Влияние цифровых технологий на координацию и снижение рисков межфирменных взаимодействий
Попов Е.В.1, Симонова В.Л.1, Тихонова А.Д.2
1 Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Екатеринбург
2 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 6 (Июнь 2021)
Цитировать:
Попов Е.В., Симонова В.Л., Тихонова А.Д. Влияние цифровых технологий на координацию и снижение рисков межфирменных взаимодействий // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 6. – С. 2399-2412. – doi: 10.18334/ce.15.6.112200.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46324009
Цитирований: 4 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В статье авторами выдвигается гипотеза о том, что цифровые технологии (процессы цифровизации) способны способствовать развитию межфирменных взаимодействий (их более полной реализации). С целью подтверждения выдвинутой гипотезы о способствовании цифровизации развитию межфирменных взаимодействий, авторами был проведен анализ данных о развитии информационного общества РФ, а также анкетирование руководителей организаций с целью определения средств и возможностей, стратегически важных для формирования эффективных межфирменных взаимодействий. Это позволило сформировать авторское видение влияния наличия информационно-коммуникационных технологий на развитие межфирменных взаимодействий в современной экономике. Авторами выделены технологии, значимые для снижения риска невыполнения контрактных обязательств и повышения степени согласованности деятельности организаций с прочими игроками на рынке. Проведенное исследование показало, что в современных реалиях экономические субъекты используют информационно-коммуникационные технологии с целью координации своей деятельности с потребностями ключевых партнеров/клиентов, поскольку заинтересованы в ликвидации информационной асимметрии, постепенно готовясь к интегрированию и долгосрочному сотрудничеству
Ключевые слова: межфирменные взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, координация, цифровые технологии
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-010-00333
JEL-классификация: M11, M21, O33, L86
Введение
В современных реалиях актуальность проблематики формирования эффективных межфирменных взаимодействий обуславливается не только внутренней потребностью страны в обеспечении инновационного развития регионов, но и факторами внешнего характера, вызванными проблемой международной изоляции в связи с пандемией. Не вызывает сомнения, что именно активность и восприимчивость фирм в процессе формирования и укрепления межфирменных взаимодействий существенно влияют на поддержание и развитие региональных экономик и отраслей Российской Федерации. Кооперация и координация взаимодействий с целью снижения рисков становятся ключевыми характеристиками эффективности деятельности для экономических субъектов.
Целью данной статьи стало обоснование влияния цифровых технологий на процессы координации межфирменных взаимодействий экономических субъектов с целью снижения рисков их деятельности.
Методология исследования при этом подразумевала следующие этапы:
- анализ научной литературы по исследуемому вопросу;
- анализ использования информационно-коммуникационных технологий для развития РФ;
- проведение экспертного опроса с целью выделения технологий, влияющих на межфирменные взаимодействия;
- формирование в рамках научной новизны авторского видения влияния наличия информационно-коммуникационных технологий на координацию и снижение рисков развития межфирменных взаимодействий в современной экономике.
Проведенный литературный обзор показал, что чаще всего исследователями отношения классифицируются с позиции субъектного статуса, а также вида и объема ресурсного обеспечения. Многие исследователи отмечают снижение информационной открытости в связи с тем, что экономические субъекты стремятся ограничить обмен информационными потоками, чтобы защитить данные о наличии специфических ресурсов, являющихся конкурентными преимуществами [6] (Novikova, 2021). В современных же условиях развитие и эффективность подразумевают гибкость в кооперационных взаимодействиях и быстроту согласования действий с новыми партнерами с целью снижения временных потерь при поиске новых участников взаимодействий [7] (Orlova, 2021).
В условиях изоляции, оказавших значительное влияние на принципы и способы взаимодействий между экономическими субъектами, ключевым фактором, определяющим отлаженность взаимодействий между субъектами, оказалась именно способность фирм к использованию возможностей цифровизации.
