Государство и предпринимательство: управление или регулирование?

Лепешкин С.М.1
1 Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 2 (Апрель-Июнь 2014)

Цитировать:
Лепешкин С.М. Государство и предпринимательство: управление или регулирование? // Экономика, предпринимательство и право. – 2014. – Том 4. – № 2. – С. 26-30. – doi: 10.18334/epp.4.2.402.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21736607
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В статье освещается авторская точка зрения на проблему применения в современных социально-экономических дискуссиях и научных исследованиях взаимоотношений государства и предпринимательства понятий «управление» и «регулирование». Показаны их терминологические и сущностные особенности. Обоснована предпочтительность использования термина «регулирование» по отношению к данной проблеме.

Ключевые слова: государственное регулирование предпринимательства, государственное управление экономикой, понятия управления и регулирования, свобода предпринимательства



Дискуссия о роли государства в жизни общества, в том числе в общественных экономических отношениях, имеет многовековую историю. На различных этапах развития человечества этот вопрос приобретал большую или меньшую остроту и различные оттенки в зависимости от тех социальных, политических, экономических и других условий, в которых находилось конкретное государство или общество в целом. Однако, актуальность проблемы взаимоотношений государства с одной из самых ярких социально-экономических общественных подсистем – предпринимательством – всегда находилась на высоком уровне, не реагируя на политическую конъюнктуру. Определение оптимальной степени и формы воздействия на наиболее экономически, политически и социально активную часть населения для достижения максимального социального эффекта в обществе в целом может считаться перманентной задачей любого государства. Если коротко: управлять или регулировать?

Поиску ответов на данные вопросы были посвящены труды многих мыслителей и общественных деятелей от античности до наших дней. Одни из них опирались на объективные законы развития мироздания, человечества и природы, другие исходили из учета субъективных обстоятельств, ожиданий и устремлений конкретных групп людей или личностей. В качестве примеров диаметрально противоположных точек зрения можно привести позиции Никколо Макиавелли, Адама Смита и Джона Кейнса.

С точки зрения Макиавелли (рубеж XV–XVI вв.) государь, руководитель государства имеет право и должен вмешиваться в любой из секторов общественной жизни в той мере, которая обеспечит максимальное укрепление его личной власти и удовлетворение собственных потребностей [2]. Условия происхождения теории – Италия периода средневековья, феодальной раздробленности и междоусобицы, экономики земледелия и «вооруженного грабежа».

Адам Смит (вторая половина XVIII в.) считал, что благополучие и процветание народов находится в обратной зависимости от степени участия государства в экономической жизни общества. Свобода предпринимательства и рыночных экономических отношений, максимальное ограничение управленческих функций государственного аппарата являются основами его теории [3]. Условия происхождения теории – Англия периода парламентаризма, промышленной революции. Расцвет Британской империи. Становление Соединенных Штатов Америки.

Значительное участие государства в экономике, ограничение свободы предпринимательства, управление процессами занятости и кредитования, бюджетное регулирование – основы позиции Джона Кейнса по данному вопросу (первая половина XX в.) [1]. Условия происхождения теории – межвоенный период в Европе, обширный мировой экономический кризис, активизация социалистических политических течений. Становление Союза Советских Социалистических Республик.

На первый взгляд, дискуссия о мере участия государства в экономике сводится к выбору между понятиями «управление», «регулирование» или «координация» и носит чисто терминологический характер. Однако при более глубоком рассмотрении становится очевидным то, что данный вопрос относится к области понятийного аппарата и, соответственно, требует более внимательного изучения.

Несмотря на то, что перечисленные термины являются в известной степени синонимами, необходимо отметить разницу в деталях их употребления. В соответствии с общепринятым толкованием и энциклопедической трактовкой, под «управлением» понимается более прямое, непосредственное воздействие на объект, активное руководство его действиями, изменение параметров и т.п. Термин «регулирование» чаще применяется в случае косвенного воздействия, посредством введения правил, режимов, инструкций направленных не на конкретный объект, а на всех участников процесса, оставляя им большую степень свободы. «Координация» обычно подразумевает выборочное, не постоянное, опосредованное воздействие, практически не ограничивающее свободы действий объекта, с целью согласованности или постепенного изменения процесса в требуемом направлении [7].

В то же время, перечисленные термины являются не только синонимами, но и взаимно подчинены один другому, т.к. «управление» является более общим понятием и включает в себя остальные с определенными оговорками и уточнениями. Например, косвенное или мягкое управление, опосредованное или ограниченное, и т.п.

Кроме того, в соответствии с теорией систем управления, регулятивная функция является одной из функций государственного управления. Такая иерархия закреплена в правовых актах всех цивилизованных стран, что, с одной стороны, является подтверждением признания подчиненности термина «регулирование» термину «управление». С другой стороны, функция управления признается не только исключительным правом, но и обязанностью государства, так же, как и выбор ее формы, уровня и направленности.

В современных условиях растущего разнообразия и усиления динамики общественных процессов, участившихся социальных и экономических кризисов, необходимости поиска альтернатив доминирующим в XX в. теориям К. Маркса и Д. Кейнса, научная социально-экономическая мысль вновь обращается к идеям либерализма в поиске «золотой середины» [4, 5, 6]. Понятия «права человека», «свобода личности», «свобода предпринимательства» и т.п. обретают все более весомое значение в общественном мнении. В соответствии с этим, в законодательных актах многих стран, в том числе и в России, термин «управление» постепенно уступает место термину «регулирование» в отношении участия государства в социальных и экономических процессах [http://www.consultant.ru].

Однако, в научных работах, не ставящих целью продвижение определенных социально-политических идей, а направленных на поиск новых и расширение имеющихся знаний о предмете исследования, правомерно использование любого из приведенных понятий, которое наиболее точно отражает суть конкретного факта, содержание процесса и т.п.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что применение терминов «управление» или «регулирование» носит в основном декларативный характер, отражающий приверженность ученого тому или иному политическому курсу, их влияние на формирование общественного мнения достаточно велико. Что в свою очередь, оказывает значительное влияние на государственную политику, особенно в условиях демократического общественного устройства.

Особенное значение это обстоятельство имеет в отношении предпринимательства. Эта социально-экономическая система является одной из самых чувствительных к общественному мнению и наиболее «болезненно» реагирует на вмешательства извне. Следовательно, если речь идет о развитии и поддержке предпринимательства, в силу общественной значимости, применение термина «регулирование» не обязательно, но целесообразно.


Источники:

1.Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / Дж. М. Кейнс; вступ. статья Н. А. Макашевой. –М.: Эксмо, 2007. –960 с. –(Антология экономической мысли).
2. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли: Сочинения. –М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 2001. –656 с. –(Серия "Антология мысли").
3.Смит А. Исследование о богатстве народов [Текст] / А. Смит; [пер. с англ.; предисл. В.С. Афанасьева]. –М.: Эксмо, 2007. –960 с. –(Антология экономической мысли).
4.Фридмен Мильтон и Хайек Фридрих о свободе [Текст]: серия«Философия свободы», под общ. ред. А. Куряева, вып. II –М.: Социум, Три квадрата, 2003. –182 с.
5.ХайекФ. Дорога к рабству [Текст] / Фридрих Хайек; пер с англ. М. Гнедовского –М.: АСТ: Астрель, 2010. –317 с. –(Philosophy).
6.Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / под общ. ред акад. РАН Н.Я. Петракова, д-ра экон. наук, проф. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. Г.П.Журавлевой. –М: ИНФРА-М. 2011. –364 с. –(Научная мысль).
7.Онлайн-словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://dic.academic.ru

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:39:25