Особенности, проблемы и содержание механизма управления предприятиями электротехнической промышленности

Демин В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (256), Май 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы управления предприятиями электротехнической промышленности как внутреннего, так и внешнего характера. Определены задачи и условия для эффективного функционирования предприятия. Описан механизм управления электротехническим предприятием. Сформулированы основные стадии жизненного цикла электротехнического оборудования.

Ключевые слова: промышленные предприятия, конкурентоспособность, потребители, механизм управления, оборудование, жизненный цикл продукции, электротехника



В настоящее время крупные потребители, в частности электросетевые распределительные компании (ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Россети»), генерирующие компании (ТГК, ОГК, ОАО «Концерн Росэнергоатом», ОАО «РусГидро»), а также крупные промышленные предприятия металлургического и нефтегазового комплексов подходят к оценке вариантов приобретения трансформаторного оборудования более детально ввиду растущей конкуренции со стороны западных компаний и, как следствие, большим представлением необходимого оборудования на рынке. Проводимая в стране протекционистская политика пока спасает многие отрасли российской промышленности, в том числе и энергетическую. Поэтому крупные участники мирового машиностроительного рынка, такие как «Siemens» и «Toshiba», стараются организовать производственные площадки на территории России.

Трансформаторы большой мощности являются специально разработанным оборудованием, которое требует значительных капиталовложений, а также имеет длительный срок подготовки к выпуску продукции вследствие наличия сложного процесса материально-технического обеспечения и производства. Материально-техническое обеспечение и производство силовых трансформаторов представляют собой сложный процесс, для которого необходимо проведение предварительного квалификационного отбора производителей материалов, осуществление торгов на конкурсной основе, приобретение сырья и специальные режимы транспортировки из-за размеров и веса оборудования. Результатом этого могут являться растянутые сроки (свыше 20 месяцев) подготовки к выпуску продукции. При этом предприятия электротехнической промышленности, производящие оборудование для нужд электросетевого комплекса, достаточно жестко интегрированы в существующую систему развития российской энергетики. Спады и подъемы промышленности оказывают прямое воздействие на эффективность функционирования хозяйствующих субъектов данной отрасли.

Внешние и внутренние проблемы электротехнических предприятий

Среди внешних проблем конкурентоспособности отечественных предприятий электротехнической промышленности следует выделить:

– технологическую. Развитие электросетей обусловлено состоянием экономики. Однако существующие реалии не позволяют говорить о развитии как о «приращении объектов», т.к. большая часть текущего «развития» представляет собой модернизацию имеющихся, а зачастую ввод новых взамен выбывающих мощностей;

– административную. Текущие инвестиционные программы не способны выйти на реальное обновление и последующее развитие Единой энергетической системы. Ежегодный пересмотр программ не только не увеличивает параметры ввода новых мощностей, но по некоторым категориям уменьшает показатели утвержденные ранее;

– конъюнктурную. На современном рынке присутствует существенная конкуренция со стороны зарубежных производителей, выпускающих оборудование с улучшенными технологическими параметрами и ориентированных на управление требованиями потребителей в рамках всего жизненного цикла изделий.

В соответствии с программой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года», одной из главных задач менеджмента промышленных предприятий должна стать реализация комплекса мероприятий эффективной системы управления, необходимой для развития и стабильного положения на конкурентном рынке. В связи с этим основной целью системы управления промышленным предприятием становится постоянное улучшение внутренних и внешних процессов, связанных с производственной деятельностью.

Внутренние проблемы конкурентоспособности предприятий электротехнической промышленности включают:

– имидж. В отечественной практике электротехнических предприятий имидж – это история. Имидж отечественных компаний складывается, главным образом, из времени функционирования, а не из потребительских объективных характеристик;

– квалификацию персонала. Квалификация руководителей и специалистов промышленного предприятия определяет желание потребителя в дальнейшем сотрудничестве. Несмотря на наличие квалифицированных кадров, проблема «утечки» инженерно-технического состава является особенно актуальной для отечественных предприятий в связи с ростом конкуренции со стороны иностранных компаний. Иностранные компании, выходящие на отечественный рынок электротехники и формирующие кадровый состав, стремятся предоставить более выгодные условия работы, что является основной причиной «утечки» кадров;

