Современная институциональная структура финансирования санаторно-курортных организаций в России
Баранова А.Ю.1
1 Сочинский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 5 (Март 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Институциональная структура как триада представляет собой совокупность организаций и предприятий, традиций и законов, механизмов управления и финансирования. Именно она предопределяет источники, методы и принципы финансирования отраслей и отдельных организаций. В данной статье финансирование санаторно-курортных организаций представлено с институциональной точки зрения с целью выявления недостатка денежных ресурсов при наличии государственного субсидирования.
Ключевые слова: финансирование, санаторно-курортные организации, институциональная структура
Введение
Система финансирования санаторно-курортных организаций претерпела значительные изменения за последние 25 лет после вступления России на путь рыночной экономики. До 90-х годов ХХ века все социальные программы реализовывались за счет государственных ресурсов. В период последующих реформ менялась как система управления санаторно-курортным комплексом, так и способы его финансирования. За последние четверть века наблюдалось следующее:
- произошла ликвидация централизованной загрузки здравниц через профсоюзы предприятий и ведомства;
- появилось множество собственников санаторно-курортных организаций;
- рост цен на услуги здравниц и уменьшение финансирования санаторно-курортных услуг за счет бюджетных ресурсов, что привело к снижению загрузки организаций;
- уменьшение кадрового потенциала;
- рост износа материальной базы;
- преобладание экономического результата деятельности организаций над социальным с целью обеспечения рентабельности;
- возникновение необходимости быстро реагировать на изменения предпочтений потребителей.
С течением времени менялся и сам подход к пониманию сущности здравниц. В девяностые годы XX века под санаторно-курортными организациями понимались специализированные стационарные медицинские учреждения, расположенные в пределах курортов и оздоровительных местностей, предназначенные для профилактики и восстановления здоровья граждан, основанного на применении природных лечебных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей и др.) [8].
Методы и результаты
В настоящее время санаторно-курортные организации – это средства размещения и отдыха различных организационно-правовых форм собственности, расположенные как на территории курортов, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов [4,5,7,9].
Можно сделать вывод, что современные санаторно-курортные организации – это коммерческие организации, функционирующие на основе лицензии, как средства размещения и отдыха с разнообразным набором услуг, направленных на оздоровление, восстановление и поддержание жизнедеятельности организма человека.
К санаторно-курортным организациям относятся санатории, оздоровительный лагерь круглогодичного действия, пансионаты, дома отдыха, бальнеологическая лечебница, грязелечебница, курортная поликлиника, профилакторий. Поскольку они расположены на территории курортов или в лечебно-оздоровительных местностях, то их услуги можно подразделить на два вида:
- реализация услуг, оплата которых включена в санаторно-курортную путевку или тур;
- реализация дополнительных коммерческих услуг (экскурсии, выставки, платные медицинские услуги, спортивные состязания и т.п.).
Структуру санаторно-курортного продукта можно представить следующим образом:
Рис. 1. Структура санаторно-курортного продукта (составлено автором)
Таким образом, санаторно-курортный продукт – это совокупность товаров и услуг, предоставляемых, главным образом, санаторно-курортными организациями, а также предприятиями и организациями курортной местности.
Санаторно-курортный продукт – это дискретный продукт, который приобретается по месту жительства (путевка), а реализуется в курортной местности; используется как комплексно (все включено), так и индивидуально (существует возможность выбора ряда услуг).
Поскольку санаторно-курортные организации являются частью сферы здравоохранения, объектами государственного регулирования, а также представляют интерес для инвесторов, то их как объекты финансирования можно рассматривать с четырех позиций:
- безвозмездное государственное (ведомственное) финансирование;
- государственное и частное инвестирование;
- финансирование за счет собственных ресурсов (прибыль, амортизация);
- займы и кредиты.
Данная иерархия финансирования представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Институциональные единицы регулирования и финансирования санаторно-курортных организаций в России (составлено автором)
Главным органом, на который возложено управление и финансирование санаторно-курортного дела, является Министерство здравоохранения Российской Федерации. В его функции в части санаторно-курортного дела входят:
- разработка нормативно-правовых актов и положений, принятия нормы стандартизации и лицензирования в сфере здравоохранения, в том числе и санаторно-курортного дела, с целью обеспечения качественного и бесплатного оказания услуг;
- определение стратегии развития санаторно-курортного комплекса;
- разработка и координация федеральных целевых программ развития туристского и санаторно-курортного комплекса, соответствующих территорий;
- проведение научных исследований в целях внедрения современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
- подготовка и переподготовка кадров в сфере здравоохранения, управление и финансирование соответствующих учебных заведений;
- совершенствование и контроль за исполнением законодательства об охране и использовании природных лечебных ресурсов, защите прав и интересов граждан в период их пребывания на курорте и др.
