Территории опережающего развития как мера государственного регулирования социально-экономического развития в Приморском крае

Чертковский А.Р.1, Миронова М.Н.1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 7 (Июль 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310535

Аннотация:
В статье рассмотрены особенности и механизмы государственного управления региональным развитием на примере территорий опережающего развития (ТОР) в Приморском крае России. Охарактеризованы современные ТОР региона и цели их создания. На примере ТОР «Михайловский» края выявлены основные направления регулирования социально-экономического развития данного субъекта РФ. Выявлено, что основное направление деятельности ТОР «Михайловский» связано с развитием аграрного сектора и повышением экспортного потенциала региона в отношении стран АТР, в т.ч. Китая. Экономический анализ ряда статистических показателей позволил определить, что в период 2018-2021 годов почти в 2 раза вырос удельный вес объемов продукции сельскохозяйственного производства ТОР «Михайловский» в Приморском крае, на 10 п.п. увеличилась доля инвестиции резидентов и рабочих мест в общих соответствующих показателях края. Однако доля объемов экспорта данной ТОР от всех ТОР Приморского края увеличилась пока незначительно.

Ключевые слова: государственное регулирование, территория опережающего развития, Приморский край

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58



, Приморский край

Введение

Территорий опережающего развития (ТОР) – относительно новый механизм активизации развития территорий на уровне муниципалитетов и субъектов РФ, направленный на улучшение предпринимательского климата и привлечения дополнительных инвестиций в экономику. Тематике государственного управления на базе ТОР и эффективности их функционирования посвящены работы таких отечественных ученых как И.И. Бухтиярова [3, С.171-175], Ю.Н. Ю.П. Кузякин [5, С. 100-110)], Н.А. Мыльникова [6, c.95], А.А. Панкратов [7, c.103-106] и др..

На Дальнем Востоке сосредоточены практически все современные ТОР страны, при этом особая роль в их создании принадлежит Приморскому краю, что определяется в значительной мере спецификой его экономико-географического положения на крайнем юго-востоке страны, приморского и приграничного расположения и транзите транспортных путей, наиболее благоприятной природно-ресурсной базой экономического развития, концентрацией населения и пр.. Примерами работ по особенностям регулирования территории и развития ТОР в данном макрорегионе и Приморском крае могут служить публикации К.Е. Абрамова [1, c.12], Ю.Н. Бочаровой [2, c. 169], Н.С. Степанова [8, с.34].

При этом ТОР «Михайловский» - единственная ТОР среди ТОР края, имеющая аграрно-промышленную специализацию. Данное исследование связано с попыткой дать косвенную оценку эффективности государственного управления через механизм ТОР - на примере деятельности конкретной ТОР «Михайловский» Приморского края в 2018-2021 гг..

Цель: определить воздействие государственного регулирования на социально-экономическое развитие региона. В качестве меры государственного регулирования в статье рассматривается территория опережающего развития (ТОР) - ТОР «Михайловский» Приморского края.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

изучить понятие «территория опережающего развития» и основные меры государственной поддержки ТОР;

определить место Приморского края среди ТОР Дальнего Востока и место ТОР «Михайловский» среди ТОР края;

проанализировать, на какие показатели социально-экономического развития края ТОР «Михайловский» оказала влияние в большей или меньшей степени;

выделить основные направления ТОР «Михайловский» в регулировании развития Приморского края и перспективы ее развития.

Методы и материалы: Использованы метод экономического анализа статистической информации и интерпретации инфографики, связанных с развитием ТОР в стране и Приморском крае, а также метод изучение и обобщение литературных источников, законодательных документов и материалов государственных программ и проектов, собранных на основе официальных данных в сети Интернет.

Результаты

ТОР как инструмент социально-экономического развития территорий

Понятие «территория опережающего развития» впервые было введено в Российской Федерации 29 декабря 2014 года и закреплено на законодательном уровне в рамках реализации федерального закона (ФЗ) №473. В законе территория опережающего развития – это «часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения» [18].

Сегодня специалисты по-разному подходят к определению понятия «территории опережающего развития», акцентируя внимание на внимание на отдельных аспектах. В таблице 1 представлены мнения авторов по этому понятию для изучения его особенностей.

