Организация надзора за состоянием ликвидности кредитной организации

Зике Р.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (258), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются основные принципы организации эффективного надзора за состоянием ликвидности кредитных организаций. Особое внимание в данном процессе уделяется оценке риска потери ликвидности, а также внутрибанковской стратегии, политике и процедурам управления ликвидностью.

Ключевые слова: банковский надзор, банковские риски, центральный банк, достаточность капитала, Базельские принципы, внутрибанковский контроль, управление ликвидностью, фондирование



Одной из центральных проблем банковского надзора является диагностика кредитных организаций и своевременное выявление предкризисных ситуаций на стадии возникновения их предпосылок, среди которых ключевое место занимает риск потери ликвидности.

Теория и практика банковского дела рассматривает банковскую ликвидность как способность кредитной организации обеспечивать надлежащее исполнение своих обязательств перед контрагентами и своевременно фондировать рост активов [1]. Проблемы с ликвидностью возникают при утрате кредитной организацией способности в нужный момент изыскать необходимые средства для выполнения указанных функций (обычно, через увеличение пассивной базы, например, привлечение депозитных ресурсов, рефинансирование на кредитных аукционах в Центральном банке или на межбанковском кредитном рынке, либо через экстренную конвертацию неденежных активов в денежные средства по разумной стоимости). При этом конкретная величина потребностей в ликвидности на каждый момент времени, равно как и способы поддержания этого уровня, индивидуальны и зависят от специфики и объемов бизнеса, осуществляемого кредитной организацией, а также характера используемых источников фондирования.

Ликвидность является определяющим показателем при выявлении и анализе слабых банков, которые представляют постоянный источник проблем для банковского надзора. Своевременно не выявленная слабость банков со временем возрастает и влечет за собой отзыв лицензии и снижение устойчивости банковской системы в целом [3].

Функции банковского надзора

Ключевая задача органов банковского надзора состоит в том, чтобы своевременно диагностировать неустойчивость банка, до того как она достигнет критического уровня и станет неоперабельной. Результат диагностики банковской ликвидности зависит от полноты и качества информации, получаемой надзорными органами по различным каналам с использованием следующих методов:

- метод обязательных нормативов ликвидности;

- метод коэффициентов;

- метод анализа разрывов в сроках погашения требований и обязательств с расчетом показателей ликвидности (коэффициент дефицита или избытка ликвидности);

- метод прогнозирования денежных потоков.

Необходимость надзора за внутрибанковскими системами контроля и управления существенными видами рисков, в том числе риском потери ликвидности, зафиксирована в Основополагающих принципах эффективного банковского надзора [6] и Методологии применения основополагающих принципов [7] Базельского комитета по банковскому надзору.

В связи с возрастающим значением надзора за состоянием банковской ликвидности как одной из важнейших составляющих устойчивости банковской системы, Базельский комитет в рамках Основополагающих принципов и методологии их применения выделил отдельно принцип, регламентирующий необходимые условия для эффективного надзора за риском потери ликвидности(Принцип 14 «Риск потери ликвидности»), который детализирует обязанности и ответственность руководства кредитной организации по контролю за состоянием ее ликвидности, а также полномочия надзорных органов по оценке состояния банковской ликвидности.

Основные направления организации эффективного надзора за состоянием банковской ликвидности, изложенные в Принципе 6 «Достаточность капитала», Принципе 7 «Процесс управления рисками», Принципе 14 «Риск потери ликвидности» [6] и методологии их соблюдения [7], сводятся к следующим мероприятиям.

1) Надзорный орган устанавливает рекомендации для кредитных организаций по управлению ликвидностью.

2) На основании рекомендаций надзорного органа кредитные организации принимают внутреннюю стратегию управления ликвидностью (в том числе на ежедневной основе), определяют политику и процессы по управлению риском потери ликвидности, которые одобряются уполномоченным в соответствии с учредительными документами кредитной организации органом управления (например, советом директоров). Совет директоров исполняет также контрольные функции и удостоверяется в том, что одобренные им стратегия, политика и процессы эффективно реализуются.

Внутренние документы, регламентирующие процесс управления ликвидностью, предусматривают:

- оценку текущих потребностей в фондировании (необходимом объеме ресурсов для исполнения обязательств перед клиентами и (или) приобретения новых активов);

- оценку влияния рисков (кредитного, операционного, рыночного и др.) на состояние ликвидности кредитной организации;

- анализ потребностей в фондировании по альтернативным схемам (вне рамок основного бизнес-процесса);

- контроль за соблюдением лимитов концентрации источников фондирования;

- диверсификацию источников фондирования;

- при существенных объемах операций в иностранной валюте – отдельную стратегию по управлению валютной ликвидностью;

- периодический контроль за базовыми допущениями в целях подтверждения их эффективности (оценочными показателями, определяемыми на основе накопленных исторических данных и используемыми для прогнозирования тенденций изменения рыночной конъюнктуры, стоимости и иных количественных или качественных параметров активов, пассивов и характера поведения клиентов);

- стресс-тестирование;

- установление планов по урегулированию проблем с ликвидностью в случаях непредвиденных обстоятельств, предусматривающих в том числе обязательное информирование надзорного органа о возникновении проблемных ситуаций.

3) Надзорный орган удостоверяется, что кредитная организация располагает утвержденными советом директоров стратегией управления ликвидностью и политикой по управлению риском потери ликвидности, соответствующими рекомендациям надзорного органа, а также характеру и объемам деятельности кредитной организации.

