Противодействие государственных органов выдаче работникам скрытой (неофициальной) заработной платы
Буров В.Ю.1
1 Забайкальский государственный университет, Россия, Чита
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)
Цитировать:
Буров В.Ю. Противодействие государственных органов выдаче работникам скрытой (неофициальной) заработной платы // Теневая экономика. – 2019. – Том 3. – № 4. – С. 235-244. – doi: 10.18334/tek.3.4.100607.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43931443
Цитирований: 4 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема и масштабы распространения нелегальных практик неформальной занятости и скрытой заработной платы. Показана динамика изменения объема скрытого фонда оплаты труда за 2008-2018 гг. Рассмотрена ответственность работодателя за скрытую зарплату. Отмечено, что работник, получающий зарплату в конверте, также может понести ответственность как административную так и уголовную.
Показан сводный анализ деятельности государственных органов РФ по противодействию неформальной занятости и теневым доходам работников предприятий
Ключевые слова: неформальная занятость, скрытая (теневая) заработная плата, противодействие государственных органов выдаче работникам скрытой (неофициальной) заработной платы
Одним из негативных явлений, которые присущи теневой экономике, является неформальная занятость населения. Особенно это характерно для наемных работников в секторе малого предпринимательства.
Закономерность теневой экономической деятельности обосновывается самой сущностью предпринимательской деятельности, являющейся рисковой и имеющей своей основной целью получение прибыли, что в неадекватных условиях, особенно присущих трансформируемой экономике, и несовершенной институциональной среде стимулирует предпринимателей к переориентации своей деятельности в теневой сектор экономики, этот вопрос рассматривается во многих исследованиях (Бизин С.В., Маслова Е.В., Забелина О.В., Топилин А.В.). При этом на факт закономерности ТЭД влияет антропологический фактор человека – стремление выжить или нажиться [6] (Burov, 2018а).
«Неформальная занятость» – это деятельность, осуществляющаяся юридическими и физическими лицами, не декларируемая в целях налогообложения, социальной защиты и соблюдения трудового законодательства, скрываемая от общества и государства, с целью получения дохода, основанного на коррупционных связях (официально не оформленная занятость). Зачастую у работодателей в целях экономии своих расходов появляется желание уйти от уплаты налогов. С целью сокращения своих расходов недобросовестные работодатели выплачивают работникам «серую» заработную плату – «заработная плата в конвертах/скрытая» [12] (Tumunbayarova, Antsiferova, 2018).
Как уже было отмечено, причиной выплаты теневой заработной платы или зарплаты в конверте (незаконно выплачиваемой работодателем заработной платы, при выплате которой государству не были уплачены установленные налоги) является стремление работодателей сэкономить на затратах на рабочую силу.
По данным проведенного исследования Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), практически половина трудящихся граждан России (т.е. 44,8%) так или иначе вовлечены в «серый» (теневой) рынок труда, т.е. получают заработную плату или ее часть «в конвертах» (неофициально), не оформляют трудовые отношения (т.е. не заключают трудовой контракт), а довольствуются с работодателем устными договоренностями. Также подрабатывают, при этом не считая необходимым сообщить об этом в пенсионные фонды, налоговые органы и т.д. Такие работающие граждане в 2017 году в России составили целых 33 млн чел [4] (Abdullina, Shcheglov, 2018).
Росстат вычисляет оплату труда и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами, как разницу между всеми выплатами населению и всеми расходами населения (табл. 1).
Таблица 1
Динамика изменения объема скрытого фонда оплаты труда
Годы
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Един. изм
| |||||||||||
Трлн руб.
|
5,2
|
5,8
|
6,6
|
6,5
|
7,7
|
8,8
|
10,5
|
11,2
|
11,2
|
11,9
|
13,0
|
% от ВВП
|
12,6
|
14,9
|
14,3
|
10,7
|
11,3
|
12,1
|
13,4
|
13,5
|
13,0
|
12,9
|
12,6
|
Скрытый фонд оплаты труда за 2016 г. составил 25,3% от общего объема оплаты наемных работников. Размер оплаты труда и смешанных доходов граждан (ненаблюдаемых прямыми статистическими методами) достиг в 2016 г. 10,3 трлн рублей. В относительном выражении это немногим меньше показателя 2015 г. (тогда было 25,4%), однако фонд неформальных зарплат не опускался до такого уровня с начала десятилетия: в 2011 г. его размер составлял 24,5%, после чего увеличился и держался на более высоких уровнях в течение четырех лет. При этом в абсолютном выражении скрытые зарплаты даже выросли: год назад их размер составлял 9,7 трлн рублей. Скрытую оплату труда и смешанные доходы Росстат считает балансовым методом. Из расходов россиян (включая прирост их финансовых активов за минусом обязательств) вычитаются формально зарегистрированные доходы. Расчеты идут без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям. Пика неформальные зарплаты достигли в 2014 г., составив 28,2% от общего фонда оплаты труда. Относительно ВВП размер неформальных зарплат в 2016 г. составлял 12% (годом ранее было 11,6%, в 2013-м – 13,3%) [8] (Glinskaya, 2018).
