Институциональные основы формирования смешанного финансирования развития образовательных систем в контексте опекаемого характера генерируемых благ
Макаров И.Н.1,2
, Казарова Д.С.3, Чепрасова Ю.В.3, Лукьянова П.А.3, Рыжкова М.К.3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал)
2 Елецкий государственный университет им И.А. Бунина
3 Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского
Скачать PDF | Загрузок: 21
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80348051
Аннотация:
В условиях развивающегося информационного общества и растущей экономики знаний роль системы образования как важнейшей опоры регионального экономического роста и стратегической конкурентоспособности заметно возросла. Это объясняется изменениями в архитектуре преобладающих технологий, а также трансформациями в технологических структурах производства товаров, создания богатства и использования ресурсов, требующих наличия высококвалифицированного персонала, т.е. человеческого капитала. Статья посвящена проблематике анализа вопросов софинансирования функционирования организаций системы образования в контексте характера генерируемых ими благ, обладающих смешанным характером. Авторы статьи предлагают способы решения кадровых проблем организаций системы образования за счет софинансирования образовательного процесса и участия бизнес-сектора в формировании компетентностных параметров будущих выпускников, в том числе в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства.
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28
Тезисы (Highlights):
Источники:
2. Борщ Л.М. Инновационная модернизация: формирование нового типа экономики, основанной на знаниях // Креативная экономика. – 2019. – № 4. – c. 633-650. – doi: 10.18334/ce.13.4.40524.
3. Бурцева Т.А., Самсонова С.Н. Проблема старения человеческого капитала высшего образования России // Экономика труда. – 2024. – № 11. – c. 1849-1860. – doi: 10.18334/et.11.11.121935.
4. Волов В.Т., Збарский А.М., Гаранин М.А., Горбатов С.В. Развитие системы профессионального образования на основе продуктов цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 987-1004. – doi: 10.18334/vinec.13.2.118217.
5. Гаранин М.А., Паулов П.А. Совершенствование системы оценки эффективности деятельности высшего образования // Креативная экономика. – 2019. – № 4. – c. 761-772. – doi: 10.18334/ce.13.4.40599.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю., Крылова А.Д. Человеческий капитал и ресурс доверия в контексте групп и индивидов // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 61-72. – doi: 10.18334/eo.9.3.40845.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Некрасова Е.А., Кадильникова Л.В. Системы интересов и противоречий участников государственно-частного партнерства // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2051-2060. – doi: 10.18334/eo.9.3.40925.
8. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Институциональный анализ организации государственно-частного партнерства в реализации инфраструктурных проектов // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2989-3000. – doi: 10.18334/eo.9.4.40838.
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Комиссаров Р.С. Формирование лидерства на рынке на основе управления знаниями // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 349-360. – doi: 10.18334/lim.6.4.41348.
10. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
11. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Колесников В.В., Назаренко В.С., Некрасова Е.А., Широкова О.В. Государственно-частное партнерство и квазипартнерские формы в инновационном развитии национальной промышленности: институциональный анализ // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1135-1150. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113479.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Авцинова А.А., Евсин М.Ю., Володина А.И. Особенности формирования, функционирования и развития государственно-частного партнерства в контексте изменения пределов государственного вмешательства в экономику // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 10. – c. 5913-5930. – doi: 10.18334/epp.14.10.121913.
13. Защитина Е.К., Павлов П.В. Роль образования в развитии современных экономических систем: новые возможности сотрудничества и интеграции // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 2497-2512. – doi: 10.18334/vinec.13.4.120253.
14. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А., Евдохина О.С. Политика управления знаниями в системе формирования человеческого капитала // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – c. 4599-4612. – doi: 10.18334/ce.15.12.113938.
15. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1211-1226. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114869.
16. Ковельский В.В. Человеческий капитал как ключевой фактор развития инновационной деятельности университетов // Креативная экономика. – 2020. – № 1. – c. 21-32. – doi: 10.18334/ce.14.1.100468.
17. Кузуб Е.В. Влияние системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников вузов // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 55-68. – doi: 10.18334/lim.9.1.114299.
18. Лукичёв П.М., Чекмарев О.П. Риски применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 463-482. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120731.
19. Макаров, И. Н. Знание, время и государственно-частное партнерство: реалии информационной экономики // Креативная экономика. – 2011. – № 4. – c. 9-15.
20. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Егоров В.А., Широкова О.В. Интеллектуальная основа реиндустриализации: возможны ли ГЧП-проекты формирования капитала знаний в отечественной экономике? // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 161-172. – doi: 10.18334/lim.7.2.110290.
21. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Кукина Е.Е., Черных А.В., Волкова О.А. Модели эволюции человеческого капитала в контексте формирования новой политической экономии // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 3051-3062. – doi: 10.18334/epp.13.8.118951.
22. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Назаренко В.С., Фурсова Н.В., Володина А.И. Устойчивое инновационное развитие, зеленая экономика и человеческий капитал: базисная триада государственной политики экономического развития регионов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6255-6274. – doi: 10.18334/epp.13.12.120516.
23. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Филоненко Н.Ю., Сотников Н.Б., Володина А.И. Государственный менеджмент в политике управления формированием капитала знаний на основе государственно-частного партнерства // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 3. – c. 821-840. – doi: 10.18334/lim.11.3.121123.
24. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Сухина Ю.В., Якушов Ю.А., Володина А.И. Государственно-частное партнерство в современной экономике: роль информационной асимметрии и доверия в управлении ГЧП-проектами // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 8. – c. 4549-4570. – doi: 10.18334/epp.14.8.121335.
25. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Сухина Ю.В., Некрасова Е.А., Володина А.И. Квазиконцессия как форма государственно-частного партнерства в системе информационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 10. – c. 5931-5948. – doi: 10.18334/epp.14.10.121910.
26. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Спесивцев В.А., Володина А.И. Особенности институциональной среды государственного и частного партнерского взаимодействия и сотрудничества в современной России // Креативная экономика. – 2024. – № 10. – c. 2605-2624. – doi: 10.18334/ce.18.10.121909.
27. Максименко А. Ю. Образование в XXI веке: от информационных систем к цифровым платформам // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 5. – c. 2253-2268. – doi: 10.18334/epp.14.5.120969.
28. Максимова С.М. Трансформация системы образования России в условиях инновационного развития и цифровизации экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 269-280. – doi: 10.18334/epp.10.2.100421.
29. Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Инклюзия в управлении человеческим капиталом: стратегия и практики // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 1. – c. 33-52. – doi: 10.18334/lim.11.1.120501.
30. Ненюк Е.В. Ключевые вехи реформирования системы высшего образования // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 397-406. – doi: 10.18334/vinec.10.1.41572.
31. Новиков С.В. Современное состояние и тенденции развития российской системы высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3589-3604. – doi: 10.18334/epp.13.9.118723.
32. Нуреев Р.М. Россия: особенности институционального развития. - М.: Норма, 2009.
33. Панасюк Е.А., Глухова Е.А. Система образования России в контексте современной экономической ситуации // Креативная экономика. – 2023. – № 7. – c. 2439-2456. – doi: 10.18334/ce.17.7.118361.
34. Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса. - СПб.: Алетейя, 2008.
35. Суворова С.Д., Теванян А.М. Исследование экономической сущности процессов управления знаниями // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 327-336. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40683.
36. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1273-1288. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113470.
37. Сухарев М.В. Человеческий капитал в общей системе знаний // Креативная экономика. – 2017. – № 9. – c. 915-930. – doi: 10.18334/ce.11.9.38353.
38. Терентьева Т.В., Пашук Н.Р., Тубольцева В.А. Роль высшего образования как социального института в региональной инновационной системе // Креативная экономика. – 2022. – № 8. – c. 2975-2990. – doi: 10.18334/ce.16.8.116144.
39. Устинова К.А., Гордиевская А.Н. Анализ влияния социально-демографических и институциональных факторов на человеческий капитал // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1505-1522. – doi: 10.18334/et.6.4.41312.
40. Хромов Н.И., Бунтовская Л.Л., Балтачеева Н.А., Дорохова Н.В., Дашкова Е.С. Исследование системы профессионального образования в контексте формирования трудового потенциала региона // Экономика труда. – 2023. – № 12. – c. 1867-1878. – doi: 10.18334/et.10.12.120168.
41. Шевякова А.Л., Петренко Е.С., Уразбеков А.К. Вызовы Индустрии 4.0 системе образования: возможные изменения в формировании компетенций // Креативная экономика. – 2020. – № 9. – c. 2079-2096. – doi: 10.18334/ce.14.9.110825.
42. Ширинкина Е.В. Человеческий капитал и рынок труда в цифровом развитии российской экономики // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 103-112. – doi: 10.18334/et.6.1.40099.
43. Шкляр Т.Л. Интеграция методик раннего развития в систему обучения высшего образования // Креативная экономика. – 2020. – № 1. – c. 33-40. – doi: 10.18334/ce.14.1.41557.
44. Щепакин М.Б., Пахиев Р.А. Человеческий капитал в имплементации инновационного вектора развития как ключевой фактор обеспечения конкурентоустойчивости региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4731-4752. – doi: 10.18334/epp.13.11.119561.
45. Щепакин М.Б., Щепакина П.М. Модель управления человеческим капиталом в региональной экономике в условиях активизации действия инновационного фактора в формате мобилизационных изменений // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 175-204. – doi: 10.18334/vinec.14.1.119825.
Страница обновлена: 05.09.2025 в 12:38:40
Download PDF | Downloads: 21
Institutional framework of mixed funding for the development of education systems in the context of generated patronized goods
Makarov I.N., Kazarova D.S., Cheprasova Yu.V., Lukyanova P.A., Ryzhkova M.K.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 12 (december 2024)
Abstract:
In the context of an evolving information society and a growing knowledge economy, the role of the education system as the main pillar of regional economic growth and strategic competitiveness has increased significantly. This is due to changes in the architecture of dominant technologies, as well as transformations in technological structures for production of goods, creation of wealth and use of resources that require highly qualified personnel, i.e. human capital. The article is devoted to the analysis of the issues of co-funding educational organizations in the context of patronized goods they generate, which have a mixed character. The authors of the article suggest ways of solving the personnel problems of the organizations of the education system through co-funding of the educational process and participation of the business sector in shaping the competence parameters of future graduates, including through the implementation of public-private partnership projects.
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28
Highlights:
