Стратегия диверсификации экономики России как инструмент управления рисками экономической безопасности

Скрипник О.Б.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65658519

Аннотация:
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена воздействием мер ограничительного характера, создающих риски для экономической безопасности России. Целью исследования является обоснование необходимости реализации стратегии диверсификации экономики России как инструмента управления рисками экономической безопасности. Автором выявлены следующие факторы риска, оказывающие влияние на экономическую безопасность: ограничения на экспорт и импорт отдельных категорий товаров, введение дополнительных ограничений на доступ к технологиям, трансформации на энергетических рынках, стагнация отдельных отраслей промышленного производства. Результатом исследования является разработка мероприятий стратегии диверсификации, способной обеспечить устойчивый и долгосрочный рост. Стратегия диверсификации должна включать развитие инновационных технологий, стимулирование сектора малого и среднего предпринимательства, расширение сектора услуг, модернизацию производственных процессов, развитие агропромышленного комплекса и улучшение инфраструктуры для обеспечения равномерности регионального развития. Реализация предложенной стратегии позволит успешно адаптироваться к внешним воздействиям, таким как изменения в мировой торговле, санкции, кризисы и иные факторы, смягчая их негативное влияние на экономику.

Ключевые слова: экономическая безопасность, диверсификация экономики, риск-фактор, управление рисками

JEL-классификация: O13, O25, O38



Введение

Экономическая безопасность приобретает ключевое значение в периоды финансовой неустойчивости и геополитической нестабильности, поскольку ее обеспечение создает благоприятные условия для устойчивого роста ключевых макроэкономических показателей, развития предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, а также защиту национальных ресурсов и технологий [12] (Синельникова, 2023). В условиях воздействия санкций и ограничений создаются риски ослабления национальной экономической системы, направленные на финансовое, бюджетное, социальное, политическое и экономическое положение России [4] (Зимин, 2023). Анализ рисков экономической безопасности и определение стратегий минимизации их негативного воздействия является важным аспектом обеспечения устойчивости российской экономики. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения стабильности и защищенности экономики России от внешних неблагоприятных воздействий, которые могут нанести серьезный ущерб национальным экономическим интересам.

Обсуждая проблематику обеспечения экономической безопасности, необходимо отметить, что в период перераспределения рынков сбыта и потребления, возникают специфические риски для экономики. Так, например, И.В. Караваева, Ю.В. Быковская и соавторы [5] указывают на повышение вероятности экономической рецессии, а также усиление санкционного воздействия. Авторы анализируют внешние и внутренние угрозы экономической безопасности России в контексте обеспечения устойчивости экономического развития. В качестве внешних угроз выделены: увеличение внешних экономических ограничительных мер, снижение уровня иностранных инвестиций. Внутренние угрозы представлены высокой степенью зависимости экономики от импорта, в частности импорта продукции промышленного назначения, нехваткой квалифицированных кадров, наличием дисбалансов в развитии отраслей, в том числе, вследствие экспортно-сырьевой модели направленности развития.

В статье А.А. Болдовой [1] проводится анализ ключевых внутренних факторов обеспечения финансово-экономической безопасности российской экономики. Автором определены ключевые внутренние факторы риска, к которым отнесены инфляция и сокращение объемов инвестиций. В.П. Черданцев [16] указывает на сокращение уровня инвестиционной активности и снижение научно-технического потенциала экономики. Автор также отмечает, что в современных условиях, характеризующихся макроэкономической и политической нестабильностью, необходимо усиление оборонного потенциала при сохранении обеспечения социальной составляющей (Болдова, 2023), (Черданцев, 2023).

В статьях О.А. Мироновой [9], а также М.Ж. Горлачева и М.А. Муравьевой [3] рассматривается политика импортозамещения как фактор обеспечения экономической безопасности. С точки зрения авторов, обеспечение внутреннего производства лежит в основе сокращения зависимости от импорта и повышения уровня экономической независимости России от зарубежных производителей наукоемкой и инновационной продукции (Миронова, 2018), (Горлачев, Муравьева, 2019).