4) Надзорный орган оценивает эффективность внутрибанковской стратегии управления ликвидностью, политики и процессов по управлению риском потери ликвидности. В случае, если, по мнению надзорного органа, внутрибанковские процессы управления риском потери ликвидности неэффективны (или недостаточно эффективны), надзорный орган вправе потребовать их корректировки.

5) В рамках оценки достаточности капитала кредитной организации надзорный орган учитывает уровень риска потери ликвидности, принимаемый кредитной организацией, в том числе в контексте эффективности внутреннего контроля за состоянием ликвидности, который должен обеспечивать регулярные независимые оценки результативности внутрибанковской стратегии управления ликвидностью, а также политики и процессов по управлению риском потери ликвидности.

Таким образом, эффективное управление ликвидностью кредитной организации обеспечивается, прежде всего, принятием стратегии управления ликвидностью, содержащей различные количественные и качественные ориентиры. Все подразделения кредитной организации, деятельность которых сопряжена с оценкой, принятием, контролем и минимизацией риска потери ликвидности, руководствуются правилами, процедурами и лимитами, установленными названной стратегией. Установленные стратегией правила, процедуры и лимиты способствуют эффективному управлению ликвидностью, как в течение операционного дня, так и в более длительной перспективе, повышая финансовую устойчивость кредитной организации посредством адекватной оценки и нивелирования негативных эффектов, обусловленных как внешними (рыночными), так и внутренними факторами.

Управление риском ликвидности

При управлении риском ликвидности основной задачей является обеспечение уровня ликвидности, необходимого для полного и своевременного исполнения всех обязательств кредитной организации, а также фондирования операций по оптимальным рыночным ставкам, при соблюдении установленных Центральным банком обязательных нормативов ликвидности. Управление риском ликвидности должно осуществляться на основе установленной в кредитной организации системы показателей, позволяющих проанализировать состояние ликвидности, с установленной периодичностью производить их расчет с целью определения необходимости проведения мероприятий по регулированию сложившегося уровня риска. В целях минимизации риска потери ликвидности кредитная организация осуществляет взвешенную политику по срокам и суммам привлекаемых и размещаемых средств, проводит лимитирование позиций по всем финансовым инструментам.

В рамках управления риском ликвидности кредитная организация может использовать как консервативный подход (при усилении негативных тенденций в экономике), который предусматривает наличие достаточного количества ликвидных активов, чтобы своевременно выполнять обязательства перед клиентами и контрагентами, так и активный подход (при стабильной макроэкономической ситуации), предусматривающий возможность привлечения средств с финансовых рынков при наличии достаточных объемов открытых лимитов.

На этапе идентификации риска ликвидности кредитная организация оценивает совокупность параметров, изменение состояния и величины которых означает изменение уровня ликвидности. То есть, кредитная организация должна идентифицировать изменение риска ликвидности при любых сделках, связанных с притоком или оттоком денежных средств, финансовых инструментов, а также с изменением их срочных характеристик. В качестве количественных параметров оценки ликвидности кредитная организация должна использовать обязательные экономические нормативы и оценочные показатели, установленные Центральным банком, а также определенные ограничения (процентный барьер), свидетельствующие о приближении обязательных нормативов ликвидности к пограничным значениям и требующие повышенного контроля на соответствующих уровнях управления.

Органы управления кредитной организации, структурные подразделения и должностные лица, связанные с управлением ликвидностью, в рамках своей компетенции проводят следующие мероприятия по поддержанию риска ликвидности на приемлемом уровне:

- стандартные мероприятия по управлению ликвидностью;

- мероприятия, проводимые при выявлении дефицита ликвидности;

- мероприятия, проводимые при выявлении избытка ликвидности.

В силу особой существенности влияния риска ликвидности на общее финансовое положение кредитной организации, мониторинг риска ликвидности необходимо осуществлять на непрерывной основе.

Вывод

Современные международные подходы в области надзора за состоянием банковской ликвидности базируются на том, что ответственность за обеспечение и поддержание надлежащего уровня ликвидности кредитной организации лежит на ее руководстве, которое утверждает и контролирует соблюдение внутренней стратегии, политики, процедур по оценке, мониторингу и контролю за состоянием ликвидности. Роль же надзорного органа заключается, прежде всего, в проведении независимой оценки эффективности внутрибанковской стратегии, политики, практики и процедур управления ликвидностью, на основе своевременно получаемой от кредитных организаций полной информации о состоянии ликвидности.


Источники:

1. Глезман Л.В., Зике Р.В., Пыткин А.Н. Перспективы развития кредитных организаций в экономике России. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 165 с.
2. Зике Р.В., Пыткин А.Н. Банковские риски и новые требования к организации банковского надзора // Российское предпринимательство. – 2013. – № 14. – С. 65–70.
3. Ковалева Е.Б., Зике Р.В. Проблемы и перспективы развития банковского надзора в России // Российское предпринимательство. – 2012. – № 24. – С. 187–191.
4. Малыхин Д.В. Обзор современных методических подходов к оценке системы управления рисками и внутреннего контроля в банке // Управление финансовыми рисками. – 2011. – № 1. – С. 46–64.
5. Симановский А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора, издание второе // Деньги и кредит. – 2007. – №№ 1–3.
6. Сore Principles for Effective Banking Supervision / Basel Committee on Banking Supervision. – Switzerland, Basel: Bank for International Settlements, 2006. – 7 p.
7. Core Principles Methodology / Basel Committee on Banking Supervision. – Switzerland, Basel: Bank for International Settlements, 2006. – 48 p.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:41:07