Development of effective inter-firm cooperation in the conditions of digitalization

Popov E.V.1, Simonova V.L.1, Tikhonova A.D.2
1 Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Russia
2 Уральский государственный экономический университет, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 2 (April-June 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43814700
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The relevance of the article is due to the fact that digitalization in the long term period becomes one of the main structural factors of economic growth, provided that the actions and constant communications of the public sector, business, science and society are ensured. The situation with the pandemic has shown that it is the predominance in the ability of firms to quickly switch to the online environment that allows them to ensure uninterrupted interaction with consumers and partners in isolation and reduce the risk of complete loss of income. The article presents the authors' vision of an approach to the effective inter-firm cooperation. The study showed that it is digital platforms that allow firms to create competitive advantages and new communications with other economic actors in an unpredictable environment. It was once again proved during the coronavirus pandemic, which affected the interaction opportunities of many market participants. The authors highlight the advantages of inter-firm cooperation based on digital platforms, and also prove that it is the development of ICT resources that becomes the basis for integration with stakeholders, and, consequently, a key factor in the development of effective inter-firm cooperation.

Keywords: inter-firm cooperation, digitalisation, efficiency, platforms

JEL-classification: M11, M15, M19, M21, M29



Введение

Стремительное изменение в социальных и экономических процессах, формирование общества, основанного на знаниях, на инновационной активности, на цифровизации, требует изменения стандартных бизнес-схем, смены стратегических приоритетов, что подразумевает отказ от традиционной оценки эффективности межфирменных взаимодействий.

Процессы цифровизации приводят к тому, что изменяется спрос на факторы производства; происходит трансформация как отдельных секторов, так и всей структуры экономики и межотраслевых взаимоотношений.

Ситуация с пандемией показала, что именно превалирование в способностях фирм возможностей быстрого перехода в онлайн-среду позволяет им в условиях изоляции обеспечить себе бесперебойное взаимодействие с потребителями и партнерами и снизить риски полной потери доходов.

Развитие взаимодействий через интернет и цифровые сервисы и платформы в сложившихся условиях позволяет:

- не ограничивать цепочки создания ценности определенными рыночными сегментами и географическими территориями;

- повысить ценность предложения для клиентов за счет создания партнерств с другими поставщиками;

- повысить потребительскую лояльность за счет расширенных и (или) кастомизированных сервисов;

- значительно снизить трансакционные издержки;

- повысить качество обслуживания;

- снизить коррупционную составляющую за счет перехода к автоматизированным формам отчетности;

- улучшить содержательные аспекты регулирования за счет применения смарт-контрактов;

- за счет активного вовлечения общества в разработку государственной политики в области решения социально значимых вопросов повысить уровень жизни в регионах.

Таким образом, авторами в данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что цифровизация в долгосрочной перспективе становится одним из главных структурных факторов экономического роста при условии обеспечения согласованности действий и постоянных коммуникаций государственного сектора, бизнеса, науки и общества, что делает актуальным вопрос определения конкретных факторов цифровизации, влияющих на эффективность межфирменных взаимодействий в современных условиях. Обзор источников по рассматриваемому вопросу выявил, что значительное число исследований посвящено взаимосвязи уровней межфирменных взаимодействий и инновационной активности [5, 7, 12, 19, 22] (Akberdina, 2018; Demyanova, 2019; Isaychenkova, 2019; Nikulina, Burets, 2016; Popova, 2017).

По мнению Г.С. Дэя и Р. Уэнсли, организация может достигнуть наиболее выгодных позиций, только имея уникальные ресурсы и способности [2] (Day, Wensley, 1988). В работах Р. Каплана и Д. Нортона нематериальные ресурсы (знания, информационные системы) отмечаются как наиболее важные для организаций [3] (Kaplan, Norton, 2002). Особое место в этих признаках отводится информационно-коммуникационной составляющей, поскольку драйвером появления сетей, а следовательно, и перехода к инновационной и цифровой экономике является именно развитие технологий. По мнению Е.В. Попова [21] (Popov, Semyachkov, Simonova, 2017), совместно создавая и накапливая информационные ресурсы, экономические субъекты тем самым активизируют процессы интеграции.

