Оценка конкурентоспособности рыбной продукции, реализуемой на рынке г. Омска
Скрябина О.В.1, Рябкова Д.С.2
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
2 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпин
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Цитировать:
Скрябина О.В., Рябкова Д.С. Оценка конкурентоспособности рыбной продукции, реализуемой на рынке г. Омска // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 3. – С. 695-706. – doi: 10.18334/ppib.11.3.121465.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71963606
Аннотация:
В статье отражены критерии оценки конкурентоспособности рыбных продуктов на примере пресервов рыбных, реализуемых в супермаркетах г. Омска. Для эффективного управления уровнем конкурентоспособности в сложившейся ситуации на рынке рыбных товаров и в рамках импортозамещения сырья и готовой продукции необходимо первостепенно обеспечить возможность количественной оценки. Данная оценка проводилась, как один из этапов комплексных расчетов единичных и групповых показателей с учетом органолептической оценки качества образцов, что позволяет с разных сторон проанализировать проблемную ситуацию на рынке рыбных товаров с учетом производителей, изготавливаемых продукцию из охлажденного и замороженного сырья. Была составлена матрица SWOT-анализа. По итогу исследований получены количественные оценки уровней конкурентоспособности выбранных образцов рыбных пресервов, которые позволят потребителю рыбных товаров г. Омска выбирать лучшие продукты для сбалансированного питания. Применение SWOT-анализа при оценке позволяет более точно видеть проблемные зоны конкурентного рынка и максимально быстро реагировать на них. Проведенные исследования показали, что потребители готовы платить за качественный продукт и известность производителя, так как в данном случае, потребитель, уверен, за что платит. В заключении сформулированы выводы и дан ряд рекомендаций.
Ключевые слова: конкурентоспособность, рыбные товары, качество, показатель, рынок
JEL-классификация: L15, Q20, Q21
Введение
Современные реалии продовольственного рынка Касымов Д.Х. [1, c. 374-376], в том числе в рамках импортозамещения, ставят перед производителями рыбных товаров еще более высокие требования к качеству и безопасности производимой продукции, так как конкуренция на рынке слишком высока. Особо эти изменения отражаются на более мелких производителях, изготовляющих продукцию из охлажденного и/или замороженного рыбного сырья. Поэтому оценка конкурентоспособности товаров из такого сырья является систематически необходимой.
Актуальность статьи обуславливается насыщенностью потребительского рынка рыбных товаров даже при изменении тенденций и требований, которая ведет к острой конкуренции производителей, поэтому определение конкурентоспособности товаров позволит выявить лидеров, представленных на локальном рынке (г. Омск).
Тенденция рынка рыбных товаров значительно претерпевает изменения в последние несколько лет Демидова Е.А. [3, с. ], Бетин О.И. [4, с. 151-165], Суровев В.Н. [12, с. 38-50]. Этот можно характеризировать несколькими моментами, такими как:
направлением работы рыбной отрасли в рамках импортозамещения;
изменения потребительских предпочтений при выборе рыбных товаров;
удобно использования готовых рыбных товаров;
увеличение уровня ценообразования на сырье;
снижения уровня платежеспособности населения.
Анализ динамики производства рыбных товаров Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников¹ [1] показал, что выпуск рыбных консервов с 2019 года по конец 2023 года сократился на 10%. Если выражать в тоннах, то с 214,7 тыс.т. до 193,8 тыс. т. Следует отметить, что производство рыбных пресервов, наоборот, показывает значительный рост и составляет за последние 5 лет не менее 34-35%.
