Социально-экономические факторы формирования бюджетов территорий: о диверсификации, зависимости от крупных налогоплательщиков и условиях ведения бизнеса
Печенская-Полищук М.А.1
1 ФГБУН Вологодский научный центр Российской Академии Наук
Скачать PDF | Загрузок: 3 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)
Цитировать:
Печенская-Полищук М.А. Социально-экономические факторы формирования бюджетов территорий: о диверсификации, зависимости от крупных налогоплательщиков и условиях ведения бизнеса // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 4. – С. 1153-1166. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113495.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47146452
Цитирований: 2 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Социально-экономические факторы воздействуют на процесс формирования региональных и местных бюджетов, препятствуя повышению его эффективности. Предлагаемая читателю статья является продолжением исследования социально-экономических рисков формирования бюджетов Российской Федерации. В рамках второй публикации акцент сделан на анализе диверсификации отраслевого состава бюджетных доходов, выявлении степени зависимости бюджетов от ограниченного круга крупных налогоплательщиков, а также на характеристике условий ведения предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие территорий, факторы роста, бюджетный потенциал, экономическая безопасность, региональный бюджет, местный бюджет, крупный бизнес, малый бизнес
Финансирование:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента РФ №МК-2003.2020.6 «Финансовые механизмы стимулирования муниципального развития в контексте обеспечения экономического роста государства».
JEL-классификация: H61, H62, H68, H72, H20
Введение. «На современном этапе развития для Российской Федерации особенно важен поиск перспектив, возможностей и способов достижения экономического роста» [7] (Leshchenko, 2021). С данной точки зрения финансовая система является колоссально мощным полем для проведения подобного поиска. Неслучайно ее развитие отнесено к «важнейшим факторам обеспечения национальной безопасности России» [5] (Kazantsev, Kolpakova, Lev, Sokolov, 2021). При этом бюджетное регулирование как один из ключевых элементов государственной финансовой политики имеет внушительные и разносторонние возможности для насыщения экономического оборота финансовыми ресурсами.
В связи с усилением процесса регионализации весомая доля решения данной задачи достается регионам и муниципальным образованиям, что подтверждается указами президента, «национальными проектами, целевыми показателями стратегий и программ развития» [6] (Lev, Kolpakova, 2020). Вместе с тем для большинства российских территорий успех реализации поставленных стратегических задач осложнен целым спектром существенных проблем, среди которых недостаточный уровень эффективности формирования бюджетных доходов, что обосновывает актуальность исследования.
Продолжая исследование социально-экономических факторов и рисков формирования региональных бюджетов, начатое в предыдущей статье [10] (Pechenskaya-Polishchuk, 2020), особое внимание следует уделить анализу отраслевого состава бюджетных доходов. Отметим, что формирование бюджетного потенциала многих российских регионов и муниципальных образований в значительной мере зависит от финансовых результатов и корпоративного поведения ограниченного круга налогоплательщиков, что связано с особенностями отраслевого состава доходов бюджета и наличием бюджетообразующих отраслей и предприятий. В таблице 1 приведено сравнение отраслевой структуры налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в 2006 и 2019 гг.
По представленным данным видно, что основную долю платежей в бюджет обеспечивали предприятия по добыче сырой нефти и газа. За 14 лет их удельный вес вырос на 2,2 пункта, составив в 2019 году 31%. Доля обрабатывающих производств выросла незначительно – с 15,7% до 16,6%. Вклад других отраслей экономики оставался менее значимым: торговля – 9,8% в 2019 г., транспорт и связь – 7%, финансовая деятельность – 5%, строительство – 4% и др. Такой экспресс-анализ указывает на сохраняющуюся для России актуальность диверсификации доходной базы.
