Проблемы обеспечения стабильности бюджета и диверсификации экономики города Сургута

Маловецкий А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (43), Июль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Маловецкий А.В. Проблемы обеспечения стабильности бюджета и диверсификации экономики города Сургута // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 7. – С. 10-14.

Аннотация:
По «схеме расселения» Западно-Сибирского нефтегазового комплекса много лет назад город Сургут был определен как базовый. В первую очередь это было связано с необходимостью развития системы «базовый город – вахта», которая была важна в период освоения нефтяных месторождений. Однако к настоящему времени часть базовых функций, связанных с этой работой, сосредоточились в таких населённых пунктах как Когалым, Федоровский, Лянтор. Это привело к дублированию градообразующих предприятий, увеличению населения в других городах и поселках Сургутского района и ограничению численности кадров ведущей нефтяной отрасли в г. Сургуте. Кроме того, и на юге района происходит хозяйственная экспансия (геологоразведка, нефтедобыча) со стороны Томской области (центр Стрежевой) и Нижневартовского района (центр – Мегион). В этой связи необходимо учитывать, что большинство эксплуатируемых месторождений находятся в поздней стадии разработки. На данном этапе требуется принятие упреждающих мер для обеспечения устойчивого развития города.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, диверсификация экономики, местный бюджет, Сургут



По «схеме расселения» Западно-Сибирского нефтегазового комплекса много лет назад город Сургут был определен как базовый. В первую очередь это было связано с необходимостью развития системы «базовый город – вахта», которая была важна в период освоения нефтяных месторождений. Однако к настоящему времени часть базовых функций, связанных с этой работой, сосредоточились в таких населённых пунктах как Когалым, Федоровский, Лянтор. Это привело к дублированию градообразующих предприятий, увеличению населения в других городах и поселках Сургутского района и ограничению численности кадров ведущей нефтяной отрасли в г. Сургуте. Кроме того, и на юге района происходит хозяйственная экспансия (геологоразведка, нефтедобыча) со стороны Томской области (центр Стрежевой) и Нижневартовского района (центр – Мегион). В этой связи необходимо учитывать, что большинство эксплуатируемых месторождений находятся в поздней стадии разработки. На данном этапе требуется принятие упреждающих мер для обеспечения устойчивого развития города.

Главной особенностью современного этапа разработки большинства нефтяных месторождений в Западной Сибири является то, что значительная часть общего фонда скважин находится во временном бездействии из-за низкой рентабельности их эксплуатации. Известно, что в настоящее время в мире применяется большое число технологических приемов восстановления производительности скважин. Есть подобные разработки и у базовых предприятий города.

Необходимо проводить экономическую политику, стимулирующую проведение глубокой разработки разведанных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО). Экономический механизм недропользования должен быть ориентирован на внедрение новейших технологий, повышающих степень извлечения углеводородов из недр при соблюдении нормативных требований по сохранению окружающей среды. Кроме того, необходимо стимулировать предприятия города на выход в другие нефтеносные регионы, освоение которых экономически рационально.

Итак, в перспективе предстоит завершающая стадия эксплуатации прилегающих к г. Сургуту месторождений, что обусловит резкое изменение задач городов и занятости населения. В этой связи при стабильной работе добывающих предприятий требуется создавать необходимые механизмы и ресурсы для поэтапной диверсификации производства в период доработки месторождений.

Принятые основополагающие общегосударственные законодательные акты (о недрах, о разделе продукции и т.п.) содержат правовые основы созданного механизма освоения недр на федеральном уровне. Аналогичная работа ведётся в субъектах Российской Федерации. Регламентируемые соответствующими правовыми нормами механизмы обоих уровней пока далеки от того, чтобы полностью соответствовать требованиям системного социально-экономического механизма устойчивого развития в условиях рыночной экономики.

В настоящее время финансово-экономическое положение города подвержено влиянию таких внешних факторов, как изменение цен на нефть, условий налогообложения нефтедобывающих предприятий. Это существенно ограничивает устойчивость экономического развития города. В этой связи важнейшим направлением городской экономической политики должна стать выработка стратегии социально-экономического развития, которая должна учитывать неустойчивость указанных факторов и характер тенденций изменения макроэкономических показателей.