Совокупность всех факторов рынка отражается в целом на конкурентоспособности предприятий рыбной промышленности и рыбохозяйственного комплекса страны в общем Демидова Е.А. [3, с. ]Бетин О.И. [4, с. 151-165]. Для повышения конкурентоспособности в рамках реализации продовольственной безопасности страны Динер Ю.А. [9, c. 403-416], Шушарин В.Ф. [10, c.115-122] предприятиям необходимо внедрение или усовершенствование системы бережливого производства Зайцев А.А. [5, c.257-280], Белыш К.В. [6, c. 513-530], Авдеева Е.С. [7, c.355-364]. Эта концепция и элементы ее управления позволят, внедрять новые цифровые технологии и инновации как на крупные, так и мелкие рыбные предприятия, которые по какой – либо причине еще не внедрили систему на производство Куприянов А.В. [8, c.61-63]. Это позволит управлять процессами на всех этапах, совершенствовать технологические параметры производства и снижать риски потерь во всех звеньях, позволяя получить на выходе качественный, безопасный и конкурентоспособный продукт. (ст про бережливое производство) Белугин А.И. [11, c. 122-143].
Конкурентоспособность - комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка, адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.
Общие методы оценки конкурентоспособности² [2] продукции (рис.1), являются инструментами, при помощи которых возможно проводить сравнения товара с конкурентами и выявить проблемные места Бетин О.И. [4, с. 151-165].
Рисунок 1. Методы оценки конкурентоспособности
Источник: составлено авторами по данным [13] (POWERBRANDING, 2024)
Повысить конкурентоспособность рыбных товаров возможно через анализ фаз жизненного цикла продукции (рис.2), причем, чем моложе продукт (новее по своим технологическим характеристикам), тем выше его потенциальный уровень конкурентоспособности.
Рисунок 2. Стадии жизненного цикла продукта
Источник: составлено авторами по данным [13] (POWERBRANDING, 2024)
Предприятия рыбной промышленности, производимые конкурентную и безопасную продукцию, выстраивают систему управления (рис.3), для сохранения достигнутого уровня.
Рисунок 3. Процесс управления конкурентоспособностью рыбной продукции
Источник: составлено авторами по данным [13] (POWERBRANDING, 2024)
Целью исследования является оценка конкурентоспособности образцов рыбных товаров, реализуемых на рынке г. Омска.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Построение бальной оценки органолептических показателей выбранных образцов;
2. Составление SWOT-анализа и его анализ;
3. Оценка конкурентоспособности образцов рыбных товаров с использованием метода расчёта интегральных показателей: единичных и комплексных
В рамках научной гипотезы сформулирован тезис о необходимости определения уровня конкурентоспособности рыбных товаров несколькими методами, то есть комплексно, для более точных результатов. Комплексная оценка, состоящая из SWOT-анализа и расчета показателей конкурентоспособностей через органолептическую оценку качества образцов, представленных на Омской рынке из охлажденного и/или замороженного сырья, рассчитывается впервые, что является научной новизной данного исследования.
Методическая основа исследования в статье была представлена моно-графическим, статистическим методом, специфическими методами анализа конкурентоспособности рыбных товаров, а также методами квалиметрии и маркетинга.
Методология
Для оценки конкурентоспособности образцов рыбных товаров (пресервов рыбных) была построена общая схема (рис.4) показателей
Расчет конкурентоспособности
Единичный показатель определялся по формуле 1:
Iпп = ∑ ni=1 ai * qi (1)
где Iпп — групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам; n — число параметров, участвующих в оценке; а — вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, — единичный показатель по i-му техническому параметру.
Групповые показатели по формуле 2:
Ka = Iпп1 / Iпп2 (2)
где Ka — показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу — товару-конкуренту по потребительным параметрам; Iпп1 и Iпп2 — групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара-конкурента.
Рисунок 4. Система показателей конкурентоспособности рыбной продукции
Источник: составлено автором
На базе групповых (сводных) показателей конкурентоспособности определяют интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия по формуле 3:
K = Iпп/ Iпэ, (3)
Если К > К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < К0 — yступает, если К = К0— оба находятся на одном уровне.
Результаты исследования
Органолептическая оценка качества (табл.1) была проведена экспертами по внешнему виду, запаху, цвету, консистенции и вкусу. Для контроля качества и расчета конкурентоспособности были отобраны 5 образцов рыбные пресервы – скумбрия кусочками пряного посола.