Таблица 1
Структура поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации
по видам экономической деятельности, %
Вид экономической
деятельности
|
2006 г.
|
2019 г.
|
2019 г. к 2006 г.
|
Добыча сырой нефти и
природного газа
|
28,82
|
31,06
|
2,24
|
Обрабатывающие производства,
в том числе:
|
15,66
|
16,62
|
0,96
|
металлургическое производство
|
3,00
|
1,66
|
-1,34
|
производство машин и оборудования
|
1,32
|
0,63
|
-0,69
|
химическое производство
|
0,57
|
0,41
|
-0,17
|
производство текстильных изделий, одежды
|
0,16
|
0,18
|
0,02
|
Остальные
виды экономической деятельности (культура, гостиницы, государственное
управление и т.д.)
|
11,59
|
15,91
|
4,32
|
Торговля
|
13,84
|
9,83
|
-4,02
|
Транспорт
и связь
|
7,94
|
7,03
|
-0,90
|
Финансовая
деятельность
|
4,86
|
5,07
|
0,21
|
Строительство
|
4,54
|
4,04
|
-0,50
|
Операции
с недвижимостью
|
6,31
|
3,43
|
-2,88
|
Обеспечение
электрической энергией, газом и паром
|
3,26
|
3,16
|
-0,11
|
Образование
|
1,24
|
1,69
|
0,45
|
Здравоохранение
|
1,07
|
1,48
|
0,41
|
Сельское,
лесное хозяйство, рыболовство
|
0,85
|
0,68
|
-0,18
|
Об этом свидетельствуют и региональные данные о поступлении налогов от бюджетообразующей отрасли. Мобилизация доходов регионов, указанных в таблице 2, во многом определяется финансовой устойчивостью крупнейших бюджетообразующих отраслей: ресурсодобывающих – в Республике Коми (на 58% в 2019 году), производства табачных изделий – в Ленинградской области (59,2%), металлургической – в Липецкой (53,8%), Челябинской (30,6%) и Вологодской (21,4%) областях.
Таблица 2
Поступление налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ
от основной бюджетообразуюшей отрасли в ряде регионов РФ
Регион
|
Бюджетообразующая отрасль экономики
|
2006 г.
|
2019 г.
|
Изменение
| |||
Млн руб.
|
% в налоговых доходах
|
Млн руб.
|
% в налоговых доходах
|
Млн руб.
|
%
| ||
Ленинградская
область
|
Производство табачных изделий
|
27248
|
24,7
|
207828
|
59,2
|
180580
|
34,5
|
Республика Коми
|
Добыча нефти и газа
|
61583
|
66,8
|
142256
|
58,2
|
80673
|
-8,6
|
Липецкая
область
|
Металлургическое производство
|
15799
|
49,5
|
8761
|
53,8
|
-7038
|
4,3
|
Челябинская
область
|
Металлургическое производство
|
17792
|
24,1
|
59163
|
30,6
|
41371
|
6,5
|
Республика
Карелия
|
Добыча железных руд
|
2193
|
20,9
|
10998
|
25,6
|
8805
|
4,7
|
Новгородская
область
|
Торговля
|
1078
|
10,6
|
7217
|
22,4
|
6139
|
11,8
|
Вологодская
область
|
Металлургическое производство
|
12525
|
36,0
|
18690
|
21,4
|
6165
|
-14,6
|
Мурманская
область
|
Металлургическое производство /
рыболовство
|
5592
|
19,7
|
8478
|
13,2
|
2886
|
-6,5
|
Псковская
область
|
Транспорт и связь
|
1569
|
20,8
|
1941
|
8,0
|
372
|
-12,8
|
г.
Санкт-Петербург
|
Операции с недвижимостью
|
28394
|
12,0
|
100147
|
7,9
|
71753
|
-4,1
|
Архангельская
область
|
Транспорт и связь
|
3282
|
16,9
|
6756
|
7,4
|
3474
|
-9,5
|
Калининградская
область
|
Добыча нефти и газа
|
5639
|
22,6
|
4973
|
3,1
|
-666
|
-19,5
|
Заметим, что зависимость наполняемости бюджета от одной крупной бюджетообразующей отрасли в наибольшей степени проявляется в ресурсодобывающих регионах и регионах с металлургической специализацией. Так, в докризисный период (2006 г.) предприятия по добыче нефти и газа обеспечивали 2/3 налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Коми. В Вологодской области доля поступлений от металлургического комплекса составляла порядка 40%. В Мурманской области основными плательщиками в бюджет являлись горно-металлургические и горно-химические предприятия, формировавшие более 1/3 налоговых доходов региона.
