Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов
Караваева И.В.1, Лев М.Ю.1
1 Институт экономики РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 22 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Цитировать:
Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 2. – С. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54166218
Цитирований: 11 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, проведенной в Москве 23-24 марта 2023 г. в очном и ZOOM-формате на базе Института экономики РАН при организационном и научном участии:
– Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;
– Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя;
– Санкт-Петербургского государственного экономического университета;
– Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева;
– Секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства Российской академии естественных наук;
– Международного научно-практического журнала «Экономическая безопасность».
Освещены основные направления дискуссии форума. Представлена резолюция Всероссийской научно-практической конференции. Отражены теоретические позиции участников, характеризующие направления современного санкционного давления на российскую экономику. Обозначены методы противостояния валютно-финансовому, торгово-экономическому, социальному и другим мерам силового давления на отечественный национальный рынок. Заявлены перспективные направления исследований в области экономической безопасности и развития антисанкционной политики
Ключевые слова: государственное регулирование экономической безопасностью, экономическая безопасность региона, риски стратегического управления, социально-политические факторы экономической безопасности
Финансирование:
Статья подготовлена по итогам проведения всероссийской научно-практической конференции «VII СЕНЧАГОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» «Экономическая безопасность России: реакция на новые вызовы»
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания Рег. № НИОКТР 121030500096-5; Рег. № ИКРБС «Новые вызовы и угрозы социально-экономической безопасности: меры бюджетно-финансового регулирования»
JEL-классификация: F52, H56, H12
В период 23-24 марта 2023 г. на базе Института экономики РАН и при организационном и научном участии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, Секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства Российской академии естественных наук и журнала «Экономическая безопасность» была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «VII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, в очном и ZOOM-формате.
В работе научно-практической конференции приняли участие – российские и зарубежные представители научных и высших учебных заведений:
– 17 городов России и зарубежных стран;
– сотрудники 6 институтов РАН;
– 35 государственных университетов, академий и институтов;
– 7 некоммерческих/коммерческих организаций, коммерческих банков.
Основная цель конференции – исследование теоретической и практической значимости социально-экономической безопасности как неотъемлемой составляющей национальной безопасности России в условиях санкционного давления со стороны недружественных стран. Раскрыть важнейшие взаимосвязанные составляющие экономической безопасности государства, а именно:
– экономическая независимость, в условиях международного разделения труда не носит абсолютного характера, означая сохранение неизменной возможности контроля государства за национальными ресурсами;
– стабильность и устойчивость национальной экономики предполагает защиту собственности во всех ее формах, создание условий и гарантий для предпринимательской активности;
– способность к саморазвитию и прогрессу, когда инновационное развитие становится необходимым и обязательным условием устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Актуальность проведения всероссийской научной конференции «VII Сенчаговские чтения» подтверждаются темами и результатами выступлений участников конференции, в которых отмечается недостаточная практическая результативность парирования рисков и угроз российской экономики с использованием методов бюджетно-финансового регулирования в условиях мобилизационной экономики [19; 25].
В настоящей статье рассматриваются итоги первого дня работы конференции, в течение которого были заслушаны доклады участников по секции № 1: «Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов» и были представлены предложения по работе секции в Резолюцию конференции.
Всего на заседании первой секции было заявлено 35 докладов, из которых в настоящей статье представлен обзор наиболее значимых докладов по секционному направлению работы конференции.
Сегодня на первый план выходят такие составляющие проблематики экономической безопасности государств как: энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность, сохранение и укрепление технологического суверенитета, обеспечение максимально возможной реализации социальных интересов граждан на национальном уровне [12]. Приобретают приоритетное значение следующие направления исследований в области характеристик и оценок экономической безопасности:
– разработка новых теоретических оценок и практических рекомендаций по определению основных направлений и механизмов обеспечения экономической безопасности с выделением ее социальных и социально-политических аспектов [26];
– разработка методов оценки национальной идентичности суверенного государства, его технологического, интеллектуального, культурного суверенитета;
– разработка механизмов экономической оценки и парирования вызовов, угроз и рисков в условиях, когда государственное регулирование и бюджетирование становится ядром всей системы развития национальной экономики [11; 24];
– определение новых базовых ориентиров реформирования финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной и ценовой политики направленных на минимизацию системных рисков развития [14; 15; 16];
– разработка стимулирующих экономических механизмов, способных обеспечить переориентацию финансовых потоков, получаемых в виде доходов хозяйствующих субъектов и населения в направлении стимулирования прорывного роста инвестиционных вложений в стратегические сектора экономики (высокотехнологичный, продовольственный, транспортный, социальный и т.д.) [9];
– развитие институтов социальной поддержки населения, сдвиг в структуре потребления в пользу вложений в человеческий капитал, качественное изменение (сохранение) уровня жизни, образования, здравоохранения, культуры;
– обоснование научных принципов и подходов к совершенствованию национальной системы управления рисками; разработка инструментария оценки аппарата существующих рисков экономического и социального развития, позволяющего выявлять, определять и количественно исчислять риски и их последствия в среднесрочной перспективе, а также моделировать соответствующие политические и управленческие решения, направленные на их минимизацию или полное снятие.
