Развитие межфирменных взаимодействий в условиях формирования институтов цифрового общества

Попов Е.В.1, Симонова В.Л.1, Тихонова А.Д.2
1 Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Екатеринбург
2 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Попов Е.В., Симонова В.Л., Тихонова А.Д. Развитие межфирменных взаимодействий в условиях формирования институтов цифрового общества // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 1555-1572. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115258.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551593

Аннотация:
Целью настоящего исследования является разработка прогнозной модели развития межфирменных взаимодействий в условиях формирования институтов цифрового общества. Доказывается, что совершенствование коммуникационной составляющей межфирменных взаимодействий, обеспечивающее развитие институциональной базы современного цифрового общества, позволит повысить конкурентоспособность бизнес-моделей долевой экономики. Авторами допускается, что этого можно достичь внедрением цифровых технологий (в частности, информационно-коммуникационных технологий) в межфирменные взаимодействия. На основе разработанной модели авторами сформирован организационно-экономический механизм управления цифровизацией межфирменных взаимодействий, характеризующийся системностью и комплексностью подхода к его формированию. Процесс управления цифровизацией межфирменных взаимодействий представлен в виде перечня последовательно выполняемых организационных шагов. Достоинством предлагаемого инструментария является простота его применения, что особенно важно для небольших и средних экономических субъектов, не обладающих специфическими ресурсами для создания эффективных межфирменных взаимодействий. В заключении обосновано, что разработанная авторами модель и механизм управления межфирменными взаимодействиями позволят экономическим субъектам повышать удовлетворенность от создаваемых отношений и формировать наиболее эффективные стратегии их развития в условиях формирования институтов цифрового общества.

Ключевые слова: межфирменные взаимодействия, цифровые технологии, цифровое общество, долевая экономика

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-010-00333

JEL-классификация: O31, O32, O33, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Современное цифровое пространство характеризуется быстрыми изменениями в технологиях, оказывающими влияние на новые бизнес-модели и социально-экономические отношения путем формирования принципиально иной институциональной среды взаимодействий. Экономические субъекты не всегда способны быстро отреагировать на требования цифрового общества, гибко адаптироваться к ним. Это провоцирует рост конфликтов между участниками межфирменных взаимодействий. Минимизацию противоречий может обеспечить формирование новой институциональной базы, основанной на понимании построения эффективных отношений в цифровой среде.

Одним из примеров эффективных бизнес-моделей является долевая экономика как подход к хозяйственной деятельности через формирование экономических трансакций равноправными участниками взаимодействий. Этот подход не является новым и находит свое применение в межфирменных взаимодействиях довольно давно, однако наиболее широкое распространение он нашел именно с развитием применения цифровых технологий в процессе хозяйствования.

Долевая экономика – это технология разумного хозяйствования, при которой потребители продукции или услуг активно участвуют (формируют долю своего участия) в развитии данной продукции или услуг.

Субъекты в современной долевой экономике функционируют в основном в институциональном окружении, цифровом пространстве, сформированном как традиционными институтами, так и абсолютно новыми институтами эпохи цифрового общества. Это как эндогенное, так и экзогенное окружение – часть институтов влияют на субъекты извне, часть являются внутрисистемными.

На рисунке 1 представлены примеры институтов долевой экономики.

Рисунок 1. Примеры институтов долевой экономики

Источник: составлено авторами по [15] (Popov, Gertsegova, Semyachkov, 2018).

В большинстве исследований, посвященных долевой экономике, для ее эффективного функционирования и развития требуется формирование институциональной среды на основе устойчивой информационной системы идентификации участников экономических отношений. Также эффективность определяется быстротой и удобством осуществляемых трансакций.

Исходя из этого, в данной статье в дальнейшем акцент будет сделан на учете цифровых технологий в коммуникационной составляющей межфирменных взаимодействий в эпоху долевой экономики.

Цифровизация в современных условиях развития общества

Многие эксперты признают, что именно способность экономических субъектов к сотрудничеству и управлению совместной деятельностью для более эффективного использования ресурсов (в том числе информационных), снижения неопределенности в процессе экономического взаимодействия и внедрения технологических, продуктовых и организационных инноваций ведет к повышению конкурентоспособности сетевых структур [14] (Popov, Simonova, Maksimchik, 2018). Это подтверждает теорию М. Кастельса [9] (Kastels, 2000) о происходящих в современном мире под влиянием развития информационных технологий глобальных процессах, когда информация становится основой становления новой экономики.

