Государственное регулирование сферы медицинских услуг в системе обеспечения экономической безопасности

Руденко М.Н.1, Рожков Д.В.2
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
2 Краевая детская клиническая больница

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Руденко М.Н., Рожков Д.В. Государственное регулирование сферы медицинских услуг в системе обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 4. – doi: 10.18334/ecsec.7.4.120959.

Аннотация:
Проведенное исследование позволило обозначить широкий круг проблем, стоящих перед национальным здравоохранением, преодоление которых самым непосредственным образом послужит делу укрепления экономической безопасности Российской Федерации в аспектах стабилизации многих социальных и демографических процессов. В частности, были выявлены негативные последствия реформы системы здравоохранения и формирования страховой медицины. Проведенный анализ научных источников позволил выявить глубокий исследовательский интерес к новым формам организационно-экономических отношений, и обозначить коллективную позицию научной общественности о необходимости дальнейшего совершенствования государственного регулирования сферы медицинских услуг. Научным вкладом авторов является выделение организационных отношений и выявление внутрисистемных связей стейкхолдеров с конкретизацией роли и места обязательного и добровольного медицинского страхования при оказании медицинских услуг, что позволило определить ключевые направления совершенствования государственного регулирования. Достоинством исследования, определяющим его практическую значимость, является разработанная модель государственно-частного партнерства в сфере медицинских услуг на региональном уровне и определение эффектов ее реализации. Статья адресована научной общественности и специалистам в сфере управления здравоохранением на федеральном и региональном уровне, а также представителям территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Ключевые слова: здравоохранение, медицинские услуги, государственное регулирование, экономическая безопасность

JEL-классификация: I11, I15, I18

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Экономическая безопасность является неотъемлемым элементом общей экономической теории [10], а результативность ее обеспечения выступает фундаментом национального суверенитета, ключевым условием решения многих проблем развития современной России, значимым фактором стабилизации социальных и демографических процессов, залогом нейтрализации системных рисков и угроз [12; 13]. В системе экономической безопасности Российской Федерации стратегически важную позицию занимает национальное здравоохранение [7], ключевыми задачами функционирования которого являются: повышение уровня здоровья населения, снижение смертности, расширение доступности медицинских услуг, подготовка высококвалифицированных медицинских кадров и т.д.

В условиях современной нестабильности, угроз пандемийного характера [9], сформировавшегося кадрового дефицита, последствий проводимых в отдельных регионах страны, зачастую, неоправданных мероприятий по так называемой оптимизации первичных медицинских учреждений и их реструктуризации возрастает роль и значимость института государственного регулирования сферы медицинских услуг, в том числе в реализации конституционных прав населения на качественную и доступную медицинскую помощь, а также в аспектах оперативной мобилизации ресурсов, повсеместного распространения инновационных медицинских технологий, обеспечения вакцинами и препаратами для нейтрализации сложных эпидемиологических ситуаций.

При этом, существенным фактором, оказывающим влияние на качество государственного регулирования сферы медицинских услуг, выступает процесс перестройки организационных и экономических отношений в национальной системе здравоохранения, отражающейся, в том числе, в росте числа негосударственных медицинских организаций, исходе кадров из бюджетных учреждений здравоохранения и дефиците в них узких специалистов, снижении доступности бесплатной медицинской помощи и др.

Анализ современных публикаций позволяет судить о наличии серьезного исследовательского интереса к обозначенной проблематике, в то же время вопросы повышения эффективности регулирования интенсивно развивающейся сферы медицинских услуг предопределяют необходимость акцентированного научного внимания к новому формату организационно-экономических отношений в системе здравоохранения и их творческому переосмыслению.

Цель настоящей статьи заключается в актуализации задач развития национального здравоохранения в системе обеспечения экономической безопасности страны и определении направлений совершенствования государственного регулирования сферы медицинских услуг в современных условиях.

Методология исследования, материалы и методы. Методологической основой при работе над настоящей статьей выступили базовые положения теории систем и организации управления, опубликованные результаты исследований представителей научного сообщества в области здравоохранения, менеджмента, государственно-частного партнерства. В процессе исследования в рамках системного подхода применялись методы ретроспективного и монографического анализа, сравнения и научной абстракции.

Выводы и предложения основываются на теоретическом заделе и практическом опыте авторов, адресованы научному сообществу, руководителям и специалистам в сфере управления здравоохранения.

