Конкурентное положение реализуемых в вузах гражданской авиации направлений подготовки и специальностей

Иванова М.О.1, Иванов Е.Д.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать:
Иванова М.О., Иванов Е.Д. Конкурентное положение реализуемых в вузах гражданской авиации направлений подготовки и специальностей // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 11. – С. 5255-5270. – doi: 10.18334/epp.13.11.119713.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576897

Аннотация:
В статье рассматривается конкурентная среда в системе высшего образования. Акцент сделан на конкурентном положении направлений подготовки и специальностей, реализуемых в учебных заведения гражданской авиации. Авторами впервые предложено рассматривать конкуренцию в системе образования на трех уровнях: в системе непрерывного профессионального образования, в целом; среди отраслевых учебных заведений и между отдельными программам. Из них наиболее значимыми для авиационных вузов являются второй (конкуренция между образовательными организациями одного профиля и статуса) и третий (конкуренция между отдельными образовательными программами). Особое внимание в ходе анализа уделялось региональному компоненту конкуренции. В статье делается вывод о сложной конкурентной среде для «непрофильных» направлений подготовки авиационных вузов. Рекомендуется при анализе конкурентной среды третьего уровня делать разделение образовательных программ на профильные авиационные и «непрофильные», направленные на подготовку специалистов сопутствующих профессий. Статья может быть интересна для специалистов в области отраслевого образования, исследователям, занимающимся вопросами конкуренции в системе высшего образования.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, образовательные программы, авиационное образование, контингент обучающихся

JEL-классификация: D41, I20, I23, I26

Источники:

1. Банслова В.Б. Конкурентоспособность образовательных программ: факторы и подходы к оценке. / Глава в книге : Трансформация непрерывного образования: теория и практика развития магистерского образования в условиях экономики знаний: К десятилетию института магистратуры. Том Часть 2. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. – 124-129 c.
2. Бончукова Д.А., Старобинская Н.М. Стратегический маркетинг и конкурентоспособность вуза // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2013. – № 2. – c. 38-56.
3. Воронов А.А., Каминская Е.А., Костецкий В.А. Конкурентоспособность как приоритет стратегии маркетинга современного вуза // Экономика устойчивого развития. – 2017. – № 2(30). – c. 90-100.
4. Воронцова А.В. О некоторых требованиях к конкурентоспособности магистерских программ // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 6(125). – c. 83-86.
5. Гоголева Т.Н., Балганбаева А.Т. Конкурентоспособность образовательных программ как способ повышения эффективности в сфере образовательных услуг // Экономика образования. – 2013. – № 1. – c. 61-63.
6. Грицова О.А., Носырева А.Н., Орлова М.Ю. Конкурентоспособность образовательной программы как главный фактор управления конкурентоспособностью образовательной организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1-8. – c. 91-93.
7. Ермаченко Н.И., Забуга С.Ш. Рейтингование и конкурентоспособность вуза: методологический аспект // Инновации в образовании. – 2014. – № 2. – c. 55-65.
8. Иванова М.О. Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве и бизнесе. / Сборник статей XV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2015. – 19-23 c.
9. Иванова М.О., Пяткова Н.В. Непрерывный характер системы подготовки авиационного персонала // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. – 2021. – № 2(31). – c. 45-55.
10. Иванова М.О. Управление системой непрерывного профессионального образования в гражданской авиации. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». - Санкт-Петербург, 2022. – 512 c.
11. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. Monitoring.miccedu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 28.09.2023).
12. Колчина Н.О., Леоненко Е.А. Многоаспектность категории «конкурентоспособность вуза», подходы и методы управления конкурентоспособностью вуза // Вопросы управления. – 2018. – № 4(53). – c. 119-131.
13. Климентьева И.В., Логинова С.Л., Микушина М.М., Шапошников В.А. Конкурентоспособность вуза в современных условиях: взгляд изнутри. / Монография. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2023. – 119 c.
14. Кушель Е.С. Конкурентоспособность вуза: вопросы методологии и стратегического анализа // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2011. – № 1. – c. 86-105.
15. Латышев А.С., Похолков Ю.П., Червач М.Ю., Шадская А.Н. Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 6-16.
16. Оганесян А.О., Гимбатов Ш.М. Конкурентоспособность вуза: подходы к анализу // Региональные аспекты социальной политики. – 2017. – № 19. – c. 20-27.
17. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю. Стратегическое позиционирование и конкурентоспособность вуза // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 2. – c. 104-111.
18. Приказ Минтранса России (Министерство транспорта РФ) от 10 декабря 2021 г. №437 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением»
19. Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 17-30.
20. Савенкова Ю.С., Советкина А.А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Вопросы образования. – 2009. – № 4. – c. 182-199.
21. Стукалова А.А., Стукалова И.Б. Конкурентоспособность и критерии выбора образовательных программ // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2019. – № 4. – c. 382-398.
22. Фгбоу во мгту га. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mstuca.ru/about_the_university/documents (дата обращения: 01.10.2023).
23. ФГБОУ ВО СПбГУ ГА имени Главного маршала авиации А.А. Новикова. [Электронный ресурс]. URL: https://spbguga.ru/root/main/rezultat-provedeniya-samoobsledovaniya/ (дата обращения: 01.10.2023).
24. ФГБОУ ВО УИ ГА имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uvauga.ru/about/samoobsledovanie (дата обращения: 01.10.2023).
25. Федеральное агентство воздушного транспорта. [Электронный ресурс]. URL: http://favt.gov.ru/ (дата обращения: 19.09.2023).
26. Образование в цифрах: 2022. Img-cdn.tinkoffjournal.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://img-cdn.tinkoffjournal.ru/-/oc2022.35wxfc..pdf (дата обращения: 27.09.2023).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:41:31