Таблица 1
Общая органолептическая оценка качества рыбных пресервов, баллов
Наименование показателя
|
Образец 1
|
Образец 2
|
Образец 3
|
Образец 4
| |
Внешний вид
|
5
|
5
|
3
|
4
| |
Запах
|
5
|
5
|
4
|
5
| |
Цвет
|
5
|
3
|
4
|
4
| |
Консистенция
|
5
|
3
|
5
|
4
| |
Вкус
|
5
|
4
|
3
|
4
| |
Итого
|
25
|
20
|
19
|
21
| |
Результаты исследований показали, что образец 1 полностью соответствует требованиям. В свою очередь образец 2 - имеет наличие значительного количества пятен на поверхности мяса. Плохая выраженность вкуса и практически не отделяемые плавники при разделке. Куски большие, заливка полупрозрачная, светлая. Запах свойственный данному виду скумбрии. У образца 3 - заливка непрозрачная, среднего размера куски. Вкус плохо выраженный. Мясо сочное, мягкое, плавники легко поддаются разделки. Образец 4 по мнению экспертов близок по качественным характеристикам к образцу 1 - цвет мяса с незначительным количеством пятен на поверхности, вкус не ярко выраженный, в меру соленый. Запах свойственный данному виду скумбрии, по консистенции мясо нежное и сочное, кости и плавники легко поддаются разделки.
Оценку конкурентоспособности проводили на базе гипермаркета г. Омска. Был использован метод оценки SWOT-анализ (табл. 1) для выявление сильных и слабых сторон
Таблица 1
Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Гипермаркет
осуществляет периодический мониторинг рынка рыбных товаров;
Широкий ассортимент рыбных товаров; Контроль качества поступаемых товаров для реализации; Высокий уровень рентабельности гипермаркета; Квалифицированный персонал; Мотивация гипермаркета – привлечение потребителей |
Не
систематический сбой в снабжении
Уровень цен гипермаркета немного выше среднего |
Возможности
|
Угрозы
|
Цифровизация оборудования в крупных
гипермаркетах;
Новые поставщики продукции (рост производителей в рамках импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны) Расширенные ассортимента рыбных товаров , в том числе готовых блюд; Обеспечение рабочими местами |
Изменяются покупательские предпочтения;
Наблюдаются сбои в поставках продукции; Снижается уровень жизни населения; Изменяются уровни цен Наблюдаются скачки курсов валют Увеличиваются налоги Усиливается конкуренция |
Как видно из SWOT-анализа - для гипермаркета значимые направления деятельности это, прежде всего, возможность расширить долю рынка, расширить ассортимент рыбной продукции, в том числе собственного приготовления и разработать новое направление, связанное с реализацией сопутствующих товаров.
По совокупности данных представленных по органолептической оценке качества выбранных образцов и SWOT-анализу сильных и слабых сторон на основе гипермаркета рассчитали показатели конкурентоспособности продукта.
Для расчета единичных показателей конкурентоспособности по потребительным параметрам за базовый образец взяли образец 1, так как он набрал наибольшее количество баллов (табл.2)
Таблица 2
Единичные показатели конкурентоспособности по органолептическим свойствам образцов рыбных пресервов, %
Показатель
|
Образцы
| |||
1
|
2
|
3
|
4
| |
Внешний вид
|
100
|
100
|
60
|
80
|
Запах
|
100
|
100
|
80
|
100
|
Цвет
|
100
|
60
|
80
|
80
|
Консистенция
|
100
|
80
|
100
|
100
|
Вкус
|
100
|
80
|
60
|
80
|
На базе единичных показателей определяли групповые показатели конкурентоспособности (табл.3).
Коэффициенты весомости для показателей органолептических свойств образцов рыбных пресервов:
- Внешний вид - 0,68;
- Запах - 0,76;
- Цвет – 0,64;
- Консистенция - 0,76;
- Вкус – 0,64.
Таблица 3
Расчетные критерии групповых показателей и уровень конкурентоспособности
Образцы
|
Значение группового
показателя |
Уровень конкурентоспособности
образцов к образцу 1
|
1
|
2
|
3
|
2
|
294,6
|
0,92
|
3
|
267,1
|
1,11
|
4
|
307,9
|
1,02
|
Представленные данные по исследованиям могут варьироваться в зависимости от изменения органолептических свойств выбранных образцов в процессе хранения, а также от роста или снижения спроса на данный вид продукта.
