Инновационный кластер как новая форма интеграции бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (20), Август 2008
Цитировать:
Мыльцева О.П. Инновационный кластер как новая форма интеграции бизнеса // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 8. – С. 40-44.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394909
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Современные условия хозяйствования вызывают изменения в технологической структуре национальных экономик, происходит переход от традиционной экономики к «новой экономике», «экономике знаний», то есть основанной на знаниях, на активном восприятии новых идей и технологий. Действительность вынуждает предприятия быть гибкими, приспосабливаться к изменяющемуся миру и активно действовать для того, чтобы выжить. Для активизации инновационной деятельности необходимы предпринимательские структуры, отличающиеся высокой гибкостью организационных форм, ориентирующиеся на установление взаимодействия со всеми участниками инновационной сферы. В этой связи необходимы новые формы интеграции, в которых взаимодействие будет наиболее эффективным.
Ключевые слова: межфирменное взаимодействие, интеграция, экономика знаний, кластер, инновационный путь развития
Современные условия хозяйствования вызывают изменения в технологической структуре национальных экономик, происходит переход от традиционной экономики к «новой экономике», «экономике знаний» [2], то есть основанной на знаниях, на активном восприятии новых идей и технологий. Действительность вынуждает предприятия быть гибкими, приспосабливаться к изменяющемуся миру и активно действовать для того, чтобы выжить. Для активизации инновационной деятельности необходимы предпринимательские структуры, отличающиеся высокой гибкостью организационных форм, ориентирующиеся на установление взаимодействия со всеми участниками инновационной сферы. В этой связи необходимы новые формы интеграции, в которых взаимодействие будет наиболее эффективным [1].
Примером такого предпринимательского союза может служить научно-технологический (инновационный) кластер. Научно-технологический кластер – это сконцентрированные группы взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций и предприятий [3], действующих в инновационной сфере и характеризующихся общностью интересов в процессе осуществления своей деятельности.
Отличительной особенностью кластера является возникновение в нем положительных эффектов:
С инновационным кластером также связан эффект нивелирования затрат. Он возникает, когда для осуществления первичной инновации необходимо произвести множество дополнительных расходов, в результате прибыль от инновации может оказаться меньше ожидаемой вначале. В кластере фирмы могут минимизировать дополнительные расходы, что позволяет внедрять разнообразные инновации с меньшими затратами. Формирование и функционирование такого кластера возможно на основе ряда принципов:
1) взаимодействие на этапе появления идеи;
2) взаимодействие при формировании материальной и интеллектуальной базы;
3) взаимодействие в процессе производства и реализации инновационной идеи.
Осуществляя свою деятельность внутри кластера, предприятия обязаны соблюдать определенные правила поведения. Они помогают удерживать преимущества, обретенные внутри кластера, делать их доступными для всех участников кластера. Приведем несколько основных правил, регулирующих отношения внутри кластера:
Связи между предприятиями осуществляются путем прохождения различных потоков (денежных, трудовых ресурсов, информационных, потоков готовой продукции и полуфабрикатов, материальных и интеллектуальных ресурсов) по каналам кластера. Эти связи можно определить путем анализа интенсивности использования различных каналов внутри кластера. Редкое использование того или иного канала между предприятиями говорит о независимости предприятий, а частое – о силе связывающего их канала.
Оценка этих потоков для малого предприятия является решающим фактором, определяющим основное направление организации взаимодействия с кластером. Для оценки взаимодействия предприятий в кластере целесообразно рассчитать коэффициент взаимосвязи (С). В числителе данного коэффициента берется количество сделок между малым предприятием по определенному потоку с предприятием кластера в течение года, в знаменателе - количество обращений к этому потоку в процессе деятельности за период, как в кластере, так и за его пределами. С помощью значений данного коэффициента по всем потокам малое предприятие выбирает направление стратегии развития, основанной на укреплении конкурентных преимуществ. Кластер с наибольшим значением по всем потокам рассматривается как основной. И взаимодействие с ним считается приоритетным для малого предприятия, а остальные рассматриваются как вспомогательные.
Для оценки степени важности потоков внутри кластера используется метод присвоения рангов. Ранжирование происходит согласно принципам взаимодействия предприятий внутри кластера. Наибольший ранг (R) присваивается потокам, которые способствуют развитию конкурентных преимуществ малого предприятия.
Рекомендуется рассчитывать также коэффициент (К), показывающий, насколько сильно малое предприятие взаимодействует с предприятиями кластера (по потокам потребляемых ресурсов) и заинтересованность других предприятий кластера во взаимодействии с конкретным малым предприятием через оценку входящих с помощью этого предприятия потоков в кластер.
К = R1* С1 + R2*С2+ R3*С3+ R4*С4+ R5*С5+ R6*С6
Значение коэффициента менее 0,2 говорит о слабых взаимосвязях, взаимодействие должно быть направлено на построение новых отношений. Значение больше 0,2, но меньше 0,6 – предприятие имеет не достаточно прочные позиции. Значения коэффициента более 0,8 говорит о сильных взаимосвязях. Следует продолжать наращивать объемы деятельности, участвовать в новых проектах.
Данная модель сотрудничества полезна руководителям малых и крупных предприятий в качестве эффективного инструмента при формировании взаимовыгодных стратегий взаимодействия в инновационной сфере.
Источники:
2. Мильнер Б. З., Управление знаниями. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 177 с.
3. Портер М. Э. Конкуренция – М.:Издательский дом Вильямс, 2001 – 495 с.
4. Bradley M., Desai A., Kim E. The Rationale Behind Interfirm Tender Offers: Information or Synergy? // Journal of Financial Economics. 1983. No. 2. P. 195.
Страница обновлена: 05.08.2024 в 18:38:27