Современные реалии туризма в Камчатском крае
Проценко Т.Г.1, Рогалева Н.Л.1, Веняминова Л.Е.1
1 Камчатский филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
Скачать PDF | Загрузок: 43 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792818
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В работе рассматриваются современные тренды и определяются перспективы развития туристской отрасли Камчатского края в условиях антироссийских санкций, в частности возможности в сфере импортозамещения, имеющей целью сделать региональный турпродукт наиболее конкурентоспособным и привлекательным для граждан России. Представляется необходимым определить влияние сегодняшних реалий на развитие регионального туризма и возможные пути его развития в условиях внешних воздействий и происходящей трансформации потребительских установок. Решению данных задач способствовало глубинное интервью с председателем региональной общественной организации Союзов гидов Камчатки. Сделан анализ цепного темпа прироста туристического потока с 2014 года по 2021 год. Рассмотрена численности гостиниц и санаторно-курортных организаций и организаций отдыха в Камчатском крае в 2016-2021 гг. Определены основные формы и направления развития социального туризма в регионе. Установлены современные реалии туризма в Камчатском крае.
Ключевые слова: новые реалии, туризм Камчатского края, продвижение туризма в Камчатском крае, социальный туризм
JEL-классификация: P25, Z31, Z32
Введение
Множество модификаций, произошедших в макросреде, сегодня имеют как отрицательное, так и положительное влияние, так или иначе они повлекут за собой экономические преобразования и трансформации на туристическом рынке Камчатского края [1, 2].
Пандемия - первое воздействие, которое выбила все туристские организации Камчатского края из ощущения нормальности и стабильности. И вот 2022 год - геополитическая мировая ситуация и дестабилизация мирового порядка, текущий рынок туристский услуг становится непредвиденным. Многие предприятия останавливают свою деятельность, пытаясь при этом оценить текущее положение и определить векторы и пути нового развития. Недостаточная изученность современных явлений в условиях новой реальности и определили актуальность работы.
Международные эксперты и аналитики утверждают, что деятельность организаций протекает в условиях «новой нормальности», это объясняется тем, что новая макроэкономическая ситуация останется уже неизменной и нужно её принимать как нормальной и разрабатывать новые стратегические планы учитывая современную реалию [3,4].
Сегодня Камчатский край выступает в роли развивающего региона в сфере туризма, которому присущи большое количество преимуществ, выражающихся в уникальности экологического туризма, спортивного, экстремального, событийного, этнического, научного, курортно-оздоровительного, гастрономического и даже сельскохозяйственного. Внимания туристов заслуживают особенности природных богатств региона. Но, Камчатский край сталкивается с проблемой транспортной доступности и высоких цен на авиаперелёты и турпродукты, что как раз и затрудняет его выход на новую ступень развития. Кроме того, зачастую нежелание самих российских граждан познавать территорию своей страны выступает сдерживающим фактором продвижения региона, что актуализирует проблему популяризации регионального турпродукта как для самого Камчатского края, так и для других регионов страны.
Цель работы рассмотреть современные тренды и определить перспективы развития туризма Камчатского края в условиях новой реальности. Научная новизна: определено влияние сегодняшних реалий, антироссийских санкций и пандемического лага, на развитие туризма в Камчатском крае и представлены возможные пути его развития в условиях внешних воздействий и происходящей трансформации потребительских установок.
Основные методы исследования: логические, статистические, наблюдения, монографический.
Для решения поставленных задач было проведено глубинное интервью с председателем региональной общественной организации Союзов гидов Камчатки.
Результаты
По словам председателя региональной общественной организации Союзов гидов Камчатки, имеющей опыт организации приема туристов в Камчатском крае, «роль регионального туризма становится заметна, условия пандемического периода научили многие туристические предприятия работать в непредвиденных условиях и учитывать факторы управления изменениями в современных реалиях. Обстановка, которая сейчас — это, несомненно, положительное влияние на развитие туризма в Камчатском крае. Популяризация туристских возможностей региона не только среди местных жителей, но и граждан всей России является нашей фундаментальной задачей». Вышесказанное подтверждает то, что региональный туризм в Камчатском крае будет теперь занимать важную нишу на национальном туристском рынке, так как он даёт возможность показать потенциал отечественных туристских направлений, большинство из которых обладают исключительной уникальностью и требуют стать обязательными для посещения как российскими, так и иностранными туристами.
