Социальные аспекты государственного регулирования предпринимательства на современном этапе
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (38), Февраль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Вакуленко Р.Я., Логинова И.В. Социальные аспекты государственного регулирования предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 2. – С. 18-23.
Аннотация:
Международный опыт показывает, что нигде современное предпринимательство не может развиваться, а тем более формироваться без государственного регулирования и поддержки. В странах с развитым современным предпринимательством давно считается правомерным тот факт, что государственное регулирование в тех или иных формах и масштабах является одним из серьезных инструментов социальной рыночной экономики.
Ключевые слова: поддержка предпринимательства, государственное регулирование предпринимательства
Международный опыт показывает, что нигде современное предпринимательство не может развиваться, а тем более формироваться без государственного регулирования и поддержки. В странах с развитым современным предпринимательством давно считается правомерным тот факт, что государственное регулирование в тех или иных формах и масштабах является одним из серьезных инструментов социальной рыночной экономики.
Социально-рыночные отношения являются сложной социально- и организационно-экономической системой. Главным принципом их организации является сочетание принципа свободы предпринимательства с принципом социального выравнивания. Свобода предпринимательства требует простора для производителя и потребителя, продавца и покупателя, для формирования спроса и предложений, экономической состязательности, одинаковых «правил игры» для всех субъектов предпринимательской деятельности.
Социальное выравнивание обусловливает общественно-значимую ориентацию свободного предпринимательства, обеспечивающую социальную защиту всех слоев населения: предпринимателей, менеджеров, наемных работников, продавцов и покупателей, а также наиболее социально уязвимых слоев населения — пенсионеров, молодежи, инвалидов, безработных и т. д.
Воплощение данного принципа в жизнь требует использования соответствующих методов и средств разрешения противоречий, свойственных рыночному механизму самоорганизации экономики, в том числе и свободному предпринимательству. Главные из этих противоречий заключаются в следующем. Рыночная экономика наиболее эффективно проявляет свои созидательные функции в условиях свободной конкуренции как формы экономической состязательности и в свободном предпринимательстве. Однако этому противоречит то, что каждый предприниматель стремится обеспечить себе устойчивое монопольное положение на рынке или в отдельных его сегментах. Этого положения достигают, в основном, крупные предприниматели.
Конкуренция, предпринимательский тип хозяйствования ведут к превращению одних мелких предпринимателей в крупных, получающих высокий предпринимательский доход, и к банкротству других. При банкротстве предпринимательских структур их работники пополняют армию безработных, таким образом, происходит усиление дифференциации общества.
Объективно предпринимательство создает материальную основу для обеспечения общего благосостояния, но предприниматели не заинтересованы в производстве общественных товаров и услуг. Рыночный организационно-хозяйственный механизм сам по себе не способен разрешить эти и другие противоречия. Это возможно осуществить только посредством соответствующих функций государственного регулирования.
Государство выступает гарантом создания условий для конкуренции как подлинной экономической состязательности, социальной направленности рыночных отношений, в том числе и предпринимательства в народном хозяйстве в целом, в регионах, предпринимательских структурах всех организационно-правовых форм в интересах всего общества.
Государство создает систему экономических механизмов, предотвращающих гипертрофированное развитие монополизма, деструктивное поведение монопольных структур, направляющих монополизм в русло «мирного сосуществования» с конкуренцией, в такой их синтез, который обеспечивает повышение устойчивости экономического развития и устойчивого благосостояния всех членов общества.
Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.
В период становления свободного предпринимательства в России государство выполняет такую основную функцию, как формирование субъектов современного предпринимательства и, прежде всего, цивилизованных предпринимателей — людей, способных к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики и реализующих эти возможности либо в каждой отрасли, либо регионе или предпринимательской структуре.
На данном этапе экономической реформы формирование подлинных предпринимателей можно осуществить, учитывая социальную базу и условия России в целом и каждом регионе в отдельности. Социальные условия для формирования предпринимательской среды в каждой отрасли, комплексе отраслей или регионе имеют свою специфику. В то же время этим условиям присущи и общие характерные черты.
Предпринимательство — это специфическая область деятельности, которая ведется на инновационной рисковой основе. Его главной целью является не просто извлечение прибыли, а сверхприбыли — предпринимательского дохода, который может быть получен только в результате использования инновационных, рисковых способностей предпринимателя.
