The state authorities opposition to issuing hidden (informal) wages to employees

Burov V.Yu.1
1 Забайкальский государственный университет, Russia

Journal paper

Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 3, Number 4 (October-December 2019)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43931443
Cited: 4 by 31.03.2023

Abstract:
The article deals with the problem and extent of illegal practices of informal employment and hidden wages. The dynamics of changes in the volume of the hidden wage fund in 2008-2018 is shown. The responsibility of the employer for the hidden salary is considered. It is noted that an employee who receives a salary in an envelope can also be held liable both administrative and criminal. A summary analysis of the activities of state bodies of the Russian Federation to counteract informal employment and shadow incomes of employees of enterprises is shown.

Keywords: informal employment, hidden (shadow) wages, government agencies' opposition to issuing hidden (unofficial) wages to employees



Одним из негативных явлений, которые присущи теневой экономике, является неформальная занятость населения. Особенно это характерно для наемных работников в секторе малого предпринимательства.

Закономерность теневой экономической деятельности обосновывается самой сущностью предпринимательской деятельности, являющейся рисковой и имеющей своей основной целью получение прибыли, что в неадекватных условиях, особенно присущих трансформируемой экономике, и несовершенной институциональной среде стимулирует предпринимателей к переориентации своей деятельности в теневой сектор экономики, этот вопрос рассматривается во многих исследованиях (Бизин С.В., Маслова Е.В., Забелина О.В., Топилин А.В.). При этом на факт закономерности ТЭД влияет антропологический фактор человека – стремление выжить или нажиться [6] (Burov, 2018а).

«Неформальная занятость» – это деятельность, осуществляющаяся юридическими и физическими лицами, не декларируемая в целях налогообложения, социальной защиты и соблюдения трудового законодательства, скрываемая от общества и государства, с целью получения дохода, основанного на коррупционных связях (официально не оформленная занятость). Зачастую у работодателей в целях экономии своих расходов появляется желание уйти от уплаты налогов. С целью сокращения своих расходов недобросовестные работодатели выплачивают работникам «серую» заработную плату – «заработная плата в конвертах/скрытая» [12] (Tumunbayarova, Antsiferova, 2018).

Как уже было отмечено, причиной выплаты теневой заработной платы или зарплаты в конверте (незаконно выплачиваемой работодателем заработной платы, при выплате которой государству не были уплачены установленные налоги) является стремление работодателей сэкономить на затратах на рабочую силу.

По данным проведенного исследования Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), практически половина трудящихся граждан России (т.е. 44,8%) так или иначе вовлечены в «серый» (теневой) рынок труда, т.е. получают заработную плату или ее часть «в конвертах» (неофициально), не оформляют трудовые отношения (т.е. не заключают трудовой контракт), а довольствуются с работодателем устными договоренностями. Также подрабатывают, при этом не считая необходимым сообщить об этом в пенсионные фонды, налоговые органы и т.д. Такие работающие граждане в 2017 году в России составили целых 33 млн чел [4] (Abdullina, Shcheglov, 2018).

Росстат вычисляет оплату труда и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами, как разницу между всеми выплатами населению и всеми расходами населения (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменения объема скрытого фонда оплаты труда

Годы
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
Един. изм
Трлн руб.
5,2
5,8
6,6
6,5
7,7
8,8
10,5
11,2
11,2
11,9
13,0
% от ВВП
12,6
14,9
14,3
10,7
11,3
12,1
13,4
13,5
13,0
12,9
12,6

Скрытый фонд оплаты труда за 2016 г. составил 25,3% от общего объема оплаты наемных работников. Размер оплаты труда и смешанных доходов граждан (ненаблюдаемых прямыми статистическими методами) достиг в 2016 г. 10,3 трлн рублей. В относительном выражении это немногим меньше показателя 2015 г. (тогда было 25,4%), однако фонд неформальных зарплат не опускался до такого уровня с начала десятилетия: в 2011 г. его размер составлял 24,5%, после чего увеличился и держался на более высоких уровнях в течение четырех лет. При этом в абсолютном выражении скрытые зарплаты даже выросли: год назад их размер составлял 9,7 трлн рублей. Скрытую оплату труда и смешанные доходы Росстат считает балансовым методом. Из расходов россиян (включая прирост их финансовых активов за минусом обязательств) вычитаются формально зарегистрированные доходы. Расчеты идут без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям. Пика неформальные зарплаты достигли в 2014 г., составив 28,2% от общего фонда оплаты труда. Относительно ВВП размер неформальных зарплат в 2016 г. составлял 12% (годом ранее было 11,6%, в 2013-м – 13,3%) [8] (Glinskaya, 2018).

Ответственность работодателя за скрытую (теневую, черную) зарплату в 2019 году

Скрытая зарплата представляет собой такой способ оплаты труда, при котором работник официально не трудоустроен и заработную плату получает «в конверте» либо с ним заключен трудовой договор, где указана минимальная зарплата, а на руки он получает иную сумму.