Основными тенденциями мирового технологического развития являются: формирование развитых информационно-телекоммуникационных сетей, создание механизма обмена информацией, обеспечивающего постоянное взаимодействие при сопровождении и реализации инновационных проектов, создание информационных ресурсов, объединяющих имеющиеся информационные возможности для развития предприятия и всех заинтересованных субъектов [5] (Akatov, 2017).

Инновационные изменения в технологиях происходят параллельно с экономическими и социальными изменениями, так как жесткие вертикально интегрированные институты постепенно замещаются гибкими горизонтальными сетями. По мнению Т.В. Крамина, «важность процессов цифровизации экономики состоит в усилении роли накопленных интеллектуального и социального капиталов, имеется большой потенциал снижения трансакционных издержек в экономике и обществе в целом» [10] (Kramin, Klimanova, 2019).

Вопросы совместного использования технологий, коллаборации организаций, возникновения новых форм организации бизнеса привлекают внимание как российских, так и зарубежных исследователей [17] (Tkachenko, 2020).

Считается, что впервые термин data economy был введен Н. Негропонте [1] (Negroponte, 1995), описавшим новый технологический уклад экономики, основывающийся на цифровых технологиях. На данный момент, несмотря на большой объем исследований по данной тематике, не существует единого определения цифровой экономики. При описании этого термина акцент делается в основном на технологиях, изменяющих взаимодействия экономических субъектов.

Проанализированные исследования дают основание полагать, что двумя основными ресурсами цифровой экономики являются информация и технологии. По мнению многих исследователей, электронные данные, собранные, обработанные и доступные в любой момент времени, являются одним из ключевых стратегических ресурсов современности [16] (Tkachenko, Starikov, 2020). В ряде работ [7, 11] (Zharov, 2018; Litvinenko, 2017) описываются некоторые аспекты процесса цифровизации: инфраструктура как инструмент цифровизации; приоритеты цифровизации и особенности цифровизации отдельных процессов. Суть и значение цифровой экономики, таким образом, в ускорении механизма обмена большими объемами электронной информации между участниками, упрощении рутинных процессов [22], т.е. цифровизации экономической деятельности.

В данном исследовании цифровизация будет рассматриваться как экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства [21].

Анализ организаций, использовавших цифровые технологии в своей деятельности, представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Удельный вес организаций, использовавших цифровые технологии в 2020 г., %

Источник: составлено авторами по [20].

По мнению авторов, именно использование цифровых технологий позволяет экономическим субъектам быстро реагировать на происходящие на рынках и в обществе изменения, гибко изменяться и подстраиваться под них. Бизнес-модели, модели поведения в социальной сфере трансформируются под воздействием процессов цифровизации, определяя новое поколение конкурентоспособных объединений с общей информационной инфраструктурой.

Д.Е. Бекбергенева описывает процесс цифровизации предприятия через 6 последовательных этапов (рис. 3).

Рисунок 3. Процесс цифровизации предприятия по Д.Е. Бекбергеневой

Источник: составлено авторами по [6] (Bekbergeneva, 2020).

Однако следует подчеркнуть, что несмотря на большое количество исследований, многие аспекты процессов цифровизации остаются недостаточно изученными. По мнению И.Ю. Мерзлова, «актуальным остается вопрос поиска подходов, позволяющих оценить текущий уровень цифровизации организаций» [12] (Merzlov, 2022).

Что касается межфирменных взаимодействий, тем не менее в большинстве проанализированных источников отмечается, что отношения, возникающие между экономическими субъектами в условиях формирования институтов цифрового общества, должны создавать единую информационную инфраструктуру, единое пространство для:

- неограниченного доступа участников к взаимовыгодному ресурсному и продуктовому обмену;

- свободного использования, обработки и хранения информации;

- получения гарантий безопасности взаимодействий;

- доступа к использованию совместимых устройств и специализированных программ.

Исходя из этого, авторы считают правомерным допущение, что для совершенствования межфирменных взаимодействий, обеспечивающих развитие институциональной базы современного цифрового общества, требуется внедрение цифровых технологий (в частности, информационно-коммуникационных технологий) в формирующиеся отношения между экономическими субъектами.

Методика проведения исследования

Для развития межфирменных взаимодействий требуется создание на глобальном макроуровне единой информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей свободный обмен ресурсами в виртуальном пространстве и позволяющей развивать новые формы деловой активности в условиях формирования институтов цифрового общества.