Как было отмечено выше, Камчатский края представляет собой край большого разнообразия природных условий, для которого присущ значительный рекреационный потенциал, позволяющий удовлетворить потребности различных целевых групп в отдыхе, оздоровлении, приобретении новых знаний.
В Камчатском крае с 2013 года действует программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае», которая является основой для формирования положительного имиджа предприятий туризма Камчатского края [4]. Программа развития решается основные задачи: создания и развития туристской инфраструктуры, продвижения туристского продукта, популяризации отдельных видов туризма, повышения качества туристских услуг, государственная поддержка социального туризма.
Прежде чем определить перспективы развития туристской отрасли Камчатского края, следует оценить, как пандемия COVID-19 и геополитическая мировая ситуация отразились на спросе регионального туризма — возрос ли он, остался на прежнем уровне или же всё-таки сдал несколько позиций.
Изначально пандемия и санкции, безусловно, ударили по бизнесу, так как закрытие границ и ограниченность передвижения даже по территории нашей страны стали главными препятствиями для осуществления путешествий. Но после постепенного смягчения карантинных мер туристские компании Камчатского края сразу же приступили к работе с абсолютно новыми идеями и форматами, которые отвечали не только эпидемиологической обстановке, но и новым требованиям «обновлённых» туристов, готовых отправляться путешествовать по нашей стране и региону с новыми силами и ещё большим желанием [3].
Рисунок 1 – Динамика туристического потока в Камчатский край
2014-2021 гг., человек
Источник: Составлено автором по данным годовых отчетов о реализации государственной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае» [5]
Динамика туристического потока в Камчатский (рисунок 1) с 2014 года значительно изменилась увеличение по сравнению с 2021 годом составило в четыре раза, существенное увеличение отмечается в 2016 году, что составило 198605 человек туристов, в три раза больше чем в 2014 году, 57 330 туристов. До 2019 года очевидно виден рост потока иностранных туристов, так же этот год считается рекордным за 6 лет по числу иностранцев, посетивших Камчатку, что объясняется падением рубля. В 2020 год резкое снижение иностранцев до 1434 человек, пандемические ограничения из-за коронавируса и практически полного закрытия стран в том числе включая Россию. Вторая волна изменений туристского рынка Камчатского края - это усиление антироссийских санкций, что также отразилось на динамике потока иностранных туристов на Камчатку, он не восстановился и в 2021 году составил всего 13 260 человек. Динамика роста потока российских туристов относительно стабильна, большой рост отмечается в 2016 году, в три раз, и ощутимое снижение в 2020 году, также практически в три раза, где основная причина пандемия.
На рисунке 2 представлен цепной темп роста туристского потока в Камчатский край, резкое снижение туристов отмечается в 2020 году во время пандемии на 62 %, и увеличение в 2021 году на 168 % по сравнению с 2020 годом.
Рисунок 2 – Цепной темп прироста туристского потока в Камчатский край 2014-2021 гг., %
Источник: Составлено автором
Поэтому, можно сказать, что спрос на региональные туры однозначно возрос. Необходимо отметить, что за 2021 год регион посетило свыше 240 тысяч туристов, что, несомненно, является позитивным показателем, демонстрирующим рост спроса на такое туристское направление, как Камчатский края [3,4].
В Камчатском крае в 2021 году получили развитие следующие виды туризма: спортивный, экологический, треккинг и событийный. Инфраструктурой Камчатского края требует модернизации для туристско-рекреационной деятельности – это еще одна проблема, препятствующая развитию туризма на Камчатке.
Рисунок 3 – Динамика гостиниц и санаторно-курортных организаций и организаций отдыха в Камчатском крае в 2016-2021 гг., единиц
Источник: Составлено автором по данным годовых отчетов о реализации государственной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае» [5]
Динамика гостиниц и санаторно-курортных организаций и организаций отдыха в Камчатском крае в 2016-2021 гг. (рисунок 3) показывает значительный рост гостиниц в 2017 году, но потом идет стабильное незначительное снижение их количества и только в 2021 году видим увеличение, что подтверждает тот факт, что пандемия и санкции стимулировали развитие туризма в Камчатском крае и явились катализаторами развития туристского бизнеса в современной реальности.