Отражая, значимость вопросов по теме: «Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов» был представлен доклад Казанцева С.В.– д.э.н., проф., д. член РАЕН, г.н.с. сектора экономической безопасности Института экономики РАН на тему: «Четыре аспекта экономического развития России во враждебной геополитической среде», в котором отражены результаты политэкономического исследования характера возможных стратегий прогрессивного развития экономики страны в условиях экономической, научно-технологической, информационной, культурно-образовательной изоляции от ряда государств мирового сообщества [5]. В экономической сфере Российская Федерация 2022 года не является серьёзным противником и конкурентом ни США, ни ЕС, ни стран, установившим антироссийские санкции. В 2021 г. валовой внутренний продукт РФ составлял 10,2 % от ВВП Европейского Союза, 7,3 % от ВВП США и 3,0 % от ВВП недружественных стран. В 2023 г. эти доли будут, по-видимому, ещё меньше. В этих условиях нашей стране целесообразно сосредоточиться на возрождении собственной экономики, на решении внутренних вопросов [7]. Представители делового и научного сообществ, политических партий и общественных движений высказали уже много предложение о том, что и как надо для этого делать. Часть из них нашла отражение в принятых после 2014 г. нормативно-законодательных актах. Работа с этими предложениями, по типу работы с базами данных, поможет принимающим решения на государственном уровне определить стратегические подходы к обеспечению устойчивого развития российской экономики не только в условиях, используемых в отношении РФ беспрецедентных ограничений, запретов и санкций, но и в условиях растущей неопределённости и неустойчивости быстро меняющегося мира. Для этого следует стремиться: увеличить численность населения, повысить его уровень жизни и образования, добиться импорто- и экспорто-независимости, найти новых друзей и партнёров, уйти от американского доллара, создать благоприятную для развития законодательную, деловую, научно-образовательную и информационную среду, иметь развитую инфраструктуру [8].
В докладе, подготовленном группой авторов в составе: Наумова С.Н. – к.э.н., доцент, зам. руководителя Центра развития программно-целевого управления; Гумерова Р.Р. – к.э.н., доцент, в.н.с.; Гусевой Н.В.– к.э.н., доцент, зав. лабораторией; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России на тему – «Государственное стратегическое планирование – ключевой инструмент обеспечения экономической безопасности России в условиях «больших вызовов» рассматривается современное развитие мировой и отечественной экономики, которое характеризуется растущей фундаментальной неопределенностью. Речь идет не только о событиях, получивших название «черный лебедь», но и о событиях достаточно традиционного типа, которые могут порождать новые, неизученные ранее негативные последствия и их многочисленные ответвления, развилки и «окна возможностей» социально-экономического развития. События подобного типа получили название «больших вызовов» (grand challenges), которые в первом приближении можно охарактеризовать как сложные, комплексные проблемы, требующие нетривиальных решений.
В период 2014-2022 гг. российская экономика столкнулась с тремя волнами «больших вызовов». Две из них были обусловлены фактическим ведением гибридной войны и введением политических, экономических и иных санкций в отношении России со стороны недружественных государств (2014 и 2022 г. по настоящее время), третья – с пандемией COVID-19 (2020-2021 гг.). Каждая из этих волн несла явные и скрытые риски и угрозы экономической безопасности России и требовала принятия нетривиальных, асимметричных ответных решений [26]. Главный урок перенесенных трех волн «больших вызовов» – это необходимость создания надежной системы противодействия нарастающим рискам и угрозам национальной безопасности, в том числе в экономической сфере, имплементированной в общую парадигму государственного управления [6]. На смену вульгарным представлениям о всесилии «невидимой руки рынка» приходит осознание необходимости развития и практического использования современной системы национального стратегического планирования и, в более широком смысле, стратегического управления социально-экономическим развитием страны. По сути, постановку долгосрочных национальных целей развития Российской Федерации, обеспеченных соответствующими национальными/федеральными проектами и государственными программами, можно расценивать как попытку перехода к новой модели социально-экономического развития – модели «больших вызовов» с отечественной спецификой [3; 17].