Целью настоящей статьи является систематизация факторов, влияющих на эффективность межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации.

Авторами ставилась задача определения следующих положений, представляющих научную новизну: 1) выделить факторы, влияющие на эволюцию экономических процессов; 2) сформировать авторское видение подхода к формированию стратегии эффективных межфирменных взаимодействий; 3) выделить преимущества межфирменных взаимодействий на основе цифровых платформ.

Объектом изучения в настоящем исследовании выступили межфирменные отношения в условиях цифровизации. Предмет исследования – экономические отношения между хозяйственными субъектами по поводу формирования и развития межфирменных отношений. Алгоритм исследования заключался в следующих этапах:

- изучение научных исследований, отраженных в периодической печати, посвященных эффективности и результативности межфирменных взаимодействий;

- проведение логического анализа выявления факторов, влияющих на межфирменные взаимодействия, в условиях цифровизации;

- формирование авторского понимания стратегии эффективных межфирменных взаимодействий;

- выделение преимуществ межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации.

Анализ факторов, влияющих на межфирменные взаимодействия

Исследования, посвященные эффективности и результативности межфирменных отношений [1, 4, 6, 8–11, 13–18, 20, 25, 26] (Cainelli, Montresor, Marzetti, 2012; Nikolaidis, 2013; Bagiev, 2009; Dobryshevskaya, Kucheruk, 2012; Drobot, Makarov, Nekrasova, Kadilnikova, 2019; Evstafev, 2005; Ermakova, Korabeynikov, 2019; Kostousenko, 2009; Kushch, 2004; Kushch, Smirnova, 2007; Lapshin, Khachaturov, 2005; Makarov, Ovechkina, 2018; Moshchelkova, Gorlacheva, Kolesnik, 2011; Novikova, 2019; Sharipova, 2019; Shchepakin, Khandamova, Gubin, 2020), позволяют выделить ряд внешних факторов, влияющих на степень достижения фирмами целей развития взаимодействий.

В первую очередь это причинная неопределенность; особые условия институциональной среды взаимодействий; а также редкость потенциальных партнеров, имеющих возможность защитить генерируемые знания от копирования конкурентами. Помимо этого, преднамеренно асимметричный обмен информацией является одним из ключевых рисков в межфирменных взаимодействиях.

Особо следует отметить, что стремительность процессов цифровизации увеличила неопределенность внешней среды, оказав влияние на управление фирмами. При описании динамизма и нелинейности развития внешней среды все чаще исследователями используется аббревиатура V.U.C.A., подразумевающая:

- Volatility – нестабильность;

- Uncertainty – неопределенность;

- Complexity – сложность;

- Ambiguity – неоднозначность.

Однако с развитием цифровизации экономические субъекты помимо рисков получают возможность снизить негативное влияние перечисленных факторов.

Особенности современных экономических процессов, обусловленные развитием цифровой экономики, заключаются в формировании:

- глобальной экосистемы цифровой экономики и глобального цифрового пространства;

- качественно новой структуры экономических активов, отвечающих экономическим приоритетам цифровой экономики;

- подходов к организации производственных отраслей, отрасли торговли, сферы услуг, учитывающих достижения цифровой экономики и эффективных в условиях формирования и развития глобального цифрового пространства;

- принципов эффективного управления формируемыми и совершенствования управления существующими экономическими активами (ресурсами);

- условий для активного участия бизнес-сообщества и гражданского населения в формировании пространства цифровой эконо­мики за счет создания привлекательных организационных и нормативно-правовых условий и пространства доверия к цифровой среде;

- системы обеспечения безопасности и суверенитета национального пространства цифровой экономики [23].

В таблице 1 представлено влияние наиболее сильных факторов внешней среды.