Санаторно-курортные организации и организации отдыха в Камчатском крае в 2016-2021 гг. стабильно увеличивались, но активный рост наблюдается в 2021 году на 47,4 %, рост объясняется развитием корпоративного и санаторно-курортного туризма в Камчатском крае, это еще одна положительная трансформация после сложных воздействий геополитической ситуации и пандемии макросреды на туристский бизнес.
Доступность социальных туристских услуг и продуктов становится важным фактором спроса в Камчатском крае, что в ближайшем будущем будет определять основные направления развития туристской сферы [6,7].
Рисунок 4 – Динамика численности граждан Камчатского края, охваченных социальными турами, человек
Источник: Составлено автором по данным годовых отчетов о реализации государственной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае» [5]
Участие граждан Камчатского края (рисунок 4) в социальных турах достаточно активно во время пандемии 2590 граждан, и почти в три раза меньше, а 2021 году 882 человека. Что объясняется тем, что в 2020 году Правительством края было выделено дополнительное финансирование в соответствии с Комплексным планом дополнительных финансовых мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма в 2020 году.
При реализации мероприятий, направленных на решение задачи Программы – обеспечение государственной поддержки для стимулирования развития социального туризма на территории Камчатского края, было освоено 9 409,10 тыс. рублей средств краевого бюджета. Министерство туризма Камчатского края 27 июня 2021 года и 28 июня 2021 года 140 человек (138 выпускников – медалисты, победители олимпиад и 2 сопровождающих) побывали в Долине гейзеров. В Долине гейзеров Губернатор Камчатского края пообщался с выпускниками и прочел им лекцию о перспективах региона, о «зеленой» стратегии развития [5,8,9].
Весной 2021 года заключены соглашения с 14-ью субъектами туристской деятельности: ООО «Адерс», ООО «Туристическая компания Край Вулканов», ООО «Причал», ООО «Туристическая компания «Камчатинтур», ООО «Снег», ООО «Гранд», ООО «Камчатка трэвел групп», ООО «Туристическая компания Одиссей», ООО «Пиар-агентство «Просто», ООО «Витязь-Тревел», ООО «Туристская компания «Ист-Трэвел», ООО «КамчатВизит», ООО «Орлан Камчатка» [5,8,9].
Рисунок 5 – Динамика туристских компаний, принявших участие в социальном туризме, единиц
Источник: Составлено автором по данным годовых отчетов о реализации государственной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае» [5]
Всего в 2021 году проведено 30 летне-осенних социальных туров, в которых участвовало 476 человек. Осенью 2021 года заключены соглашения с 15-ью субъектами туристской деятельности: ООО «Туристическая компания «Камчатинтур», ООО «Орлан Камчатка», ООО «Вкус Камчатки», ООО «Адерс», ООО Туристская компания «Ист Трэвел», ООО «Инджой Камчатка», ООО «Кайт Райд», ООО «Камчатка Трэвел групп», ООО «КамчатВизит», ООО «Камчатское бюро путешествий», ООО «Туристическая компания Край вулканов», ООО «Одиссей», ООО «Причал», ООО «Снег», ООО «Снежная долина». Всего в 2021 году проведено 15 зимних социальных туров, в которых участвовало 266 человек [5,8,9].
Общее количество участников социальных туров в 2021 году – 882 человека. Экскурсионные поездки организуют для: школьников и студентов, являющихся победителями олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований; творческой молодежи; победителей конкурсов профессионального мастерства; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов; многодетных семей; ветеранов ВОВ и боевых действий; победителей краевых конкурсов, соревнований и чемпионатов, проводимых среди пенсионеров; женщин, удостоенных почетного звания «Материнская слава Камчатки»; работников оленеводческих хозяйств, удостоенных почетного звания «Знатный оленевод Камчатского края»; граждан, удостоенных почетного звания «Почетный житель Камчатского края»; медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, а также лицам из группы риска и т.д. [5,8,9].
