убеждение, способен отстаивать свои взгляды. Для него свойственна харизматичность;

Принятие решений.

Принимает решения самостоятельно и несёт за них ответственность, но для консультаций предпочитает привлекать людей более компетентных, чем он сам. Находит выход из любой ситуации и всегда уверен в его правильности. Не ищет виноватых;

Критический анализ.

Руководитель создает систему обратной связи с подчинёнными. Ответственно оценивает свою личную компетентность, признаёт собственные промахи и ошибки. Находиться в поиске новых альтернативных возможностей совершенствования существующей системы управления.

Итак, стиль управления разбивается на поведенческие элементы, детально характеризующие его. Следуя цели разработать эффективный стиль управления в современных условиях, необходимо адаптировать и, соответственно, усложнить предложенный авторами предпринимательский стиль. Усложнение произойдет за счёт дополнения в поведенческую модель новых характеристик. Такие характеристики сформулированы на основе современных экономических тенденций.

Появление тех или иных идей и положений в науке так или иначе связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. Изменения, происходящие в экономике, влияют и на развитие науки управления. Представленный авторами предпринимательский стиль управления в данном контексте считается базовым и будет развиваться под влиянием экономических явлений. Из анализа современных научных публикаций установлены тенденции к развитию инновационной экономики, популяризации внутрифирменного предпринимательства. Из зарубежных изданий представлена информация об относительно новой форме экономики как науки — экономики знаний.

По каждому из выявленных направлений современных тенденций выбраны факторы или характерные черты, обеспечивающие существование такого явления. Далее, авторами внесены изменения в базовую модель предпринимательского стиля управления по средством включения нового поведенческого элемента. Характеристика поведенческого элемента формулировалась таким образом, чтобы действия руководителя использующего предпринимательский стиль управления способствовали развитию и поддержанию соответствующего экономического явления (например, инновационной экономики в общем или инновационного менеджмента в масштабах предприятия).

В результате анализа характеристик и факторов инновационной экономики в микро масштабе (на уровне предприятия), возможно вывести следующие основные черты. Для инновационной деятельности предприятия характерны [9]:

  • высокая степень неопределённости результатов;
  • высокая степень научности в сочетании с рыночными факторами;
  • восприимчивость персонала к нововведениям;
  • ограниченность во времени (ускоренные темпы разработки, быстрая смена рыночного цикла).
  • Соответственно, для руководителя, использующего предпринимательский стиль управления, в сфере инноваций будут характерны новые особенности поведения. Для описания того, как будет развиваться базовый предпринимательский стиль управления, авторами вводится новый поведенческий критерий — «отношение к инновациям». В рамках данного критерия предполагается, что руководитель ведёт себя следующим образом:

  • руководитель готов действовать в состоянии неопределённости результатов своей деятельности;
  • значительные усилия руководителя направлены на исследования последних тенденций в научной сфере, в сфере новых разработок и их коммерческого применения;
  • свою команду руководитель формирует из людей способных быстро реагировать на нововведения и изменения курса деятельности;
  • обладает высокой степенью оперативности в процессе разработки проектов.
  • Внутрифирменное предпринимательство (интрапренерство) как организационный феномен в настоящее время представляет интерес и для академического сообщества, и для бизнес-среды. Это связано прежде всего с фундаментальной трансформацией внешнего окружения бизнеса, которое характеризуется высокой степенью изменчивости и неопределённости. В результате, компании ищут новые способы достижения устойчивой конкурентоспособности и стратегической гибкости за счёт выделения ресурсов на исследования и разработки, развития альтернативных бизнес-проектов, стимулирования предпринимательского поведения сотрудников.

    Для определения и придания характеристик новым параметрам, проанализированы основные черты интрапренёрства на основе гипотез. Ученые Г.В. Широкова, В.А. Сарычева, Е.Ю. Благов, А.В. Куликов в рамках своего исследовательского проекта, посвящённого изучению внутрифирменного предпринимательства в российских компаниях, предлагают следующие гипотезы относительно феномена интрапренерства [4]:

    Гипотеза 1. Склонность сотрудников организации к риску положительно коррелирует с проявляемой ими предпринимательской активностью.

    Гипотеза 2. Чёткая определённость компетенций/должностных обязанностей сотрудников отрицательно коррелирует с проявляемой ими предпринимательской активностью.

    Гипотеза 3. Наличие у работников свободного времени для реализации самостоятельных проектов положительно коррелирует с проявляемой сотрудниками предпринимательской активностью.

    Гипотеза 4. Частота использования в организации межфункциональных команд положительно коррелирует с проявляемой сотрудниками предпринимательской активностью.

    Гипотеза 5. Наличие в компании неспецифического обучения сотрудников положительно коррелирует с проявляемой ими предпринимательской активностью.

    На основе представленных гипотез, описывающих зависимость действий руководителя по организации рабочего процесса и предпринимательскую активность работников, возможно выделить характеристики предпринимательского стиля управления.

    Для этого предлагается дополнить базовый стиль новым поведенческим элементом (параметром) — «способность к интрапренерству». Предполагается, что для организации на предприятии внутрифирменного предпринимательства, руководителю следует применять предпринимательский стиль управления, усложнённый следующими характеристиками поведения: руководитель умышленно не регламентирует должностные обязанности своих подчинённых и тем самым предоставляет больше возможностей для расширения сферы их деятельности. Учитывает в рабочем графике подчинённых свободное время для исследовательской деятельности. Следит за дополнительным неспецифическим образованием персонала. Создаёт возможности коммуникаций между отделами и инициативными группами. Поощряет инициативность работников и их склонность рисковать.

    Далее приведён анализ возможных преобразований предпринимательского стиля под влиянием такого феномена, как «экономики знаний» (knowledge based economy) [10].

    Интерес к проблеме интеллектуальных ресурсов связывают, как правило, с переходом наиболее развитых стран к постиндустриальному обществу. Это общество, приходящее на смену индустриальному, всё чаще и обозначают как экономику, основанную на знаниях.

    Современная экономика основана на знаниях и передовых технологиях, которые стали основой основ современного общества. Сегодня традиционные товары насыщены и даже перенасыщены интеллектуальной составляющей. Экономика знаний — это очередной цикл экономического развития, в течение которого с огромной скоростью происходит наращивание использования практически неограниченных интеллектуальных ресурсов человека.

    Рассмотрим экономику знаний на микро-уровне. Здесь основной категорией является интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал - Intellectual capital - (ИК) как термин до сих пор окончательно не сформировался, хотя данному вопросу посвящено огромное количество научных публикаций и практических исследований.

    Разработка методического подхода к управлению интеллектуально-креативными ресурсами компании потребовала чёткого определения такого понятия, как творческая энергия.

    Творческая энергия (или созидательные действия) — это внешнее проявление интеллектуальных способностей человека, направленных на целевое изменение материальных или нематериальных (духовных, неосязаемых, в том числе информационных) объектов.

    Созидательная (экономически направленная) деятельность человека, проявляемая им через генерирование креативных (творческих) действий, характеризуется и зависит от триединства следующих факторов [7]:

  • Социальный уровень работников к проявлению созидательных действий.
  • Ресурсы работников на выполнение работ в материальной, духовной (интеллектуальной) или управленческой сферах деятельности.
  • Экономические показатели созидательных действий каждого работника организации.
  • Итак, одним из ключевых показателей экономики знаний является интеллектуальный капитал, исследования которого привели учёных к его прямой зависимости от мощности творческой энергии. Именно данный показатель и должен приумножать и развивать управленец интеллектуальными ресурсами. На основе представленных факторов, влияющих на творческую энергию, сформулирован новый поведенческий элемент, совершенствующий предпринимательский стиль управления —и«отношение к творческой энергии».

    Предполагается, что руководитель ведёт себя следующим образом: он создаёт максимально комфортную среду для работника, обеспечивающую образовательные, бытовые и эстетические потребности подчинённых; всячески способствует развитию богатого творческого воображения у своих сотрудников и отбирает их в команду в том числе по этому признаку; особое внимание уделяет соответствию творческим способностям работников порученных им заданий; способствует максимальной самореализации своих сотрудников.

    Вывод

    Итак, на основе проведённого исследования можно сделать вывод, что все выбранные экономические явления обеспечивают развитие и процветание именно предпринимательского стиля управления. Сам стиль управления на теоретическом уровне будет усложняться посредством добавления к его базовой модели новых поведенческих элементов, соответствующих экономическим явлениям. На основе проведённых исследований, относительно выбранного авторами поведенческого параметра, сформирована модель предпринимательского стиля управления и отражены зависимости изменения (усложнения) стиля от тенденций в экономике. Опираясь на данные результаты, представляется возможным продолжать углублять исследование и вводить новые параметры в разработку стиля управления, например, такие, как особенности служебной иерархии в компании, особенности миссии и целей, трудовой режим, особенности децентрализации управляющих подразделений.


    Источники:

    1. Борисов С.Р., Васильев В.Н. Основы предпринимательства и организации производства: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Н. Васильева. М.: 2000. ‒ 752 с.
    2. Блейк Р.Р., Моутон Дж.С. Научные методы управления. ‒ Киев: Науч., 1990. ‒ 240 с.
    3. Бусугин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 1999. ‒ 731 с.
    4. Широкова Г.В., Сарычева В.А., Благов Е.Ю., Куликов А.В. Подходы к исследованию феномена внутрифирменного предпринимательства // Вестник Санкт-Петербургского Университета. ‒ 2009. ‒ № 8.
    5. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления. М: «Март», 2004. ‒ 255 с.
    6. Ларионов В.В., Кузнецова О.Д., Мельников О.Н. Перспективы развития современных систем управления предпринимательской деятельностью // Научный журнал Вестник Академии. Москва: №1. ‒ 2006.
    7. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. 2-е изд. пе-рераб. и дополн. - М.: ИД «МЕЛАП», 2004. ‒172 с.
    8. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 300 с.
    9. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996.
    10. Pfeffer J. The human equation: Building profits by putting people first. Harvard Bisness School Press, 1998.
    11. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 300 с.
    12. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления. М: «Март», 2004. ‒ 255 с.
    13. Блейк Р.Р., Моутон Дж.С. Научные методы управления. ‒ Киев: Науч., 1990. ‒ 240 с.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:07:06