Такое положение дел создает существенные риски развития бюджетного потенциала территорий, поскольку экономика экспортно-ресурсных регионов в принципе не может быть устойчивой из-за колебаний мировых цен на продукцию, однако эта ситуация усугубляется, если территория является экспортно-монопрофильной [11] (Pechenskaya-Polishchuk, 2021). Так, ухудшение мировой конъюнктуры в 2009 году для бюджетообразующей металлургической отрасли Вологодской области, формировавшей до кризиса почти 80% прибыли и 65% налога на прибыль в регионе, спровоцировало сокращение на 78% наполнения консолидированного бюджета налогом на прибыль.
По нашему мнению, задача диверсификации доходного потенциала монопрофильных регионов должна решаться механизмами региональной структурной политики последовательно и системно. В Послании Федеральному Собранию еще в декабре 2015 года президент акцентировал внимание на том, что основная часть конкурентного производства России сосредоточена в сырьевом и добывающем секторах экономики [1]. Вместе с тем данные таблицы 2 демонстрируют снижение роли в бюджетных доходах таких отраслей, как торговля (-4%), транспорт и связь (-0,9), машиностроение (-0,7), строительство (-0,5). Крайне остро стоит потребность в диверсификации экономики в части укрепления и развития автомобилестроения, железнодорожного машиностроения, станкостроения, легкой промышленности.
Необходимым слагаемым диверсификации экономики в мировой практике выступает высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства. Зарубежные и отечественные исследования подтверждают прямую положительную связь между экономическим и бюджетным потенциалом территории и размером сектора малого и среднего бизнеса [3]. Это связано с тем, что его развитие способствует повышению конкуренции в экономике, которая, в свою очередь, ведет к росту производительности труда и увеличению доходов населения.
Фактически российский малый и средний бизнес вносит в ВВП страны чуть более 20% (рис. 1).
Рисунок 1. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП в Российской Федерации, %*
* Данные за 2019–2024 гг. представляют собой прогнозные значения согласно паспорту национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Источник: составлено автором по данным Росстата, Счетной палаты, Минэкономразвития.
Для сравнения: в развитых странах данный показатель варьируется в пределах 48–63%: в Корее – 48%, в Германии – 53%, в Швеции – 58%, в Финляндии – 60%, в Нидерландах – 63%, в Италии – 68% [4]. Безусловно, стоит сделать оговорку на различия в статистической методологии разных стран, однако представленные данные с некоторой долей условности вполне могут отразить степень значимости малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и потенциал его развития в России.
Неслучайно в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» прогнозируется достижение роста вклада малого и среднего бизнеса в ВВП до 32,5% к 2024 г. Вместе с тем данная задача не раз подверглась сомнениям как со стороны научного сообщества, так и властных структур. Так, мэр Москвы С.С. Собянин считает, что в условиях существования в России крупных добывающих корпораций увеличить роль малого бизнеса до трети всей экономики будет скорее нереально [13]. Одним из решений, по мнению федерального правительства, может стать дополнение категорий экономических агентов, относящихся к малому бизнесу, за счет так называемых самозанятых граждан, чей доход с 1 июля 2020 года облагается налогом на профессиональный доход по ставке 4–6%. Однако, по мнению президента «Опоры России» А.С. Калинина [12], существенного роста вклада малого бизнеса в ВВП это не обеспечит.