Таблица 1 – Определения понятия «территория опережающего развития»

Автор, год
Определение
А.А. Панкратов, Е.А. Кувшинова, Л.С. Галустян, 2021
Территория опережающего развития – это территория с особым режимом хозяйственной деятельности, которая включает набор разнообразных льгот и преференций, а также территория, которая нацелена на привлечение российский и зарубежных инвесторов и интенсификацию социально-экономического развития
Мыльников А.С., 2020
Территория опережающего развития – это инструмент инновационной экономики, механизм стимулирования инвестиций и особый режим для ведения предпринимательской деятельности
Кузякин Ю.П., Кузякин С.В., Реунова Е.С., 2020
ТОР – это возможность предоставления льгот, оказания государственных услуг резидентам территорий при осуществлении отдельных форм предпринимательской деятельности
Бухтиярова И.И., Бородина М.С., 2019
Территория опережающего развития – это особая экономическая зона, которая имеет льготные налоговые условия и упрощенную административную процедуру, и предназначенная для привлечения инвестиций, а также улучшения качества жизни населения и ускорения темпов развития экономики
Абрамова К.Е., 2020
Территория опережающего развития – это имеющая небольшой размер, но при этом плотная территория, определяющаяся социально-экономическим и инновационным потенциалом.
Источник: составлена авторами на основе [1; 3; 5; 6; 7]

Исходя из анализа данных определений можно выделить следующие основные характеристики ТОР:

1) небольшая и компактная территория;

2) наличие особого режима ведения хозяйственной (предпринимательской) деятельности;

3) наличие уникальных налогово-льготных и административных режимов;

4) цель - привлечение инвесторов для повышения социально-экономического развития региона.

Общие меры госуправления ТОР отражены в таблице 2.

Таблица 2 – Меры государственного управления ТОР

Меры
Основные мероприятия
Налоговые льготы
Налог на прибыль:
ставка 0% в течение первых 5 лет;
пониженная ставка 10% в течение следующих 5 лет.
Налог на имущество организаций: 0% в течение первых 5 лет.
Таможенный режим
Возможность ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования
Обеспечение инфраструктурой
Земельный участок и необходимая готовая инфраструктура: складские здания и помещения.
Обеспечение кадровым потенциалом
Возможность нанимать сотрудников как отечественных, так и иностранных, а также обучение кадров
Административный режим
Режим «одного окна», возможность применения процедуры расшифровать! (СТЗ – свободная таможенная зона).
Источник: составлена авторами на основе [7; 9]

Данные меры способствовали активизации процессов по созданию ТОР в стране уже с 2019 года. Первые территории опережающего развития (ТОР) появились на основании поставленных Правительством РФ задач по формированию зон специальных экономических режимов с особыми условиями развития несырьевых производств, ориентированных в том числе на экспорт на территория Дальнего Востока, Сибири и Арктической зоны. [4, 11]

Место Приморского края среди ТОР Дальнего Востока

Основные конкретные предпосылки создания ТОР на территории Дальнего Востока следующие:

1) существенное отставание регионов Дальнего Востока по уровню социально-экономического развития от среднероссийских показателей;

2) необходимость интенсификации торгового взаимодействия РФ со странами АТР;

3) развитие особых геостратегических территорий в рамках поставленных задач, обозначенных в Стратегии национальной безопасности [7] и Стратегии пространственного развития Российской Федерации [8].

Дальний Восток страны активно воспринял идею развития ТОР на своей территории – именно здесь уже сразу после принятий ФЗ №473 стали появляться первые ТОР; их уже 22 в 2022 г. Большая часть ТОР в регионах Дальнего Востока сосредоточена на наиболее освоенных и заселенных территориях юга округа – в Амурской области (плотность населения составляет 2 чел/км2 и здесь находятся 4 ТОР) и Приморском крае ( плотность населения - 11 чел/км2; 6 ТОР) (рис.1).

Рисунок 1 – Территории опережающего развития в регионах РФ и Дальнего Востока

Источник: [6]

Приморский край является одним из важнейших регионов Дальнего Востока ввиду его экономико-географического положения: наличие незамерзающих морских портов, приближенности к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и транзитно-транспортного положения. Именно поэтому создание ТОР в Приморском крае имело главные стратегические цели на федеральном уровне (табл. 3).