Однако, как указывают В.В. Копеин и Е.А. Филимонова [6], а также Т.А. Найденова [10], ограничения на импорт являются источником рисков консервации технологического уклада и стагнации инновационной деятельности.

Таким образом, анализ научных источников указывает на усиление функции государства в контексте управления рисками экономической безопасности. Однако, в экономической литературе остается не в полной мере изученным вопрос реализации государственной политики, направленной на достижение экономической безопасности и смягчения рисков внутренней и внешней среды (Копеин, Филимонова, 2015), (Найденова, 2019).

Целью исследования является обоснование необходимости реализации стратегии диверсификации экономики России как инструмента управления рисками экономической безопасности. Гипотеза исследования заключается в том, что стратегия диверсификации экономики России является инструментом управления рисками экономической безопасности. Методологическую основу проведенного исследования составили общенаучные и частные методы исследования, а именно: анализ и синтез, визуализация, систематизация, логическое изложение, обобщение, формализация. Данная статья обладает элементами научной новизны: автором разработаны рекомендации по повышению эффективности государственной политики, направленной на управление рисками экономической безопасности. Обосновано, что стратегия диверсификации позволяет смягчить влияние санкционного давления в долгосрочной перспективе.

Основная часть

В современных условиях для развития экономики России важно обеспечить стабильность и защищенность от внешних неблагоприятных воздействий, которые могут нанести ущерб национальным экономическим интересам страны. Согласно данным статистики, валовый внутренний продукт оказывается чувствительным к внешним шокам. В период пандемии (2022 г.) показатель демонстрировал спад в 2,65%. Также можно наблюдать спад показателя ВВП на 1,2% в 2022 году (рис. 1). Отметим здесь, что восстановление темпов роста в 2023 году обусловлено вкладом отраслей обрабатывающего производства, ориентированных на внутренний спрос.

Рисунок 1. Показатели экономического роста экономики России

Источник: составлено автором по данным [11]

Перегрев экономики полезен и позволит в краткосрочной перспективе поддерживать высокие темпы экономического роста. Для обеспечения благоприятных условий для долгосрочного экономического роста необходимо исследовать риски экономической безопасности российской экономики, управление которыми позволит смягчить неблагоприятное воздействие риск-факторов и реализовать имеющийся потенциал.

В условиях ограничительных мер внешнего воздействия, экономика России сталкивается с рисками ограниченного доступа к иностранному капиталу, ограничений относительно экспорта и импорта ключевых категорий товаров, рисками введения дополнительных барьеров доступа к технологиям, риском трансформации мировых энергетических рынков, а также риском стагнации в ряде отраслей промышленного производства (табл. 1). Данные риски оказывают воздействие на экономическую безопасность страны и требуют реализации государственной политики, направленной на их минимизацию.

Таблица 1. Риски экономической безопасности России

Риск-факторы
Влияние на экономическую безопасность
Ограничение доступа к иностранному капиталу
Ограниченный внешний приток капитала может уменьшить доступность финансовых ресурсов и привести к спаду деловой активности.
Сокращение экспорта товаров и услуг
Сокращение экспорта товаров и услуг, ограничение рынков сбыта могут негативно отразится на эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.
Ограничение импорта товаров и услуг
Ограничение импорта может привести к сокращению привычных товаров и услуг на внутреннем рынке.
Ограничение доступа к технологиям
Ограничения в доступе к современным технологиям и новейшему оборудованию оказывают негативное влияние на конкурентоспособность российского производственного сектора. Повышается риск консервации технологического уклада.
Изменения на энергетическом рынке
Поскольку Россия зависит от экспорта энергоносителей, таких как нефть и газ, возникают уязвимости перед колебаниями на мировых рынках и изменениями в мировой энергетической политике. Риски сокращения доходов от экспорта углеводородов влекут за собой риски для бюджетной и финансовой систем, а также для экономики в целом.
Стагнация отраслей промышленного производства
Недостаточность финансовых ресурсов и рабочей силы в неприоритетных секторах, может привести к стагнации производства наукоемкой продукции.
Неравномерность развития территорий
Неравномерность развития территорий сказывается на бюджете, рабочих местах, доходах населения. Следует создавать больше промышленных кластеров, территорий опережающего развития, экономических зон с льготным режимом налогообложения и преференциями по приоритетным направлениям развития экономики.
Недостаточность программ по поддержке отечественного производства и потребления
Недостаточность программ поддержки отечественного производителя, стимулирования внутреннего спроса на товары отечественного производства негативно сказываются на отрасли, бюджете, производителе, покупателе.
Источник: составлено автором по данным [13] (Скрипник, 2023)

