Современная институциональная структура финансирования санаторно-курортных организаций в России

Баранова А.Ю.1
1 Сочинский государственный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 5 (Март 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

Институциональная структура как триада представляет собой совокупность организаций и предприятий, традиций и законов, механизмов управления и финансирования. Именно она предопределяет источники, методы и принципы финансирования отраслей и отдельных организаций. В данной статье финансирование санаторно-курортных организаций представлено с институциональной точки зрения с целью выявления недостатка денежных ресурсов при наличии государственного субсидирования.

Ключевые слова: финансирование, санаторно-курортные организации, институциональная структура



Введение

Система финансирования санаторно-курортных организаций претерпела значительные изменения за последние 25 лет после вступления России на путь рыночной экономики. До 90-х годов ХХ века все социальные программы реализовывались за счет государственных ресурсов. В период последующих реформ менялась как система управления санаторно-курортным комплексом, так и способы его финансирования. За последние четверть века наблюдалось следующее:

- произошла ликвидация централизованной загрузки здравниц через профсоюзы предприятий и ведомства;

- появилось множество собственников санаторно-курортных организаций;

- рост цен на услуги здравниц и уменьшение финансирования санаторно-курортных услуг за счет бюджетных ресурсов, что привело к снижению загрузки организаций;

- уменьшение кадрового потенциала;

- рост износа материальной базы;

- преобладание экономического результата деятельности организаций над социальным с целью обеспечения рентабельности;

- возникновение необходимости быстро реагировать на изменения предпочтений потребителей.

С течением времени менялся и сам подход к пониманию сущности здравниц. В девяностые годы XX века под санаторно-курортными организациями понимались специализированные стационарные медицинские учреждения, расположенные в пределах курортов и оздоровительных местностей, предназначенные для профилактики и восстановления здоровья граждан, основанного на применении природных лечебных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей и др.) [8].

Методы и результаты

В настоящее время санаторно-курортные организации – это средства размещения и отдыха различных организационно-правовых форм собственности, расположенные как на территории курортов, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов [4,5,7,9].

Можно сделать вывод, что современные санаторно-курортные организации – это коммерческие организации, функционирующие на основе лицензии, как средства размещения и отдыха с разнообразным набором услуг, направленных на оздоровление, восстановление и поддержание жизнедеятельности организма человека.

К санаторно-курортным организациям относятся санатории, оздоровительный лагерь круглогодичного действия, пансионаты, дома отдыха, бальнеологическая лечебница, грязелечебница, курортная поликлиника, профилакторий. Поскольку они расположены на территории курортов или в лечебно-оздоровительных местностях, то их услуги можно подразделить на два вида:

- реализация услуг, оплата которых включена в санаторно-курортную путевку или тур;

- реализация дополнительных коммерческих услуг (экскурсии, выставки, платные медицинские услуги, спортивные состязания и т.п.).

Структуру санаторно-курортного продукта можно представить следующим образом:

Рис. 1. Структура санаторно-курортного продукта (составлено автором)

Таким образом, санаторно-курортный продукт – это совокупность товаров и услуг, предоставляемых, главным образом, санаторно-курортными организациями, а также предприятиями и организациями курортной местности.

Санаторно-курортный продукт – это дискретный продукт, который приобретается по месту жительства (путевка), а реализуется в курортной местности; используется как комплексно (все включено), так и индивидуально (существует возможность выбора ряда услуг).

Поскольку санаторно-курортные организации являются частью сферы здравоохранения, объектами государственного регулирования, а также представляют интерес для инвесторов, то их как объекты финансирования можно рассматривать с четырех позиций:

- безвозмездное государственное (ведомственное) финансирование;

- государственное и частное инвестирование;

- финансирование за счет собственных ресурсов (прибыль, амортизация);

- займы и кредиты.

Данная иерархия финансирования представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Институциональные единицы регулирования и финансирования санаторно-курортных организаций в России (составлено автором)

Главным органом, на который возложено управление и финансирование санаторно-курортного дела, является Министерство здравоохранения Российской Федерации. В его функции в части санаторно-курортного дела входят:

- разработка нормативно-правовых актов и положений, принятия нормы стандартизации и лицензирования в сфере здравоохранения, в том числе и санаторно-курортного дела, с целью обеспечения качественного и бесплатного оказания услуг;

- определение стратегии развития санаторно-курортного комплекса;

- разработка и координация федеральных целевых программ развития туристского и санаторно-курортного комплекса, соответствующих территорий;

- проведение научных исследований в целях внедрения современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

- подготовка и переподготовка кадров в сфере здравоохранения, управление и финансирование соответствующих учебных заведений;

- совершенствование и контроль за исполнением законодательства об охране и использовании природных лечебных ресурсов, защите прав и интересов граждан в период их пребывания на курорте и др.

Федеральное агентство по туризму, подчиненные Министерству культуры РФ, является главным исполнительным органом реализации программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (далее – Программа). В его обязанности входит осуществление следующих основных мероприятий:

- рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств;

- определение форм и методов управления реализацией Программы;

- координация и контроль реализации инвестиционных проектов строительства и реконструкции инфраструктуры туристских объектов;

- организация работ, связанных с внедрением инновационных технологий в области туризма и созданием современных информационных систем;

- проведение мероприятий по повышению квалификации и подготовке кадров;

- продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом рынках и др.