Таблица 3 – Цели создания ТОР в Приморском крае

Цель
Описание
Повышение инвестиционной привлекательности региона
В Приморском крае отмечалась низкая инвестиционная активность, а сам регион не был инвестиционно-привлекательным по сравнению с многими регионами РФ. Цель создания ТОР - повышение объемов инвестиций в основной капитал региона
Улучшение социально-экономического развития региона и снижение миграционного оттока населения из него
В Приморском крае снижается численность населения, что говорит о том, что регион становится некомфортным для проживания. Создание ТОР направлено на повышение качества жизни за счет создания рабочих мест и активизации предпринимательской активности, улучшения экономики региона в целом, что должно отразиться положительно на качестве жизни населения
Совершенствование торговых отношений со странами АТР
В созданные дальневосточные ТОРы собираются перенести свои предприятия частные и государственные компании Китая. В Суйфыньхэ создаётся свободная экономическая зона (трансграничная ТОР), где будет беспошлинное перемещение товаров, свободное перемещение людей
Источник: составлена авторами на основе [4; 12]

В настоящее время в Приморском крае функционируют четыре основные территорий опережающего развития: ТОР «Михайловский», ТОР «Надеждинская», ТОР «Большой Камень» и ТОР «Находка (Нефтехимический)». Направления их хозяйственной деятельности различны: ТОР «Надеждинская» и ТОР «Большой Камень» специализируются на логистике, а также судостроительной промышленности соответственно [12 и 13], ТОР «Находка» развивает химию и нефтехимию [14], но только ТОР «Михайловский» [15] связан с перспективной отраслью для края – сельским хозяйством [16].

ТОР «Михайловский»: цель и основные результаты функционирования

ТОР «Михайловский» призван играть важную роль в Приморском крае, так как реализует развитие аграрно-промышленной сферы на его территории и, в частности, одной из перспективных отраслей экономики – сельского хозяйства. Именно ТОР «Михайловский» позволяет активизировать данную отрасль в регионе, а также влиять на развитие внешней торговли пищевой продукции в Китай и страны АТР.

ТОР «Михайловский» ориентирован на создании мощных сельскохозяйственных производств, центров глубокой переработки сельскохозяйственной продукции и логистики сельхозпродукции в своем муниципальном образовании. Функционирование данной ТОР определено сроком до 15 лет. Однако, в настоящее время «Михайловский» в целом находится на этапе формирования инвестиционных площадок ТОР, а большая часть его резидентов – еще на стадии осуществления строительно-монтажных работ. [15] При рассмотрении перспективных инвестиционных проектов данной ТОР, можно отметить создание нескольких крупных животноводческих комплексом, молокоперерабатывающего завода, предприятий по переработке бобов сои и выпуску соевого масла и других сельскохозяйственные и промышленных предприятия (табл. 4).

Таблица 4 – Основные сельскохозяйственные проекты Приморского края, расположенные в ТОР «Михайловский»

Наименования проекта
Предприятие-резидент
Строительство свиноводческих комплексов Спасский район, с. Прохоры
ООО «Мерси трейд»/ООО «Приморский бекон»
Строительство свиноводческих комплексов, комплекса по производству комбикормов, элеватора, Уссурийский и Михайловский муниципальные районы
ООО «Русагро-Приморье»
Создание в Дальневосточном федеральном округе высокотехнологичных производств по выпуску кормовых аминокислот, витаминов, пробиотиков и белков, ветеринарных антибиотиков биотехнологического синтеза и продуктов на их основах
ООО «Арника»
Тепличный комплекс «Дальневосточные теплицы» в Михайловском районе Приморского края на территории ТОР «Михайловский»
ООО «НК ЛОТОС»
Источник: составлено авторами на основе [13]

Таким образом в рамках своей специализации агропромышленный комплекс ТОР «Михайловского» предусматривает пропорциональное развитие ведущих отраслей, исходя из планируемого выпуска продукции на 26 его предприятиях (рис. 2).

Рисунок 2 – Основные отрасли АПК, развивающиеся в рамках ТОР «Михайловский», в % от общего количества его предприятий

Источник: составлено авторами на основе [13]

Функционирование ТОР «Михайловский» в 2018-2021 годы повлияло на динамику ряда социально экономических показателей Приморского края, связанных с его деятельностью.

За этот исследуемый период наблюдался рост числа резидентов ТОР «Михайловский» (с 626 до 638), что обусловило, во-первых, увеличение удельного веса объемов инвестиций в экономику ТОР Приморского края: к 2021 году они достигли почти трети от всех (рис. 3).

Рисунок 3 – Доля ТОР «Михайловский» от общего объема инвестиций в ТОР Приморского края, 2018-21 гг. , в %.