Ответственность работодателя за скрытую (теневую, черную) зарплату в 2019 году
Скрытая зарплата представляет собой такой способ оплаты труда, при котором работник официально не трудоустроен и заработную плату получает «в конверте» либо с ним заключен трудовой договор, где указана минимальная зарплата, а на руки он получает иную сумму.
Ответственность за скрытую зарплату для работодателя прежде всего административная, однако иногда неуплата установленных законом налогов может повлечь и уголовную ответственность. В ряде случаев за получение зарплаты «в конверте» привлечь к ответственности можно и работника.
Чтобы наказать работодателя за скрытую заработную плату, работник может обратиться: в Налоговую инспекцию по месту нахождения организации, в Государственную инспекцию труда, в Прокуратуру.
По каждому обращению граждан указанные органы проводят тщательную проверку и разрешают вопрос о привлечении организации к ответственности. Кроме того, уполномоченные органы регулярно проводят самостоятельные плановые проверки, целью которых является обнаружение нарушений в части оплаты труда и уплаты налогов и сборов и последующее наказание работодателя за черную зарплату.
Выявление данными органами фактов выплаты работодателем зарплаты в конверте и, как следствие, неуплата налогов влекут административную ответственность руководителя организации и соответствующее наказание [7] (Burov, 2018b):
– привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 122, 123 Налогового кодекса РФ. Административный штраф за черную зарплату исчисляется в зависимости от суммы неуплаченного организацией или предпринимателем налога и составляет 20% от этой суммы [1] [1];
– привлечение к административной ответственности за неуплату страховых взносов по ст. 27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании». Наказание за такое правонарушение представляет собой штраф 5000–10000 рублей [2];
– в ряде случаев за выплату черной зарплаты работодателю грозит и уголовная ответственность, установленная в ст. 199 УК РФ. Речь идет о неуплате налогов и сборов в крупном размере. Крупный размер означает, что организацией была не уплачена сумма налогов свыше 2 млн рублей, если доля неуплаченных налогов составляет более 10% от всей суммы, подлежащей уплате. Также крупным размером считается неуплата налогов на общую сумму свыше 6 млн рублей.
Наказание по ст. 199 УК предполагается следующее [3]:
– штраф от 100 000 до 300 000 рублей;
– принудительные работы сроком до 2 лет;
– арест на срок до 6 месяцев;
– лишение свободы до 2 лет.
При наличии квалифицирующих признаков размер штрафа увеличивается и составляет от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. На практике наказание в виде лишения свободы за налоговые преступления применяется очень редко. К реальному лишению свободы по статистике приговариваются только около 5% подсудимых. Около 45% приговариваются к условному сроку и около 50% – к уплате штрафа [4].
Возможна и гражданско-правовая ответственность работодателя перед работником – в том случае, когда черная зарплата не выплачивается работнику вовремя. В такой ситуации работнику потребуется обратиться в суд с иском об установлении факта трудовых отношений и взыскании недоплаченной заработной платы (когда он не трудоустроен официально).
Ответственность работника при получении скрытой заработной платы
Работник, получающий зарплату в конверте, также может понести ответственность. Между тем, это может произойти лишь в том случае, когда работник осведомлен о том, что налоговые отчисления из его заработной платы работодатель не удерживает и не уплачивает. Если работник получает денежные средства за труд наличными, но при этом полагает, что из его зарплаты уже произведено удержание, наказать его за это нельзя.
А вот если работник изначально был в сговоре со своим начальством, то это влечет определенные последствия. Во-первых, при получении дохода, с которого не произведено удержание НДФЛ, работник должен сам до 30 апреля последующего года указать его в декларации и уплатить налог. Если он этого не делает, налоговый орган может взыскать с него НДФЛ и пени.
За непредставление декларации работника могут подвергнуть штрафу в размере 5% от невыплаченной суммы налога, за каждый полный или неполный месяц со дня, когда ее нужно было представить. Неуплата НДФЛ в крупном размере повлечет и уголовное наказание. Так, статьей 198 УК РФ закреплена уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов и сборов путем непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов либо путем включения в перечисленные документы заведомо ложных сведений. Уголовная ответственность может возникнуть в случае неуплаты налогов в крупном размере, то есть на сумму более 600 тыс. руб. за три года. Наказание по ст. 198 УК РФ представляет собой штраф в размере 100000–300000 руб., принудительные работы до года, арест до шести месяцев, лишение свободы до одного года [5].
Противодействие государственных органов РФ неформальной занятости и теневым доходам работников предприятий регламентируются Уголовным кодексом РФ, Налоговым Кодексом РФ и рядом ведомственных нормативно правовых актов и в основном осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС) и Пенсионным фондом России (ПФР) (табл. 2).