По мнению многих экспертов, к росту эффективности межфирменных взаимодействий в современных условиях приводит в первую очередь способность фирм к кооперации и совместному управлению использованием ресурсов, что выражается в снижении неопределенности и рисков в процессе сотрудничества. Особенно это касается информационных ресурсов [10] (Popov, Simonova, Maksimchik, 2018). Если же экономические субъекты не обладают достаточным объемом компетенций, роста эффективности они могут достичь за счет вступления в сообщества себе подобных, где путем взаимовыгодного сотрудничества они получат необходимую ресурсную базу. С ростом количества участников и связей между ними будет расти и эффективность межфирменных взаимодействий, будут формироваться различные типы кооперационных образований, накапливающие потенциал осуществления хозяйственной деятельности [3, 4] (Moseiko, Korobov, Epinina, Marusinina, Novoseltseva, 2019; Groshev, Pelikhov, 2019).
Цифровизация как текущий этап развития экономики и общества формирует новые социально-экономические системы, характеризующиеся сложностью и синхронизацией экспоненциально растущего количества интеграционных процессов. Эти взаимодействия сопровождаются большими объемами обмена информацией и данными, порождающими скачкообразную динамику трансакций. В складывающихся условиях, таким образом, значительную роль получают новые технологии, используемые в бизнесе и в обществе (рис. 1).
Рисунок 1. Современные экономические процессы в условиях развития цифровизации
Источник: составлено автором по [11].
Проблемы, с которыми столкнулись экономические субъекты в условиях пандемии, показали, что именно возможность обеспечения бесперебойного контакта с партнерами и потребителями за счет онлайн-среды позволила фирмам снизить риск полной потери доходов в условиях изоляции (рис. 2).
Рисунок 2. Преимущества взаимодействий в онлайн-среде
Источник: составлено автором.
В данной статье авторами выдвигается гипотеза о том, что цифровые технологии (процессы цифровизации) могут способствовать развитию межфирменных взаимодействий (их более полной реализации), что обеспечивает:
- соблюдение справедливости и выполнение обязательств при создании как формальных, так и неформальных контрактов;
- инициацию формирования эффективных межфирменных взаимодействий, характеризующихся устойчивостью и соблюдением принципов обеспечения экономической безопасности;
- предотвращение конфликтов экономического и социального характера между участниками взаимодействий;
- развитие кооперации в области цифровой экономики (формирование цифрового пространства);
- улучшение условий жизни и социальный прогресс.
Для обеспечения эффективности взаимодействий экономические субъекты должны строить долгосрочную систему контрактов на основе согласования своих функций по совместному использованию ресурсов (рис. 3).
Рисунок 3. Кооперационные механизмы, обеспечивающие эффективность межфирменных взаимодействий
Источник: составлено автором по [5] (Kushch, Smirnova, 2007).
По мнению многих исследователей, оптимизировать все процессы формирования эффективных межфирменных взаимодействий позволяет наличие информационно-коммуникационных технологий, создающих специфическую информационную инфраструктуру. А результативность использования это типа ресурсов зависит в первую очередь от того, готовы ли экономические агенты обмениваться данными, от их информационной открытости.
Таки образом, именно технологии и процессы цифровизации являются в современной экономике одним из главных факторов экономического роста в долгосрочной перспективе через согласование действий и постоянство коммуникаций всех экономических субъектов.
Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в современной экономике
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы о способствовании цифровизации развитию межфирменных взаимодействий авторами был проведен анализ данных о развитии информационного общества РФ, поскольку, как было сказано выше, именно информационная инфраструктура в целом и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в частности, по мнению многих исследователей, позволяют экономическим субъектам создавать эффективные межфирменные взаимодействия в современных условиях. Динамика представлена за 8 лет: с 2011 по 2019 год (рис. 4).
Рисунок 4. Динамика использования ИКТ
Источник: составлено автором по данным Мониторинга развития информационного общества в РФ. [1]
Особенно большое изменение наблюдается у показателя «Доля организаций, использовавших электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами» – более 30% за наблюдаемый период. Существенный рост также показала доля организаций, использующих веб-сайт. Остальные параметры также показывают положительную динамику. Также значительно увеличился объем инвестиций в основной капитал, направленных на приобретение информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, что позволило автору сделать вывод о правомерности предположения, что с точки зрения заинтересованности в развитии межфирменных взаимодействий на основе требований цифровизации экономические субъекты показывают осознание важности следования тенденциям современной экономики, а на данном этапе развития основным ресурсом цифровизации, используемым большинством экономических субъектов, являются информационные технологии в базовой их составляющей.