Таблица 1

Факторы, влияющие на эволюцию экономических процессов

Фактор
Характеристика
Стремительное изменение технологий
За счет цифровизации меняются экономическая и социальная системы. За счет ИКТ развивается сервисный сектор и снижается доля материальной деятельности
Трансформация рынков и отраслей
Происходит формирование экосистем на основе цифровых платформ, что приводит к смене способов организации и осуществления трудовых отношений и трудовой деятельности, разрушению части бизнес-моделей и производств. Утрачивают значение традиционные барьеры входа на рынок, границы приобретают подвижность и постоянно меняются
Избыточность финансового капитала
В современных условиях ограничителем роста фирм вместо нехватки финансовых ресурсов становится недостаток талантов и идей. Финансовые рынки эволюционируют за счет крауд-технологий. Применение технологии блокчейн позволяет формировать децентрализованные системы платежей, аккумулировать финансы за счет привлечения платежей путем криптовалют, снижать затраты на IT-инфраструктуру и проведение трансакций
Изменение мотивации работников и рынка труда
Значительная часть существующих профессий становятся неактуальными за счет автоматизации производств, «Интернета вещей», робототехники, искусственного интеллекта и пр. Мотивация работников формируется на основе заключения нетрадиционных контрактов с работодателем на основе неполной занятости или занятости по проектам. За счет информационных технологий активно развивается фриланс и «монетизация» знания
Изменение характера конкуренции
Вместо чистой конкуренции развиваются модели со-конкуренции и партнерства при поиске и создании новых рыночных ниш / рынков. Рыночное лидерство становится неустойчивым за счет появления возможностей быстрого копирования и имитации активов. Традиционный бизнес подвергается угрозам со стороны цифровых компаний, практикующих развитие смежных направлений в первоначально несвязанных отраслях
Новые модели поведения потребителей
Поведение потребителей становится все более непоследовательным и непредсказуемым, поскольку они перестают быть пассивными участниками процесса получения продукта/услуги. Они получают свободный доступ к рыночной информации, становятся более требовательными к сервису и меняют свое отношение к ценности на разных уровнях пирамиды Маслоу
Источник: составлено авторами.

Таким образом, именно технологические инновации и набирающие обороты процессы цифровизации определяют в современных реалиях новые траектории развития для экономики, что, безусловно, поможет хозяйствующим субъектам приспособиться к кардинальным изменениям на рынках и в обществе. Программы поддержки процессов цифровизации (например, внедрения цифровых «сквозных» технологий) трансформируют модели поведения экономических субъектов как в бизнесе, так и в социальной сфере. Именно активное внедрение и эффективное использование технологических инноваций начинают определять новое поколение конкурентоспособных образований, объединяющихся в инфраструктурной и правовой среде цифровизации.

На рисунке 1 представлено авторское видение подхода к формированию эффективных межфирменных взаимодействий.

Рисунок 1. Подход к формированию стратегии эффективных межфирменных взаимодействий

Источник: составлено авторами.

Поскольку сетевые взаимодействия представляются системой контрактов с неопределенным сроком между формально независимыми экономическими субъектами с целью совместного использования ресурсов (в том числе знаний и компетенций), то участники отношений должны согласовывать свои функции на долгосрочную перспективу для получения взаимовыгоды.

По мнению авторов, целесообразно рассматривать взаимоотношения компаний с партнерами в целом, а не с отдельными их группами. Механизмы координации, возникающие для управления этими отношениями, предполагают:

- создание общей информационной системы, позволяющей участникам получать и распределять информацию;

- формирование соответствующей организационной структуры;

- наличие способности у участников согласовывать цели и бизнес-процессы;

- разработку совместной стратегии развития взаимоотношений;

- создание системы мониторинга [15] (Kushch, Smirnova, 2007).

Оптимизация всех процессов и формирование динамичных возможностей невозможны без специфической информационной инфраструктуры в рамках совместного управления созданием ценности. По мнению многих исследователей, дееспособность межфирменных сетевых взаимодействий стала возможной с развитием информационно-коммуникационных технологий, эффективность использования которых напрямую зависит от степени информационной открытости партнеров и их готовности к обмену данными и знаниями.

Обобщив информацию, полученную в исследовании, управление фирмой в современных условиях представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Направления цифрового развития фирмы

Источник: составлено авторами по [7] (Demyanova, 2019).

