Социальные аспекты государственного регулирования предпринимательства на современном этапе

Вакуленко Р.Я., Логинова И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (38), Февраль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Международный опыт показывает, что нигде современное предприни­мательство не может развиваться, а тем более фор­мироваться без государственного регулирования и поддержки. В странах с развитым современным предпри­нимательством давно считается правомерным тот факт, что государст­венное регулирование в тех или иных формах и мас­штабах является одним из серьезных инструментов социальной рыночной эко­номики.

Ключевые слова: поддержка предпринимательства, государственное регулирование предпринимательства



Международный опыт показывает, что нигде современное предприни­мательство не может развиваться, а тем более фор­мироваться без государственного регулирования и поддержки. В странах с развитым современным предпри­нимательством давно считается правомерным тот факт, что государст­венное регулирование в тех или иных формах и мас­штабах является одним из серьезных инструментов социальной рыночной эко­номики.

Социально-рыночные отношения являются сложной социально- и организационно-эко­номической системой. Главным принципом их орга­низации является сочетание принципа свободы пред­принимательства с принципом социального выравни­вания. Свобода предпринимательства требует простора для производителя и потребителя, продавца и покупате­ля, для формирования спроса и предложений, экономи­ческой состязательности, одинаковых «правил игры» для всех субъектов предпринимательской деятель­ности.

Социальное выравнивание обусловливает общественно-значимую ориентацию свободного предпринимательст­ва, обеспечивающую социальную защиту всех слоев населения: предпринимателей, менеджеров, наемных работников, продавцов и покупателей, а также наиболее социально уязви­мых слоев населения — пенсионеров, молодежи, ин­валидов, безработных и т. д.

Воплощение данного принципа в жизнь требует использования соответствующих методов и средств разрешения противоречий, свойственных рыночному механизму самоорганизации экономики, в том числе и свободному предпринимательству. Главные из этих противоречий заключаются в следующем. Рыночная экономика наиболее эффек­тивно проявляет свои созидательные функции в ус­ловиях свободной конкуренции как формы экономи­ческой состязательности и в свободном предприни­мательстве. Однако этому противоречит то, что каждый предприниматель стре­мится обеспечить себе устойчивое монопольное положение на рынке или в отдельных его сегмен­тах. Этого положения достигают, в основном, крупные предприниматели.

Конкуренция, предпринимательский тип хозяйст­вования ведут к превращению одних мелких пред­принимателей в крупных, получающих высокий предпринимательский доход, и к банкротству других. При банкротстве предпринимательских структур их работники пополняют армию безработных, таким об­разом, происходит усиление дифференциации об­щества.

Объективно предпринимательство создает мате­риальную основу для обеспечения общего благосо­стояния, но предприниматели не заинтересованы в производстве общественных товаров и услуг. Рыночный организационно-хозяйственный меха­низм сам по себе не способен разрешить эти и дру­гие противоречия. Это возможно осуществить только посредством соответствующих функций государст­венного регулирования.

Государство выступает гарантом создания ус­ловий для конкуренции как подлинной экономи­ческой состязательности, социальной направленности рыночных отношений, в том числе и предпри­нимательства в народном хозяйстве в целом, в ре­гионах, предпринимательских структурах всех орга­низационно-правовых форм в интересах всего обще­ства.

Государство создает систему экономических ме­ханизмов, предотвращающих гипертрофированное развитие монополизма, деструктивное поведение мо­нопольных структур, направляющих монополизм в русло «мирного сосуществования» с конкуренцией, в такой их синтез, который обеспечивает повыше­ние устойчивости экономического развития и устойчивого благосостояния всех членов об­щества.

Государственное регулирование предпринима­тельства представляет собой систему экономическо­го, социального, организационного, правового и поли­тического обеспечения государством среды для фор­мирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

В период становления свободного предпринима­тельства в России государство выполняет такую основ­ную функцию, как формирование субъектов современного пред­принимательства и, прежде всего, цивилизованных предпринимателей — людей, способных к инноваци­онной, рисковой деятельности во всех сферах эконо­мики и реализующих эти возможности либо в каждой от­расли, либо регионе или предпринимательской структуре.

На данном этапе экономической реформы форми­рование подлинных предпринимателей можно осу­ществить, учитывая социальную базу и условия Рос­сии в целом и каждом регионе в отдельности. Социальные усло­вия для формирования предпринимательской среды в каждой отрасли, комплексе отраслей или регионе имеют свою специфику. В то же время этим условиям присущи и общие характерные черты.

Предпринимательст­во — это специфическая область деятельности, которая ведется на инновационной рисковой основе. Его главной целью является не просто извлечение прибыли, а сверхпри­были — предпринимательского дохода, который может быть получен только в результате использования инновационных, рисковых способнос­тей предпринимателя.