Ответственность за скрытую зарплату для работодателя прежде всего административная, однако иногда неуплата установленных законом налогов может повлечь и уголовную ответственность. В ряде случаев за получение зарплаты «в конверте» привлечь к ответственности можно и работника.

Чтобы наказать работодателя за скрытую заработную плату, работник может обратиться: в Налоговую инспекцию по месту нахождения организации, в Государственную инспекцию труда, в Прокуратуру.

По каждому обращению граждан указанные органы проводят тщательную проверку и разрешают вопрос о привлечении организации к ответственности. Кроме того, уполномоченные органы регулярно проводят самостоятельные плановые проверки, целью которых является обнаружение нарушений в части оплаты труда и уплаты налогов и сборов и последующее наказание работодателя за черную зарплату.

Выявление данными органами фактов выплаты работодателем зарплаты в конверте и, как следствие, неуплата налогов влекут административную ответственность руководителя организации и соответствующее наказание [7] (Burov, 2018b):

– привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 122, 123 Налогового кодекса РФ. Административный штраф за черную зарплату исчисляется в зависимости от суммы неуплаченного организацией или предпринимателем налога и составляет 20% от этой суммы [1] [1];

– привлечение к административной ответственности за неуплату страховых взносов по ст. 27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании». Наказание за такое правонарушение представляет собой штраф 5000–10000 рублей [2];

– в ряде случаев за выплату черной зарплаты работодателю грозит и уголовная ответственность, установленная в ст. 199 УК РФ. Речь идет о неуплате налогов и сборов в крупном размере. Крупный размер означает, что организацией была не уплачена сумма налогов свыше 2 млн рублей, если доля неуплаченных налогов составляет более 10% от всей суммы, подлежащей уплате. Также крупным размером считается неуплата налогов на общую сумму свыше 6 млн рублей.

Наказание по ст. 199 УК предполагается следующее [3]:

– штраф от 100 000 до 300 000 рублей;

– принудительные работы сроком до 2 лет;

– арест на срок до 6 месяцев;

– лишение свободы до 2 лет.

При наличии квалифицирующих признаков размер штрафа увеличивается и составляет от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. На практике наказание в виде лишения свободы за налоговые преступления применяется очень редко. К реальному лишению свободы по статистике приговариваются только около 5% подсудимых. Около 45% приговариваются к условному сроку и около 50% – к уплате штрафа [4].

Возможна и гражданско-правовая ответственность работодателя перед работником – в том случае, когда черная зарплата не выплачивается работнику вовремя. В такой ситуации работнику потребуется обратиться в суд с иском об установлении факта трудовых отношений и взыскании недоплаченной заработной платы (когда он не трудоустроен официально).

Ответственность работника при получении скрытой заработной платы

Работник, получающий зарплату в конверте, также может понести ответственность. Между тем, это может произойти лишь в том случае, когда работник осведомлен о том, что налоговые отчисления из его заработной платы работодатель не удерживает и не уплачивает. Если работник получает денежные средства за труд наличными, но при этом полагает, что из его зарплаты уже произведено удержание, наказать его за это нельзя.

А вот если работник изначально был в сговоре со своим начальством, то это влечет определенные последствия. Во-первых, при получении дохода, с которого не произведено удержание НДФЛ, работник должен сам до 30 апреля последующего года указать его в декларации и уплатить налог. Если он этого не делает, налоговый орган может взыскать с него НДФЛ и пени.

За непредставление декларации работника могут подвергнуть штрафу в размере 5% от невыплаченной суммы налога, за каждый полный или неполный месяц со дня, когда ее нужно было представить. Неуплата НДФЛ в крупном размере повлечет и уголовное наказание. Так, статьей 198 УК РФ закреплена уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов и сборов путем непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов либо путем включения в перечисленные документы заведомо ложных сведений. Уголовная ответственность может возникнуть в случае неуплаты налогов в крупном размере, то есть на сумму более 600 тыс. руб. за три года. Наказание по ст. 198 УК РФ представляет собой штраф в размере 100000–300000 руб., принудительные работы до года, арест до шести месяцев, лишение свободы до одного года [5].

Противодействие государственных органов РФ неформальной занятости и теневым доходам работников предприятий регламентируются Уголовным кодексом РФ, Налоговым Кодексом РФ и рядом ведомственных нормативно правовых актов и в основном осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС) и Пенсионным фондом России (ПФР) (табл. 2).

Исследования показывают, что противодействие государственных органов выдаче работникам скрытой (неофициальной) заработной платы должно опираться не только на нормы Уголовного кодекса РФ и Налогового Кодекса РФ, но и учитывать экономические причины [8] (Glinskaya, 2018):

· Низкий размер минимальной заработной платы, что явно не способствует расширению создания формальных рабочих мест.

· Стремление работодателей снизить издержки за счет экономии на заработной плате, страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, на иных затратах, предусмотренных формальными трудовыми отношениями.

· Наличие рабочих мест с низким уровнем оплаты труда (рабочих мест низкого качества) в корпоративном секторе экономики.

· Неформальную занятость необходимо изучать в тесной связи с бедностью. Как правило, трудовые и предпринимательские доходы неформально занятых ниже, чем занятых в формальном секторе экономики.

