Стратегические аспекты развития туристско-рекреационной сферы Крыма
Нюренбергер Л.Б.1, Петренко Н.Е.1, Дорофеева А.А.2, Переверзев М.В.2
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", Россия, Новосибирск
2 Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 11 (Ноябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47379115
Аннотация:
В статье обоснована актуальность и целесообразность проработки вопросов стратегического развития рекреационно туристской сферы Республики Крым; обобщены приоритеты устойчивого развития Крыма как туристской дестинации, что позволило выделить основные цели социально экономического развития Южного берега Крыма; определена и аргументирована необходимость разработки законодательной базы для регулирования процессов использования всех видов природных ресурсов Крыма с целью минимизации рисков для региональной экологической системы, в том числе, для сохранения уникального природного ландшафта и других природно-рекреационных ресурсов; обозначена позиция авторов по активизации развития санаторно-курортных организаций региона, в частности, предлагается сконцентрировать усилия на модернизации материально-технической базы здравниц и повышении их конкурентоспособности посредством привлечения государственных и частных инвестиций, внедрения инновационных оздоровительных технологий, реализации качественного сервисного обслуживания, формирования квалифицированного кадрового потенциала.
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, Крым, Южный берег Крыма, экосистема, стратегическое развитие, цели
JEL-классификация: L83, Z31, Z32
Введение. Отправным моментом для разработки документов перспективного развития туризма в Республике Крым является необходимость изменения негативных тенденций 1990-х и 2000-х годов, которые привели к снижению роли региона как специализированной туристской дестинации. Сегодня необходимо минимизировать риск сохранения и реализации отрицательных тенденций и создать основу для использования сценариев активного развития, поскольку это единственный способ сохранить и приумножить туристско-рекреационный потенциал Крыма. В данном контексте актуальной становится потребность в проведении обобщения и анализа ситуации, которая сложилась в рекреационно-туристской отрасли Крыма, с одной стороны, и обосновании долгосрочных и текущих целей и задач по активизации туристского спроса на региональные туристские продукты и продвижению курортов и мест туристского притяжения Крыма на отечественном и мировом рынках.
Южный берег Крыма (ЮБК) занимает особое место среди регионов России. Его основная миссия состоит в том, чтобы сохранить и восстановить культурный и природный потенциал одного из популярных мест отдыха и оздоровления – климатического морского курорта для нынешнего и будущих поколений, создать один из лучших туристических и научных центров в мире, улучшить качество жизни местных жителей и гостей. В то же время побережье Крыма рассматривается как единая экосистема, включающая не только санаторно-курортный комплекс, но и экологический, экономический, транспортный, градостроительный и другие компоненты.
Эколого-экономический подход к разработке стратегических целей, а также выбор стратегических социально-экономических приоритетов основаны на выявлении фундаментальных ключевых факторов для реализации модели устойчивого развития.
Приоритеты социально-экономического развития Ялты определяются на основе конкурентных преимуществ и возможностей, которые могут быть реализованы для достижения экологических, социальных и экономических результатов, а также с учетом слабых сторон и угроз, которые необходимо устранить.
В сложившихся условиях приоритеты устойчивого развития ЮБК – это:
1. Природа и экосистема. Сохранение и восстановление природного капитала, утраченного в результате антропогенного воздействия, восстановление экосистем, возрождение славы экологического и климатического курорта.
2. Привлекательная среда для туристов и жителей. Развитие общественных мест и пляжей, санаторно-курортного комплекса, парков и площадей, поддержка культурного наследия, создание комфортных условий для жизни, путешествий и работы.
3. Социальная сфера, экономика знаний и высокотехнологичных услуг. Развитие отраслей социальной сферы, реализация проектов в области науки, культуры и здравоохранения, образования, здравоохранения и высокотехнологичных услуг.
4. Агломерация и инфраструктура. Агломерационные связи и эффективная транспортная инфраструктура, логистика территории.