Объект исследования – развитие межфирменных взаимодействий в условиях формирования институтов цифрового общества; предмет исследования – цифровые технологии, влияющие на эффективность межфирменных взаимодействий.

Цель исследования – разработка прогнозной модели развития межфирменных взаимодействий в условиях формирования институтов цифрового общества.

Основания методологии. Системный анализ как основа методического обеспечения данного исследования позволяет объединить на междисциплинарном уровне экономику, статистику и системологию для достижения поставленных целей по формированию понимания процессов функционирования и развития межфирменных взаимодействий в условиях формирования институтов цифрового общества.

Модель развития межфирменных взаимодействий

Этапы процесса цифровизации межфирменных взаимодействий представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Авторское представление управления процессом цифровизации межфирменных взаимодействий

Источник: составлено авторами.

Поскольку, как было сказано выше, цифровая экономика фокусируется на информации и технологиях как на двух ключевых ресурсах, авторы считают правомерным допущение, что базовыми цифровыми технологиями, позволяющими развивать межфирменные взаимодействия в современных условиях, являются информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). Однако следует отметить, что единого мнения в экономической литературе по данному вопросу нет. ИКТ однозначно не относят к «сквозным» технологиям, но во многих исследованиях подчеркивается их роль в развитии цифровой экономики. Например, И.Н. Иванов трактует цифровую экономику как систему взаимодействий, «основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий» [8] (Brakhimi, Ivanov, 2019). М. Роуз определяет цифровую экономику как «совокупность видов экономической деятельности, основанных на цифровых технологиях и развивающихся на основе и благодаря ИКТ» [3]. Е.А. Третьякова считает, что «влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на экономическую деятельность в настоящее время представляет собой особенный научный интерес. Объекты, подверженные влиянию ИКТ, могут быть совершенно разнородны – это отдельные личности, образуемые личностями социальные группы, регионы, государства и союзы государств» [19] (Tretiakova, Bartov, 2021). Она также подчеркивает, что «рост результирующих экономических показателей в современном мире может быть достигнут, в частности, за счет использования информационно-коммуникационных ресурсов» [18] (Tretiakova, Bartov, 2021). И.Ю. Мерзляков среди положительных эффектов расширения использования ИКТ отмечает «повышение производительности труда, сокращение издержек, повышение конкурентоспособности и рост капитализации» [13] (Merzlov, 2021).

По мнению некоторых зарубежных исследователей [2, 4] (Nikolaidis et al., 2013; Welfens, Perret, 2014), ИКТ являются значимым фактором, влияющим на формирование и развитие межфирменных взаимодействий. Таким образом, в данной статье авторы придерживаются мнения, что именно информационно-коммуникационная технологическая составляющая межфирменных взаимодействий является одним из ключевых звеньев, связующих прочие компоненты развития процессов цифровизации современной экономики.

Поскольку теоретические исследования требуют практического подтверждения, авторами был проведен опрос 37 респондентов, представителей реального сектора экономики из организаций Свердловский и Курганской областей, Пермского края, г. Москвы. Полученные данные показали, что при принятии решения о создании и развитии взаимодействий между экономическими субъектами большую роль играют наличие у партнера ресурсного обеспечения, возможность максимизации согласованности оперативной деятельности между участниками, доверие между партнерами и уверенность в выполнении контрактных обязательств.

Прогнозная модель развития межфирменных взаимодействий в условиях формирования институтов цифрового общества, основанная на проведенных исследованиях литературных источников и опросе, представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Модель развития межфирменных взаимодействий в условиях формирования институтов цифрового общества

Источник: составлено авторами.

На основе представленной модели авторами был сформирован организационно-экономический механизм управления цифровизацией межфирменных взаимодействий, характеризующийся системностью и комплексностью подхода к его формированию (рис. 6).

Рисунок 6. Схема управления цифровизацией межфирменных взаимодействий

Источник: составлено авторами.

Системность подхода заключается в осуществлении встраивания ИКТ как в управление самим экономическим субъектом, так и в процессы формирования и укрепления межфирменных взаимодействий. Это позволяет значительно ускорить взаимодействия, сделать их прозрачнее, доступнее и, следовательно, эффективнее и результативнее. Участники взаимодействий, таким образом, смогут получить новые конкурентные преимущества не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Комплексность предлагаемого подхода предполагает учет роли информационно-коммуникационных технологий во всех аспектах межфирменных взаимодействий, поскольку только при максимальном использовании их возможностей организации можно добиться роста эффективности межфирменных взаимодействий и удовлетворенности всех участников.