· Экономические кризисы провоцируют расширение неформальной экономики. Неформальную занятость часто рассматривают как естественный и гибкий «амортизатор», который может обеспечить неограниченный объем самозанятости и заработков тем, кто потерял формальные рабочие места.

Таблица 2

Сводный анализ деятельности государственных органов РФ по противодействию неформальной занятости и теневым доходам работников предприятий

Ведомство
Направление работы по противодействию теневой экономике
Нормативно правовая база
Федеральная налоговая служба (ФНС)
– сбор данных об организациях, выплачивающих низкие зарплаты, на основании отчетности последних;
– проведение выездных налоговых проверок, в том числе и совместных с инспекцией труда, органами внутренних дел, внебюджетными фондами);
– вызов руководителей «подозрительных» фирм на Комиссию по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда;
– работает телефон доверияю.
– Налоговый кодекс РФ;
– Регламент ФНС по реализации мер, направленных на легализацию «теневой» заработной платы (принимают участие представители Правительства, правоохранительных органов, государственных социальных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования Российской Федерации и Фонда обязательного медицинского страхования);
– ФЗ № 163 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (Закон № 163 ФЗ) 18 июля 2017 года, которым НК РФ дополнен статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» – запрет на получение налоговых преференций, появившихся в результате умышленного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения; пресечение использования налогоплательщиками в своей деятельности недобросовестных контрагентов.
Пенсионный фонд России (ПФР)
На официальном сайте ПФР выпустил сообщение о продолжении совместной работы с Федерацией независимых профсоюзов и Рострудом.
Важным направлением деятельности ПФР и профсоюзных организаций остается борьба с теневой занятостью. Работа в этой области выстроена с предприятиями, имеющими льготы по уплате взносов и финансово неустойчивыми организациями.
До 2019 года ПФР имел право проводить выездные проверки работодателей: полнота и своевременность уплаты и начисления страховых взносов за три последних года.
- Налоговый кодекс РФ;
– Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (последняя редакция).
Источник: составлено автором

[1] Налоговый кодекс РФ с изменениями на 2019 г. - http://nkodeksrf.ru/

[2] Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (последняя редакция). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

[4] https://trudinspection.ru/alone-article/.

[5] Там же. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) . - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/


References:

Abdullina I.R., Scheglov V.Yu. (2018). Tenevoy rynok truda Rossii [The shadow labor market in Russia]. Shadow Economy. 2 (2). 47-53. (in Russian). doi: 10.18334/tek.2.2.40568.

Bizin S.V. (2018). Analiz razvitiya regionalnogo rynka truda i problemy zanyatosti naseleniya [The analysis of the development of the regional labour market and the problems of employment]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (3). 745-760. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.3.39415.

Burov V.Yu. (2018). Obzor normativno-pravovoy bazy protivodeystviya tenevoy ekonomike [Review of the regulatory legal and regulatory framework for combating the shadow economy]. Shadow Economy. 2 (4). 129-138. (in Russian). doi: 10.18334/tek.2.4.40909.

Burov V.Yu. (2018). Tenevaya ekonomicheskaya deyatelnost subektov malogo predprinimatelstva: analiz problem i ee ekonomicheskoy sushchnosti [Shadow economic activity of small businesses]. Shadow Economy. 2 (2). 39-46. (in Russian). doi: 10.18334/ tek.2.2.40567.

Glinskaya M.I. (2018). Analiz rasprostraneniya neformalnoy zanyatosti v Rossii: prichiny, formy i sfery sosredotocheniya [Analysis of the distribution of informal employment in Russia: causes, forms and areas of concentration]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (4(100)). 123-134. (in Russian).

Maslova E.V. (2018). Gosudarstvennoe regulirovanie nestandartnoy zanyatosti: sovremennyy podkhod [State regulation of non-standard employment: a modern approach]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (4). 1059-1075. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.4.39607.

Topilin A.V., Vorobeva O.D., Maksimova A.S. (2017). Strukturnye sdvigi v zanyatosti naseleniya Rossii v 1975-1985 godakh: regionalnyy aspekt [Structural shifts in employment of the population of Russia in 1975-1985: the regional aspect]. Migration and social development. 2 (4). 141-166. (in Russian). doi: 10.18334/migration.2.4.39128.

Trudinspection. Retrieved from https://trudinspection.ru/alone-article

Tumunbayarova Zh.B., Antsiferova M.D. (2018). Neformalnaya zanyatost: prichiny i faktory, opredelyayushchie ee uroven [Informal employment: causes and determinants of its level]. Shadow Economy. 2 (4). 139-149. (in Russian). doi: 10.18334/tek.2.4.40935.

Zabelina O.V., Mayorova A.V., Matveeva E.A., Safonov A.S. (2018). Novye formy zanyatosti v rossiyskoy ekonomike kak obekt gosudarstvennogo regulirovaniya [New forms of employment in the Russian economy as the object of state regulation]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (2). 419-432. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.2.39202.

Страница обновлена: 27.04.2025 в 05:07:15