5. Гражданское общество и управление.
Выбор приоритетов определяет основные цели социально-экономического развития Большой Ялты:
1. Создание одного из лучших в мире курортов, городской среды, привлекательной для туристов со всего мира.
2. Сохранение и приумножение природного капитала, экологическое развитие.
3. Создание транспортной системы и инфраструктуры курорта мирового уровня, агломерационное развитие.
4. Создание высокотехнологичной зеленой экономики, развитие социальной сферы.
5. Эффективное управление и содействие предпринимательству, развитие гражданского общества.
В таблице представлена взаимосвязь компонентов туристского потенциала территории и системы целей и приоритетов стратегии развития ЮБК, направленных на их накопление и восполнение.
Таблица
Взаимосвязь туристского потенциала с индикаторами стратегии развития ЮБК
Компоненты |
Приоритеты |
Цели |
Ключевые показатели |
Природный капитал
|
Природа и экосистемы
|
Сохранение и преумножение природного капитала, экологическое
развитие.
|
Площадь зеленых насаждений
|
Социальный, культурный капитал
Физический капитал |
Жители и отдыхающие
|
Создание одного из лучших в мире курортов, городской среды,
привлекательной для туристов со всего мира.
|
Объем туристического потока (численность приезжающих)
|
Человеческий капитал
|
Зеленая и высокотехнологическая экономика
|
Создание высокотехнологичной зеленой экономики, развитие социальной
сферы
|
Объем продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности
|
Физический капитал
|
Инфраструктура и агломерация
|
Создание транспортной системы и инфраструктуры курорта мирового
уровня, агломерационное развитие.
|
Объем пассажиропотока экологически чистого транспорта
|
Институциональный капитал
|
Управление и гражданское общество
|
Эффективное управление, развитие гражданского общества и
содействие предпринимательству.
|
Объем доходов местного бюджета, формируемых за счет уникального
статуса
|
На наш взгляд, в качестве одной из основных долгосрочных целей развития туристско-рекреационной сферы Крыма можно считать сохранение и приумножение природного капитала, повышение отдачи от его использования, климатическое и экологическое развитие.
Самая богатая природная столица (климат и экология, природные памятники, природные ландшафты, природные заповедники) формирует главное конкурентное преимущество ЮБК. В худшем случае при утрате природного и экологического потенциала существует опасность того, что ЮБК перестанет быть курортом в классическом понимании. Ухудшение эколого-климатических характеристик, качества городской среды и, как следствие, снижение туристских потоков приведут к ухудшению экономики региона, поэтому уникальные земельные ресурсы данной территории рассматриваются как основная и безусловная ценность, как основа туристской специализации и последующего превращения ЮБК в курорт мирового значения. Для достижения этой цели природный потенциал должен быть сохранен и увеличен для будущих поколений.
Кроме того, необходимо нормативно-правовое закрепление особого статуса ЮБК как уникального климатического курорта РФ, уникального природного региона. Сегодня многие из тенденций, характерных для предыдущих этапов, продолжаются: разрушение исторических природных ландшафтов многоэтажными новостройками, зеленые насаждения уменьшаются, проблема незаконного строительства и доступа к побережью не решена, утраченные парки и ландшафты не восстанавливаются. Для решения накопившихся проблем Южного побережья Крыма необходим комплексный подход, в частности разработка федерального закона о федеральном курортном центре на территории южного побережья Крыма, об уникальном природном заповеднике на территории ЮБК с целью восстановления данного региона в качестве национальной здравницы. Федеральный закон призван определить особые условия, систему мер по восстановлению природных ландшафтов, зеленых насаждений, целебную роль климата и обновление территории. Представляется, что федеральный закон закрепит механизмы создания целевого экологического фонда, компенсацию за землю, используемую для восстановления целебных свойств ЮБК, снижения антропогенной нагрузки, оптимизации землепользования [1] (Kvita, Arshinova, 2020).