По нашему мнению, крайне важным и необходимым для повышения роли малого и среднего предпринимательства в экономике страны является проведение целенаправленной и системной государственной политики по созданию таких условий ведения бизнеса, которые будут учитывать ключевые особенности и потребности деятельности данных предприятий. Главным образом к ним стоит отнести следующие.
Во-первых, наличие асимметрии пространственного размещения малого и среднего бизнеса по территории страны, о чем свидетельствует то, что по итогам 2018 г. 45% сосредоточено в 10 субъектах РФ, а разрыв в численности занятых данного сектора по федеральным округам составил почти 4 раза (14 работников на 100 человек населения в Северо-Западном федеральном округе и 3,6 работников – в Северо-Кавказском федеральном округе [4]).
Во-вторых, необходимость широких возможностей развития бизнеса за счет внешних заимствований. Однако для России характерна низкая доступность банковских кредитов, на что указывают межстрановые сравнения: в РФ ставка по кредитам до 1 года для малых и средних предприятий составила 7%, в ряде стран ЕС – до 1,7%.
В-третьих, приоритет стимулирующей функции налоговой политики в отношении малого и среднего бизнеса над фискальной. Данный вид предпринимательства, являясь, например, ключевым источником доходов местных бюджетов США, побуждает муниципальные администрации создавать привлекательные условия путем регулирования процентной ставки налога на прибыль [3]. Согласно данным ежегодника Paying Taxes 2020 [15], налоговая нагрузка в России на 7% выше среднемировой. Наличие высокой налоговой нагрузки вынуждает малые и средние предприятия в ряде случаев осуществлять дробление или уходить в теневой сектор вместо развития и увеличения налогооблагаемой базы. По мнению зарубежных исследователей, оптимальный размер ставок налогов необходим как с точки зрения развития бизнеса, так и регулирования риска расширения неформального сектора, что непосредственно влияет на бюджетный потенциал территории [14] (Duncan, Peter, 2014). Например, в Вологодской области представители малого и среднего бизнеса, являющиеся основными арендаторами муниципального имущества, земельных участков и плательщиками специальных налоговых режимов, внесли за 2006–2019 гг. в местные бюджеты в среднем 6,2% собственных доходов, в том числе в городские округа – 6,4%, в муниципальные районы – почти 11% (табл. 3).
Таблица 3
Вклад малых предприятий в собственные доходы местных бюджетов РФ, %
Год
|
Муниципальных образований, всего
|
в том числе
| |
городских округов
|
муниципальных районов
| ||
2006
|
5,3
|
5,7
|
8,9
|
2009
|
4,7
|
5,0
|
7,0
|
2012
|
6,4
|
6,9
|
9,0
|
2015
|
6,8
|
6,2
|
10,4
|
2017
|
7,1
|
7,5
|
13,8
|
2019
|
7,0
|
6,9
|
14,2
|
Среднее
за период |
6,2
|
6,4
|
10,6
|
В-четвертых, «наличие эффективных механизмов государственной финансовой поддержки» [2] (Goncharova, 2020). Так, на 1 малое или среднее предприятие в странах ЕС в 2018 году выделялось 35 тысяч рублей бюджетных средств, в РФ – 830 рублей [4]. Вероятно, подобные размеры в российских условиях в ближайшем будущем невозможны, однако настораживает отрицательная динамика финансовой поддержки. Если в 2015 году общий объем федеральной поддержки на 85 субъектов РФ составлял 16,9 млрд рублей, то в 2018 году – 5,02 млрд рублей. Региональная бюджетная практика также демонстрирует сокращение. К примеру, в бюджете Вологодской области на 2020–2022 годы предусмотрено, что государственная программа развития малого и среднего предпринимательства войдет в программу «Экономическое развитие» с уменьшением финансирования почти в 1,8 раза (табл. 4).