Туры были организованы по следующим направлениям: «Дачные источники», «Легенды Халактырских песков», «Активная морская программа на парусно-моторном катамаране kosatka с дополнительным выходом в бухту Тихая», «Автобусный маршрут в Корякское стойбище Кайныран», автомобильно-пешеходный тур «К Вилючинскому водопаду и Верхне-Паратунским горячим источникам», тур на сап бордах по бухте Бабия «Стоянка забытых кораблей», «Экскурсия по маршруту «Озеро Толмачёво», «Экскурсия к вулкану Мутновский», «Конная прогулка к Тихому океану через озеро Приливное», этнографическая экскурсия в питомник ездовых собак «Камчадал», Министерство туризма Камчатского края «Культурно-просветительский центр «Вулканариум» - Халактырский пляж», обзорный полет на самолете Gessa Grand Caravan над действующими вулканами Южно-Камчатской или Корякско-Авачинской группы, снегоходная экскурсия «Горный массив Вачкажец», экскурсия в питомник «Снежные псы», «Посещение термальных источников «Снежной Долины» и др. [5,8,9].
Развитие социального туризма в Камчатском крае увеличивает возможности удовлетворения потребностей жителей Камчатского края в туристских услугах, обеспечивает соблюдение прав граждан на отдых, повышает роль туризма в достижении социального равенства и стабильности в обществе.
Основой для формирования положительного имиджа предприятий туризма является программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае» [6].
Продвижение Камчатского края стало более масштабным после открытия Туристского информационного центра, который как раз и даёт толчок к популяризации возможностей туризма за её пределами. При этом необходимо сказать и о мощнейшей поддержке со стороны Министерства туризма Камчатского края, благодаря усилиям которого на территориях России проходят постоянно выставки уникальных даров Камчатки. Основная цель продвижения Камчатского края и брендирование территории Камчатки направлена на увеличение потока туристов, улучшения инфраструктуры, развития туристической деятельности и общего роста экономической составляющей нашего региона [10, 11].
Работа по продвижению туризма Камчатского края постоянно совершенствуется. В течение года проводилось освещение в СМИ возможностей туристско-рекреационного комплекса Камчатского края. При этом используются как современные способы продвижения такие, как VK и Telegram, в которых на данный момент наблюдается пик активности, так и традиционные каналы продвижения — размещение рекламы на баннерах, участие в выставках, форумах, конференциях, охватывающих большое количество людей из разных городов. Продвижение Камчатского края стало более масштабным после открытия Туристского информационного центра, который как раз и даёт толчок к популяризации возможностей туризма за её пределами [12].
Заключение
Таким образом проведенный анализ определил особенности развития туризма в Камчатском крае в условиях современной реальности.
Популярные направления туризма В Камчатском крае: экологический, познавательный, гастрономический, событийный и треккинг. Активное развитие ведется и необходимо развивать направления: деловой туризм, лечебно-оздоровительный, историко-культурный, научный и этнографический.
В 2021 году прирост туристического потока на Камчатку составил 168 % по сравнению с 2020 годом и на 4% больше по равнению с 2019 годом, что говорит о стимулировании пандемии и антироссийских санкций, что привило к трансформации туристкой сферы деятельности в новых реалиях в положительную сторону [5]. Поэтому, можно сказать, что спрос на региональные туры однозначно возрос. Необходимо отметить, что за 2021 год регион посетило свыше 240 тысяч туристов [5], что, несомненно, является позитивным показателем, демонстрирующим рост спроса на такое туристское направление, как Камчатский края
Санаторно-курортные организации и организации отдыха в Камчатском крае в 2016-2021 гг. стабильно увеличивались, но активный рост наблюдается в 2021 году на 47,4 % [5], рост объясняется развитием корпоративного и санаторно-курортного туризма в Камчатском крае, это еще одно положительное изменение после сложных воздействий геополитической ситуации и пандемии макросреды на туристский бизнес.
В 2020 году 20 компаний приняли участие в социальном туризме, в 2021 году - 18 компаний [5]. В эти годы прием документов от субъектов туристской деятельности на получение субсидий в сфере социального туризма на территории Камчатского края проводился дважды.
Следует также отметить в проблемах продвижения, о нежелании самих людей путешествовать по своему региону. Поэтому можно сказать, что препятствием для развития туризма в Камчатском крае являются сами люди, которые отдают предпочтение более «раскрученным» и «традиционным» российским и зарубежным направлениям. Представляется необходимым использовать ещё один из самых долго действующих и проверенных способов продвижения — «сарафанное радио», которое для Камчатского края является самым эффективным из всех мероприятий по продвижению не только организаций, но и самой территории Камчатского края.