Основная цель закона – увеличить «оборот» природного капитала ЮБК с целью оздоровления максимального количества жителей РФ и значительного увеличения числа отдыхающих.
Следующим шагом должно стать комплексное развитие ЮБК как единой экосистемы, уникального природно-экологического ландшафта.
В настоящее время частные инвесторы зачастую занимают позицию потребителей в отношении уникальных ресурсов, которые рассматриваются как средство получения прибыли.
Необходимо введение специализированного целевого экологического (курортного) сбора, формирование экологического фонда, доходы которого могут направляться на поддержание скверов, парков, зеленых насаждений, а также выкуп отдельных земель, находящихся в частной собственности [11] (Shchetinina et al., 2020).
Средства экологического фонда будут расходоваться на:
– содержание зеленых насаждений, скверов и парков
– выкуп земель из частной собственности с целью перевода их в категорию заповедных земель;
– мониторинг незаконного строительства, самозахвата и нарушения природоохранного законодательства;
– содержание зеленых насаждений, скверов и парков.
В настоящее время состояние парков и скверов Крыма является весьма запущенным. Большинство памятников природы и заповедных зон стали местами неорганизованного отдыха.
Требуется инвентаризация парков и других земель, в том числе территорий, принадлежащих юридическим и физическим лицам, постановка на баланс существующих зеленых зон. Реализация этих мероприятий особенно важна, поскольку растительность ЮБК является основным климатоформирующим фактором [3] (Leushina, Kvita, 2019).
Реализация данных задач будет возможна в том числе через разработку системы контрольно-надзорных мероприятий на основе риск-ориентированного подхода, внедрение дополнительных штрафов и формирование специального фонда восстановления природы.
Достижение этой цели остановит нерациональное использование ограниченных земельных ресурсов, радикально уменьшит разрушительное антропогенное воздействие на природу и восстановит природный капитал, утраченный в последние десятилетия.
Следующая стратегическая цель развития туристско-рекреационной составляющей социально-экономической системы Крыма – создание одного из лучших в мире курортов, городской среды, привлекательной для туристов со всего мира (приоритет «город-курорт») [10] (Simchenko, Yanovskaya, Tsyokhla, 2021).
Для достижения данной цели придется приложить усилия по созданию условий для развития туристического сектора и формированию привлекательного пространства для туристов. Основой для достижения цели является активизация всех видов туризма, в том числе для сглаживания фактора сезонности. Сегодня ЮБК обладает колоссальным потенциалом для развития и пляжного туризма как, например, Египет или Турция, экотуризма и путешествий (Греция), культурного туризма (Италия, Чехия, Германия), а также гастрономических туров и морских круизов, экстремального, велотуризма и т.д. Развитие туризма будет способствовать не только повышению конкурентоспособности услуг курортно-рекреационного комплекса, но и формированию разновидового регионального туристского рынка [4] (Nyurenberger, Luchina, Yakshigulov, 2021).
В свою очередь, одним из основных направлений деятельности по развитию объектов санаторно-курортного комплекса является обеспечение заполняемости санаториев и внедрение системы ведомственных и фирменных санаториев для круглогодичного оздоровления.
При этом стоит отметить, что одним из факторов повышения конкурентоспособности санаториев является подготовка квалифицированных отраслевых кадров и обучение персонала. В результате многие санаторно-курортные учреждения могут стать корпоративными университетами, образовательными и оздоровительными кампусами. Такой подход принесет кратную пользу экономике региона, а инвестиции в здравоохранение будут связаны с инновациями в области науки и образования.
Достижение поставленной задачи осуществимо на основе реализации ряда мероприятий, в частности это:
-подготовка дорожных карт организациями санаторно-курортного комплекса по развитию новых видов и форм туризма с целью создания условий для круглогодичного отдыха;
- разработка дорожной карты развития Большого Ялтинского туристско-рекреационного кластера, возвращение утраченных и создание новых выставочных достопримечательностей;
-создание единого туристического портала-интегратора;
-охрана объектов культурно-исторического наследия, формирование новых общественных пространств.