Помимо государственных структур, на развитие санаторно-курортного комплекса на всех уровнях оказывают влияние общественные организации: Национальная академия туризма, Национальная курортная ассоциация, Ассоциация специалистов восстановительной медицины, Комитет по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности и др.

Фонд социального страхования РФ выполняет социальную функцию государства через финансирование путевок, которые предоставляются населению при наличии медицинских показаний в санаторно-курортных организациях, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень санаторно-курортных учреждений, утверждаемых ежегодно по результатам конкурсных отборов приказом Министерства здравоохранения РФ.

На региональном уровне полномочия в сфере туризма и здравоохранения осуществляют соответствующие управления, комитеты и департаменты. К их основным функциям можно отнести следующее:

- управление курортами местного значения и разработку территориальных курортных программ;

- проведение лицензирования и контроль за сертификацией услуг;

- координация деятельности организаций санаторно-курортной сферы и туризма и организаций инфраструктуры;

- содействие предпринимательству в данных сферах;

- разработка собственных природоохранных программ;

- соблюдение федерального законодательства в области здравоохранения;

- регулирование подготовки кадров для курортов и др.

На муниципальном уровне соответствующее регулирование санаторно-курортным делом осуществляют муниципальные исполнительные органы власти, а финансирование – коммерческие организации и предприниматели.

Среди представителей бизнеса финансирование осуществляют:

- венчурные фонды, выполняющие роль посредника между коллективными инвесторами и предпринимателями посредством предоставления инвестиционного кредита или покупки большого пакета акций компании;

- бизнес-ангелы - состоятельные люди, инвестирующие собственные средства без предоставления какого-либо залога;

- прочие частные организации, заключившие договор о сотрудничестве или предоставлении кредита.

В качестве источников финансирования любых коммерческих организаций выделяют средства: бюджетные, заемные, собственные и привлеченные.

Особенность финансирования санаторно-курортных организаций заключается в том, что необходимо различать обеспечение денежными ресурсами непосредственно самих организаций и санаторно-курортных услуг.

Получить бесплатную путевку в санаторно-курортных организациях, входящих в утвержденный перечень Минздрава РФ, в настоящее время могут граждане России, имеющие право:

- на государственную помощь в виде набора социальных услуг (за счет средств федерального бюджета на основе Федеральный закон РФ № от 17.07.1999 г. 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»);

- долечивание (реабилитация) в условиях санатория (за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации на основе нормативно-правовых актов субъектов РФ);

- на получение государственных социальных услуг (за счет средств Фонда социального страхования РФ производится полная оплата стоимости санаторно-курортных путевок, включая стоимость набора определенных медицинских услуг, питания, проезда на междугородном транспорте к месту отдыха).

Санаторно-курортные организации, не входящие в утвержденный перечень Минздрава РФ, все виды услуг предоставляют на коммерческой основе.

Бюджетное субсидирование уменьшает финансовые трудности санаторно-курортных организаций, но, если учесть, что оно направлено на оплату расходов на питание и определенного набора лечебных услуг рекреантов, а также часть путевки идет на оплату транспортных расходов, то такие организации мало чем отличаются от других средств размещения индустрии гостеприимства.

Основными статьями затрат санаторно-курортных организаций являются:

- оплата труда персонала – до 35%;

- налоги и сборы – 10-15%;

- лечебные процедуры и медикаменты – 2-5%;

- расходы на реализацию путевок – 5%;

- амортизация – 5%;

- расходы на хозяйственный инвентарь – 4-8%;

- ремонт основных средств – 8%;

- прочие – до 20% (охрана, закупки, лизинг, командировочные, аудиторские, консультационные и другие расходы) [3].

Заключение

Таким образом, львиная доля расходов санаторно-курортных организаций приходится на оплату персонала и содержание здравницы, большинство из которых не покрывается за счет бюджетного субсидирования путевок. Поэтому санатории и пансионаты с лечением вынуждены предоставлять инновационные лечебные разработки, не входящие в стоимость путевки, по завышенным ценам за отдельную плату с целью окупить затраты на инновации и инвестиции. Кроме этого, здравницы поддерживают свою рентабельность, сдавая свободные площади в аренду и предоставляя пользование бассейном, фитнес-залом, теннисным кортом не рекреантам. В итоге человек, прибывший по путевке, получает удешевленный по составу набор услуг, что в целом снижает качество проведенного отдыха, если он за отдельную плату не воспользуется другими, более усовершенствованными, лечебными услугами. Поэтому необходим инновационный подход к финансированию санаторно-курортных организаций с помощью государственного субсидирования путевок. А именно следует пересмотреть структуру стоимости путевки, снижая расходы на транспорт и питание, стимулируя тем самым потребление инновационных лечебных продуктов.


Страница обновлена: 29.10.2024 в 11:17:40