Заключение
Проведенные исследования по оценке конкурентоспособности выбранных образцов рыбных товаров являются одной из ступеней в системе управления качеством на рыбном производстве. Составленный SWOT-анализ на базе гипермаркета г. Омска позволяет увидеть не только сильные и слабые стороны рынка, но и определить перспективные направления в рамках продовольственной безопасности страны с точки обеспечения населения конкурентоспособными рыбными товарами, в том числе производимыми Омскими производителями. Также по результатам расчета оценки конкурентоспособности на основе результатов, в том числе и органолептической оценки качества образов, выявлен лидер. Такой обобщённый анализ позволил получить более точные результаты, имеющие свое научно-практическое значение.
На данном этапе исследований были зашифрованы производители выбранных образов, с целью получения фактических результатов без привлечения внимания к более выраженному лидеру на рыбном рынке г. Омска.
В рамках дальнейших более углубленных исследований по оценке конкурентоспособности рыбных товаров авторы видят проведение физико-химических исследований качества, исследование показателей безопасности образов и выявление контрольных критических точек на всех этапах производства в аспекте бережливого производства. Это позволит выявить отклонения в качестве и разработать элементы управления качеством рыбных товаров.
[1] Россияне начали переходить с рыбных консервов на пресервы Почему меняется ассортимент рыбных продуктов: «РБК Компании» URL: https://www.rbc.ru/business/15/04/2024/6617dc059a7947c95a6f67e7 (дата обращения 12.07.2024).
[2] Пять законов конкурентоспособности продукта: «POWERBRANDING» URL: http://powerbranding.ru/competition/konkurentosposobnost/ (дата обращения 12.07.2024)
Источники:
2. Почему меняется ассортимент рыбных продуктов: «РБК Компании» URL: https://www.rbc.ru/business/15/04/2024/6617dc059a7947c95a6f67e7 (дата обращения 12.07.2024).
3. Демидова Е.А. Экономические вызовы в развитии мирового АПК: отраслевые перспективы России // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 4–2(94). – doi: 10.23670/IRJ.2020.94.4.025.
4. Бетин О.И., Дусаева Е.М., Труба А.С. Повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса реализации стратегии развития / Труды ВНИРО. – 2020. – Т.182, С. 151-165.
5. Зайцев А.А. Оценка влияния концепции бережливого производства на финансово-экономические показатели инновационного предприятия // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 3. – c. 257–280. – doi: 10.18334/vinec. 7.3.38196
6. Белыш К.В. Комплексный подход к внедрению и оценке эффективности проектов по бережливому производству на промышленном предприятии // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 513–530. – doi: 10.18334/vinec. 8.3.39364.
7. Авдеева Е.С. Применение концепции бережливого производства к вспомогательной подсистеме промышленного предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 355–364. – doi: 10.18334/epp.10.2.41574.
8. Куприянов А.В. Перспективы внедрения бережливого производства на предприятиях пищевой промышленности // Символ науки. – 2020. – № 12–1. – c. 61–63.
9. Динер Ю.А., Юрк Н.А. Реализация основных мер в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – № 4. – c. 403–416. – doi: 10.18334/ppib.9.4.116320.
10. Шушарин В.Ф., Вышенский М.Ю. Продовольственная безопасность России: направления обеспечения // Вестник Прикамского социального института. – 2020. – № 1(85). – С. 115 – 122.
11. Белугин А.И. Эволюция понятия «продовольственная безопасность»: история, этапы, современное понимание // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2019. – № 2(32). – С. 122 – 143.
12. Суровцев В.Н., Никулина Ю.Н. Паюрова Е.Н. Достижение пороговых показателей Доктрины продовольственной безопасности по молоку: прогноз, факторы и риски // АПК: экономика, управление. – 2019. - № 12. – С. 38 – 50.
13. Пять законов конкурентоспособности продукта: «POWERBRANDING» URL: http://powerbranding.ru/competition/konkurentosposobnost/ (дата обращения 12.07.2024)
Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:45:25