– качество и цену продукции. Качество выпускаемого оборудования сравнительно низкое вплоть до потери работоспособности и возникновения аварийных ситуаций на объектах энергосетевого комплекса при высокой, негибкой ценовой политике;

– способность к внедрению новшеств. Имеющиеся системы управления не способны адекватно решать оперативные задачи и возникающие проблемы. Полностью отсутствует управление жизненным циклом товаров. Практически не применяется промышленный маркетинг, целью которого является проведение исследований, а не реализация продукции. В практике отечественных предприятий «требования потребителей» отождествляются с данными опросных листов и условиями договоров. Планирование производства осуществляется по принципу «заказ – производство»;

– сбыт. Учитывая технические параметры трансформаторного оборудования, масса которых зачастую доходит и превосходит 500 т, особое место занимает процесс транспортировки. География работы предприятий электротехники – вся территория России, а также некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья, поэтому единственным решением становится перевозка оборудования посредством железнодорожного транспорта. Принимая во внимание ситуацию с остаточной численностью парка транспортеров, рынок грузовых перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов испытывает дефицит, т.к. при заявке на подачу транспортера за несколько месяцев нет гарантии его получения, а срыв сроков поставки дорогостоящего оборудования может привести к штрафным санкциям в значительных размерах.

Задачи и условия эффективности функционирования предприятий

В основе развития промышленного предприятия электротехнической промышленности заложено увеличение объемов производства и продаж продукции, расширение ассортимента выпускаемого оборудования, рынков сбыта, поиск новых целевых сегментов. Для решения данных задач необходимо выполнение следующих условий:

– повышение уровня технического развития предприятия;

– снижение затрат на производство;

– повышение качества выпускаемого оборудования;

– привлечение инвестиций.

Принимая во внимание обострение конкуренции и повышение требовательности к оборудованию со стороны потребителей, следует отметить необходимость постоянного реагирования на изменения окружающей среды, а также предугадывать будущие возможности и потребности заказчиков. Обеспечение данных преимуществ прямо зависит от специфики системы управления, характера и способа распределения его элементов, а также от возможности внедрения новых инструментов менеджмента. Главной задачей при данном подходе является точное соотношение требований как внутренней, так и внешней среды в среднесрочном периоде с перспективой на долгосрочный.

Показатели гибкости и адаптивности предприятий электротехники использовались в работе Ю.Г. Сухачевой. Возможность предприятия воспринимать научно-технические разработки, направленные на повышение качественных параметров производственного потенциала предприятия и выпускаемой продукции, автор называет гибкостью к нововведениям, а своевременный подход к выпуску новых или улучшению качественных характеристик уже освоенных видов продукции с минимально-необходимыми затратами ресурсов считает гибкостью предприятия к потребностям рынка [9]. Здесь многогранное и широкое понятие «адаптивность» рассматривается, по меньшей мере, в двух аспектах: с одной стороны, как следствие технического развития производства и, с другой стороны, как условие и одновременно критерий эффективности функционирования предприятия.

Эффективность функционирования предприятий отражается в результативности имеющейся системы управления, позволяющей достигать поставленных целей в основных сферах деятельности, а также необходимого сбалансированного уровня экономичности использования имеющихся материальных, трудовых, финансовых, информационных, интеллектуальных ресурсов и удовлетворять требованиям потребителей.

Механизм управления электротехническим предприятием

Система управления промышленным предприятием должна быть представлена целостной системой взаимосвязанных, упорядоченных экономических и организационных мероприятий промышленного менеджмента, успешно реализуемых с помощью соответствующих методов и инструментов, позволяющих предприятию обеспечить рост эффективности производственной деятельности на всех уровнях в рамках существующего механизма управления.

Механизм управления – это система методов и целенаправленных действий в рамках управленческого подхода, обеспечивающих качественную согласованную взаимосвязь структурных элементов хозяйствующих субъектов, решающих задачу комплексного управления с учетом экономических, организационных, правовых, политических, информационных факторов, направленная на укрепление конкурентных позиций организации на рынке, эффективное развитие и поддержание или усиление конкурентных преимуществ.

Механизм управления рассматривается как составная часть системы управления, обеспечивающая воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности предприятия. Он представляет собой совокупность способов и приемов взаимосвязи субъектов промышленного предприятия.

