Таможенная процедура как экономическая мера стимулирования экспорта
Кодякова Т.А.1
1 Оренбургский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 4 (Февраль 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кодякова Т.А. Таможенная процедура как экономическая мера стимулирования экспорта // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 4. – С. 579-584. – doi: 10.18334/rp.16.4.99.
Аннотация:
В статье представлен обзор мер стимулирования экспорта в России. Предложено применение норм таможенной процедуры в качестве решения проблемы дисбаланса экономики. Описаны предполагаемые изменения производственной сферы деятельности.
Ключевые слова: поддержка экспорта, дисбаланс экономики, переработка сырья, таможенная процедура
После распада СССР многие организации вышли на внешний рынок, но производственные предприятия оказались неконкурентоспособными и были вытеснены с мирового рынка. Лидирующие позиции заняли отечественные предприятия, поставляющие сырье на внешний рынок, что привело к настоящему времени к проблеме дисбаланса экономики, а именно к топливно-сырьевой внешнеторговой специализации Российской Федерации на мировом рынке.
По данным Федеральной службы государственной статистики России, в товарной структуре экспорта Российской Федерации за 2012 год доля минеральных продуктов составила 71,4%. А доля товаров с высокой добавленной стоимостью (машины, оборудование и транспортные средства) преобладает в российском импорте в указанном периоде – 50,2% [1].
Представленные данные в очередной раз подтверждают дисбаланс российской экономики.
Государственные меры поддержки экспорта
Важно отметить, что сложившейся ситуации способствовала политика государства, характеризуемая системой мер поддержки экспорта.
До 2003 года применялись государственные меры стимулирования экспорта, описанные в Постановлении Правительства России № 123 от 08.02.1996, действовавшем до 2003 года, среди которых экономические меры стимулирования экспорта: предоставление государственных гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков; предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки; страхование операций по освоению внешних рынков [2].
В настоящее время в качестве меры стимулирования экспорта используется система возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта этого товара.
Данные инструменты стимулирования экспорта действуют эффективно, указанный факт доказывает высокая доля экспорта товаров топливно-сырьевой группы в общем объеме экспорта России.
Для успешного позиционирования страны на мировом рынке необходимо обеспечить экономический рост промышленной сферы деятельности за счет специализированного применения перечисленных выше мер. Необходимо поменять систему льгот в части их получателей, условий их предоставления и видов товаров, в отношении которых эти льготы предоставляются. Государственная поддержка не должна распространяться на предприятия, не занимающиеся переработкой сырья. Важно создать новый экономический инструмент, позволяющий стимулировать экспорт готовой продукции при одновременном снижении объема импорта товаров с высокой добавленной стоимостью.
Таможенная процедура как экономический инструмент
Поскольку любое предприятие, осуществляющее внешнеторговую деятельность, при вывозе товаров пересекает таможенную границу Таможенного союза, оно вынуждено помещать указанные товары под определенную таможенную процедуру.
Таможенная процедура, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, – это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами [3]. Соответственно, таможенную процедуру можно рассматривать как экономическую меру стимулирования экспорта. Целесообразно в рамках таможенной процедуры определить совокупность норм, при которых стимулирование экспорта коснется только предприятий, занимающихся переработкой (а не вывозом) сырья.
Первоначально должны быть установлены таможенные барьеры (введение высоких экспортных пошлин на вывоз товаров сырьевой группы в непереработанном виде) в целях прекращения вывоза сырья на продажу. Высокие таможенные платежи на вывоз должны быть переориентированы субъектами хозяйствования на строительство и модернизацию предприятий перерабатывающей промышленности. Вывоз может продолжаться только в рамках таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в целях использования иностранных производственных мощностей и обратного ввоза готовой продукции на внутренний рынок. Одновременно с этим должны быть снижены ввозные таможенные пошлины на импортные закупки оборудования для производства перерабатывающих отраслей экономики, чтобы нынешним экспортерам сырья было выгодно инвестировать средства в производственные предприятия с использованием достижений научно-технического прогресса и производственного опыта зарубежных развитых стран.
Указанные нормы приведут к изменению структуры производимых товаров, к созданию производства полуфабрикатов в любых отраслях промышленности, в первую очередь, для внутреннего рынка в целях сокращения потребления импортируемых товаров. А с другой стороны, такие полуфабрикаты могут направляться в страны (территориальные единицы стран) с близким экономическим уровнем развития к экономике региона-экспортера в целях увеличения рынка сбыта.
Такие преобразования предполагают формирование производственной базы предприятий (оснащение всей линии производства необходимыми станками и оборудованием). Данная производственная линия сможет соединить в себе использование полуфабрикатов, созданных на внешнем производстве, и имеющихся ресурсов (сырье, трудовые ресурсы и накопленный капитал) для создания конечной готовой продукции.
В продолжение реконструкции производства должны быть сохранены высокие ставки экспортной пошлины на сырьевые товары и возможно установление перечня товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, с целью стимулирования собственного производства на всех его этапах.
Во время таких преобразований представляется возможным создание новой таможенной процедуры для временного или постоянного (как покажут результаты практического применения) использования. Новая таможенная процедура должна регламентировать основные положения ввоза машин и оборудования для организации современного модернизированного производства.
Новая таможенная процедура может получить название «Выпуск для организации внутреннего производства». В наименовании уже отражается целевое назначение товаров, помещаемых под указанную таможенную процедуры. Следовательно, выпуск для организации внутреннего производства может быть определен как таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза в целях повышения эффективности производственной деятельности внутренних предприятий без ограничений по их использованию и распоряжению.
Правовые нормы выпуска для организации внутреннего производства должны регламентировать виды товаров, помещаемых под условия данной таможенной процедуры. Соответственно должен быть разработан перечень товаров, необходимый региону, способствующий развитию его производства. Следующим важным объектом регламентации являются условия помещения товаров под указанную таможенную процедуру.
Главным условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для организации внутреннего производства является предоставление документа, подтверждающего необходимость ввоза данных товаров для конкретного предприятия.
Стоит отметить, что экономические преобразования начнутся с изменений на каждом отдельном предприятии, поэтому применение указанных мер может быть опробовано в качестве эксперимента в отдельном конкретном регионе, являющемся экспортером сырья.
Заключение
Использование некоторых отдельных экономических мер может складываться в совокупность норм одной или нескольких таможенных процедур, применение которых может повлиять на изменение структуры производственной сферы деятельности. То есть таможенная процедура может рассматриваться как мера воздействия на экономику и возможный инструмент экономического сбалансирования.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:48:56