В качестве одного из элементов стратегического целеполагания логично рассматривать создание наукоемкой зеленой экономики и развитие социальной сферы Крыма.
Поскольку сохранение природного капитала является приоритетом, необходимо развивать зеленые секторы экономики и создавать условия для формирования человеческого капитала [6] (Maksanova, 2018).
Одним из примеров подобного подхода является опыт южной Франции, где создан технологический парк София Антиполис, расположенный недалеко от Ниццы. Основной целью создания Софии-Антиполис было социально-экономическое развитие региона, в котором туризм являлся ключевым сектором диверсификации экономики. Эффективное управление в сочетании с другими факторами привело к тому, что доходы региона от деятельности технопарка сегодня выше, чем от туризма.
Среди ключевых факторов успеха технологического парка можно выделить:
– транспортную доступность;
– жесткую градостроительную, ландшафтную политику, сохраняющую низкую экологическую нагрузку в регионе;
– благоприятный климат и уникальную природу;
– государственную поддержку на ранних этапах развития;
– удачно выбранную управленческую стратегию, личностный фактор.
Экономика Большой Ялты должна, прежде всего, базироваться на зеленых секторах сферы услуг и пищевой промышленности. Для полного перехода от Большой Ялты к зеленой экономической модели к 2030 году целесообразно осуществить ряд мер.
Разработать нормативно-правовую базу по развитию зеленой экономики Большой Ялты, развитию безотходных производств и производств, использующих возобновляемые ресурсы, стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий.
На сегодняшний день экономику ЮБК зеленой назвать нельзя – в регионе располагаются вредные для экологии промышленные производства, например асфальтобетонные заводы, также к ним можно отнести общественный транспорт, работающий на бензине и дизельном топливе.
Идеология чистой и зеленой экономики должна опираться на правовую базу как основу для развития предпринимательства. В частности, в правовых актах должны быть закреплены основополагающие принципы:
Ограничение осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности:
– запрет на размещение новых автозаправочных станций на территории ЮБК, осуществляющих розничную и оптовую продажу бензина и дизельного топлива;
– запрет на размещение и работу производств и предприятий сферы услуг, осуществляющих выбросы в окружающую среду;
– существенное ужесточение мер наказания за загрязнение окружающей среды;
– запрет на использование неэкологичных строительных материалов.
Стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий, развития безотходных производств, производств, использующих возобновляемые ресурсы:
– снижение налоговых платежей для предприятий и граждан, использующих возобновляемые источники энергии, например солнечные батареи, энергоэффективную бытовую технику, использующих товары, произведенные на основе технологий переработки отходов и пр. (список утверждается на местном уровне);
– развитие бесплатных заправочных станций для электромобилей;
– обнуление транспортного налога на электромобили;
– снижение налоговых ставок на недвижимое имущество, построенное на основе экологически чистых строительных материалов.
Еще одним направлением реализации стратегических целей развития должна стать активная деятельность профильных научно-исследовательских учреждений ЮБК.
К основным отраслям специализации таких учреждений относится санаторно-курортный комплекс и высокотехнологичные медицинские услуги, а также пищевая промышленность.
На данный момент в регионе осуществляет деятельность:
– ФГБУН «Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад – Национальный научный центр РАН»;
– ФГБУН «Всероссийский национальный научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия «Магарач» РАН;
– Ялтинский филиал Крымского НИИ проектирования (КрымНИИПроект);
– НИИ курортологии и физиотерапии им. Сеченова (Ялтинский институт физических методов лечения и медицинской климатологии имени И.М. Сеченова);
– Филиал Крымской астрофизической обсерватории в пгт Кацивели;
– Сейсмическая станция «Ялта» и др.