Механизм управления предприятием электротехнической промышленности состоит из множества компонентов, однако обязательным условием является их системное единство, при котором функционирование отдельных элементов взаимозависимо и взаимообусловлено [7].

Механизм управления предприятием электротехнической промышленности представляет собой систему управленческих решений, инструментов и приемов, ориентированных на реализацию всех функций предприятия, выпускающего наукоемкую, высокотехнологичную продукцию, и ориентирован на достижение стратегических целей в рамках энергетического обеспечения экономических и социальных субъектов. Он направлен на проектирование, создание и совершенствование организационных структур, четкое разграничение функций, распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных исполнителей, установление взаимосвязей между ними, строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятия управленческих решений [7].

Механизм управления является сложной категорией менеджмента. Он включает:

– цели, задачи и критерии управления;

– факторы управления (элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей);

– методы воздействия на факторы управления (экономические, организационные, информационные, социальные, правовые методы);

– ресурсы управления (материальные и финансовые ресурсы, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели) [10].

Отдельной задачей промышленного предприятия в условиях конъюнктурных изменений в этой связи становится актуализация факторов управления, имеющих отношение к производственной деятельности и связанных с выпуском наукоемкого, высокотехнологичного электротехнического оборудования соответствующего качества. Для того чтобы сохранить или получить необходимые конкурентные преимущества, предприятия должны быть ориентированы на управление двумя основными направлениями:

– повышение внутренней и внешней эффективности, снижение всех несоответствующих расходов;

– создание условий для выпуска современной, высокотехнологичной, надежной продукции [4].

Жизненный цикл электротехнического оборудования

Управление жизненным циклом производимого оборудования как системообразующим фактором управления является одной из ключевых задач, которая требует комплексного управления всей информацией о продукте на протяжении всего жизненного цикла [3].

Жизненный цикл продукта ­– совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенном продукте до момента их удовлетворения и утилизации продукта [6]. Сложное высокотехнологичное оборудование электротехники проходит жизненных цикл, занимающий несколько десятков лет – от замысла до вывода из эксплуатации. В управлении жизненным циклом производимого электротехнического оборудования необходимо выделить два направления:

– операционная деятельность (прохождение оборудования через совокупность операций в рамках производственного процесса);

– рыночная деятельность (продвижение оборудования на рынке).

Эффективное энергетическое машиностроительное производство немыслимо без современных технологий в менеджменте. Сегодня энерготехническое предприятие должно вести одновременно разработку более десяти новых проектов и обеспечивать полный жизненный цикл своей продукции – от производства до послепродажного обслуживания заказчиков. Предприятия стремятся стать лидером в новшествах, обладающих огромными возможностями по разработке изделий, а также современным и высокопроизводительным производством. Успешная конкуренция на отечественном рынке электротехнической продукции невозможна без сокращения сроков разработки и затрат на нее, а значит без масштабного внедрения менеджмента, ориентированного на управление жизненным циклом технически сложных изделий.

Традиционно промышленные предприятия электротехнической отрасли ориентированы на выпуск стандартизированного оборудования, при этом доля НИОКР невысока. Изделия должны постоянно обновляться, модернизироваться, т.е. предприятию необходимо идти путем непрерывного развития. Для того чтобы в этой ситуации сохранить конкурентоспособность, необходимо повсеместное внедрение технологий глубинного управления жизненным циклом оборудования, начиная со стадии маркетинга, проектирования, производства, эксплуатации, поддержки и утилизации. Основными задачами менеджмента, ориентированного на управление жизненным циклом, выдвигаемыми промышленными предприятиями, являются [8]:

– увеличение объемов продаж;

– повышение операционной эффективности (рост производительности труда, снижение ресурсопотребления, централизация системы закупок и уменьшение издержек);

– удовлетворение потребительского спроса.

Внедрение рассматриваемых направлений менеджмента для решения задач расширения ассортимента выпускаемой продукции за счет новых видов техники, наращивание производственного потенциала и гибкости удовлетворения потребительского спроса, как следствие, ведет к повышению конкурентоспособности продукции [8].

