Формирование эффективных межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации

Попов Е.В.1, Симонова В.Л.1, Тихонова А.Д.2
1 Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Екатеринбург
2 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43814700
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена тем, что цифровизация в долгосрочной перспективе становится одним из главных структурных факторов экономического роста при условии обеспечения согласованности действий и постоянных коммуникаций государственного сектора, бизнеса, науки и общества. Ситуация с пандемией показала, что именно превалирование в способностях фирм возможностей быстрого перехода в он-лайн среду позволяет им в условиях изоляции обеспечить себе бесперебойное взаимодействие с потребителями и партнерами и снизить риски полной потери доходов. В статье представлено авторское видение подхода к формированию эффективных межфирменных взаимодействий. Проведённое исследование показало, что именно цифровые платформы позволяют фирмам создавать конкурентные преимущества и новые коммуникации с прочими экономическими субъектами в условиях непредсказуемости внешней среды, что еще раз было доказано во время пандемии коронавируса, сказавшейся на возможностях взаимодействий многих участников рынков. Авторами выделены преимущества межфирменных взаимодействий на основе цифровых платформ, а также обосновано, что именно развитие ИКТ-ресурсов становится фундаментом для интеграции с заинтересованными сторонами, а, следовательно, ключевым фактором формирования и развития эффективных межфирменных взаимодействий

Ключевые слова: межфирменные взаимодействия, цифровизация, эффективность, платформы

JEL-классификация: M11, M15, M19, M21, M29



Введение

Стремительное изменение в социальных и экономических процессах, формирование общества, основанного на знаниях, на инновационной активности, на цифровизации, требует изменения стандартных бизнес-схем, смены стратегических приоритетов, что подразумевает отказ от традиционной оценки эффективности межфирменных взаимодействий.

Процессы цифровизации приводят к тому, что изменяется спрос на факторы производства; происходит трансформация как отдельных секторов, так и всей структуры экономики и межотраслевых взаимоотношений.

Ситуация с пандемией показала, что именно превалирование в способностях фирм возможностей быстрого перехода в онлайн-среду позволяет им в условиях изоляции обеспечить себе бесперебойное взаимодействие с потребителями и партнерами и снизить риски полной потери доходов.

Развитие взаимодействий через интернет и цифровые сервисы и платформы в сложившихся условиях позволяет:

- не ограничивать цепочки создания ценности определенными рыночными сегментами и географическими территориями;

- повысить ценность предложения для клиентов за счет создания партнерств с другими поставщиками;

- повысить потребительскую лояльность за счет расширенных и (или) кастомизированных сервисов;

- значительно снизить трансакционные издержки;

- повысить качество обслуживания;

- снизить коррупционную составляющую за счет перехода к автоматизированным формам отчетности;

- улучшить содержательные аспекты регулирования за счет применения смарт-контрактов;

- за счет активного вовлечения общества в разработку государственной политики в области решения социально значимых вопросов повысить уровень жизни в регионах.

Таким образом, авторами в данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что цифровизация в долгосрочной перспективе становится одним из главных структурных факторов экономического роста при условии обеспечения согласованности действий и постоянных коммуникаций государственного сектора, бизнеса, науки и общества, что делает актуальным вопрос определения конкретных факторов цифровизации, влияющих на эффективность межфирменных взаимодействий в современных условиях. Обзор источников по рассматриваемому вопросу выявил, что значительное число исследований посвящено взаимосвязи уровней межфирменных взаимодействий и инновационной активности [5, 7, 12, 19, 22] (Akberdina, 2018; Demyanova, 2019; Isaychenkova, 2019; Nikulina, Burets, 2016; Popova, 2017).