В сложившихся условиях, стратегия диверсификации экономики России играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности, поскольку является инструментом управления рисками, связанными с изменениями цен мировых энергетических рынках. Несмотря на то, что сектор добычи полезных ископаемых создает 12% добавленной стоимости, необходимо отметить, что часть обрабатывающих производств, а также предприятий по транспортировке и хранению – также ориентированы на нужды нефтегазового сектора. Данные Министерства финансов указывают на то, что несмотря на уменьшение доли нефтегазовых доходов в федеральном бюджете с 50,2% в 2012 году до 30,29% в 2023 году (рис. 2), зависимость от экспорта углеводородного сырья все еще остается высокой. Треть бюджета пополняется за счет нефтегазовых доходов, в результате чего колебания экспортных цен являются источниками риска для бюджетной системы России.

Рисунок 2. Нефтегазовые и не нефтегазовые доходы Федерального бюджета России

Источник: составлено автором по данным [7]

Таким образом, можно сделать вывод, что решение задачи диверсификации экономики России позволит минимизировать риски, связанные с изменениями конъюнктуры на рынке энергоносителей, а также существенно сократит возможности негативного влияния на экономическое развитие посредством санкционного давления. На основании использования методов обобщения и систематизации разработаны основные направления реализации стратегии диверсификации с целью управления ключевыми рисками экономической безопасности России (табл. 2).

Таблица 2. Мероприятия стратегии диверсификации экономики России

Мероприятия
Содержание
Развитие инновационных и наукоемких технологий
- Создание и поддержка инновационных кластеров и технопарков. Поощрение инвестиций в исследования и разработки.
- Проведение программ по стимулированию инновационной деятельности и коммерциализации научных разработок.
- Развитие цифровой экономики [8] (Крикунов, 2023).
Развитие высокотехнологичных отраслей промышленного производства
- Поддержка высокотехнологичных отраслей, таких как информационные технологии, биотехнологии, медицинские технологии и авиационная промышленность.
- Создание и развитие специализированных технопарков и инновационных кластеров.
Развитие сектора услуг
Поддержка развития сфер услуг, таких как туризм, образование, здравоохранение, информационно-коммуникационные и консалтинговые услуги [2] (Галимова, Галимов, Зиннуров, 2022).
Развитие аграрного сектора
- Поддержка фермерских хозяйств для увеличения производства качественных и экологически чистых сельскохозяйственных продуктов.
- Внедрение современных технологий и методов ведения сельского хозяйства для повышения производительности [14] (Смирнов, Суслов, 2013).
Развитие малого и среднего бизнеса
Увеличение количества приоритетных инвестиционных проектов с поддержкой государства, предоставление льгот и грантов для стартапов и малых предприятий по приоритетным направлениям, улучшение бизнес-климата.
Образование и кадры
- Совершенствование системы образования и подготовки кадров в соответствии с потребностями разнообразных отраслей.
- Поддержка программ по переподготовке и повышению квалификации для адаптации к изменениям в экономике.
Обеспечение равномерности регионального развития
Создание условий для привлечения инвестиций в регионы, развитие транспортной и социальной инфраструктуры, создание инвестиционных площадок , промышленных кластеров, территорий опережающего развития, особых экономических зон.
Источник: составлено автором

Диверсификация экономики позволяет снизить зависимость от отдельных отраслей, таких как добыча природных ресурсов, что смягчает последствия колебаний цен на эти товары и уменьшает риски для экономической стабильности. Развитие отраслей экономики в результате диверсификации обеспечивает равномерное распределение рисков и доходов, что позволяет сглаживать потери от падения в одних секторах за счет роста в других. Реализации стратегии диверсификации позволит сократить степень уязвимости экономики России к колебаниям в ценах на сырье, изменениям в мировой торговле и другим внешним шокам.