Таблица 4
Бюджетные ассигнования на поддержку
малого и среднего предпринимательства в Вологодской области
Государственная программа
|
2019 г., млн руб.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
| ||||
утверждено
| ||||||||
утверждено
|
исполнено
|
Млн руб.
|
В % к 2019 г.
|
Млн руб.
|
В % к 2019 г.
|
Млн руб.
|
В % к 2019 г.
| |
Поддержка
и развитие малого и среднего предпринимательства
|
292,3
|
275,0
|
256,4
|
93,2
|
321,3
|
64,8
|
429,3
|
86,6
|
Экономическое
развитие
|
247,9
|
220,7
|
219,9
|
99,6
| ||||
в т.ч. подпрограмма «Поддержка субъектов малого и
среднего предпринимательства»
|
-
|
-
|
-
|
-
|
185,9
|
67,6
|
258,0
|
93,8
|
В оперативном докладе Счетной палаты РФ указано о высоком риске недостижения в 2020 году ряда целевых показателей нацпроектов из-за пандемии, в числе которых рост числа занятых на малых и средних предприятиях до 25 млн человек к 2024 году [8]. При этом на антикризисную поддержку малого и среднего бизнеса выделено 138,4 млрд рублей из средств резервного фонда [8], что составило менее 0,4% их товарооборота.
«В-пятых, наличие возможностей для роста инвестиционной активности малого и среднего бизнеса» [9] (Papchenko, 2020). Так, например, в Вологодской области на фоне увеличения оборота и рентабельности проданных товаров объем инвестиций в основной капитал за 2008–2019 гг. сократился в 6 раз. Тогда как степень износа основных фондов субъектов малого бизнеса в 2019 г. достигла 37,2%. Сокращение инвестиций замедляет необходимую для создания конкурентоспособной продукции модернизацию и замену основных фондов (табл. 5).
Таблица 5
Показатели оценки финансово-экономического состояния
субъектов малого бизнеса Вологодской области
Показатель
|
2008
|
2009
|
2010
|
2012
|
2015
|
2017
|
2018
|
2019
|
2019 к 2008
|
Доля
предприятий в общем числе организаций, %
|
18,3
|
18,9
|
25,9
|
25,3
|
31,1
|
62,8
|
79,3
|
74,6
|
56,3
|
Оборот предприятий в расчете на одну организацию, млн
руб.
|
14,9
|
12,1
|
14,9
|
12,9
|
20,6
|
32,3
|
36,1
|
40,5
|
25,6
|
Инвестиции
в основной капитал в расчете на 1 организацию, млн руб.
|
0,54
|
0,17
|
0,05
|
0,09
|
0,06
|
0,04
|
0,06
|
0,09
|
-0,45
|
Рентабельность
проданных товаров, продукции, %
|
4,2
|
3,2
|
2,8
|
3,0
|
3,3
|
4,0
|
4,9
|
4,9
|
0,7
|
Таким образом, отсутствие диверсификации отраслевого состава бюджетных доходов, сохранение зависимости от ограниченного круга крупных налогоплательщиков, ухудшение условий ведения предпринимательской деятельности в регионе могут привести к появлению существенных рисков формирования региональных бюджетов, что обобщено в таблице 6.