С точки зрения управления межфирменными взаимодействиями, интерес в данной схеме представляет блок интеграции фирмы со своими партнерами через факторы цифровизации. Объектом управления, таким образом, становятся в первую очередь цифровые платформы как наиболее комплексный инструмент выстраивания цепочек создания ценности с помощью информационных технологий с целью повышения надежности, эффективности, устойчивости и экономической выгоды участников взаимодействий.

Заключение

Проведенное исследование показало, что именно цифровые платформы позволяют фирмам создавать конкурентные преимущества и новые коммуникации с прочими экономическими субъектами в условиях непредсказуемости внешней среды, что еще раз было доказано во время пандемии коронавируса, сказавшейся на возможностях взаимодействий многих участников рынков (рис. 4).

Рисунок 4. Направления платформенных взаимодействий

Источник: составлено авторами.

Можно выделить следующие преимущества межфирменных взаимодействий на основе цифровых платформ:

— происходит создание добавленной стоимости;

— за счет использования цифровых ресурсов минимизируется входной технологический барьер;

— значительно сокращается время как процессов производства в принципе, так и вывода на рынок новых продуктов;

— компания не вкладывается в развитие IT-инфраструктуры;

— упрощается доступ к конечному заказчику / потребителю;

— формируется единое технологическое пространство для новых проектов, идей и технологий;

— за счет формирования экосистем растет оперативность поиска партнеров.

Таким образом, именно развитие ИКТ-ресурсов становится фундаментом для интеграции с заинтересованными сторонами, а следовательно, ключевым фактором формирования и развития эффективных межфирменных взаимодействий. Сетевой эффект, который возникает при этом, характеризуется следующим: чем больше участников взаимодействуют между собой, тем выше ценность у трансакций, увеличивается количество информации, улучшается соответствие спроса и предложения, что привлекает еще больше участников в формирующуюся экосистему.


References:

Akberdina V. V. (2018). Transformatsiya promyshlennogo kompleksa Rossii v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [The transformation of the Russian industrial complex under digitalisation]. Journal of the Ural State University of Economics. (3). 82−99. (in Russian).

Bagiev L.G. (2009). Kontseptualnye osnovy formirovaniya marketinga vzaimodeystviya v usloviyakh razvitiya rynochnyh setey [Conceptual foundations of formation of interaction marketing in the context of market nets development]. Problems of modern economics. (4). 271 – 275. (in Russian).

Cainelli G., Montresor S., Marzetti G. (2012). Production and financial linkages in inter-firm networks: structural variety, risk-sharing and resilience J Evol. Econ. (22). 711–734.

Day G.S., Wensley R. (1988). Anssessing advantage: A framework for diagnosing competitive superiority Journal of Marketing. 52 1-20.

Demyanova O.V. (2019). Razrabotka napravleniy tsifrovogo razvitiya kompanii [Designing the company's digital development directions] (in Russian).

Dobryshevskaya L.N., Kucheruk V.A. (2012). Otsenka effektivnosti setevogo vzaimodeystviya kompaniy v regione [Evaluation of the network interaction effectiveness of companies in the region]. Terraeconomicus. (3). 104-109. (in Russian).

Drobot E.V., Makarov I.N., Nekrasova E.A., Kadilnikova L.V. (2019). Sistemy interesov i protivorechiy uchastnikov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [System of interests and conflicts of state-private partnership participants]. Journal of International Economic Affairs. (3). 2051-2060. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40925.

Ermakova Zh. A., Korabeynikov I. N. (2019). Formirovanie proizvodstvennyh otnosheniy v usloviyakh stanovleniya tsifrovoy ekonomiki v Rossiyskoy Federatsii [The formation of production relations in the context of the digital economy establishment in the Russian Federation]. Economy of the region. (4). 1199-1211. (in Russian).

Evstafev N. V. (2005). Mekhanizm ustoychivogo vzaimodeystviya firm v protsesse sovmestnoy deyatelnosti [9483162]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. (3). 72–81. (in Russian).

Isaychenkova V.V. (2019). Formirovanie effektivnyh promyshlenno-proizvodstvennyh klasterov v usloviyakh tsifrovizatsii [Development of effective industrial clusters in conditions of digitalization]. Journal of International Economic Affairs. (3). 1879-1890. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40934.