Исследования показывают, что противодействие государственных органов выдаче работникам скрытой (неофициальной) заработной платы должно опираться не только на нормы Уголовного кодекса РФ и Налогового Кодекса РФ, но и учитывать экономические причины [8] (Glinskaya, 2018):
· Низкий размер минимальной заработной платы, что явно не способствует расширению создания формальных рабочих мест.
· Стремление работодателей снизить издержки за счет экономии на заработной плате, страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, на иных затратах, предусмотренных формальными трудовыми отношениями.
· Наличие рабочих мест с низким уровнем оплаты труда (рабочих мест низкого качества) в корпоративном секторе экономики.
· Неформальную занятость необходимо изучать в тесной связи с бедностью. Как правило, трудовые и предпринимательские доходы неформально занятых ниже, чем занятых в формальном секторе экономики.
· Экономические кризисы провоцируют расширение неформальной экономики. Неформальную занятость часто рассматривают как естественный и гибкий «амортизатор», который может обеспечить неограниченный объем самозанятости и заработков тем, кто потерял формальные рабочие места.
Таблица 2
Сводный анализ деятельности государственных органов РФ по противодействию неформальной занятости и теневым доходам работников предприятий
Ведомство
|
Направление
работы по противодействию теневой экономике
|
Нормативно
правовая база
|
Федеральная
налоговая служба (ФНС)
|
–
сбор данных об организациях, выплачивающих низкие зарплаты, на основании
отчетности последних;
– проведение выездных налоговых проверок, в том числе и совместных с инспекцией труда, органами внутренних дел, внебюджетными фондами); – вызов руководителей «подозрительных» фирм на Комиссию по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда; – работает телефон доверияю. |
–
Налоговый кодекс РФ;
– Регламент ФНС по реализации мер, направленных на легализацию «теневой» заработной платы (принимают участие представители Правительства, правоохранительных органов, государственных социальных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования Российской Федерации и Фонда обязательного медицинского страхования); – ФЗ № 163 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (Закон № 163 ФЗ) 18 июля 2017 года, которым НК РФ дополнен статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» – запрет на получение налоговых преференций, появившихся в результате умышленного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения; пресечение использования налогоплательщиками в своей деятельности недобросовестных контрагентов. |
Пенсионный
фонд России (ПФР)
|
На
официальном сайте ПФР выпустил сообщение о продолжении совместной работы
с Федерацией независимых профсоюзов и Рострудом.
Важным направлением деятельности ПФР и профсоюзных организаций остается борьба с теневой занятостью. Работа в этой области выстроена с предприятиями, имеющими льготы по уплате взносов и финансово неустойчивыми организациями. До 2019 года ПФР имел право проводить выездные проверки работодателей: полнота и своевременность уплаты и начисления страховых взносов за три последних года. |
-
Налоговый кодекс РФ;
– Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (последняя редакция). |
[1] Налоговый кодекс РФ с изменениями на 2019 г. - http://nkodeksrf.ru/
[2] Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (последняя редакция). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/
[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
[4] https://trudinspection.ru/alone-article/.
[5] Там же. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) . - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
Источники:
2. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447.
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699.
4. Абдуллина И.Р., Щеглов В.Ю. Теневой рынок труда России // Теневая экономика. – 2018. – № 2. – c. 47-53. – doi: 10.18334/tek.2.2.40568.
5. Бизин С.В. Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости населения // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 745-760. – doi: 10.18334/et.5.3.39415.
6. Буров В.Ю. Теневая экономическая деятельность субъектов малого предпринимательства: анализ проблем и ее экономической сущности // Теневая экономика. – 2018. – № 2. – c. 39-46. – doi: 10.18334/ tek.2.2.40567.
7. Буров В.Ю. Обзор нормативно-правовой базы противодействия теневой экономике // Теневая экономика. – 2018. – № 4. – c. 129-138. – doi: 10.18334/tek.2.4.40909.
8. Глинская М.И. Анализ распространения неформальной занятости в России: причины, формы и сферы сосредоточения // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 4(100). – c. 123-134.
9. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А., Сафонов А.С. Новые формы занятости в российской экономике как объект государственного регулирования // Экономика труда. – 2018. – № 2. – c. 419-432. – doi: 10.18334/et.5.2.39202.
10. Маслова Е.В. Государственное регулирование нестандартной занятости: современный подход // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 1059-1075. – doi: 10.18334/et.5.4.39607.
11. Топилин А.В., Воробьева О.Д., Максимова А.С. Структурные сдвиги в занятости населения России в 1975-1985 годах: региональный аспект // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2017. – № 4. – c. 141-166. – doi: 10.18334/migration.2.4.39128.
12. Тумунбаярова Ж.Б., Анциферова М.Д. Неформальная занятость: причины и факторы, определяющие ее уровень // Теневая экономика. – 2018. – № 4. – c. 139-149. – doi: 10.18334/tek.2.4.40935.
13. Trudinspection. [Электронный ресурс]. URL: https://trudinspection.ru/alone-article.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:11:47