Поддержка инновационных форм малого бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (56), Август 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16548815
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Малый инновационный бизнес нуждается в особой государственной поддержке, которая должна включать определенные меры, такие как льготное налогообложение, совершенствование правового механизма, расширение прав кредитных организаций в области финансирования, либерализацию процедур предоставления займов, оказание информационно-консультационных услуг и создание соответствующей инфраструктуры. Важнейшим средством стимулирования инновационной деятельности является использование налоговых льгот.
Ключевые слова: финансирование, налоговые льготы, государственная поддержка, регулирование, малый инновационный бизнес
Инновационные процессы высоко значимы для развития малого бизнеса. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики.
При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе [2, с. 30].
Любое государство заинтересовано в развитии инновационной деятельности, в которой динамичный и рисковый малый бизнес, создающий условия для формирования национальной инновационной системы, играет значительную роль.
Практический опыт свидетельствует о том, что инновации перемены, создание чего-то нового – это процесс в основном неорганизованный, идущий скачками. Сознавая это, крупные компании разрабатывают меры по преодолению такого положения, а малые предприятия принимают такое положение совершенно естественно [5, с. 87]. В ускорении перехода к новым, передовым видам и формам технического прогресса немалую роль должен сыграть малый инновационный бизнес.
Необходимое содействие
В связи с многочисленными трудностями развития малого инновационного бизнеса необходимо проведение особой государственной политики поддержки данной сферы. К основным инструментам государственного регулирования инновационного бизнеса относятся [1, с. 106]:
• социально-технические и научно-технические прогнозы государственной политики в области цен, финансов, денежного обращения;
• административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
• региональные программы;
• индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий, организаций и других форм собственности.
Государственная протекционистская политика в отношении малых инновационных предприятий должна охватывать все уровни законодательной и исполнительной власти и включать совокупность мер организационного, финансового, социально-экономического, правового регулирования, исходя из единой концепции общественной необходимости развития инновационного бизнеса в экономике в целом и в каждом регионе в частности.
Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том, чтобы сохранить накопленный научно-технологический потенциал, развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы [3, с. 269].
Налоговые льготы
Важнейшим средством экономического стимулирования инновационной деятельности являются налоговые льготы:
• освобождение малых внедренческих производственных предприятий в первые два года от уплаты налога на прибыль;
• из налогооблагаемой прибыли исключение прибыли, направленной на реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение производства, новой техники и технологии;
• освобождение НИОКР от налога на добавленную стоимость, выполняемых по договорам с организациями, которым выделяются средства госбюджета на оплату этих работ;
• льготы для авторов научных произведений, изобретений, а также для создателей ряда других объектов интеллектуальной собственности.
Центральные органы управления должны предпринять определенные усилия по разработке более эффективной системы стимулирования инноваций.
Привлекательными могли бы быть предложения о льготировании внешнеэкономических операций, связанных с экспортом научно-технической продукции, а также дохода, получаемого от реализации продукции, созданной по заданиям государственных научно-технических программ и льготы для научных организаций, инновационных и опытно-экспериментальных предприятий.
Для реализации государственной политики в любой области нужен четкий механизм и, прежде всего, организационное обеспечение. В связи с этим следует отметить, что организационная структура по поддержке малого инновационного бизнеса должна предусмотреть:
• создание банка данных о неиспользуемых производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, местных источниках сырья, технологиях и «ноу-хау» для малых предприятий;
• систему льгот для организаций, вступающих в кооперацию с малыми инновационными предприятиями и привлекающих их к выполнению полученных на конкурсной основе государственных заказов, особенно по конверсионным программам;
• дифференцирование ставки налога на имущество предприятий в зависимости от их размера и направлений деятельности;
• использование инвестиционного налогового кредита, предоставляемого малым предприятиям.
Источники финансирования
Наиболее уязвимой проблемой малого инновационного бизнеса является финансирование. Среди источников финансирования инновационного бизнеса особая роль отводится государственному бюджетному финансированию [4, с. 334].
В связи со сложной экономической ситуацией в Азербайджане государственное финансирование малых инновационных предприятий сегодня не может осуществляться в сколько-нибудь значительных объемах, даже реализации приоритетных научно-технических разработок.
Центральные и местные органы власти должны осторожно, обоснованно подходить к предоставлению субсидий и льгот и предусматривать альтернативные варианты. В этой связи наиболее существенными мерами финансового и экономического характера представляются:
• создание национальных институтов для прямого долевого (взаимного) страхования рисковых инвестиций в малый бизнес;
• разветвленная система целевых кредитов со скидками, в том числе на приобретение оборудования, доверительных кредитов для предприятий, находящихся в затруднительном финансовом положении;
• создание восполняющей недостаток собственных средств системы долевых кредитов, имеющих государственные гарантии.
Для стимулирования политики специализированных инвестиционных коммерческих банков по выделению ссуд малым предприятиям под рисковые капиталовложения местным органам власти было бы целесообразно практиковать снижение на 50-70 % ставок налогообложения банковской прибыли, полученной по операциям кредитования инновационного бизнеса.
Малые предприятия испытывают необходимость привлечения заемных средств. Для этих целей необходимо создание специальных инновационных банков, обслуживающих потребности малых предприятий.
Помимо инновационных банков широкое развитие могут получить инновационные фонды, формируемые на различных уровнях. Образование таких фондов в регионах может проходить за счет бюджетных средств, а также средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции, банков, других предприятий и организаций. Причем с целью повышения заинтересованности последних в участии в формировании таких фондов часть прибыли, направляемой в них, должна подвергаться льготному налогообложению, либо вообще не облагаться налогом.
Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - это наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей.
Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. В этой связи не может не тревожить почти полное отсутствие подобной политики и подобных ей механизмов в Азербайджане. Современное состояние экономики, достигнутая макроэкономическая стабильность национальной экономики в условиях глобального финансового и экономического кризисов сдерживает проведение мероприятий сугубо инновационного характера. Хорошо, если в их число входят действия по прямому спасению фундаментальной науки, бывших центральных отраслевых институтов и т.п.
Вывод
На наш взгляд, необходимо безотлагательно определить и достаточно четко сформулировать действенную программу развития всего будущего инновационного комплекса Азербайджана. Она должна охватывать отдельные производственные, исследовательские, конструкторские, информационные единицы и их сочетания в рыночных структурах.
В этом смысле положительный опыт в области государственной инновационной политики в западных странах может оказаться очень полезным.
Источники:
2. Малый бизнес : учеб. пособие / кол. авторов; под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: КНОРУС, 2009. – 336 с.
3. Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В. Основы организации бизнеса – М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
4. Экономика инноваций / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля – М. : Вузовский учебник, 2009. – 416 с.
5. Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 313 с.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:45:23