На всех этапах жизненного цикла имеются свои целевые установки. При этом участники жизненного цикла стремятся достичь поставленных целей с максимальной эффективностью. На этапах проектирования, технологической подготовки и производства нужно обеспечить выполнение требований, предъявляемых к производимому продукту, при заданной степени надежности изделия и минимизации материальных и временных затрат, что необходимо для достижения успеха в конкурентной борьбе в условиях рыночной экономики [6]. На рисунке 1 представлены стадии жизненного цикла электротехнического оборудования.

Этап разработки технического задания и проектных работ

Этап изготовления оборудования и испытаний

Этап эксплуатации и утилизации








стадия разработки

стадия подготовки производства
стадия изготовления оборудования
стадия испытания оборудования

стадия эксплуатации оборудования
стадия утилизации оборудования

Стоимость жизненного цикла
Рис. 1. Жизненный цикл электротехнического оборудования

Понятие эффективности охватывает не только снижение себестоимости продукции и сокращение сроков проектирования и производства, но и обеспечение удобства освоения и снижения затрат на будущую эксплуатацию электротехнического оборудования, жизненный цикл которого доходит до 30 лет.

При этом стоимость жизненного цикла оборудования представляет общую стоимость приобретения и использования оборудования в течение всего срока службы. Стоимость жизненного цикла включает в себя все расходы, понесенные от точки, в которой принято решение о приобретении до утилизации [2].

Вопросы поддержки жизненного цикла наукоемких изделий

Силовые трансформаторы представляют собой оборудование, изготавливаемое по заказу, которое является важнейшим компонентом магистральных сетей электропередач. Из-за того, что данное оборудование является дорогостоящим и изготавливаются согласно техническим условиям заказчиков, оно обычно не является взаимозаменяемым и не производится для использования в качестве многофункциональных запасных частей. Трансформаторы большой мощности требуют значительных капиталовложений и имеют длительный срок производственного цикла (больше шести месяцев), производство трансформаторов требует использования кранов с высокой грузоподъемностью, значительной производственной площади, а также соответствующего оборудования для проведения испытаний и сушки. На рисунке 2 представлены сроки процесса подготовки к производству, производства и поставки оборудования.

Рис. 2. Сроки процесса подготовки к производству, производства и поставки оборудования

Современная технология поддержки жизненного цикла наукоемких изделий энергетического машиностроения подразумевает контроль полного цикла создания изделий от формирования требований до поддержки в эксплуатации (или утилизации). Одновременно должны решаться задачи концептуального проектирования, всевозможных видов инженерного анализа, моделирования ситуаций, а также компоновки изделия. В соответствии с опросными листами важную роль в создании сложной техники играют технические задания. От их качества и полноты зависит успех всего проекта. Оперативный контроль соблюдения требований является техническим базисом управления рисками на протяжении всего жизненного цикла.

В 2010 г. средний срок подготовки к выпуску продукции, начинающийся с даты оформления покупателем заказа на силовое оборудование и заканчивающийся датой поставки изделия, колебался от 5 до 12 месяцев [1].

Основными проблемами, с которыми сталкивается любое крупное отраслевое предприятие, являются недостаток планирования и, как следствие, неоправданные ожидания. Для их устранения или минимизации необходимо постоянно проводить анализ требований. Требования описывают изделие на всех этапах жизненного цикла. Разработка нового или модификация существующего оборудования регламентируется различными требованиями, включая российские и международные стандарты, требования заказчиков, рынка – декларирование и сертификация оборудования, соответствие техническим требованиям ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Россети» и т.д.

Чтобы обеспечить соответствующее оборудование всем предъявляемым требованиям, необходим постоянный доступ к информации о каждом процессе на протяжении жизненного цикла изделия. Проект, не отвечающий предъявляемым требованиям, обречен на выход за бюджетные и временные ограничения. Кроме этого, несоответствие функциональных качеств изделия требуемым может быть причиной сокращения объема, снижения стоимости и даже отмены заказа. Для предупреждения подобных проблем нужно:

– разработать требования к оборудованию, а также провести анализ их взаимосвязей еще до начала или на ранней стадии проектирования;

– произвести привязку требований к элементам изделия и поддерживать эти связи на всех этапах его жизненного цикла;

– управлять требованиями – уточнять, пересматривать, расширять, проводить контроль соответствия и многое другое.

Использование этих возможностей позволяет увеличить степень участия заказчика на всех стадиях процесса разработки и существенно сократить ошибки.

