Процедура разработки стратегии создания благоприятных условий для развития инновационного потенциала промышленного предприятия

Усачева И.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (55), Июль 2011

Цитировать:
Усачева И.В. Процедура разработки стратегии создания благоприятных условий для развития инновационного потенциала промышленного предприятия // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 7. – С. 114-120.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16545113
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматривается процедура разработки стратегии создания благоприятных условий для развития инновационного потенциала промышленного предприятия. Стратегия должна учитывать особенности инновационной деятельности промышленного предприятия. Обосновывается перспективность предлагаемой стратегии и ее положительное влияние на экономику в целом. По результатам реализации стратегических направлений можно сформировать необходимые тенденции дальнейшего развития предприятия.

Ключевые слова: промышленное предприятие, стратегия, инновационный потенциал, управление компанией, миссия организации, система целей



В общем виде стратегию можно определить как систему организационных решений, направленных на выполнение миссии организации посредством достижения определенных целей. В основе стратегии должно лежать создание и использование конкурентных преимуществ, которые весьма разнообразны и зависят от состояния и возможностей предприятия. Стратегию можно понимать как обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей через координацию и распределение ресурсов промышленного предприятия.

Шаг за шагом идти к цели

Сложность заключается в том, что при формировании стратегии создания благоприятных условий для развития инновационного потенциала идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инновационных решений, наиболее полно соответствующих спросу на продукцию и задачам развития предприятия. Важна также периодическая корректировка с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей развития.

Стратегические мероприятия должны осуществляться по алгоритму, что представляет собой логическую последовательность шагов, предпринимаемых для достижения постав ленных стратегических целей (рис.1). При разработке стратегии использовался алгоритм, предложенный Ю.П. Анисимовым [1]. Первый шаг – определение миссии предприятия, которая включает представления о смысле его деятельности.

Рис. 1. Процедура разработки стратегии создания благоприятных условийдля развития инновационного потенциала промышленного предприятия

Миссия отражает цели

Отправным моментом стратегического процесса является определение миссии и целей. Миссия организации – это обычно общая качественно выраженная цель организации, которая преобразуется затем в систему долгосрочных и краткосрочных целей. Через определение миссии и целей организация стремится представить свое будущее, а также направления развития своего бизнеса.

Правильно сформулированные цели должны удовлетворять следующим требованиям: конкретность, измеримость, достижимость, согласованность, приемлемость, гибкость. Сочетание указанных требований представляет собой сложную задачу, так как некоторые из них противоречивы (например, конкретность отвергает гибкость). Противоречивость можно устранить, если учитывать и анализировать единичные, двойные и прочие влияния каждого из требований. Практически это сводится к установлению степени важности требований.

Цели строятся по иерархическому принципу, образуя «целевой каркас организации». Они разделяются по уровням иерархии организации на цели вышележащего и цели нижележащего уровня. Цели нижележащего уровня выступают в качестве средств достижения целей более высокого уровня. Основным правилом построения системы целей является полнота редукции (сведение сложного явления к более простым): каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла исходную цель.

Стратегия создания благоприятных условий для развития инновационного потенциала промышленного предприятия — поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов в соответствии с главной целью. Основные цели предприятия в области развития инновационного потенциала могут быть сформулированы следующим образом:

• формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими в целях развития инновационного потенциала;

• выявление решающих направлений деятельности, связанных с инновациями;

• обеспечение действиями, связанными с инновационной деятельностью, экономическим состоянием и материальными возможностями производства.

Анализ выявляет приоритеты

Следующим этапом является стратегический анализ деятельности предприятия.

По своему содержанию стратегический анализ предусматривает анализ среды, в которой можно выделить следующие уровни:

• макросреда — среда косвенного окружения, анализ условий, определяющих стратегию на уровне региона;

• мезосреда — среда непосредственного окружения, анализ условий, определяющих стратегию на уровне отрасли;

• микросреда — внутренняя среда организации, анализ условий, определяющих стратегию на уровне предприятия.

