Развитие инновационного предпринимательства на основе кластерного подхода

Леонтьев А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (20), Август 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394910
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Ориентация приоритетных отраслей на инновационный путь развития требует создания новых форм активизации предпринимательской деятельности. На современном этапе экономических преобразований в России становится актуальным использование кластерного подхода развития инновационного бизнеса.

Ключевые слова: межфирменное взаимодействие, интеграция, кластер, инновационный путь развития



Ориентация приоритетных отраслей на инновационный путь развития требует создания новых форм активизации предпринимательской деятельности. На современном этапе экономических преобразований в России становится актуальным использование кластерного подхода развития инновационного бизнеса.

В мировой практике существует большое количество успешно функционирующих кластеров, то есть географически локализованных сетей взаимосвязанных компаний и организаций, взаимодействующих друг с другом в рамках цепочки создания стоимости конечных продуктов и услуг. Общность инфраструктуры, благоприятные условия для обмена знаниями и поддержки новых идей, единый рынок рабочей силы и низкие барьеры позволяют малым компаниям получить преимущество от географической близости. Участие в таких сетях становится для них важным элементом развития собственной конкурентоспособности.

Генерация новых знаний, скорость внедрения и коммерциализации инноваций, необходимых для устойчивого развития производителей основных товаров и услуг, во многом определяются эффективностью, устойчивостью и технологическим уровнем их поставщиков. Поэтому именно для инновационных компаний наиболее приемлема кластерная модель развития.

Кластерный подход позволяет выявить «точку роста» - определенную наукоемкую компанию с высокой концентрацией научного, образовательного, инновационного и технологического потенциалов, представляющих интерес для крупных инвесторов.

Как показывает исследование вокруг «точек роста» формируется конкурентоспособное окружение, образуется критическая масса инновационных решений для создания конкурентоспособной на международном рынке продукции. Заказчиками инновационных решений могут быть крупные компании, занимающие лидирующие позиции на рынке, для которых становится выгодным размещать свой бизнес в «точках роста».

Каждый участник кластерного взаимодействия внутри «точки роста» и за ее пределами становится необходимым элементом в замкнутой цепочке создания конкурентоспособной инновационной продукции.

Сектор малого и среднего бизнеса, активизированный в «точке роста», является поставщиком инноваций для крупных компаний-заказчиков. Среди инновационных компаний возникает жесткая конкурентная среда, так как компания-лидер будет отбирать лучшие разработки и инновационные решения. Но зачастую создание конкурентоспособных инновационных решений является сложной задачей для малых и средних предприятий.

В инновационной цепочке на пути от генерации идеи до создания готовой продукции постоянно возникают разрывы, промедления и другие сложности, снижающие уровень конкурентоспособности.

Основной причиной, нарушающей целостность инновационной цепи создания конкурентоспособной продукции, является наличие огромного количества неуправляемых взаимодействий между участниками, возникающих вокруг «точки роста», что потребовало создания эффективных механизмов и моделей управления экономико-технологическими процессами на основе кластерного подхода.

В процессе разработки механизмов устанавливаются критерии эффективности управления кластерами, которые учитывают факторы неопределенности, комплексности и изменчивости рассматриваемых процессов предпринимательской деятельности.

В составе общеорганизационных критериев особое место занимают степень гибкости, адаптации к изменениям, готовность к организационным изменениям в результате воздействия внешней и внутренней среды, эффективность механизмов управления [1]. С учетом этого основными критериями оценки развития компании в кластере являются:

- масштаб деятельности компании (масштаб бизнеса),

- уровень издержек,

- уровень прогрессивности используемых технологий и соответствие их международным сертификатам качества,

- оригинальность бизнеса,

- инновационная активность компании,

- наличие профессиональной команды,

- конкурентоспособность нового продукта на отечественном и мировом рынке.

- наличие установленных кооперационных связей в цепочке создания конечного продукта.

В процессе развития предпринимательской деятельности экономически целесообразно сгруппировать компании по критериям в кластеры, что позволит упростить системы управления и сократить число оперативных взаимодействий на высшем уровне управления.

С помощью теории В.А. Грейкюнаса и рекомендаций Дж. Обер-Крие можно доказать эффективность кластерного подхода.

Формула Грейкюнаса имеет следующий вид:

N=n,

где N – количество взаимодействий (контактов);

n – число участников взаимоотношений.

В результате расчетов, очевидно, что чем меньше кластеров, тем меньше число взаимодействий. Это способствует более эффективному управлению экономико-технологическими процессами со стороны топ-менеджмента. Например, 16 участников проекта осуществляют 524528 взаимодействий. Объединение этих участников в 4 кластера потребует уже 44 взаимодействия топ-менеджмента с участниками проектов, вошедших в кластеры.

Формирование кластеров требует создания института руководителей кластеров и организационно-правовых форм управления. Тем не менее, кластерный подход является эффективным инструментом активизации предпринимательской деятельности.


Источники:

1. Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием: монография / под ред. Ю.П. Анискина. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. – 411 с. – (Деловая активность). – ISBN 978-5-370-00025-6. – ISBN 5-370-00025-5.
2. Бизнес-сектор национальных инновационных систем/ Дынин А.Е., Костров С.А., Евсеев В.А., Гришунин А.А., Чувиляев П.А. // Национальный доклад «Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики Российской Федерации» // М.: Ассоциация Менеджеров, 2006 г. – С. 15-42.
3. Методический инструментарий исследования результативности бизнес-процессов/ Прозоровская Л.В.// Инновационный вестник регион. – 2008 г. – №1. – С. 33-35.
4. Методика оценки эффективности управления организационными изменениями/ Кортов С.В., Малышева Л.А.// Вестник УГТУ-УПИ. – 2003 г. – №1. – С. 22-30.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:24