В докладе, подготовленном группой авторов в составе: Кириченко И. А. – к.э.н., доцент кафедры менеджмента и инноваций МГСУ; руководитель Центра, с.н.с.; Маршовой Т. Н. – к.э.н., доцент, зав. лабораторией; Мигунова И.Н. – к.э.н., зав. лабораторией; Институт макроэкономических исследований Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России на тему: «Возможности использования наукастинга для оценки и прогнозирования реализации национальных целей в условиях новых вызовов» рассмотрены государственные программы и национальные проекты – инструменты достижения национальных целей России на период до 2030 года, во многом обеспечивающие развитие и экономическую безопасность страны [2]. Система управления должна оперативно и эффективно реагировать на всевозможные изменения, вызовы и новые возможности, что особенно актуально в условиях увеличивающейся волатильности и неопределенности и нарастающего санкционного давления [13]. Задачи оперативной оценки хода реализации государственных программ Российской Федерации и национальных проектов в условиях отсрочки в выпуске части фактических данных, необходимых для расчета показателей проектов, обусловливает необходимость совершенствования методов краткосрочного прогнозирования показателей проектов [22]. Авторами проведен анализ существующей системы показателей национальных проектов Российской Федерации с учетом периодичности их разработки и публикации. Предложены критерии для формирования перечня альтернативных (прокси) показателей в целях оперативной оценки хода реализации государственных программ и проектов. Обобщены успешные современные практики применения наукастинга для социально-экономических показателей. Определены общие подходы применения наукастинга для показателей государственных программ и национальных проектов.
В докладе, подготовленном группой авторов в составе: Борисова С.А. – к.э.н., доцент; Соменковой Н.С., к.э.н., доцент; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – «Повышение эффективности реализации приоритетных национальных проектов на основе мониторинга как инструмент экономической безопасности государства» раскрываются: теоретические основы и сущность проектного подхода к управлению, особенности применения проектного подхода при осуществлении мероприятий в области государственного и муниципального управления, в том числе, при реализации национальных проектов [4]. Для достижения цели по повышению качества жизни населения требуется совершенствование различных сфер жизнедеятельности человека, таких как: медицина и здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, электронная среда, качественные и безопасные дороги и др. [23]. Непременным элементом системы совершенствования управления качеством жизни населения выступает реализация приоритетных национальных проектов. В рамках данных проектов разрабатываются «дорожные карты», которые предоставляют всем заинтересованным в реализации проектов лицам возможность планирования мероприятий с учетом имеющихся финансовых, временных, трудовых, информационных и иных видов ресурсов [1].
Для того чтобы осуществлять управление национальными проектами с использованием «дорожных карт», требуется применение двух взаимосвязанных инструментов: разработка критериев эффективности приоритетных национальных проектов и осуществление мониторинга реализации проектов.
Авторами рассматривается процедура мониторинга как важнейшего этапа контроля реализации и оценки эффективности приоритетных национальных проектов, исследуется сущность мониторинга, этапы его выполнения. Процедура мониторинга позволяет определять целесообразность расходования средств, отслеживать направления их использования, выявлять нецелевые расходы, тем самым, препятствуя некорректному использованию выделяемых на национальные проекты фондов, способствуя повышению эффективности реализации национальных проектов на региональном и федеральном уровнях.
В своем докладе на тему: «Государственное регулирование современной финансово-платежной системы и экономическая безопасность. Этюды» Полищук С. А. – к.э.н., вице-президент, директор департамента финансовых институтов и рынков капитала АО Банк «Северный морской путь» отметил, что термин этюды в названии выбран не случайно. Этюд – это не только небольшое исследование, эссе виртуозного характера, предназначенное для публичного исполнения, но и жанр, позволяющий кратко очертить финансовые проблемы. Современность – это время укрепления самостоятельности и независимости нашей страны, одновременно серьезных перемен периода завершения этапа глобализации – эпохи постмодерна, которая приобретает неясные очертания применительно к ряду национальных особенностей в условиях наблюдаемой превратности экономического развития [21].
Определена актуальная задача: установить диалектическую связь между государственным регулированием предпринимательской деятельности, регулированием финансового рынка и суверенной финансово-платежной системой. Следует выделить основные черты, свойства новых реалий: финансовый суверенитет, санкционное давление, глобальная трансформация, угроза устойчивому развитию [20]. Анализ текущих макроэкономических показателей: инфляция, ставки денежного рынка, ВВП, платежный баланс, государственный и частный долг, индикаторы рынка ценных бумаг – как в отношении России, так и зарубежных стран, показал, что главная особенность нового бюджета – повышенные расходы на оборону и безопасность. В совокупности они составят больше 9 трлн. рублей. Это почти втрое больше, чем объем планируемых трат на всю национальную экономику и на 60% больше, чем факт расходов на аналогичные статьи в 2021 году [18].