По мнению Г.С. Дэя и Р. Уэнсли, организация может достигнуть наиболее выгодных позиций, только имея уникальные ресурсы и способности [2] (Day, Wensley, 1988). В работах Р. Каплана и Д. Нортона нематериальные ресурсы (знания, информационные системы) отмечаются как наиболее важные для организаций [3] (Kaplan, Norton, 2002). Особое место в этих признаках отводится информационно-коммуникационной составляющей, поскольку драйвером появления сетей, а следовательно, и перехода к инновационной и цифровой экономике является именно развитие технологий. По мнению Е.В. Попова [21] (Popov, Semyachkov, Simonova, 2017), совместно создавая и накапливая информационные ресурсы, экономические субъекты тем самым активизируют процессы интеграции.

Целью настоящей статьи является систематизация факторов, влияющих на эффективность межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации.

Авторами ставилась задача определения следующих положений, представляющих научную новизну: 1) выделить факторы, влияющие на эволюцию экономических процессов; 2) сформировать авторское видение подхода к формированию стратегии эффективных межфирменных взаимодействий; 3) выделить преимущества межфирменных взаимодействий на основе цифровых платформ.

Объектом изучения в настоящем исследовании выступили межфирменные отношения в условиях цифровизации. Предмет исследования – экономические отношения между хозяйственными субъектами по поводу формирования и развития межфирменных отношений. Алгоритм исследования заключался в следующих этапах:

- изучение научных исследований, отраженных в периодической печати, посвященных эффективности и результативности межфирменных взаимодействий;

- проведение логического анализа выявления факторов, влияющих на межфирменные взаимодействия, в условиях цифровизации;

- формирование авторского понимания стратегии эффективных межфирменных взаимодействий;

- выделение преимуществ межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации.

Анализ факторов, влияющих на межфирменные взаимодействия

Исследования, посвященные эффективности и результативности межфирменных отношений [1, 4, 6, 8–11, 13–18, 20, 25, 26] (Cainelli, Montresor, Marzetti, 2012; Nikolaidis, 2013; Bagiev, 2009; Dobryshevskaya, Kucheruk, 2012; Drobot, Makarov, Nekrasova, Kadilnikova, 2019; Evstafev, 2005; Ermakova, Korabeynikov, 2019; Kostousenko, 2009; Kushch, 2004; Kushch, Smirnova, 2007; Lapshin, Khachaturov, 2005; Makarov, Ovechkina, 2018; Moshchelkova, Gorlacheva, Kolesnik, 2011; Novikova, 2019; Sharipova, 2019; Shchepakin, Khandamova, Gubin, 2020), позволяют выделить ряд внешних факторов, влияющих на степень достижения фирмами целей развития взаимодействий.

В первую очередь это причинная неопределенность; особые условия институциональной среды взаимодействий; а также редкость потенциальных партнеров, имеющих возможность защитить генерируемые знания от копирования конкурентами. Помимо этого, преднамеренно асимметричный обмен информацией является одним из ключевых рисков в межфирменных взаимодействиях.

Особо следует отметить, что стремительность процессов цифровизации увеличила неопределенность внешней среды, оказав влияние на управление фирмами. При описании динамизма и нелинейности развития внешней среды все чаще исследователями используется аббревиатура V.U.C.A., подразумевающая:

- Volatility – нестабильность;

- Uncertainty – неопределенность;

- Complexity – сложность;

- Ambiguity – неоднозначность.

Однако с развитием цифровизации экономические субъекты помимо рисков получают возможность снизить негативное влияние перечисленных факторов.

Особенности современных экономических процессов, обусловленные развитием цифровой экономики, заключаются в формировании:

- глобальной экосистемы цифровой экономики и глобального цифрового пространства;

- качественно новой структуры экономических активов, отвечающих экономическим приоритетам цифровой экономики;

- подходов к организации производственных отраслей, отрасли торговли, сферы услуг, учитывающих достижения цифровой экономики и эффективных в условиях формирования и развития глобального цифрового пространства;

- принципов эффективного управления формируемыми и совершенствования управления существующими экономическими активами (ресурсами);

- условий для активного участия бизнес-сообщества и гражданского населения в формировании пространства цифровой эконо­мики за счет создания привлекательных организационных и нормативно-правовых условий и пространства доверия к цифровой среде;

- системы обеспечения безопасности и суверенитета национального пространства цифровой экономики [23].

