Стратегическое управление атомной энергетикой в условиях цифровой экономики

Варшавская В.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Март 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42754504
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной работе рассматриваются вопросы управления атомно-энергетическим комплексами в условиях цифровизации их инфраструктуры. Определена роль информационно-коммуникативных технологий и интеллектуальных систем поддержки решений в атомной энергетике для интеграции механизма адаптивного управления в целях своевременного разрешения стратегических проблемных ситуаций и поиска путей их решения. Актуальность данного исследования обусловлена текущим состоянием и анализом стратегии развития отрасли, когда после постперестроечной стагнации атомная отрасль демонстрирует ряд успешных проектов в России и за рубежом (Китай, Индия, Иран, Турция), что требует проработки информационно-методического обеспечения системы стратегического управления на основе технологических изменений, которые постоянно вносят новые характеристики в сложные экономические системы и в экономические отношения отдельных предприятий атомной отрасли на стратегическом и тактическом уровне. Целью исследования является отдельные вопросы формирования системы стратегического управления в атомной отрасли, определение роли цифровых технологий. Результатами исследования являются определение характеристик субъектов управления на цифровом энергорынке, сущность государственной вертикали, оценка роли цифровых технологий на систему управления предприятий атомной отрасли.

Ключевые слова: атомная электростанция, бизнес-модель, проектирование, стратегическое управление, цифровая экономика, цифровые технологии

JEL-классификация: M21, O32, O33, Q43, Q48

Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 г.».
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»».
3. Игнатьев М.Б., Карлик А.Е., Кукор Б.Л., Платонов В.В., Яковлева Е.А. Рискоориентированная технология информационного обеспечения в условиях цифровой экономики: управление рисками в электроэнергетике. // Экономика и управление народным хозяйством. №4 (161), 2018. - с. 21-29.
4. Материала сайта «Система телекоммуникаций» URL: http://www.botik.ru/PSI/RCMS/publications/publ-texts-2009/153-Abramov.HPC_Researches.pdf
5. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors / M. Porter. – New York: Free Press, 1998/ - 432 с.
6. Эволюция развития и парадоксы стратегического менеджмента / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2010. – Том 10. - №2.
7. Dynamic capabilities and strategic management / D.J. Teece. – New York: Oxford University Press, 2009. – 286 c.
8. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями / К.К. Прахалад, В. Рамасвами. – М.: Олимп-Бизнес, 2006. – 337 с.
9. Решение проблем инноваций в бизнесе / К. Кристенсен, М. Рейнор. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 290 с.
10. Атомная отрасль переходит на цифру // Управление производством, 19 июня 2017.
11. Заработать на цифре. Ю. Гилева // Атомный эксперт. – май – июнь 2017. - №3 – 4 (54 – 55). – с. 16-20.
12. Госкорпорация «Росатом»: как за 10 лет появился мировой ядерный лидер. В. Сычев // РИА Новости. – 01.12.2017.
13. Гаршин А.С. Особенности стратегического управления // Молодой ученый. – 2017. - №26 (160). – с. 99-102.
14. Кунцман А.А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики // УЭкС. – 2016. - №11(93).
15. Программа инновационного развития и технологической модернизации Госкорпорации «Росатом» на период до 2030 года (в гражданской части), Москва, 2016.
16. Стратегическое планирование развития промышленности / Под ред. Бабкина А.В. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2013. – 431 с.
17. Формирование и развитие системы управления знаниями в инжиниринговой компании / Н.Я. Леонтьев, Д.В. Седельников // Атомный проект. – 2013. - №15. – с. 6-14.
18. Цифровая АЭС – это уже не фантастика. К. Кудашев // Атомный эксперт. – май – июнь 2017. - №3 – 4 (54 – 55). – с.21-23.
19. Горкина Т.И. Роль пространства в стратегии транснациональных компаний на примере энергетических компаний // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 195-208.
20. Трофимов О.В., Фролов В.Г., Захаров В.Я., Павлова А.А. Алгоритм принятия и реализации управленческих решений при согласовании интересов государства и хозяйствующих субъектов в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – с. 409-424.
21. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Кудайбергенова Н.С. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1341-1356.
22. Иванова Т.Е., Гаврилова М.А., Скоморощенко К.В. Правовая среда обеспечения энергетической безопасности – опыт контент-анализа энергетической стратегии России // Экономика, предпринимательство и право. – 2018. – Том 8. – № 3. – с. 153-162.
23. http://rosatom.ru/

Страница обновлена: 08.08.2025 в 01:29:47

 

 

Strategic management of nuclear power in the digital economy

Varshavskaya V.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 3 (March 2020)

Citation:

Abstract:
This paper deals with the management of nuclear power complexes in the conditions of digitalization of their infrastructure. The role of information and communication technologies and intelligent decision support systems in the nuclear power industry for integrating the adaptive management mechanism for timely resolution of strategic problem situations and finding ways to solve them is defined. The relevance of this research is due to the current state and analysis of the industry development strategy, when after post-perestroika stagnation, the nuclear industry demonstrates a number of successful projects in Russia and abroad (China, India, Iran, Turkey), which requires the development of information and methodological support for the strategic management system based on technological changes that constantly bring new characteristics to complex economic systems and to the economic relations of individual nuclear industry enterprises at the strategic and tactical level. The purpose of the research is to determine the role of digital technologies in the formation of a strategic management system in the nuclear industry. The results of the research are the determination of the characteristics of management entities in the digital energy market, the essence of the state vertical, and the assessment of the role of digital technologies in the management system of nuclear industry enterprises.

Keywords: nuclear power plant, business model, design, strategic management, digital economy, digital technology

JEL-classification: M21, O32, O33, Q43, Q48