Проанализируем социальное лицо современного российского предпринимателя, воспользовавшись аналитическими материалами общероссийского объединения «Круглый стол бизнеса в России» и академического центра «Российские исследования». Состав и качественные характеристики современного российского предпринимателя формировались на четырех этапах становления бизнеса.
На первом этапе (1987-1988 гг.), характеризовавшемся «волной возрождения бизнеса», в кооперативы объединились представители, главным образом, спекулятивного мелкого бизнеса, сферой деятельности которых, в основном, стала мелкооптовая и розничная торговля. До выхода закона о кооперации они спекулировали товарами, в том числе и привозимыми из-за границы. Под видом кооперативов открывались мелкие частные торговые фирмы. Четверть таких бизнесменов была связана с уголовным миром, а 22,5 % из них привлекались к уголовной ответственности. Накопленный же опыт ведения такого бизнеса в сфере торговли мог или даже еще сможет пригодиться при формировании подлинного предпринимательства в перспективе, но в целом эти бизнесмены не могут создать базу для формирования цивилизованного предпринимательства.
На втором этапе формирования бизнеса (1989-1990 гг.) в частный бизнес влились управленцы, инженерно-технические и научные работники государственных производственных предприятий, из них 46 % составляли сотрудники промышленных предприятий и отраслевых НИИ, 15% — работники министерств и ведомств, остальные — работники других учреждений, в том числе аппарата КПСС и ВЛКСМ. Эта разная по качеству группа бизнесменов в перспективе могла дать больше (по сравнению с первой волной) современных предпринимателей, особенно из состава управленцев, ИТР и научных работников. Однако нельзя было считать и эту группу опорной базой формирования цивилизованных предпринимателей.
На третьем этапе (1991-1992 гг.) армию бизнесменов пополнили руководители приватизированных предприятий различных сфер и отраслей и, прежде всего, транспорта и строительства. Сумев «прихватизировать» за минимальную плату или бесплатно государственную собственность, они смогли пустить в хозяйственный оборот деньги, накопленные от деятельности в теневой экономике. И эти бизнесмены также лишь частично могли «переродиться» в подлинных предпринимателей.
На четвертом этапе, начавшемся в 1992 году и продолжающемся в настоящее время, бизнесменами стали те, кто сумел использовать результаты массовой «шоковой» приватизации. Наряду с процессом формирования слоев крупных и средних бизнесменов идет процесс формирования малого бизнеса. Как и прежде, это бизнесмены разного качества. Определенная часть из них при создании соответствующих условий могут стать подлинными предпринимателями в различных сферах экономики.
Учитывая сферу деятельности и качество современного российского бизнеса, его состав, менталитет, уровень профессионализма, условия формирования и т.д., процесс создания критической массы предпринимателей будет весьма продолжительным.
Создавая условия для трансформации современных бизнесменов в подлинных предпринимателей, целесообразно провести классификацию и анализ их способностей и возможностей заниматься цивилизованным современным предпринимательством. На основе этого критерия можно выделить следующие типы современных бизнесменов.
Первый тип — статичный бизнесмен. Он занимается лишь простым бизнесом, позволяющим нединамичными методами получать обычную прибыль в размере, зависящем от сложившейся конъюнктуры на рынке или его сегментах, экономической, правовой, организационной среды, создаваемой государством.
Второй тип — случайный бизнесмен. Представители этого типа «пришли» в бизнес случайно, в результате сложившихся политических, социальных и других условий. Этому способствовали и возможность «нажиться» за счет участия в приватизации, и близость к номенклатуре, и отсутствие всяких моральных принципов, и трудности условий жизни, и невозможность заняться прежним родом деятельности - вследствие разорения предприятий, учреждений культуры, образования, сокращения армии и т.д.п.
Третий тип — это зарождающийся подлинный предприниматель, пытающийся реализовать свои способности даже в современных антипредпринимательских условиях, способный работать в сфере инновационного воспроизводства на рисковой основе.
Для статичного бизнеса должна быть создана благоприятная среда и селективная поддержка в зависимости от значимости сферы, в которой бизнесмен выполняет необходимые для общества функции. При этом как можно быстрее необходимо освободиться от криминального бизнеса. Случайный бизнесмен, очевидно, в основном, будет вытеснен из сферы бизнеса при создании соответствующих условий для конкуренции. Поэтому самая главная функция государственного регулирования на современном этапе — создание режима наибольшего благоприятствования для максимального использования потенциала зарождающихся подлинных предпринимателей.
Окончание следует
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:30