Источник: составлено авторами на основе [13]

Во-вторых, выросла и доля рабочих мест, создаваемых в ТОР «Михайловский», от их общего числа в ТОР Приморского края; к 2021 году оно составила 29% против 19% в 2018 году (рис. 4).

Рисунок 4 – Доля рабочих мест, создаваемых ТОР «Михайловский» от общей доли рабочих мест, создаваемых всеми ТОР в Приморском крае, 2018-21 гг., в %

Источник: составлено авторами на основе [17]

В-третьих, фиксируется двукратное увеличение доли объема продукции сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории ТОР «Михайловский», относительно других муниципальных образований в Приморском крае: в 2021 году она составляла уже 42%. (рис. 5).

Рис. 5 – Динамика доли продукции сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории ТОР «Михайловский», относительно других муниципальных образований в Приморском крае, 2018-21 гг., в %

Источник: составлено авторами на основе [13]

Кроме этого, доля экспорта предприятий ТОР «Михайловский» от всего экспорта сельскохозяйственной продукции Приморского края выросла за исследуемый период с 10,1% в 2018 году до 13,1% в 2021 (рис. 14). К 2021 году объемы экспорта сельскохозяйственной продукции ТОР составляли 0,92 млн долл., что на 0,09 млн долл. больше, чем в 2018 году. Отметим, что 18% в объеме экспорта сельскохозяйственной продукции из Приморского крае приходилось на предприятие ООО «Легенд Агро», которое является резидентом ТОР «Михайловский» [18].

Рис. 6 – Доля экспорта предприятий ТОР «Михайловский» от всего экспорта Приморского края, 2018-21 гг., в %

Источник: составлено авторами на основе [13].

Важным факторов развития и позиционирования ТОР «Михайловский» является возрастающее значение Китайской Народной Республики как потребителя продуктов производства предприятий российской пищевой промышленности. В 2016 году Китай сменил Турцию в списке крупнейших покупателей продуктов питания из страны. С открытием китайского рынка для российских мясных производителей Приморского края значение Китая еще более возросло [10]. Исходя из этого ясно, что ТОР «Михайловский» – это перспективная площадка, являющаяся привлекательной для производителей сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности, которые ориентированы на экспортную деятельность, в первую очередь, в Китай, а также другие страны АТР.

Основные направления и перспективы развития ТОР «Михайловский»

Таким образом, можно выделить основные направления, отличающие ТОР «Михайловский» среди других ТОР Приморского края:

1) «Михайловский» – это агропромышленный центр Дальнего Востока и Приморского края;

2) «Михайловский» – экспортоориентированный аграрный центр Дальнего Востока и Приморского края и площадка для реализации совместных проектов резидентов из России и стран АТР;

3) «Михайловский» – это территория, позволяющая ускорить социально-экономическое развитие Приморского края и повысить качество жизни населения в регионе.

Кроме этого, отмечается наличие перспектив для дальнейшего развития инфраструктуры на территории «Михайловского» - такой, как элеваторные мощности и другие объекты для хранения продукции сельского хозяйства. Это можно рассматривать как возможности для производителей аналогичной продукции из других регионов использовать ТОР «Михайловский» в качестве перевалочного пункта при экспорте сельскохозяйственной товаров в Китай [19].

Отмечается также ряд проблем, которые негативно сказываются на современной деятельности ТОР «Михайловский», что в будущем может оказать негативное влияние на экономическое развитие исследуемого региона. Основной проблемой ТОР «Михайловский», по мнению авторов Дегтяревой И.В., Шалиной О.И., Токаревой Г.Ф. и Неучевой М.Ю., является то, что функции управления и регулирования ТОР «Михайловский» возложены исключительно на управляющий комитет (УК) ТОР и наблюдательный совет, в то время как целесообразно было бы привлечь к решению ключевых вопросов, связанных с функционированием ТОР, основных заинтересованных лиц – резидентов [6]. Именно резиденты могли бы обеспечить большую эффективность ее работы в рамках развития своих отдельных предприятий, что положительно сказалось бы на развитие сельского хозяйства, расширение структуры сельского хозяйства в Приморском крае, а также могло повлиять на увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции на внешние рынки.

Заключение.

Создание ТОР – государственный управленческий механизм по повышению инвестиционной привлекательности для стимулирования социально-экономического развития и улучшения уровня жизни населения отдаленных от центра страны регионов, в первую очередь Приморского края. Создание ТОР на территории Приморского края имеют также важные стратегические цели - улучшение торгового сотрудничества со странами АТР, что оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие РФ в целом.