Основная часть. Реформа здравоохранения в нашей стране концептуально основывалась на представлениях о необходимости незамедлительной децентрализации, сложившейся в советскую эпоху системы регулирования [3] и перехода к рыночным отношениям в сфере медицинских услуг [4]. В процессах реформирования были созданы институт медицинского страхования и механизм финансирования медицинских организаций, нормативно закреплен регламент правовых отношений с пациентами и иными получателями медицинских услуг.

Неоднозначность достигнутых итогов реформирования, возникновение новых системных проблем, и не решение уже существовавших отмечается в научной литературе [6]. Например, иерархически выстроенное перераспределение централизованно консолидированных средств медицинского страхования породило: высокие административные издержки, непрозрачность деятельности страховых компаний, элементы коррупционной составляющей, финансирование региональных медицинских учреждений по остаточному принципу, сопровождающееся снижением качества медицинской помощи и неравенством в ее полноценной доступности для разных слоев населения [2].

В то же время, страховая медицина создает устойчивые предпосылки для повышения защищенности прав граждан при получении медицинской помощи, обеспечивает альтернативность выбора медицинского учреждения пациентом, повышает мотивацию медицинского персонала.

Следует отметить, что современные реалии отличаются развитием системы здравоохранения Российской Федерации по двум альтернативным направлениям: поддержка гарантированной конституциональными нормами бесплатной медицинской помощи и обеспечение условий для динамичного формирования рынка медицинских услуг, конкуренция между которыми, в свою очередь, предопределяет необходимость совершенствования государственного регулирования для преодоления возникающих противоречий. В частности, противоречия между, с одной стороны, сохранением социальной ориентированности действующей государственной политики и предотвращением усиления социального расслоения населения, а, с другой стороны, соблюдением интересов бизнес-структур, активно распространяющих инновационные технологии и мобильно расширяющих спектр оказываемых медицинских услуг.

Происходящая в последние десятилетия трансформация российского здравоохранения сопровождается целым комплексом организационно-экономических, нормативно-правовых, функциональных изменений, реализацией новых форм финансирования, ресурсного обеспечения и контроля процессов институционального воздействия государства. Следует отметить, что государственное регулирование здравоохранения осуществляется посредством инструментов страхования, стандартизации, сертификации и лицензирования [8]. Национальное правительство и Министерство здравоохранения Российской Федерации определяют государственную политику, концептуальные подходы и методы управления в соответствующей области на основе реализации функций прогнозирования, планирования, научно-правового нормирования, финансирования, регулирования и контроля [5].

Так, в настоящее время место здравоохранения в системе обеспечения экономической безопасности страны определяется содержанием государственной программы «Развитие здравоохранения» [1], разделы которой схематично отображены на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура государственной программы «Развитие здравоохранения»

Источник: cоставлено авторами.

В рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуются мероприятия по борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, повышению эффективности оказания первичной медицинской помощи, развитию детского здравоохранения, формированию сети медицинских исследовательских центров, подготовке высококвалифицированных кадров и т.д. [11]. Проект «Демография» включает мероприятия по укреплению общественного здоровья и заботе о старшем поколении. Процессная часть государственной программы объединяет 28 ведомственных целевых программ.

В настоящее время сфера медицинских услуг России представляет собой разветвленную сеть бюджетных (государственных и муниципальных), ведомственных и частных медицинских организаций, осуществляющих профессиональную (сертифицированную) профилактическую, диагностическую, лечебную и реабилитационную деятельность в пространстве страны за счет бюджетных ассигнований, аккумулированных средств фондов медицинского страхования и средств населения.

В свою очередь качество и своевременность оказания медицинских услуг населению формируется комплементарными связями между пациентами, медицинскими учреждениями различных организационно-правовых форм и работающим в них персоналом, страховыми фондами и организациями, органами государственного и муниципального управления и надзорного регулирования, а также достижением паритета в удовлетворении интересов всех сторон. Авторское видение организационных отношений в системе государственного регулирования сферы медицинских услуг в единстве ее структуры и функций отображено на рисунке 2.

Рисунок 2. Система государственного регулирования сферы медицинских услуг

Источник: cоставлено авторами.

Как видно из рисунка 2 функции институционального обеспечения оказания медицинских услуг отделены от непосредственной реализации медицинских услуг бюджетными и частными медицинскими организациями, что закладывает основу для дальнейшей централизации регулирования, избавления от излишнего контроля, укрепления конкурентных позиций, устойчивости к внешним воздействиям, повышения инициативности на местах и мотивации к профессиональной деятельности.