Региональный туризм в Камчатском крае будет теперь занимать важную нишу на национальном туристском рынке, так как он даёт возможность показать потенциал отечественных туристских направлений, большинство из которых обладают исключительной уникальностью и требуют стать обязательными для посещения как российскими, так и иностранными туристами.
Подводя итоги исследования, отметим, что деятельность туристских организаций Камчатского края протекает в условиях «новой нормальности», новая макроэкономическая ситуация останется уже неизменной и туристские организации принимают ее как нормальной и разрабатывают новые стратегические планы учитывая современную реалию.
Для повышения эффективности туристской деятельности в Камчатском крае в условиях устойчивого развития региона необходимо решить следующие основные проблемы: повысить качество туристских услуг, расширить и углубить ассортимент туристских продуктов, повысить имидж Камчатского края и продвигать его на российский и зарубежные рынки.
Источники:
2. Nyurenberger L. B., Latysheva O. A., Shlegel S. V. Tourism Destination Management: Focusing on Sustainability and Corporate Social Responsibility // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. – № 372. – p. 809-815. – doi: 10.1007/978-3-030-93155-1_87.
3. Oshkordina A. A., Radygina E. G. Socio-Economic problems and peculiarities of railway tourism development in Russia // AIP Conference Proceedings. Perm, 2021. – p. 100035.
4. Экологический туризм: современные векторы развития. / М. И. Абрамова, Г. В. Алексушин, Т. В. Антюфеева [и др.]. - Екатеринбург, 2022. – 812 c.
5. Годовые отчеты о реализации государственной программы. Офиц. сайт исполнит. органов гос. власти Камчат. края. [Электронный ресурс]. URL: https://kamgov.ru/mintur/godovye-otcety-o-realizacii-gosudarstvennoj-programmy (дата обращения: 01.11.2022).
6. Попова Ю. А. Развитие туристского потенциала на примере малого города Каменска-Уральского // Молодежный научный форум «Уфимский гуманитарный научный форум»: Сборник статей: к 70-летию Дегтярева Александра Николаевича, Уфа, 08 апреля – 30 2022 года. – Уфа: Институт стратегических исследований Республики Башкортостан. 2022. – c. 217-221.
7. Радыгина Е. Г., Карева А. В. Пути снижения антропогенной нагрузки при посещении особо охраняемых природных территорий в рекреационных целях // Повышение энергоэффективности, экологической безопасности и устойчивого развития в сельском хозяйстве: Международная научно-практическая конференция, Саратов, 20–24 октября 2021 года. – Саратов: Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. 2022. – c. 167.
8. Постановление Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 г. № 554-П «О государственной программе Камчатского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае на 2014 - 2018 годы» Офиц. сайт исполнит. органов гос. власти Камчат. края. [Электронный ресурс]. URL: https://kamgov.ru/mintur/godovye-otcety-o-realizacii-gosudarstvennoj-programmy (дата обращения: 15.11.2022).
9. Приказ Министерства туризма Камчатского края от 28.10.2021 № 93 «О внесении изменений в приказ Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края от 19.12.2013 № 216 «Об утверждении порядка предоставления субсидий субъектам туристкой деятельности в сфере социального туризма на территории Камчатского края». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kamgov.ru/ mintur/document/frontend-document/view-npa?id=28970 (дата обращения: 15.11.2022).
10. Рогалева Н. Л. Развитие бренда Камчатского края // Экономика, управление и право: новые траектории развития: Сборник научных статей по итогам национальной научно-практической конференции, Волгоград, 14 апреля 2022 года / Редколлегия: Г.Н. Дудукалова (гл. ред.) [и др.]. – Волгоград: Волгоградский институт экономики, социологии и права. 2022. – c. 139-142.
11. Веняминова Л. Е., Уваров В. А. Социально-экономические условия функционирования рыбного комплекса Камчатского края // Власть и управление на Востоке России. – 2011. – № 3. – c. 42-47.
12. Dorofeeva A. A., Shamayeva N., Nyurenberger L. B. Ecotourism as a factor of the development of off-season tourism in southern Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: conference proceedings, Krasnoyarsk, Russia, 13–14 ноября 2019 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. – Krasnoyarsk, Russia: Institute of Physics and IOP Publishing Limited. 2020. – p. 62016.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 17:51:02