Индустрия ЮБК на сегодняшний день представлена развитыми пищевыми производствами. Невозможность размещения экологически вредных производств в районе ЮБК подтолкнет развитие этого сектора экономики к экологически чистым видам пищевой промышленности (рыболовство, виноделие).
На сегодняшний день в Большой Ялте рыболовство не представлено крупными предприятиями или индивидуальными предпринимателями. Поэтому одним из направлений развития пищевой промышленности и сельского хозяйства станет рыболовство.
Богатая морская фауна Черного моря может легко стать источником добычи рыбы. Сегодня есть все условия для развития в этой сфере частного малого бизнеса и индивидуального предпринимательства и обеспечения беспрепятственного доступа к маркетинговой инфраструктуре (например, организация ярмарок на выходных и т.д.).
Санаторно-курортная отрасль уже много лет является основой экономики региона. Спрос на услуги со стороны различных учреждений здравоохранения и профилактики существует не только благодаря высокому качеству предлагаемых услуг, но и из-за уникального климата, который благоприятен для лечения легочных, неврологических, пульмонологических, кардиологических и других видов заболеваний.
В настоящее время материально-технологическая база санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, которые в большинстве случаев функционируют как гостиницы и отели, нуждается в обновлении [4] (Nyurenberger, Luchina, Yakshigulov, 2021).
Для восстановления санаторно-курортного комплекса необходимо принять следующие организационные и инвестиционные меры:
– включение программ технологической модернизации санаторно-курортных и оздоровительных учреждений в ведомственные бюджеты;
– инвентаризация и технологический аудит существующих мощностей санаторно-курортного и оздоровительного комплекса;
– активизация профсоюзных направлений в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения ЮБК, в том числе и в зимний период.
Для эффективной реализации амбициозных целей в области экологии, туризма, городской среды, высоких технологий и зеленой экономики необходима модернизация транспортной системы, которая должна быть организована на основе лучших международных практик.
Общее улучшение инвестиционного климата в ЮБК, создание конкурентной среды, внедрение механизмов сотрудничества с инвесторами, позиционирование Ялты в качестве деловой столицы Республики Крым, приведет к улучшению межрегионального и международного сотрудничества и активизации деловых отношений.
Создание специализированного агентства для работы с инвесторами, поддержки инвестиционных проектов и формирования имиджа ЮБК как делового центра. Продвижение идеологии зеленого и экологически чистого города путем организации публичных лекций ведущих ученых, организации международных платформ для обмена передовым опытом, публикации специальной литературы и трансляции стратегий городов по всему миру в построении зеленой экономики.
Реализация предлагаемой Стратегии развития индустрии туризма и гостеприимства Крыма предполагается в четыре этапа:
I этап: 2019–2020 годы – «догоняющее развитие».
Первый этап реализации стратегии обеспечит внедрение лучших российских и мировых практик развития туризма. Созданы необходимые организационно-правовые механизмы для реализации стратегии: алгоритм стратегического развития ЮБК, проектные сметы для реализации «проектов развития» на региональном и федеральном уровне. Бюджетный маневр проводится с целью увеличения доходов муниципального бюджета, вырывая экономику из тени, улучшая качество местных налогов и сборов, внедряя платную парковку в центре. Реализованы ряд мер по поддержке малых и средних предприятий и развитию новых видов предпринимательства. Первый этап также можно назвать этапом «быстрых побед».
II этап: 2020–2021 годы – «формирование новой модели».
Второй этап связан с формированием основы для реализации модели устойчивого развития в рамках ЮБК: разработка бренда конкурентоспособности региона как экологически развитого, формирование подходов к архитектурному облику города, реализация концепции «Город без автомобилей», деловая среда и эффективное сотрудничество с инвесторами формируют имидж Большой Ялты как деловой столицы Крыма.