Ценам мирового рынка на нефть присущи колебания, которые, в свою очередь, объясняются апериодическим характером развития экономики. В литературе обсуждаются волны различной длительности, но не отрицается сам факт их возникновения. Используются различные механизмы снижения отрицательного влияния кризисных периодов. Страны-импортеры создают запасы топлива для нивелирования периодов резкого роста цен. Страны-экспортеры договариваются об ограничении объёмов поставок топлива на рынок для преодоления периодов крайне низких цен. Тем не менее, диапазон колебания цен на нефть остается в пределах от 10-12 долл. США за баррель до 28-30 долл. за баррель.

Для уменьшения отрицательного влияния резкого снижения мировых цен на нефть и газ на платежеспособность городской администрации предлагается сформировать фонд стабилизации городского бюджета. В период благоприятной конъюнктуры цен создается запас средств, который используется в периоды спада в мировой экономике и низких цен на топливо. Критерием для оценки финансовой ситуации, требующей использования стабилизационного фонда, может быть уровень цен на мировом рынке. Ситуация характеризуется тем, что в период благоприятных цен на нефть все средства городского бюджета расписаны по запланированным статьям расхода. Требуется проанализировать текущие расходы бюджета и вычленить те, которые могут быть использованы для формирования фонда стабилизации.

Расходная часть бюджета складывается из нескольких крупных блоков. Можно выделить обязательные статьи расхода (социальная сфера, городское хозяйство, система городского управления) и инициативные (прежде всего, это раздел промышленной политики).

Есть примеры активного поведения администрации, направленного на развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности путем выделения бюджетных кредитов на реконструкцию производства и пополнение оборотных средств. Несмотря на положительный эффект подобных мероприятий, можно предложить изменить тактику действий: вместо выделения кредитов оказывать содействие в получении кредита в коммерческом банке. Роль администрации города будет заключаться в предоставлении гарантии возврата данного кредита. При этом необходимо использовать механизмы обеспечения возвратности кредитов, с тем, чтобы невозвращенные суммы не оказались дополнительным бременем для бюджета.

Эффект кредитования предприятий проявляется в увеличении занятости, росте выпуска продукции и, соответственно росте налогооблагаемой базы. В случае предоставления гарантий банкам для кредитования предприятий можно достичь того же результата, что и выделение прямых кредитов из бюджета города. Суммы, которые могут быть выделены на страхование выдаваемых гарантий, могут формировать стабилизационный фонд. Таким образом, одновременно решаются обе задачи.

Следующий шаг – условие предоставления гарантий бюджета для кредитования предприятий.

Один из приемов повышения эффективности использования кредита – стимулирование взаимоотношений между местными предприятиями, которое может иметь достаточно широкий диапазон: от получения необходимого сырья и изготовления продукта до его сбыта. Формирование такого рода цепочек может быть условием предоставления гарантии кредита. В этом случае возникает мультипликативный эффект, вызванный прохождением выделенных средств по предприятиям города, вошедшим в технологическую цепочку. Прежде всего, повышается вероятность возврата выданных кредитов, так как стабилизируются хозяйственные связи и становятся более прозрачными бизнес-планы. Стимулируется деятельность малых предприятий.

Хорошо известно, что именно малые предприятия испытывают наибольшие трудности с кредитованием. Используя данный механизм, они получают средства для инвестиций и оборотные средства. Кроме того, повышается занятость, растет заработная плата, поступление налогов в бюджет, как от хозяйственной деятельности, так и от полученной заработной платы.

Реализация предлагаемых мероприятий может осуществляться через уже существующий механизм взаимодействия между торгово-промышленной палатой и администрацией города. В 2001 году по программе поддержки предпринимательства из средств городского бюджета было выделено 22 млн. руб. Часть этих кредитов возвращена в соответствии с договорными сроками, что говорит о том, что используемые городом механизмы выдачи кредитов вполне надежны и привлекательны для предпринимателей. В городе реализуется программа поддержки предпринимательства, функционируют филиалы окружного фонда поддержки предпринимательства и «Югорской лизинговой компании», оказывающие финансовую и имущественную поддержку предпринимательству за счет средств бюджета Ханты-мансийского автономного округа. Однако предпринимаемых на сегодняшний момент действий явно недостаточно, чтобы в ближайшие три-пять лет диверсифицировать экономику города таким образом, чтобы снизить зависимость городского бюджета от мировых цен на нефть.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:39