Федеральное агентство по туризму, подчиненные Министерству культуры РФ, является главным исполнительным органом реализации программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (далее – Программа). В его обязанности входит осуществление следующих основных мероприятий:
- рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств;
- определение форм и методов управления реализацией Программы;
- координация и контроль реализации инвестиционных проектов строительства и реконструкции инфраструктуры туристских объектов;
- организация работ, связанных с внедрением инновационных технологий в области туризма и созданием современных информационных систем;
- проведение мероприятий по повышению квалификации и подготовке кадров;
- продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом рынках и др.
Помимо государственных структур, на развитие санаторно-курортного комплекса на всех уровнях оказывают влияние общественные организации: Национальная академия туризма, Национальная курортная ассоциация, Ассоциация специалистов восстановительной медицины, Комитет по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности и др.
Фонд социального страхования РФ выполняет социальную функцию государства через финансирование путевок, которые предоставляются населению при наличии медицинских показаний в санаторно-курортных организациях, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень санаторно-курортных учреждений, утверждаемых ежегодно по результатам конкурсных отборов приказом Министерства здравоохранения РФ.
На региональном уровне полномочия в сфере туризма и здравоохранения осуществляют соответствующие управления, комитеты и департаменты. К их основным функциям можно отнести следующее:
- управление курортами местного значения и разработку территориальных курортных программ;
- проведение лицензирования и контроль за сертификацией услуг;
- координация деятельности организаций санаторно-курортной сферы и туризма и организаций инфраструктуры;
- содействие предпринимательству в данных сферах;
- разработка собственных природоохранных программ;
- соблюдение федерального законодательства в области здравоохранения;
- регулирование подготовки кадров для курортов и др.
На муниципальном уровне соответствующее регулирование санаторно-курортным делом осуществляют муниципальные исполнительные органы власти, а финансирование – коммерческие организации и предприниматели.
Среди представителей бизнеса финансирование осуществляют:
- венчурные фонды, выполняющие роль посредника между коллективными инвесторами и предпринимателями посредством предоставления инвестиционного кредита или покупки большого пакета акций компании;
- бизнес-ангелы - состоятельные люди, инвестирующие собственные средства без предоставления какого-либо залога;
- прочие частные организации, заключившие договор о сотрудничестве или предоставлении кредита.
В качестве источников финансирования любых коммерческих организаций выделяют средства: бюджетные, заемные, собственные и привлеченные.
Особенность финансирования санаторно-курортных организаций заключается в том, что необходимо различать обеспечение денежными ресурсами непосредственно самих организаций и санаторно-курортных услуг.
Получить бесплатную путевку в санаторно-курортных организациях, входящих в утвержденный перечень Минздрава РФ, в настоящее время могут граждане России, имеющие право:
- на государственную помощь в виде набора социальных услуг (за счет средств федерального бюджета на основе Федеральный закон РФ № от 17.07.1999 г. 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»);
- долечивание (реабилитация) в условиях санатория (за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации на основе нормативно-правовых актов субъектов РФ);
- на получение государственных социальных услуг (за счет средств Фонда социального страхования РФ производится полная оплата стоимости санаторно-курортных путевок, включая стоимость набора определенных медицинских услуг, питания, проезда на междугородном транспорте к месту отдыха).
Санаторно-курортные организации, не входящие в утвержденный перечень Минздрава РФ, все виды услуг предоставляют на коммерческой основе.
Бюджетное субсидирование уменьшает финансовые трудности санаторно-курортных организаций, но, если учесть, что оно направлено на оплату расходов на питание и определенного набора лечебных услуг рекреантов, а также часть путевки идет на оплату транспортных расходов, то такие организации мало чем отличаются от других средств размещения индустрии гостеприимства.
Основными статьями затрат санаторно-курортных организаций являются:
- оплата труда персонала – до 35%;
- налоги и сборы – 10-15%;
- лечебные процедуры и медикаменты – 2-5%;
- расходы на реализацию путевок – 5%;
- амортизация – 5%;
- расходы на хозяйственный инвентарь – 4-8%;
- ремонт основных средств – 8%;
- прочие – до 20% (охрана, закупки, лизинг, командировочные, аудиторские, консультационные и другие расходы) [3].
Заключение
Таким образом, львиная доля расходов санаторно-курортных организаций приходится на оплату персонала и содержание здравницы, большинство из которых не покрывается за счет бюджетного субсидирования путевок. Поэтому санатории и пансионаты с лечением вынуждены предоставлять инновационные лечебные разработки, не входящие в стоимость путевки, по завышенным ценам за отдельную плату с целью окупить затраты на инновации и инвестиции. Кроме этого, здравницы поддерживают свою рентабельность, сдавая свободные площади в аренду и предоставляя пользование бассейном, фитнес-залом, теннисным кортом не рекреантам. В итоге человек, прибывший по путевке, получает удешевленный по составу набор услуг, что в целом снижает качество проведенного отдыха, если он за отдельную плату не воспользуется другими, более усовершенствованными, лечебными услугами. Поэтому необходим инновационный подход к финансированию санаторно-курортных организаций с помощью государственного субсидирования путевок. А именно следует пересмотреть структуру стоимости путевки, снижая расходы на транспорт и питание, стимулируя тем самым потребление инновационных лечебных продуктов.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 11:17:40