В мае 2020 года авторами было проведено анкетирование руководителей организаций с целью определения средств и возможностей, стратегически важных для формирования эффективных межфирменных взаимодействий. Объект и предмет исследования, выдвинутая гипотеза и сжатые сроки сделали резонным использование квотной выборки. С связи с этим для опроса требовалось собрать мнения не случайных сотрудников предприятий, а тех, кто в достаточной мере адекватно репрезентирует микромодель рассматриваемого вопроса. Для получения достоверных результатов, таким образом, был проведен отбор 20 респондентов на основе компетентностных и квалификационных характеристик претендентов; принадлежности должности претендента к одному из трех уровней управления.
В основном в группу экспертов попали представители организаций Уральского региона, однако выборку дополнили Курганская область, Пермский край и г. Москва. Современные реалии требуют абсолютно от всех хозяйствующих субъектов понимания и принятия важности развития межфирменных взаимодействий, поэтому автор не ставил целью отбор организаций определенной отраслевой принадлежности, однако большую роль отвел представителям промышленности.
Метод экспертных оценок в данном исследовании обусловлен отсутствием возможности использования баз показателей экономической деятельности организаций, поскольку восприятие эффективности межфирменных взаимодействий является субъективной характеристикой, а использование цифровых технологий не является информацией полностью открытого доступа. Экспертам было предложено оценить важность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для развития межфирменных взаимодействий (0 – абсолютно неважно; 5 – однозначно важно). Перечень ИКТ был выделен авторами проанализированных статистических данных.
При обработке данных были рассчитаны средние значения оценки с целью ранжирования значимости факторов, а также использован расчет коэффициента согласованности для подтверждения полученных результатов.
В исследовании были оставлены те факторы, по которым подтвердилась согласованность экспертов (табл. 1).
Таблица 1
Важность ИКТ для развития межфирменных взаимодействий
Факторы
|
Ср.
знач.
|
Коэффициент
вариации |
Наличие возможности
размещения/получения заказов на реализацию товаров/услуг с использованием
глобальных информационных сетей
|
4,50
|
16,91
|
Наличие систем электронного
обмена данными между своими и внешними информационными системами
|
4,40
|
22,61
|
Наличие возможности
осуществления электронных расчетов
|
4,25
|
21,42
|
Реализация предоставления
сведений об организации с использованием глобальных информационных сетей
(наличие веб-сайта)
|
4,10
|
28,42
|
Наличие персональных
компьютеров
|
4,05
|
30,48
|
Использование CRM-систем
решения организационных, управленческих и экономических задач, управления
закупками и продажами товаров/услуг;
|
3,95
|
30,15
|
Использование SCM-систем
решения организационных, управленческих и экономических задач, управления
закупками и продажами товаров/услуг;
|
3,85
|
30,70
|
Использование ERP-систем
решения организационных, управленческих и экономических задач, управления
закупками и продажами товаров/услуг;
|
3,80
|
32,62
|
Аналогичный опрос был проведен с целью выяснения, что именно является значимым для экономических субъектов в процессе создания межфирменных взаимодействий. Перечень показателей был сформирован авторами из проанализированных исследований [1, 2, 8, 9, 12] (Boles, Johnson, Barksdale, 2000; Homburg, Steiner, Totzek, 2009; Popov, Semyachkov, Simonova, 2017; Popov, Simonova, Kasintsev, 2020; Timchenko, 2018).
Ранжирование показало, что наиболее важными моментами в создании межфирменных взаимодействий являются стремление снизить риски невыполнения контрактных обязательств и степень согласованности оперативной деятельности с партнерами (4,6 и 4,2 балла соответственно, со степенью согласованности экспертов 14,79 и 23,98).
Результаты и выводы
Проведенное исследование позволило сформировать авторское видение влияния наличия ИКТ на развитие межфирменных взаимодействий в современной экономике (рис. 5).
Рисунок 5. Влияние информационно-коммуникационных технологий на координацию и снижение рисков межфирменных взаимодействий
Источник: составлено автором.
Проведенное исследование показало, что в современных реалиях экономические субъекты используют информационно-коммуникационные технологии с целью координации своей деятельности с потребностями ключевых партнеров/клиентов, поскольку заинтересованы в ликвидации информационной асимметрии, постепенно готовясь к интегрированию и долгосрочному сотрудничеству.