Проанализируем социальное лицо современного российского предпринимателя, воспользовавшись анали­тическими материалами общероссийского объедине­ния «Круглый стол бизнеса в России» и академичес­кого центра «Российские исследования». Состав и качественные характеристики современ­ного российского предпринимателя формировались на четырех этапах становления бизнеса.

На первом этапе (1987-1988 гг.), характеризовавшемся «волной возрождения бизнеса», в кооперативы объединились представители, главным образом, спекулятивного мелкого бизнеса, сферой деятельности которых, в ос­новном, стала мелкооптовая и розничная торговля. До выхода закона о кооперации они спекулировали товарами, в том числе и привозимыми из-за гра­ницы. Под видом кооперативов открывались мелкие частные торговые фирмы. Четверть таких бизнесменов была связана с уголовным миром, а 22,5 % из них привлекались к уголовной ответствен­ности. Накопленный же опыт ведения такого бизнеса в сфере торговли мог или даже еще сможет пригодиться при формирова­нии подлинного предпринимательства в перспективе, но в целом эти бизнесмены не могут создать базу для формирования цивилизованного предпринима­тельства.

На втором этапе формирования бизнеса (1989-1990 гг.) в частный бизнес влились управленцы, инженерно-технические и научные работники государственных производственных предпри­ятий, из них 46 % составляли сотрудники промыш­ленных предприятий и отраслевых НИИ, 15% — ра­ботники министерств и ведомств, остальные — ра­ботники других учреждений, в том числе аппарата КПСС и ВЛКСМ. Эта разная по качеству группа биз­несменов в перспективе могла дать больше (по срав­нению с первой волной) современных предпринимателей, особенно из состава управленцев, ИТР и научных работников. Однако нельзя было считать и эту группу опорной базой форми­рования цивилизованных предпринимателей.

На третьем этапе (1991-1992 гг.) армию бизнесме­нов пополнили руководители приватизированных предприятий различных сфер и отраслей и, прежде всего, транспорта и строительства. Сумев «прихватизировать» за минимальную плату или бесплатно го­сударственную собственность, они смогли пустить в хозяйственный оборот деньги, накопленные от дея­тельности в теневой экономике. И эти бизнесмены также лишь частично могли «переродиться» в под­линных предпринимателей.

На четвертом этапе, начавшемся в 1992 году и продолжающемся в настоящее время, бизнесменами стали те, кто сумел использовать результаты массовой «шоковой» приватизации. Наряду с процессом фор­мирования слоев крупных и средних бизнесменов идет процесс формирования малого бизнеса. Как и прежде, это бизнесмены разного качества. Опреде­ленная часть из них при создании соответствующих условий могут стать подлинными предпринимателя­ми в различных сферах экономики.

Учитывая сферу деятельности и качество со­временного российского бизнеса, его состав, мента­литет, уровень профессионализма, условия фор­мирования и т.д., процесс создания критической массы предпринимателей будет весьма продолжи­тельным.

Создавая условия для трансформации современ­ных бизнесменов в подлинных предпринимателей, целесообразно провести классификацию и анализ их спо­собностей и возможностей заниматься цивилизован­ным современным предпринимательством. На основе этого критерия можно выделить следующие типы современных бизнесменов.

Первый тип — статичный биз­несмен. Он занимается лишь простым бизнесом, по­зволяющим нединамичными методами получать обычную прибыль в размере, зависящем от сложившейся конъюнктуры на рынке или его сег­ментах, экономической, правовой, организационной среды, создаваемой государством.

Второй тип — случайный бизнесмен. Представи­тели этого типа «пришли» в бизнес случайно, в ре­зультате сложившихся политических, социальных и других условий. Этому способствовали и возможность «нажиться» за счет участия в приватизации, и близость к номенклатуре, и отсутствие всяких моральных принципов, и трудности условий жизни, и невозможность заняться прежним родом деятельности - вследствие разорения предпри­ятий, учреждений культуры, образования, сокраще­ния армии и т.д.п.

Третий тип — это зарождающийся подлинный предприниматель, пытающийся ре­ализовать свои способности даже в современных антипредпринимательских условиях, способный работать в сфере инновационного воспроизводства на рисковой основе.

Для статичного бизнеса должна быть создана бла­гоприятная среда и селективная поддержка в за­висимости от значимости сферы, в которой бизне­смен выполняет необходимые для общества функции. При этом как можно быстрее необходимо освободиться от криминального бизнеса. Случайный бизнесмен, очевидно, в основном, будет вытеснен из сферы бизнеса при создании соответствующих условий для конкуренции. Поэтому самая главная функция государственного регули­рования на современном этапе — создание режима наибольшего благопри­ятствования для максимального использования потенциала зарож­дающихся подлинных предпринимателей.

Окончание следует


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:30