Конкурентное положение реализуемых в вузах гражданской авиации направлений подготовки и специальностей
Иванова М.О.1
, Иванов Е.Д.1![]()
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 20
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576897
Аннотация:
В статье рассматривается конкурентная среда в системе высшего образования. Акцент сделан на конкурентном положении направлений подготовки и специальностей, реализуемых в учебных заведения гражданской авиации. Авторами впервые предложено рассматривать конкуренцию в системе образования на трех уровнях: в системе непрерывного профессионального образования, в целом; среди отраслевых учебных заведений и между отдельными программам. Из них наиболее значимыми для авиационных вузов являются второй (конкуренция между образовательными организациями одного профиля и статуса) и третий (конкуренция между отдельными образовательными программами). Особое внимание в ходе анализа уделялось региональному компоненту конкуренции. В статье делается вывод о сложной конкурентной среде для «непрофильных» направлений подготовки авиационных вузов. Рекомендуется при анализе конкурентной среды третьего уровня делать разделение образовательных программ на профильные авиационные и «непрофильные», направленные на подготовку специалистов сопутствующих профессий. Статья может быть интересна для специалистов в области отраслевого образования, исследователям, занимающимся вопросами конкуренции в системе высшего образования.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, образовательные программы, авиационное образование, контингент обучающихся
JEL-классификация: D41, I20, I23, I26
Источники:
2. Бончукова Д.А., Старобинская Н.М. Стратегический маркетинг и конкурентоспособность вуза // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2013. – № 2. – c. 38-56.
3. Воронов А.А., Каминская Е.А., Костецкий В.А. Конкурентоспособность как приоритет стратегии маркетинга современного вуза // Экономика устойчивого развития. – 2017. – № 2(30). – c. 90-100.
4. Воронцова А.В. О некоторых требованиях к конкурентоспособности магистерских программ // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 6(125). – c. 83-86.
5. Гоголева Т.Н., Балганбаева А.Т. Конкурентоспособность образовательных программ как способ повышения эффективности в сфере образовательных услуг // Экономика образования. – 2013. – № 1. – c. 61-63.
6. Грицова О.А., Носырева А.Н., Орлова М.Ю. Конкурентоспособность образовательной программы как главный фактор управления конкурентоспособностью образовательной организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1-8. – c. 91-93.
7. Ермаченко Н.И., Забуга С.Ш. Рейтингование и конкурентоспособность вуза: методологический аспект // Инновации в образовании. – 2014. – № 2. – c. 55-65.
8. Иванова М.О. Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве и бизнесе. / Сборник статей XV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2015. – 19-23 c.
9. Иванова М.О., Пяткова Н.В. Непрерывный характер системы подготовки авиационного персонала // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. – 2021. – № 2(31). – c. 45-55.
10. Иванова М.О. Управление системой непрерывного профессионального образования в гражданской авиации. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». - Санкт-Петербург, 2022. – 512 c.
11. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. Monitoring.miccedu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 28.09.2023).
12. Колчина Н.О., Леоненко Е.А. Многоаспектность категории «конкурентоспособность вуза», подходы и методы управления конкурентоспособностью вуза // Вопросы управления. – 2018. – № 4(53). – c. 119-131.
13. Климентьева И.В., Логинова С.Л., Микушина М.М., Шапошников В.А. Конкурентоспособность вуза в современных условиях: взгляд изнутри. / Монография. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2023. – 119 c.
14. Кушель Е.С. Конкурентоспособность вуза: вопросы методологии и стратегического анализа // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2011. – № 1. – c. 86-105.
15. Латышев А.С., Похолков Ю.П., Червач М.Ю., Шадская А.Н. Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 6-16.
16. Оганесян А.О., Гимбатов Ш.М. Конкурентоспособность вуза: подходы к анализу // Региональные аспекты социальной политики. – 2017. – № 19. – c. 20-27.
17. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю. Стратегическое позиционирование и конкурентоспособность вуза // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 2. – c. 104-111.
18. Приказ Минтранса России (Министерство транспорта РФ) от 10 декабря 2021 г. №437 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением»
19. Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 17-30.
20. Савенкова Ю.С., Советкина А.А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Вопросы образования. – 2009. – № 4. – c. 182-199.
21. Стукалова А.А., Стукалова И.Б. Конкурентоспособность и критерии выбора образовательных программ // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2019. – № 4. – c. 382-398.
22. Фгбоу во мгту га. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mstuca.ru/about_the_university/documents (дата обращения: 01.10.2023).
23. ФГБОУ ВО СПбГУ ГА имени Главного маршала авиации А.А. Новикова. [Электронный ресурс]. URL: https://spbguga.ru/root/main/rezultat-provedeniya-samoobsledovaniya/ (дата обращения: 01.10.2023).
24. ФГБОУ ВО УИ ГА имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uvauga.ru/about/samoobsledovanie (дата обращения: 01.10.2023).
25. Федеральное агентство воздушного транспорта. [Электронный ресурс]. URL: http://favt.gov.ru/ (дата обращения: 19.09.2023).
26. Образование в цифрах: 2022. Img-cdn.tinkoffjournal.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://img-cdn.tinkoffjournal.ru/-/oc2022.35wxfc..pdf (дата обращения: 27.09.2023).
Страница обновлена: 24.07.2025 в 17:56:55
Download PDF | Downloads: 20
The competitiveness of training programs and specialties in civil aviation universities
Ivanova M.O., Ivanov E.D.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 11 (November 2023)
Abstract:
The article examines the competitive environment in the higher education system. The emphasis is placed on competitiveness of training programs and specialties in civil aviation universities. For the first time, the authors proposed to consider competition in the educational system at three levels: in the system of continuous professional training as a whole, between branch educational institutions, and between individual programs.
The most important for aviation universities are the second (competition between educational institutions of the same profile and status) and the third (competition between individual educational programs) levels.
Particular attention was paid to the regional component of competition. The article concludes about a difficult competitive environment for minor training programs in aviation universities. When analyzing the competitive environment of the third level, it is recommended to divide educational programs into specialized aviation and minor ones aimed at training specialists in related professions. The article may be of interest to specialists in the field of industry education, researchers dealing with competition in the higher education system.
Keywords: competition, competitive environment, educational programs, aviation education, student contingent
JEL-classification: D41, I20, I23, I26

Россия, Санкт-Петербург