Таблица 6
Ключевые социально-экономические предпосылки и риски бюджетной системы регионов и муниципальных образований
Предпосылки
|
Негативная тенденция
|
Риски развития
|
Рост диверсификации
отраслевого состава бюджетных доходов и сокращение зависимости от
ограниченного круга крупных налогоплательщиков
|
Слабая диверсификация структуры экономики региона,
существенная зависимость бюджетного потенциала от финансовых результатов бюджетообразующих
отраслей и предприятий, подверженность уровня бюджетного потенциала
волатильности конъюнктуры мировых цен и условий внешней торговли
|
Снижение прибыли бюджетообразующей отрасли, ведущее
к уменьшению налогооблагаемой базы
|
Улучшение условий ведения предпринимательской
деятельности в регионе
|
Рост налоговой нагрузки на бизнес, сужение
возможностей внешних заимствований, в т. ч. банковских кредитов, отсутствие
или недостаточность государственной поддержки приоритетных направлений
хозяйствования, сокращение или отсутствие роста количества малых и средних
предприятий, слабое использование или неиспользование государственной и
муниципальной собственности
|
Дробление бизнеса для сохранения льготных режимов
налогообложения, рост сектора теневой экономики, сужение количества рабочих
мест и рост занятости, сокращение неналоговых доходов
|
Заключение
Исследование ключевых социально-экономических факторов и рисков формирования региональных бюджетов, проведенное на примере регионов России за 2006–2020 гг., позволило сделать следующие важные выводы:
- сохранилась существенная зависимость формирования бюджетного потенциала российских регионов, в большей степени ресурсодобывающей и металлургической специализации, от финансовых результатов ключевых налогоплательщиков, а следовательно, от мировой конъюнктуры в 2006–2019 гг., на что указывает высокая доля налоговых поступлений от бюджетообразующих отраслей и предприятий (в ряде регионов превышающая 50%);
- росту предпринимательской активности в российских регионах препятствует сохранение асимметрии пространственного размещения малого и среднего бизнеса, узкие возможности развития за счет внешних заимствований, преобладание фискальной функции налоговой политики над стимулирующей, рассматриваемой в зарубежных странах как более приоритетной в отношении малого и среднего бизнеса, рост налоговой нагрузки на малый бизнес, недостаточность государственной финансовой поддержки и инвестиций в основной капитал.
Для преломления негативных тенденций и повышения эффективности формирования бюджетов российских регионов потребуется системная, целенаправленная и слаженная работа всех уровней управления.
Источники:
2. Гончарова Е.А. Тенденции развития высокотехнологичного малого бизнеса в системе социально-экономической безопасности в регионах России // Экономическая безопасность. – 2020. – № 2. – c. 219-232. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110273.
3. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России. / Монография. - М.: Издательство Института Гайдара, 2019. – 308 c.
4. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир. Институт экономики роста им. Столыпина П.А. Институт экономики роста им. Столыпина П.А. [Электронный ресурс]. URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf (дата обращения: 06.09.2021).
5. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России. / Монография. - М.: Издательство Института Гайдара, 2019. – 308 c.
6. Казанцев С.В., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Соколов М.М. Угрозы развитию экономики современной России: ценовые тренды, санкции, пандемия. - Москва: ООО "Первое экономическое издательство", 2021. – 224 c.
7. Лев М.Ю., Колпакова И.А. Бюджетные факторы реализации государственных программ и национальных проектов в системе экономической и социальной безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1521-1534. – doi: 10.18334/epp.10.5.110264.
8. Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в глобальной динамике интеграции // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 657-670. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112994.
9. Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-июнь 2020 года. Счетная палата. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/audit (дата обращения: 06.09.2021).
10. Папченко Д.С. Поддержка малого предпринимательства как условие экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2020. – № 2. – c. 233-240. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110274.
11. Печенская-Полищук М.А. Социально-экономические факторы и риски формирования региональных бюджетов: о доходах, инвестициях и дифференциации // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 505-518. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111171.
12. Печенская-Полищук М.А. Влияние процессов централизации и децентрализации на формирование налогового потенциала территорий // Экономика региона. – 2021. – № 2. – c. 658-672. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-2-22 .
13. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (дата обращения: 06.09.2021).
14. Собянин С.С. усомнился в росте роли малого бизнеса в экономике. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c3eec479a7947624f65f734 (дата обращения: 06.09.2021).
15. Duncan D., Peter K.S. Switching on the Lights: Do Higher Income Taxes Push Economic Activity into the Shade? // National Tax Journal. – 2014. – № 2. – p. 321-350. – doi: 10.17310/ntj.2014.2.02.
16. Paying Taxes 2020: The changing landscape of tax policy and administration across 190 economies. Pwc.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/pdf/pwc-paying-taxes-2020.pdf (дата обращения: 06.09.2021).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:39:02