Координация процессов и взаимодействий при этом осуществляется на основе заключенных соглашений об информационном сотрудничестве по обмену данными по формируемому и уже созданному научно-техническому заделу, производственным мощностям, вопросам использования и защиты информационных ресурсов и регулирования допуска к ним, т.е. позволяет достигнуть снижения рисков.
Преимущества цифровизации межфирменных взаимодействий представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Преимущества цифровизации межфирменных взаимодействий
Источник: составлено автором.
Решение этих задач через цифровизацию сделает создаваемые межфирменные взаимодействия быстрее, прозрачнее и эффективнее, что позволит участникам получать новые конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Участники взаимодействий смогут повысить оперативное и адресное реагирование на изменения конъюнктуры рынка, снизить задержки в выполнении проектов, возникающие из-за длительности сроков обмена информацией.
Заключение
Для формирования перечня приоритетных направлений цифровизации каждый экономический субъект должен решить, какие ключевые цели он видит в развитии межфирменных взаимодействий. Естественно ожидать, что при принятии целесообразных решений будут в той или иной степени улучшаться экономические и стратегические показатели отдельных участников взаимодействий. Для решения вопроса расстановки приоритетов экономическим субъектам придется проводить дополнительное экспертное оценивание важности направлений развития межфирменных взаимодействий.
Дальнейшее исследование и моделирование позволит определить, в какой степени ИКТ влияют на выделенные элементы межфирменных взаимодействий, что даст возможность:
– создать методику оценки эффективности взаимодействий для любого экономического субъекта независимо от его размера, формы собственности и территориального расположения;
– получить оценку эффективности взаимодействий не только отдельных организаций, но и различных городов и регионов;
– вычленить слабые точки в использовании информационно-коммуникационных технологий для их дальнейшего укрепления и совершенствования.
На первое место в стратегии цифровизации межфирменных взаимодействий должны ставиться наиболее значимые для конкретного экономического субъекта направления. При этом все оценки, выводы и рекомендации должны быть задокументированы.
Объединение отчетов в единую информационную базу для ключевых стратегических партнеров позволяет участникам межфирменных взаимодействий ранжировать прочих субъектов и выявлять наиболее актуальных партнеров в зависимости от их стратегии формирования взаимодействий.
[1] Мониторинг развития информационного общества Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14478 (дата обращения: 25.02.2021)
Источники:
2. Homburg Ch., Steiner V., Totzek D. Managing dynamics in a customer portfolio // Journal of Marketing. – 2009. – № 73 (5). – p. 70–89.
3. Moseiko V.O., Korobov S.A., Epinina V.S., Marusinina E.Y., Novoseltseva E.G. Interactions within a cluster in the context of the network interfirm cooperation // Advances in intelligent systems and computing. – 2019. – p. 554-562.
4. Грошев А.Р., Пелихов Н.В. Кластерные инициативы: системные особенности становления, развития и управления // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 91-106.
5. Кущ С.П., Смирнова М.М. Механизм координации процессов управления взаимоотношениями компании с партнерами. / Научные доклады № 6(R)–2007. - СПб.: НИИменеджмента СПбГУ, 2007. – 10-11 c.
6. Новикова С.И. Информационная открытость – фактор эффективности организации в условиях кооперационно-сетевой среды // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 497-512.
7. Орлова Л.С. Тенденции развития и внедрения цифровых платформ // Креативная экономика. – 2021. – № 1. – c. 35-44.
8. Попов Е. В., Семячков К. А., Симонова В. Л. Концепция сетевого потенциала фирмы // Журнал экономической теории. – 2017. – № 1. – c. 93-102.
9. Попов Е. В., Симонова В. Л., Касинцев В. Э. Экономические эффекты цифровизации межфирменных взаимодействий. Вопросы управления. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-effekty-tsifrovizatsii-mezhfirmennyh-vzaimodeystviy (дата обращения: 04.12.2020).
10. Попов Е. В., Симонова В. Л., Максимчик М. А. Оценка сетевого потенциала на примере IT-отрасли // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 10. – c. 1819–1834.
11. Программа «Развитие цифровой экономики в России». [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf.
12. Тимченко К. Ю. Формы межфирменного взаимодействия // Современные инновации. – 2018. – № 5 (27). – p. 26-29.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:09:34