III этап: 2021–2025 годы – «последовательные улучшения, закрепление новой модели».
В ответ на внедрение новой экономической модели, основы всесезонной экономики, изменения в городской среде и формирования нового позитивного имиджа южного побережья, ожидается значительный рост инвестиций, особенно в сфере высокотехнологичных услуг. Формирование научных, технологических и зеленых кластеров, сектора возобновляемых источников энергии близится к завершению, и модель устойчивого развития консолидируется. Большая Ялта превращается в один из самых инновационных регионов России с мощным центром науки и образования, высоких технологий и зеленой промышленности.
IV этап: 2026–2030 годы – «устойчивое, эколого-ориентированное развитие».
На заключительном этапе реализации стратегии планируется достичь принципиально нового качества роста на основе новой технологической структуры, которая включает использование возобновляемых источников энергии и безотходных производств. В Большой Ялте будет создана модель устойчивого развития, которая предполагает гармоничное и взаимосвязанное экологическое, социальное и экономическое развитие, обеспечивающее сохранение и расширение экосистемы Большой Ялты. Доход от высокотехнологичных отраслей и кластеров должен быть сопоставим с доходом от туристического сектора.
Заключение. Таким образом, для дальнейшего устойчивого развития Крыма как ведущей туристской дестинации необходима реализация системного подхода к разработке стратегических документов развития туристско-рекреационного комплекса региона. Прежде всего, требуется разработка нормативно-правовой базы, закрепляющей социально-экономические приоритеты и минимизирующей негативные последствия развития массового туризма для природно-климатических и иных ресурсов региональной экосистемы. Целесообразно сконцентрировать усилия на смещении акцентов в брендинге территории и формировании конкурентоустойчивости как всего туристско-рекреационного комплекса региона, так и отдельных санаторно-курортных организаций. В частности, необходимо модернизировать материально-техническую базу, усовершенствовать инфраструктуру, повысить качество сервиса, разработать систему подготовки и переподготовки отраслевых кадров.
Источники:
2. Ковалёв В.А. Развитие инструментов стратегии материализации услуг // Двадцатые апрельские экономические чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. Омск, 2014. – c. 172-175.
3. Леушина О.В., Квита Г.Н. Особенности развития региональных туристских комплексов // Наука и инновации: исследование и достижения: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. – c. 89-92.
4. Нюренбергер Л.Б., Лучина Н.А., Якшигулов Р.А. Теоретические аспекты функционирования современной туристской индустрии // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: Сборник научных трудов. Симферополь, 2021. – c. 529-532.
5. Макринова Е.И., Матузенко Е.В., Лысенко В.В. Предпринимательская деятельность в туризме. - Москва-Берлин, 2021. – 156 c.
6. Максанова Л.Б-Ж. Глобальные критерии устойчивого туризма: теоретические основы и возможности применения в России // Туризм: право и экономика. – 2018. – № 1. – c. 6-11.
7. Кайзер Ф.Ю., Мекуш Г.Е. Туристский образ территории: проблема дефиниции, подходы и методы исследования, структурно- функциональные особенности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И Вернадского. География. Геология. – 2020. – № 3. – c. 70-93.
8. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю., Чемлякова А.Д. Соотношение качества и эффективности медицинских услуг как фактор конкурентоспособности организаций здравоохранения // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2017. – № 2. – c. 136-152.
9. Денисова В.А., Романович В.К. Комплекс продвижения продукта на рынок. / Глава в книге: Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. теория и практика. - Москва: ИТК Дашков и К, 2020. – 212-217 c.
10. Симченко Н.А., Яновская А.А., Цёхла С.Ю. Экосистемная модель медико-рекреационного развития республики Крым // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2021. – № 1. – c. 77-86. – doi: 10.15688/ek.jvolsu.2021.1.6 .
11. Щетинина Н.А. и др. Региональные туристские дестинации. / Учебное пособие. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. – 306 c.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:52:00