В таблице 1 представлено влияние наиболее сильных факторов внешней среды.

Таблица 1

Факторы, влияющие на эволюцию экономических процессов

Фактор
Характеристика
Стремительное изменение технологий
За счет цифровизации меняются экономическая и социальная системы. За счет ИКТ развивается сервисный сектор и снижается доля материальной деятельности
Трансформация рынков и отраслей
Происходит формирование экосистем на основе цифровых платформ, что приводит к смене способов организации и осуществления трудовых отношений и трудовой деятельности, разрушению части бизнес-моделей и производств. Утрачивают значение традиционные барьеры входа на рынок, границы приобретают подвижность и постоянно меняются
Избыточность финансового капитала
В современных условиях ограничителем роста фирм вместо нехватки финансовых ресурсов становится недостаток талантов и идей. Финансовые рынки эволюционируют за счет крауд-технологий. Применение технологии блокчейн позволяет формировать децентрализованные системы платежей, аккумулировать финансы за счет привлечения платежей путем криптовалют, снижать затраты на IT-инфраструктуру и проведение трансакций
Изменение мотивации работников и рынка труда
Значительная часть существующих профессий становятся неактуальными за счет автоматизации производств, «Интернета вещей», робототехники, искусственного интеллекта и пр. Мотивация работников формируется на основе заключения нетрадиционных контрактов с работодателем на основе неполной занятости или занятости по проектам. За счет информационных технологий активно развивается фриланс и «монетизация» знания
Изменение характера конкуренции
Вместо чистой конкуренции развиваются модели со-конкуренции и партнерства при поиске и создании новых рыночных ниш / рынков. Рыночное лидерство становится неустойчивым за счет появления возможностей быстрого копирования и имитации активов. Традиционный бизнес подвергается угрозам со стороны цифровых компаний, практикующих развитие смежных направлений в первоначально несвязанных отраслях
Новые модели поведения потребителей
Поведение потребителей становится все более непоследовательным и непредсказуемым, поскольку они перестают быть пассивными участниками процесса получения продукта/услуги. Они получают свободный доступ к рыночной информации, становятся более требовательными к сервису и меняют свое отношение к ценности на разных уровнях пирамиды Маслоу
Источник: составлено авторами.

Таким образом, именно технологические инновации и набирающие обороты процессы цифровизации определяют в современных реалиях новые траектории развития для экономики, что, безусловно, поможет хозяйствующим субъектам приспособиться к кардинальным изменениям на рынках и в обществе. Программы поддержки процессов цифровизации (например, внедрения цифровых «сквозных» технологий) трансформируют модели поведения экономических субъектов как в бизнесе, так и в социальной сфере. Именно активное внедрение и эффективное использование технологических инноваций начинают определять новое поколение конкурентоспособных образований, объединяющихся в инфраструктурной и правовой среде цифровизации.

На рисунке 1 представлено авторское видение подхода к формированию эффективных межфирменных взаимодействий.

Рисунок 1. Подход к формированию стратегии эффективных межфирменных взаимодействий

Источник: составлено авторами.

Поскольку сетевые взаимодействия представляются системой контрактов с неопределенным сроком между формально независимыми экономическими субъектами с целью совместного использования ресурсов (в том числе знаний и компетенций), то участники отношений должны согласовывать свои функции на долгосрочную перспективу для получения взаимовыгоды.

По мнению авторов, целесообразно рассматривать взаимоотношения компаний с партнерами в целом, а не с отдельными их группами. Механизмы координации, возникающие для управления этими отношениями, предполагают:

- создание общей информационной системы, позволяющей участникам получать и распределять информацию;

- формирование соответствующей организационной структуры;

- наличие способности у участников согласовывать цели и бизнес-процессы;

- разработку совместной стратегии развития взаимоотношений;

- создание системы мониторинга [15] (Kushch, Smirnova, 2007).