Место системы управления жизненным циклом оборудования в пространстве предприятия

В данный момент управление жизненным циклом производимого оборудования является наиболее распространенным в мире направлением менеджмента. Это направление значительно способствует реализации инновационных разработок, ведет к повышению производительности труда и оптимизации бизнес-процессов проектирования, конструирования, испытаний и технологической подготовки производства, сбыту оборудования, предоставляя специалистам предприятий доступ к знаниям об изделиях и процессах для эффективного выполнения поставленных задач в распределенной среде посредством поддержки методов экономного производства за счет контроля и оптимизации процессов. При этом ценностью для производителя является возможность отслеживания требований на протяжении жизненного цикла изделия. На рисунке 3 представлена схема, определяющая место системы управления жизненным циклом оборудования в едином организационно-техническом пространстве предприятия.

Управление проектами (операционной деятельность)

Управление жизненным циклом оборудования

ERP, MES
Нормативно-справочная база

Управление данными об оборудовании

Требования
Конструкторские
Технические
Логистика
Электронный паспорт. Отказы.
Проектирование
Подготовка производства
Производство
Сбыт
Эксплуатация
Маркетинг

Рис. 3. Место системы управления жизненным циклом оборудования в едином организационно-техническом пространстве предприятия

Важным условием управления жизненным циклом оборудования является возможность создания связей требований с элементами состава изделия (сборочными единицами, деталями, покупными изделиями) или функциональными блоками структуры управления. Это обстоятельство позволяет оперативно производить анализ влияния изменений требований на состав изделия и изменения конструкции изделия для обеспечения соответствия требованиям.

В данный момент основными задачами промышленных предприятий является реализация принципов и решений менеджмента, ориентированного на управление жизненным циклом оборудования, при этом необходимо выделить контроль и верификацию проектных решений за счет сквозного трассирования требований потребителей [5]. В соответствии с этим продукт играет центральную роль в качестве создания ценностей самого предприятия.

Выводы

Правильное и эффективное управление жизненным циклом изделия может привести к снижению затрат за счет повышения удовлетворенности клиентов и лояльности к торговой марке. Такой подход нуждается в комплексном управлении и призывает к повышению результативности деятельности менеджмента. Для повышения конкурентоспособности необходимо развиваться быстрее, чем конкуренты.

Создание стратегических преимуществ требует нового типа подхода в управлении. В этой связи одним из важных аспектов становится развитие системы, ориентированной на управление жизненным циклом производимого оборудования и оказываемых услуг, предполагающей создание ценностного предложения, направленного на максимальное удовлетворение потребностей промышленных клиентов в соответствии с требованиями.


Источники:

1. Conference Hearing for Investigation No.731-TA-1189, USITC, 2011. – August 4.
2. David Elmakis, Anatoly Lisnianski. Life cycle cost analysis: actual problem in industrial management // Journal of Business Economics and Management. – 2006. – Volume 7. – Issue 1. – p. 5–8.
3. Garetti, M. and Terzi, S., 2004. Product lifecycle manage¬ment: definition, trends and open issues. In: Proceedings at the 3rd international conference on advances in produc¬tion engineering, Warsaw, Poland, 2004. – 17–19 June.
4. Stark, J., 2006. Product lifecycle management: paradigm for the 21st century product realisation. 3rd ed. London: Springer-Verlag [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/0951192X.2011.608719.
5. Биткин В. Концепция цифрового машиностроительного предприятия. По материалам форума SiemensPLMConnection, 21–22.05.2013.
6. Бочкарев С.В., Петроченков А.Б., Ромодин А.В. Автоматизация управления жизненным циклом электротехнической продукции: учеб. пособие. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. – 365 с.
7. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов . – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 285 с.
8. Мартынов С. Управление жизненным циклом продукции машиностроительного предприятия. По материалам форума SiemensPLMConnection, 21–22.05.2013.
9. Сухачева Ю.Г. Стратегия обновления и повышение степени адаптивности технической базы машиностроительных предприятий к нововведениям и потребностям рынка: Дис. … канд. экон. наук. – Челябинск, 1996. – 186 с.
10. Сущность механизма управления // Инфоменеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infomanagement.ru/lekciya/Sushchnost_mekhanizma_upravleniya.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 21:53:16