Традиционные и новые санкционные угрозы требуют выработки принципиально новых теоретических подходов к решению проблемы экономической безопасности национальной финансовой и платежной системы [10]. И если контроль над легальными финансовыми институтами в целом обеспечен в подавляющем большинстве стран, то платежная система и неформальные системы расчетов до недавнего времени находились вне поля зрения государственных органов.
Опираясь на исследование данного вопроса, автор определяет основные черты, которые лежат в основе экономической безопасности современной финансово-платежной системы и выделяет особый термин – «суверенная финансовая система в эпоху финансового капитализма».
По завершении работы секции участниками были представлены предложения для включения в итоговую Резолюцию, которая отражает результаты работы Всероссийской научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения».
Основные выводы и рекомендации по материалам секционного исследования представляют интерес, как в теоретическом плане, поскольку обосновывают направления изменения теоретических характеристик категории «национальная экономическая безопасность», так и в практическом, поскольку ориентированы на повышение эффективности проводимой государственной политики регулирования внешних и внутренних рисков национальной экономики в условиях происходящих изменений в системе глобальных экономических и социально-политических отношений. Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности Государственной Думы, Правительства и Совета безопасности РФ при корректировке стратегии национальной безопасности, совершенствовании законодательства по стратегическому планированию и бюджетированию.
Источники:
2. Гумеров Р. Р., Кириченко И.А. К адекватной оценке эффектов государственных программ Российской Федерации: методологические и методические предложения // Российский экономический журнал. – 2020. – № 6. – c. 33-48.
3. Гумеров Р. Р. О согласовании основных параметров государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2020. – № 3. – c. 137-147.
4. Летягина Е. Н., Перова В. И., Яшин С. Н., Борисов С. А. Исследование инновационного развития региональной экономики в условиях глобальных вызовов с использованием методов искусственного интеллекта // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 781-794.
5. Казанцев С. Смена формации // Эко. – 2003. – № 3(345). – c. 61-85.
6. Казанцев С. В. О стратегии экономической безопасности // Мир новой экономики. – 2016. – № 3. – c. 6-13.
7. Казанцев С. В. Реакция на антироссийские санкции: последствия сокращения объема внешней торговли и рост объемов производства в Российской Федерации // Мир новой экономики. – 2022. – № 4. – c. 34-44.
8. Казанцев С.В. Стратегические подходы к обеспечению устойчивого развития экономики в условиях множественных санкций // Мир экономики и управления. – 2022. – № 2. – c. 5 - 22.
9. Караваева И. В., Лев М.Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 4. – c. 194-204.
10. Караваева И. В., Лев М.Ю. Итоги проведения V Международной научно-практической конференции // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 853-887.
11. Караваева И. В., Лев М.Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1109-1143.
12. Караваева И.В., Лев М.Ю. Результирующие проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 711-736. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114772.
13. Кириченко И. А., Смирнов А.В., Мигунов И.Н. Нацеленность ключевых инструментов национальных проектов на обеспечение экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2019. – № 4. – c. 347-360.
14. Лев М.Ю. Бедность и прожиточный уровень населения в обеспечении социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 549-570. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112403.
15. Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 525-546. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.
16. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б., Агарков Г. А. Налоговые реформы. Теория и практика: Монография для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 462 c.
17. Наумов С. Н. Использование инструментария государственных программ для обеспечения сбалансированного регионального развития России // Пространственный потенциал развития России: невыученные уроки и задачи на будущее: Сборник научных трудов участников Международной научной конференции - XXVI Кондратьевские чтения, Москва, 22–23 ноября 2018 года / Под редакцией В.М. Бондаренко. – Москва: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева. Москва, 2019. – c. 272-277.
18. Официальный сайт Минфина РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38368-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar_2023_goda (дата обращения: 10.03.2023).
19. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
20. Полищук С. А. Платежные системы: структурно-качественный анализ // Банковские услуги. – 2006. – № 11. – c. 2-8.
21. Полищук А. И., Полищук С.А. Глобализация кредитной системы: вектор развития и кредитные рейтинги // Финансы и кредит. – 2014. – № 43(619). – c. 18-27.
22. Кириченко И. А., Колеров С. Б., Маршова Т. Н., Помялов А. М. Совершенствование стратегического управления на основе оценки макроэкономической эффективности государственных программ // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. – № 67. – c. 181-202.
23. Яшин С. Н., Мосина Л. А., Захарова С. Г. Управление качеством жизни населения. / НИЦ «Открытое знание». - Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. – 157 c.
24. Караваева И. В., Бухвальд Е. М., Павлов В. И. Федеральный бюджет России на 2018-2020 годы: новый шаг к победе над дефицитом и инфляцией? // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – № 1. – c. 40-61. – doi: 10.24411/2073-6487-2018-00018.
25. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
26. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность России в новой реальности. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
Страница обновлена: 12.08.2024 в 15:28:38