Рассматривая меры по поддержке резидентов ТОР, можно отметить их достаточное разнообразие. Среди них, важное значение имеют те из них, что связаны с экономической эффективностью привлечения резидентов – налоговые и таможенные льготы.

ТОР «Михайловский» занимает второе место по площади территория среди ТОР Приморского края. Расположение на пахотных землях, наличие мягкого климата, а также размещения рядом с транспортными развязками и центрами значительного потребительского спроса стали определяющими факторами в направленности ТОР «Михайловский» на сельское хозяйство и пищевую промышленность. Несмотря на то, что ТОР «Михайловский» только начал свою деятельность, его функционирование в 2018-21 годы способствовало развитию Приморского края: росту инвестиций, рабочих мест и объемов сельскохозяйственного производства, а также активизации внешней торговли – экспорту продукции аграрного сектора в Китай и страны АТР.


Источники:

1. Абрамова К.Е. Содержание и проблемы территорий опережающего социально-экономического развития (на примере Дальнего Востока) // Аспирант. – 2020. – № 2(53). – c. 11-14.
2. Бочарова Ю.Н. Продвижение и позиционирование территории опережающего развития «Михайловский» на российском и зарубежных рынках // Самоуправление. – 2021. – № 2(124). – c. 168-171.
3. Бухтиярова И.И., Бородина М.С. Территории опережающего развития: новый инструмент экономики РФ // Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики и управления: Всероссийская научно-практическая студенческая конференция. Калининград, 2019. – c. 171-175.
4. За пять лет на ТОР «Михайловский» создан мощный сельскохозяйственный кластер. Minvr.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/za-pyat-let-na-tor-mikhaylovskiy-sozdan-moshchnyy-selskokhozyaystvennyy-klaster-27573/ (дата обращения: 26.11.2022).
5. Кузякин Ю.П., Кузякин С.В., Реунова Е.С. Территории опережающего социально-экономического развития: становление эффективного механизма развития экономики // Россия и современный мир. – 2020. – № 1(106). – c. 67-80. – doi: 10.31249/rsm/2020.01.04.
6. Мыльников А.С. Этимологический анализ понятия территорий опережающего социально-экономического развития в социологическом аспекте // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2020. – c. 94-96.
7. Панкратов А.А., Кувшинова Е.А., Галстян Л.С. Количественная оценка социально-экономического потенциала территорий опережающего развития регионов Дальневосточного федерального округа // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 4(187). – c. 100-109. – doi: 10.47711/0868-6351-187-100-109.
8. Степанов Н.С. Территории опережающего развития и свободный порт Владивосток: проблемы и перспективы в рамках новой модели развития // Modern Economy Success. – 2020. – № 1. – c. 35-42.
9. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/ (дата обращения: 15.02.2023).
10. Реализация проектов ТОР «Михайловский» в Приморье позволит создать 4 тыс. рабочих мест. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/vstrane/9160537 (дата обращения: 26.11.2022).
11. Территории опережающего развития. Forumvostok.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://forumvostok.ru/about/asez/ (дата обращения: 26.11.2022).
12. ТОР «Большой Камень». Erdc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://erdc.ru/tors/bolshoy-kamen.html (дата обращения: 26.11.2022).
13. ТОР «Михайловский». Erdc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://erdc.ru/tors/mikhaylovskiy.html (дата обращения: 26.11.2022).
14. ТОР «Надеждинская». Erdc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://erdc.ru/tors/nadezhdinskaya.html (дата обращения: 26.11.2022).
15. ТОР «Находка». Erdc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://erdc.ru/tors/Nakhodka.html (дата обращения: 26.11.2022).
16. Трансграничная ТОР может быть создана в районе Пограничный – Суйфэньхэ. Vestiprim.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vestiprim.ru/news/ptrnews/60054-transgranichnaya-tor-mozhet-byt-sozdana-v-rayone-pogranichnyy-suyfenhe.html (дата обращения: 26.11.2022).
17. Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 26.11.2022).
18. Федеральный закон от 29.12.2015 №473-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2022). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 26.11.2022).
19. Экономика Приморского края. Hosting.vspu.ac.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://hosting.vspu.ac.ru/~mog/interex/vladivos1/econom.htm (дата обращения: 26.11.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:36:00