Результаты и выводы

Полученная модель развития межфирменных взаимодействий в условиях формирования институтов цифрового общества позволяет перейти к разработке методологии управления цифровизацией создаваемых отношений между экономическими субъектами, так как управленческие аспекты являются важным элементом научных теорий, разрабатываемых применительно к социально-экономическим феноменам.

Организации за счет, например, места в цепочке (сети) создания ценности получают ресурсную поддержку предприятий-поставщиков, предприятий-производителей и прочих стейкхолдеров, что обеспечивает, соответственно, рост эффективности. Слабый же уровень цифровизации не позволит развить коммерциализацию научных разработок посредством увеличения спроса на них. Будет также затруднено формирование и развитие исследовательских кластеров.

Управление цифровизацией межфирменных взаимодействий следует осуществлять в соответствии с определенным перечнем последовательно выполняемых организационных шагов, представленных на рисунке 7.

Рисунок 7. Последовательность действий при управлении цифровизацией межфирменных взаимодействий

Источник: составлено авторами.

Принятие решения о целесообразности изменений в стратегии межфирменных взаимодействий основывается на определении достаточности для конкретной организации уровня использования информационно-коммуникационных технологий для формирования эффективных межфирменных взаимодействий, выраженной через их влияние на повышение уровня согласованности между участниками взаимодействий и на повышение уровня удовлетворенности выполнением контрактных обязательств (снижение уровня риска их невыполнения).

Исследование основывается на следующих предположениях. При разработке предложения об изменении в стратегии межфирменных взаимодействий лицу, принимающему управленческое решение (в зависимости от того, кто является инициатором изменений и имеющихся у него полномочий), необходимо определить возможность реализации мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий, для этого следует сформировать перечень уже имеющихся и необходимых для реализации ресурсов.

В целях снижения вероятности неудовлетворенности взаимодействиями прочих участников необходимо в рамках предварительных переговоров уточнить их стратегические приоритеты. Кроме того, на первом этапе важно выявить возможности изменений в перечне имеющихся информационно-коммуникационных технологий у партнеров. Данный этап очень важен, так как эффективным межфирменным взаимодействиям свойственна долгосрочность, что подразумевает учет интересов всех участников взаимодействий. На этом этапе у партнеров есть возможность отказаться от дальнейших отношений, поэтому фирме следует продумать мотивацию для прочих участников. В результате внутреннего анализа и проведенных переговоров необходимо выбрать стратегию поведения и определить информационно-коммуникационные технологии, влияющие на ее смену.

Следующим этапом является разработка мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в организации. Мониторинг осуществляется на протяжении реализации каждого из подэтапов. Метод, применяемый для определения приоритетных направлений цифровизации межфирменных взаимодействий, основывается на анализе достигнутого уровня цифровизации и принятии решения о первоочередности внедрения тех или иных информационно-коммуникационных технологий для получения запланированных эффектов от осуществления взаимодействий.

Перед реализацией мероприятий компонуется комплект документов, состоящий из:

- заполненных форм анализа;

- перечня приоритетных направлений цифровизации;

- перечня предлагаемых к реализации мероприятий по цифровизации для повышения эффективности межфирменных взаимодействий.

После рассмотрения и утверждения отчета руководителем организации бумажные либо электронные версии рекомендуется направить ключевым стратегическим партнерам.

Единая информационная база отчетов позволит всем заинтересованным во взаимодействиях сторонам проводить своевременный контроль происходящих изменений, а также ранжировать прочих субъектов по уровню развития согласующего элемента сетевого потенциала и выявлять наиболее актуальных партнеров в зависимости от их стратегии формирования взаимодействий. Далее осуществляется разработка дорожной карты. Реализация мероприятий дорожной карты по внедрению информационно-коммуникационных технологий должна включать также корректирующие воздействия при проявлении «неудовлетворенности» со стороны прочих участников взаимодействий.

На последнем этапе проводится итоговая оценка эффектов от реализованных мероприятий, дающая представление об общем результате управления цифровизацией межфирменных взаимодействий.

Таким образом, достоинством предлагаемого инструментария является простота его применения, что особенно важно для небольших и средних экономических субъектов, не обладающих специфическими ресурсами для создания эффективных межфирменных взаимодействий. Разработанная авторами модель и механизм управления межфирменными взаимодействиями позволят экономическим субъектам повышать удовлетворенность от создаваемых отношений и формировать наиболее эффективные стратегии их развития в условиях формирования институтов цифрового общества.