Важнейшая роль в регулировании данных связей и взаимодействий отводится деятельности систем обязательного (ОМС) и добровольного (ДМС) медицинского страхования посредством имплементации соответствующих страховых моделей и администрирования страховых отчислений. К современным проблемам российского медицинского страхования можно отнести:

– пониженные ставки страховых отчислений относительно принятых в развитых экономиках;

– региональную дифференциацию и муниципальное неравенство по стоимости и качеству оказания медицинских услуг;

– высокий моральный и технологический износ основных фондов и др.

Для эффективного развития сферы медицинских услуг необходимо не только повысить долю расходов на здравоохранение в ВВП Российской Федерации, но и:

– завершить децентрализацию финансирования первичного звена, передав распределительные функции федеральных структур территориальных органам обязательного медицинского страхования;

– нормативно разграничить функции ОМС и ДМС;

– повысить ответственность медицинских страховых компаний за эффективность распределения средств.

Считаем также необходимым отметить, что процессы совершенствования государственного регулирования сферы медицинских услуг в процессах обеспечения экономической безопасности страны должны быть сориентированы на достижения консенсуса интересов всех стейкхолдеров, в том числе в вопросах финансирования распространения инновационных технологий в рамках реализации медицинских инвестиционных программ, призванных удовлетворять постоянно растущие общественные запросы.

Отчасти решению данной задачи может послужить направление по активизации практики применения государственно-частного партнерства (ГЧП), основанного на привлечении частных инвесторов для реализации социально-значимых проектов по повышению технологической и инфраструктурной обеспеченности отрасли здравоохранения на региональном и местном уровнях. Преимущества для сторон в рамках ГЧП на уровне субъекта Российской Федерации отображены на рисунке 3.

Рисунок 3. Модель государственно-частного партнерства в сфере медицинских услуг

на региональном уровне

Источник: составлено авторами.

Безусловно, достижение масштабных эффектов ГЧП в сфере медицинских услуг предопределяет совершенствования таких составляющих государственного регулирования, как:

– развитие соответствующей нормативно-правовой базы и методологической основы;

– оптимизации методического инструментария мониторинга, анализа и оценки структурной, экономической и социальной эффективности организаций здравоохранения;

– внедрение инновационных методов управления и контроля качества, прогрессивных форм организации и оплаты труда медицинского персонала.

Заключение

Проведенное исследование показало, что задачи развития российского здравоохранения в системе обеспечения экономической безопасности страны в современных условиях актуальны и значимы, что предопределяет творческий поиск направлений совершенствования государственного регулирования сферы медицинских услуг. В числе предлагаемых в статье направлений такого совершенствования значимое место занимает реализация государственно-частного партнерства в сфере медицинских услуг для повышения технологичности отрасли и привлечения дополнительных источников инвестиций, а также дальнейшее развитие обязательного и добровольного медицинского страхования в целях удовлетворения общественного запроса на повышение качества жизни населения Российской Федерации.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 (ред. от 30.11.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286834/?ysclid=lulom5xe33392519938 (дата обращения: 01.04.2024).
2. Байнова М.С. Сотрудничество России и Китая в сфере образования, культуры и туризма в XXI в.: возможности и перспективы. / Сборник статей. - Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2019. – 84-93 c.
3. Данилов А.И., Бизенков А.С. Реформирование системы здравоохранения в современной России // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2019. – № 1. – c. 202-205.
4. Крестьянинова О.Г. Исследование сущности медицинских услуг как экономической категории // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 3(117). – c. 155-160.
5. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
6. Очурдяпова А.А., Гооге О.А. Современное состояние системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2019. – № 16. – c. 189-192.
7. Алексеева Е.В., Бехер В.В., Верезубова Т.А. и др. Проблемы экономической безопасности: вызовы новой реальности. / Монография. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023. – 732 c.
8. Рожков Д.В., Руденко М.Н. Государственное регулирование сферы медицинских услуг. / Монография. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2023. – 140 c.
9. Руденко М.Н., Баландин Д.А. Новые вызовы социально-экономической безопасности в пространственном развитии региона // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 795-806. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112023.
10. Татаркин А.И., Куклин А.А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. – 2012. – № 2(30). – c. 25-39. – doi: 10.17059/2012-2-2.
11. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
12. Чекмарев В.В. Теория экономической безопасности: эволюционный аспект // Экономическая безопасность. – 2020. – № 3. – c. 335-350. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110587.
13. Городецкий А.Е., Караваева И.В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.

Страница обновлена: 26.04.2024 в 23:02:59