Эффективность реализации государственного инновационного проекта

Склярова Ю.М., Скляров И.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (30), Июнь 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12858122
Цитирований: 56 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Сегодня, как никогда, приобретают принципиальную важность и значимость интеграция образования, науки и производства, подготовка специалистов высокой квалификации. В связи с этим, участие Ставропольского государственного аграрного университета в реализации приоритетного национального проекта «Образование» очень актуально и своевременно. Реализация инновационного проекта «Образование» позволило университету стать лидером агрообразования, создать мощную материально-техническую и научно-исследовательскую базу, обеспечила инновационный прорыв в образовательной и научной деятельности.

Ключевые слова: инновации, образование, агропромышленный комплекс, научное сотрудничество, эффективность, научные организации, национальный проект образование, электронный факультет



Сегодня, как никогда, приобретают принципиальную важность и значимость интеграция образования, науки и производства, подготовка специалистов высокой квалификации. В связи с этим, участие Ставропольского государственного аграрного университета в реализации приоритетного национального проекта «Образование» очень актуально и своевременно.

Реализация данного инновационного проекта позволило университету стать лидером агрообразования. В рейтинге среди аграрных вузов России университет занимает первое место, он стал Лауреатом Премии Правительства и вошел в число 40 инновационных вузов, реализующих национальный проект «Образование». При этом сумма, которую освоил университет – а это 530 млн.руб., звучит просто фантастически в условиях мирового финансового кризиса. Это позволило создать мощную материально-техническую и научно-исследовательскую базу, состоящую из 30 научно-исследовательский лабораторий, в т.ч. учебно-опытного хозяйства (затраты составили 165 млн руб.). В числе вновь созданных центров такие, как: авторизованный центр «Microsoft»; центр сертификации фирмы «1С»; лингвистический центр; интернет-центр; региональный центр управления качеством образования; центр научно-инновационной и информационно-аналитической деятельности; учебно-научная испытательная лаборатория; учебный центр профессиональных финансово-аналитических программ «Progect Expert» и «Audit Expert»; региональное отделение центра Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы ВНИИЭСХ РАСХН; центр информационно-библиотечных ресурсов при научной библиотеке и т.д.

Более 30 лекционных аудиторий оснастили современными мультимедийным оборудованием, звукоусилением и средствами экранной проекции.

Возьмем для примера факультет бухгалтерского учета и аудита и сделаем оценку эффективности реализации национального проекта «Образование» за 2007-2008 гг., так на факультете бухгалтерского учета и аудита создан современный научно-образовательный учетно-аналитический центр, оборудованный 75 компьютерами и 40 ноутбуками. Это позволило факультету:

  • реализовать концепцию электронного факультета;
  • внедрить инновации в процесс обучения (электронные учебно-методические комплексы, разработанные преподавателями, дистанционное обучение, специализированные компьютерные программы: «1С: Предприятие 7.7», «1С: Предприятие 8.1», ИКС «Консультант плюс: Технология 3000», АИС КВИК, Audit ХР и т.п.);
  • активизировать выполнение хоздоговорной тематики. Особой гордостью факультета бухгалтерского учета и аудита является проведенный в 2008 г. мониторинг государственной программы развития АПК на 2008-2012 гг. в Ставропольском крае по заданию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Всего за два года реализации национального проекта факультетом выполнено НИР на 3,4 млн руб.
  • провести телеконференции и семинары с участием известных компаний 1С, PriceWaterHouse, международной аудиторской компанией КРМG, Аудиторской Российской Палатой, с учеными Варшавского аграрного университета. При этом Ставропольский государственный аграрный университет - одни из немногих вузов России, который обладает возможностью сотрудничать с этими организациями.

  • повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава. Уровень преподавателей с ученой степенью на факультете бухгалтерского учета и аудита вырос до 75%, а в 2003 г. он был на уровне 32%. Только за 2008 г. 3 преподавателя защитили докторские диссертации, а 6 – кандидатские диссертации. Значительно активизировалась научно-исследовательская работа. Каждый преподаватель факультета прошел повышение квалификации. При этом половина обучалась и стажировалась за рубежом в Германии, Чехии, Италии.
  • получить научно-исследовательским разработкам наших ученых, аспирантов и студентов всероссийское признание, о чем свидетельствуют приобретенные грамоты и медали, врученные Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством образования и науки РФ, Российской академии наук, Вольным экономическим обществом.
  • повысить уровень успеваемости студентов. Выросло количество именных стипендиатов. А студент факультета бухгалтерского учета и аудита Шавернев А. - 4 год подряд становиться стипендиатом Общественного фонда имени В. Потанина. Это лучший результат по России.
  • повысить качество образования. Уже на пятом курсе 70% студентов трудоустроено, а по окончанию вуза этот показатель достигает 93%. При этом спрос на наших выпускников очень высокий, о чем свидетельствуют регулярные заявки организаций. А качество подготовки подтверждают благодарственные письма работодателей, которые получает наш университет.
  • активизировать сотрудничество с стратегическими партнерами: В 2007 г. в рамках сотрудничества с Министерством сельского хозяйства СК РФ было выполнено два контракта на общую сумму 550 000 руб., один из них на тему: «Разработка концептуальных основ создания информационно-аналитической системы АПК Ставропольского края», второй на тему: «Анализ зернового рынка Ставропольского края». В 2008 г. выполнен договор с Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики Россельхозакадемии по заданию Министерства сельского хозяйства РФ на сумму - 300 тыс. руб.
  • Совместно с фирмой 1С на факультете организована работа авторизованного центра фирмы 1С, в котором ежегодно проходит обучение программным продуктам 1С в среднем около 750 студентов, а также ежегодно проводятся на базе факультета всероссийские семинары, посвященные проблемам ведения бухгалтерского учета и его автоматизации. В рамках совместного сотрудничества на базе официального партнера фирмы 1С в г. Ставрополе в ООО «Ставаналит» создана база, где ежегодно проходят практику до 20 студентов.

    Наличие современной материально-технической базы, а также высокоскоростного интернета позволило перейти на более качественный уровень сотрудничества с Финансовой корпорацией «Открытие», так на факультете создана бизнес-школа на базе ООО «БрокерКонсалтингИнвест» (официальный партнер ФК «Открытие»). Это дало возможность нашим студентам, аспирантам и преподавателям реально участвовать в финансово-хозяйственной деятельности организации, заниматься непосредственным решением бизнес-задач и приобретать практические навыки.

    В целом мы считаем, что реализация национального проекта «Образование» в университете – это большой успех ректора Ставропольского государственного аграрного университета, члена-корресподента РАСХН, д.э.н., д.с.-х.н., профессора Трухачева Владимира Ивановича и коллектива университета, который обеспечил инновационный прорыв в учебной и научно-исследовательской работах вуза. Дальнейшее развитие факультета бухгалтерского учета и аудита, а так же в целом университета будет во многом зависеть от:

  • объемов бюджетного финансирования учебной и научно-исследовательской работы,
  • возможности участия в государственных контрактах, количество которых в 2009 г. заметно сокращается,
  • выделения средств на содержание оборудования, закупленного в рамках национального проекта «Образования», на повышение квалификации и переподготовку специалистов, работающих в созданных лабораториях, на оплату интернета и коммунальных расходов, которые с введением в действия лабораторий увеличиваются.
  • А как мы знаем этих средств в бюджете на 2009 г. и, скорее всего, на 2010 г. в необходимом количестве нет. В этой связи дальнейшее развитие инноваций в высших учебных заведениях во многом зависит как от государственной политики в области образования, так и от самих вузов, которые в условиях финансового кризиса смогут выработать оптимальные антикризисные меры , активизировать выполнение НИР по заявкам организаций, контрактов министерств и ведомств, а так же увеличить количество предоставляемых дополнительных услуг, что в комплексе обеспечит дальнейшее внедрение инноваций в вузы и развитие высшего образования Российской Федерации.

    Страница обновлена: 22.09.2024 в 08:39:40