Источники:

1. Negroponte N. Being Digital. - New York: Knopf, 1995.
2. Nikolaidis Y. et al. Assisting regional policy by rapidly comparing enterprise innovation between regions // Journal of Innovation and Entrepreneurship. – 2013. – № 2.
3. Rouse M. Digital Economy. Newton: Techtarget. [Электронный ресурс]. URL: http://searchcio.techtarget.com/definition/digitaleconomy.
4. Welfens P.J.J., Perret J.K. Information & communication technology and true real GDP: economic analysis and findings for selected countries // International Economics and Economic Policy. – 2014. – p. 5-27. – doi: 10.1007/s10368-013-0261-8.
5. Акатов Н.Б. Роль информационно - инфраструктурного механизма для решения задач инновационного развития персонала и саморазвития предприятия // Шумпетеровские чтения. – 2017. – c. 209-217.
6. Бекбергенева Д.Е. Этапы процесса цифровизации предприятия // Актуальные направления современной науки, образования и технологий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. – c. 76-81.
7. Жаров В.С. Цифровизация процесса управления инновационно-интенсивным развитием промышленных предприятий // Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы: Труды научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2018. – c. 402-408.– doi: 10.18720/IEP/2018.1/56.
8. Брахими Ю., Иванов И.Н. Развитие информационно-коммуникационных технологий как основа цифровой трансформации и обработки информации в системах пространственного слежения // Вестник университета. – 2019. – № 12. – c. 38-42. – doi: 10.26425/1816-4277-2019-12-38-42.
9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / Пер. с англ. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
10. Крамин Т.В., Климанова А.Р. Развитие цифровой инфраструктуры в регионах России // Terra Economicus. – 2019. – № 2. – c. 60-76. – doi: 10.23683/2073-6606-2019-17-2-60-76.
11. Литвиненко О.С. Цифровизация промышленных предприятий: проблемы и перспективы // Экономика России в современных условиях: пути инновационного развития и повышения конкурентоспособности: Сборник научных трудов по итогам всероссийской научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Санкт-Петербург, 2017. – c. 27-30.
12. Мерзлов И.Ю. Методы оценки цифровой зрелости: обзор международной практики // Креативная экономика. – 2022. – № 2. – c. 503-520. – doi: 10.18334/ce.16.2.114163.
13. Мерзлов И.Ю. Опыт стратегического управления цифровой трансформацией в Европейском союзе: текущие результаты и направления дальнейшего развития // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 713-724. – doi: 10.18334/eo.11.4.113695.
14. Попов Е.В., Симонова В.Л., Максимчик М.А. Оценка сетевого потенциала на примере IT-отрасли // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 10(481). – c. 1819-1834. – doi: 10.24891/ea.17.10.1819.
15. Попов Е.В., Герцегова К., Семячков К.А. Инновации в институциональном моделировании долевой экономики // Журнал институциональных исследований. – 2018. – № 2. – c. 26-43. – doi: 10.17835/2076-6297.2018.10.2.026-043.
16. Ткаченко И.Н. Стариков Е.Н. Технологии стратегического управления цифровой компанией в условиях Индустрии 4.0 // Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России: Материалы II Уральского экономического форума. В 2-х томах. Екатеринбург, 2020. – c. 99-103.
17. Ткаченко И.Н. Трансформация архитектуры бизнеса и управленческих механизмов для целей инновационно-технологического развития // Новая индустриализация России: экономика - наука - человек - природопользование: Сборник научных трудов VII Уральских научных чтений профессоров и докторантов. Екатеринбург, 2020. – c. 115-121.
18. Третьякова Е.А., Бартов О.Б. Мезоуровневая модель влияния информационно-коммуникационных ресурсов на экономическое развитие российских регионов // Экономика региона. – 2021. – № 2. – c. 402-417. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-2-4.
19. Третьякова Е.А., Бартов О.Б. Выбор направления развития и цифровизации региона на основании типологизации видов экономической деятельности в рамках системной парадигмы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 15-23. – doi: 10.14529/em210102.
20. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru.
21. Центр 2М. [Электронный ресурс]. URL: https://center2m.ru/digitalization-technologies.
22. Эра цифровой экономики. Hocktraining.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hocktraining.com/blog/era-cifrovoi-ekonomiki.

Страница обновлена: 19.03.2024 в 22:51:17