Оптимизация всех процессов и формирование динамичных возможностей невозможны без специфической информационной инфраструктуры в рамках совместного управления созданием ценности. По мнению многих исследователей, дееспособность межфирменных сетевых взаимодействий стала возможной с развитием информационно-коммуникационных технологий, эффективность использования которых напрямую зависит от степени информационной открытости партнеров и их готовности к обмену данными и знаниями.

Обобщив информацию, полученную в исследовании, управление фирмой в современных условиях представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Направления цифрового развития фирмы

Источник: составлено авторами по [7] (Demyanova, 2019).

С точки зрения управления межфирменными взаимодействиями, интерес в данной схеме представляет блок интеграции фирмы со своими партнерами через факторы цифровизации. Объектом управления, таким образом, становятся в первую очередь цифровые платформы как наиболее комплексный инструмент выстраивания цепочек создания ценности с помощью информационных технологий с целью повышения надежности, эффективности, устойчивости и экономической выгоды участников взаимодействий.

Заключение

Проведенное исследование показало, что именно цифровые платформы позволяют фирмам создавать конкурентные преимущества и новые коммуникации с прочими экономическими субъектами в условиях непредсказуемости внешней среды, что еще раз было доказано во время пандемии коронавируса, сказавшейся на возможностях взаимодействий многих участников рынков (рис. 4).

Рисунок 4. Направления платформенных взаимодействий

Источник: составлено авторами.

Можно выделить следующие преимущества межфирменных взаимодействий на основе цифровых платформ:

— происходит создание добавленной стоимости;

— за счет использования цифровых ресурсов минимизируется входной технологический барьер;

— значительно сокращается время как процессов производства в принципе, так и вывода на рынок новых продуктов;

— компания не вкладывается в развитие IT-инфраструктуры;

— упрощается доступ к конечному заказчику / потребителю;

— формируется единое технологическое пространство для новых проектов, идей и технологий;

— за счет формирования экосистем растет оперативность поиска партнеров.

Таким образом, именно развитие ИКТ-ресурсов становится фундаментом для интеграции с заинтересованными сторонами, а следовательно, ключевым фактором формирования и развития эффективных межфирменных взаимодействий. Сетевой эффект, который возникает при этом, характеризуется следующим: чем больше участников взаимодействуют между собой, тем выше ценность у трансакций, увеличивается количество информации, улучшается соответствие спроса и предложения, что привлекает еще больше участников в формирующуюся экосистему.


Источники:

1. Cainelli G., Montresor S., Marzetti G. Production and financial linkages in inter-firm networks: structural variety, risk-sharing and resilience // J Evol. Econ. — 2012. — No. 22. — P. 711–734.
2. Day G.S., Wensley R. Anssessing advantage: A framework for diagnosing competitive superiority // Journal of Marketing. – 1988. – Vol. 52 (2). - pp.1-20
3. Kaplan R., Norton D. Partnering and the Balanced Scorecard // HBSWK Pud. 2002. 23 Dec. [Электронный ресурс]. URL: www.hbswk.hbs.edu (дата обращения: 01.02.2020)
4. Nikolaidis et al. Assisting regional policy by rapidly comparing enterprise innovation between regions // Journal of Innovation and Entrepreneurship. — 2013. — No. 2
5. Акбердина В. В. Трансформация промышленного комплекса России в условиях цифровизации экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2018. – Т.19. – № 3. – С. 82−99
6. Багиев Л.Г. Концептуальные основы формирования маркетинга взаимодействия в условиях развития рыночных сетей[Текст]: Проблемы современной экономики – 4 – 2009 – С. 271 – 275
7. Демьянова О.В. Разработка направлений цифрового развития компании / Вторая международная конференция «Управление бизнесом в циф-ровой экономике»: сборник тезисов выступлений, 21–22 марта 2019 года, Санкт-Петербург / Под общей ред. д. э. н., профессора Аренкова И. А. и к. э. н., доцента Ценжарик М. К. — СПб.: ИПЦ СПбГУПТД, 2019, с. 376-379
8. Добрышевская Л.Н., Кучерук В.А. Оценка эффективности сетевого взаимодействия компаний в регионе [Текст]: TERRAECONOMICUS – Том 10 №3 часть 2 – 2012 – С.104-109
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Некрасова Е.А., Кадильникова Л.В. Системы интересов и противоречий участников государственно-частного партнерства // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 2051-2060. – doi: 10.18334/eo.9.3.40925.
10. Евстафьев Н. В. Механизм устойчивого взаимодействия фирм в процессе совместной деятельности // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2005. — Т. 147. — № 3. — С. 72–81
11. Ермакова Ж. А., Корабейников И. Н. Формирование производственных отношений в условиях становления цифровой экономики в Российской Федерации // Экономика региона. — 2019. — Т. 15, вып. 4. — С. 1199-1211
12. Исайченкова В.В. Формирование эффективных промышленно-производственных кластеров в условиях цифровизации // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 1879-1890. – doi: 10.18334/eo.9.3.40934.
13. Костоусенко А. И. Процесс измерения эффективности взаимодействия предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. — 2009. — No2 (30).
14. Кущ С. П. Маркетинговые аспекты развития межфирменных сетей: российский опыт / С. П. Кущ, А. А. Афанасьев // Рос. журнал менеджмента. — 2004. — № 2. — С. 33–52.
15. Кущ С.П., Смирнова М.М. Механизм координации процессов управления взаимоотношениями компании с партнерами. Научные доклады № 6(R)–2007. СПб.: НИИменеджмента СПбГУ, 2007, с. 10-11
16. Лапшин П. П., Хачатуров А. Е. Синергетический эффект при слияниях и поглощениях компаний // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — No2.
17. Макаров И.Н., Овечкина И.В. Необходимость формирования планово-рыночной системы в условиях структурного дисбаланса экономики и санкционного давления // Экономические отношения. – 2018. – Том 8. – № 1. – с. 19-24. – doi: 10.18334/eo.8.1.38832.
18. Мощелкова В.Ю., Горлачева Е.Н., Колесник Н.А. Межфирменное сетевое взаимодействие в дистрибьюции на промышленных рынках // Экономические отношения. – 2011. – Том 1. – № 2. – с. 3-16. – url: https://creativeconomy.ru/lib/9847.
19. Никулина И. Е., Бурец Ю. С. Формирование межрегионального взаимодействия в сфере инновационной деятельности на основе диагностики разрывов инновационного процесса // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 12 (ч. 2) (77-2). – С. 346–349
20. Новикова С.И. Партнерская среда в системе кооперационно-сетевых взаимодействий, способы ее оценки // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 463-480. – doi: 10.18334/epp.9.4.41459.
21. Попов Е. В., Семячков К. А., Симонова В. Л. Концепция сетевого потенциала фирмы //Журнал экономической теории. – 2017. – №. 1. – С. 93-102
22. Попова Ю.Ф. Капитал межфирменных отношений: понятие и методология измерения //Управленец. – 2017. - № 4(68). - С. 32–38
23. Программа «Развитие цифровой экономики в России» Электронный ресурс: Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf
24. Смирнова М. Управление взаимоотношениями на промышленных рынках как источник конкурентных преимуществ компании. // Российский журнал менеджмента, Том 4, № 3, 2006. – с. 27 – 54.
25. Шарипова О.М. Модель компетенций для персонала в условиях цифровизации и Индустрии 4.0 // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 12. – doi: 10.18334/ce.13.12.41520.
26. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Маркетинговое управление нестабильным предприятием при реализации модернизационных преобразований // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 1. – с. 11-36. – doi: 10.18334/epp.9.4.41322

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:01:40