Заключение

Таким образом, экономика России может столкнуться с рисками ослабления экономической безопасности вследствие недиверсифицированной структуры экономики. В настоящее время темпы роста находятся в высокой степени зависимости от государственных расходов, а бюджетная система – от доходов нефтегазового сектора. В сложившихся условиях, именно стратегия диверсификации экономики России играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности, поскольку сокращает степень зависимости от отдельных секторов и уменьшает риски возникновения экономической нестабильности.

Стратегия диверсификации включает развитие инновационных технологий, стимулирование сектора малого и среднего предпринимательства, расширение сектора услуг, модернизацию производственных процессов, развитие агропромышленного комплекса и улучшение инфраструктуры. Развитие различных секторов позволяет экономической системе лучше адаптироваться к внешним факторам и смягчает их негативнее воздействие на экономику. Реализация предложенных мероприятий позволяет управлять рисками обеспечения экономической безопасности в долгосрочной перспективе, делая экономику более устойчивой, гибкой и адаптивной к изменяющимся условиям.


Источники:

1. Болдова А.А. Прогнозы динамики внутренних факторов, обеспечивающих финансово-экономическую безопасность государства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 9-2(84). – c. 172-175. – doi: 10.24412/2500-1000-2023-9-2-172-175.
2. Галимова Л.И., Галимов Ш.Ш., Зиннуров И.Н. Туризм и геополитика: взаимодействие на современном этапе // Прогрессивная экономика. – 2022. – № 4. – c. 5-17. – doi: 10.54861/27131211_2022_4_5.
3. Горлачев М.Ж., Муравьева М.А. Импортозамещение как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Экономика. Социология. Право. – 2019. – № 3(15). – c. 25-29.
4. Зимин А.В. Проблемы экономической безопасности в России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 1-1(95). – c. 133-136. – doi: 10.24412/2411-0450-2023-1-1-133-136.
5. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
6. Копеин В.В., Филимонова Е.А. Импортозамещение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности // Российское предпринимательство. – 2015. – № 18. – c. 2947-2956. – doi: 10.18334/rp.16.18.1942.
7. Краткая ежегодная информация об исполнении федерального бюджета. Минфин России. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=80041-kratkaya_ezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzheta_mlrd._rub (дата обращения: 17.02.2024).
8. Крикунов И.С. Цифровая экономика как фактор обеспечения экономической безопасности России // Прогрессивная экономика. – 2023. – № 5. – c. 18-31. – doi: 10.54861/27131211_2023_5_18.
9. Миронова О.А. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях импортозамещения // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2018. – № 1(30). – c. 35-42.
10. Найденова Т.А. Импортозамещение как условие обеспечения экономической безопасности // Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства: Сборник статей по материалам V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2019. – c. 224-227.
11. Национальные счета. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 21.02.2024).
12. Синельникова М.Э. Экономическая безопасность России на современном этапе развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 5-3(80). – c. 184-188. – doi: 10.24412/2500-1000-2023-5-3-184-188.
13. Скрипник О.Б. Стратегии обеспечения экономической безопасности в условиях инновационно-технологического развития // Финансовые рынки и банки. – 2023. – № 4. – c. 152-158.
14. Смирнов Н.А., Суслов С.А. Диверсификация отраслей сельского хозяйства – основа эффективности в условиях рыночной экономики // Вестник НГИЭИ. – 2013. – № 5(24). – c. 57-69.
15. Социально-экономическое положение России. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-08-2023.pdf (дата обращения: 22.02.2023).
16. Черданцев В.П. Проблемы при обеспечении экономической безопасности России // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2023. – № 2. – doi: 10.55186/27131424_2023_5_2_1.

Страница обновлена: 01.12.2024 в 18:31:29