На данном этапе, связанном со стратегическим анализом деятельности предприятия, автор предлагает изучить спрос на продукцию, что позволит выявить систему приоритетов по товарам на конкретную стратегическую перспективу, а также учесть уровень развития инновационного потенциала на предприятии.

Этап формирования и анализа стратегических альтернатив является одним из основных. Он включает поиск альтернатив решения поставленных стратегических экономических целей, их соответствующую оценку с позиций внешних возможностей и опасностей, а также реального внутреннего потенциала предприятия. Поиск альтернатив, отвечающих поставленным целям, ведется в отраслевом разрезе, по различным объектам стратегического управления.

Непосредственно разработка стратегии создания благоприятных условий для развития инновационного потенциала промышленного предприятия начинается с определения общего периода ее формирования, который зависит от следующих условий:

• предсказуемости развития экономики в целом;

• продолжительности периода, принятого для формирования базовой стратегии фирмы;

• отраслевой принадлежности фирмы и размера фирмы.

Планирование «двигает» программу

Процесс реализации начинается с разработки системы планов. Основная роль в этом процессе принадлежит плановому звену предприятия, представленному, как правило, планово-экономическим отделом. Планирование представляет собой систему расчетов, направленную на выбор и обоснование целей развития, и подготовку управленческих решений, необходимых для их достижения.

Составление стратегической программы действий должно базироваться на информации, собранной на этапе стратегического анализа, а также на конкретных стратегических выборах по основным видам решений. При принятии управленческих решений необходимо учитывать экономические, политические, рыночные, технологические, социальные, конкурентные факторы. Исходными составляющими стратегической программы действий являются люди, имеющиеся ресурсы, стратегические и тактические планы по отдельным видам деятельности. Предложенные в ней подпрограммы нацелены на устранение недостатков, выявленных на этапе стратегического анализа.

Этап реализации стратегии заканчивается контролем хода ее реализации. Стратегический контроль имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов с точки зрения достижения его конечных целей, ведется по количественным и качественным показателям.

Процесс сводится к сбору, обработке и оценке информации о предприятии в целом и его подразделениях.

Поиск путей более успешного осуществления стратегии постоянен. В силу того, что некоторые аспекты реализации стратегии не срабатывают как предполагалось, необходимо вносить коррективы (устранение причин, порождающих отклонения, путем ликвидации, нейтрализации; изменение стандартов, если они устанавливались на основе прогноза, от которого реальная ситуация существенно отличается). Выполнение стратегических установок вынуждает организацию к стратегическим изменениям, созданию необходимого климата и к формированию и мобилизации ресурсов, человеческого потенциала.

После того, как осуществлена реализация стратегии создания благоприятных условий для развития инновационного потенциала промышленного предприятия, проводится оценка достижения целей стратегии. Если обнаружено, что поставленные цели не достигнуты, то необходимо вернуться на этап формирования стратегических альтернатив и повторить весь процесс.

Если влияние положительно, то руководство принимает решение о реализации данной стратегии в перспективе. При этом цели развития устанавливаются и корректируются на основе анализа внешней среды. Если руководство в основном удовлетворено положением предприятия то, очевидно, в перспективе оно будет придерживаться той же стратегии, так как это самый простой и наименее рискованный путь действий.

Вывод

Реализация стратегии создания благоприятных условий для развития инновационного потенциала промышленного предприятия оказала положительное влияние на развитие в целом, в частности в плане финансовой устойчивости отрасли. Для достижения стратегических целей руководству рекомендована постоянная работа в направлении реализации соответствующих установок и роста результативности.


Источники:

1. Анисимов Ю.П. Экономический рост производства на основе инноваций [Текст] / Ю.П. Анисимов, И.В. Усачева; под редакцией Ю.П. Анисимова. — Воронеж: АОНО ВПО «ИММиФ», 2007.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:43:39