Kaplan R., Norton D. Partnering and the Balanced ScorecardHBSWK Pud. 2002. 23 Dec. Retrieved February 01, 2020, from www.hbswk.hbs.edu

Kostousenko A. I. (2009). Mekhanizm vzaimodeystviya vlastnyh i predprinimatelskikh struktur v rynochnoy srede [Mechanism of interaction of power- and entrepreneurial structures in the market milieu]. Problems of modern economics. (2). 174-177. (in Russian).

Kusch S. P. (2004). Marketingovye aspekty razvitiya mezhfirmennyh setey: rossiyskiy opyt [Marketing aspects of inter-firm networks development: Russian experience]. Russian Management Journal. (1). 33–52. (in Russian).

Kusch S.P., Smirnova M.M. (2007). Mekhanizm koordinatsii protsessov upravleniya vzaimootnosheniyami kompanii s partnerami [Mechanism for coordinating the company's relationship management processes with partners] (in Russian).

Lapshin P. P., Khachaturov A. E. (2005). Sinergeticheskiy effekt pri sliyaniyakh i pogloshcheniyakh kompaniy [Synergies in mergers and acquisitions]. Management in Russia and abroad. (2). 21-30. (in Russian).

Makarov I.N., Ovechkina I.V. (2018). Neobkhodimost formirovaniya planovo-rynochnoy sistemy v usloviyakh strukturnogo disbalansa ekonomiki i sanktsionnogo davleniya [The need for a planned market system in the context of a structural imbalance of the economy and sanctions pressure]. Journal of International Economic Affairs. (1). 19-24. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.1.38832.

Moschelkova V.Yu., Gorlacheva E.N., Kolesnik N.A. (2011). Mezhfirmennoe setevoe vzaimodeystvie v distribyutsii na promyshlennyh rynkakh [Interfirm network interaction in distribution in industrial markets]. Journal of International Economic Affairs. (2). 3-16. (in Russian).

Nikolaidis (2013). Assisting regional policy by rapidly comparing enterprise innovation between regions Journal of Innovation and Entrepreneurship. (2).

Nikulina I. E., Burets Yu. S. (2016). Formirovanie mezhregionalnogo vzaimodeystviya v sfere innovatsionnoy deyatelnosti na osnove diagnostiki razryvov innovatsionnogo protsessa [Formation of interregional innovation cooperation based on diagnostic of innovation process breaks]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12). 346–349. (in Russian).

Novikova S.I. (2019). Partnerskaya sreda v sisteme kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy, sposoby ee otsenki [Partners' environment in the system of cooperation and network interactions, and methods of its evaluation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 463-480. (in Russian). doi: 0.18334/epp.9.4.41459.

Popov E. V., Semyachkov K. A., Simonova V. L. (2017). Kontseptsiya setevogo potentsiala firmy [The concept of network firm’s potential]. Journal of Economic Theory. (1). 93-102. (in Russian).

Popova Yu.F. (2017). Kapital mezhfirmennyh otnosheniy: ponyatie i metodologiya izmereniya [Capital of interfirm relationships: the Concept and evaluation methodology]. The Manager. (4). 32–38. (in Russian).

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Gubin V.A. (2020). Marketingovoe upravlenie nestabilnym predpriyatiem pri realizatsii modernizatsionnyh preobrazovaniy [Marketing management of unstable enterprise in the implementation of modernization transformations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (1). 11-36. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41322.

Sharipova O.M. (2019). Model kompetentsiy dlya personala v usloviyakh tsifrovizatsii i Industrii 4.0 [Competency model for staff in terms of digitalization and Industry 4.0]. Creative economy. (12). 2411-2420. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.12.41520.

Smirnova M. (2006). Upravlenie vzaimootnosheniyami na promyshlennyh rynkakh kak istochnik konkurentnyh preimushchestv kompanii [Relationship management in industrial markets as a source of competitive advantages of the company]. Russian Management Journal. (3). 27 – 34. (in Russian).

Страница обновлена: 06.05.2025 в 16:47:36