Пути совершенствования производственной политики на макро- и мезоуровнях

Ялунина Е.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (245), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы совершенствования производственной политики на макро- и мезоуровнях. Определены задачи управления промышленностью. Сформулированы условия, необходимые для совершенствования производственной политики. Обозначены меры государственного воздействия на управление пищевым производством.

Ключевые слова: государственная политика, конкурентная среда, российская экономика, эффективность, механизм регулирования, цены, производственная политика, предприятие пищевой промышленности



В экономике России в системных кризисных условиях 2006–2008 гг. выявилась главная причина – развал управления государством и производством.Данный факт привел к снижению деловой активности, темпов производства и, как следствие, к падению уровня жизни населения.

Современное управление направлено, прежде всего, на экономию ресурсов для более рационального ведения хозяйства, минимизацию использования административных методов управления, повышение производительности труда. Все методы, используемые в управлении в настоящее время, должны быть направлены на развитие товарно-денежных и рыночных отношений, стабильность ценовой политики.

Для России важное значение имеет формирование политики промышленного производства на федеральном и региональном уровнях. Такая политика позволит государству более эффективно управлять не только всем рынком в целом, но и отдельными предприятиями и отраслями.

Управление производством строится в соответствии с организационными структурами, которые распределяются по значимости их функций в свете проводимой в государстве политики по вопросам развития промышленного производства.

Формирование групп отраслей в зависимости от доли в ВВП

Развитие конкурентной среды и степень приспособленности отраслевых предприятий к рыночным условиям служат отправной точкой при регулировании государством отраслевых систем. При этом основные отрасли экономики формируются в три группы [1].

В первую группу входят конкурентные отрасли, на долю которых в странах с развитой экономикой приходится от 50 до 60% ВВП. К данной группе относятся предприятия частного сектора, производящие товары и услуги в условиях жесткой конкуренции. Государственное регулирование в данной группе распространяется на вопросы обеспечения прав собственности, установление контроля за исполнением государственных контрактов, выполнение юридических требований в части представляемой отчетности и соблюдения законодательства. При этом государство обеспечивает устранение недостатков, возникающих при функционировании рынка, следит за безопасностью товаров и услуг при использовании их потребителями и обеспечивает решение иных вопросов социального характера.

Вторая группа представлена отраслями, составляющими 10–20% ВВП. В данной группе отраслей отсутствует конкурентная среда из-за существования естественных монополий. В данном случае государство может установить отличные от других правила конкуренции, стимулировать частный бизнес или создавать особые условия для развития государственных предприятий.

К третьей группе относятся отрасли, на которые приходится от 25 до 30% ВВП. Сюда входят образование, оборона, здравоохранение и т.д., где государство выполняет роль мегарегулятора.

Решение основных государственных задач на современном этапе зависит от правильной разработки стратегии развития национальной промышленности при активном участии государства в данном процессе.

В настоящее время можно выделить несколько основных задач при решении вопросов управления промышленностью:

– продолжение процесса приватизации предприятий;

– развитие частного сектора;

– приоритетное развитие малого бизнеса;

– осуществление постоянного контроля со стороны государства за соблюдением законодательства в отдельных сферах деятельности.

В процессе решения данных задач возникают трудности, связанные с необходимостью перестройки систем управления некоторыми отраслями промышленности и переформированием всей структуры промышленного производства в масштабах страны.

Для устранения недостатков, существующих в настоящее время в некоторых отраслях промышленности, и дальнейшего развития структуры производства необходимо:

– развивать только те отрасли, которые необходимы населению страны;

– наибольший приоритет отдавать наукоемким отраслям промышленности;

– особое внимание уделять устранению экономически неэффективных производств;

– увеличить долю обрабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими;

– обеспечить отечественным продовольствием население страны за счет развития агропромышленного комплекса.

Разграничение компетенций между федеральными и местными органами управления

Продовольственная безопасность страны в настоящее время зависит от решения задач по развитию сельского хозяйства, пищевой промышленности, постепенному уменьшению доли импорта в продовольственной сфере. Она занимает особое место в экономической безопасности страны и является неотъемлемой частью ее национальной безопасности. Степень социально-экономического развития страны характеризуется уровнем и качеством питания населения, т.к. «… производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще…» [2].

Для этого каждый регион формирует собственными органами государственной власти систему нормативно-правовых актов по регулированию развития пищевой отрасли с учетом собственной специфики, экономической направленности и объективных предпосылок в пространственной интеграции, а также создает индивидуальную схему государственного воздействия на экономическую деятельность пищевой и обрабатывающей промышленности в регионе (рис. ).

1

Рис. Схема государственного воздействия на экономическую деятельность обрабатывающей и пищевой промышленности в регионе

Как следует из рисунка, в управлении пищевой и обрабатывающей промышленностью в новых условиях особенно важно разграничение компетенций между федеральными и местными органами управления. Так, федеральные органы, по нашему мнению, на основе геополитических факторов должны регулировать процессы создания пищевых производств на новых территориях, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные органы управления главное внимание должны сосредоточить на формировании рациональной структуры хозяйства, использовании локальных ресурсов, решении социально-демографических и экономических проблем, осуществлении экономического развития при условии качественного законодательного обеспечения и политической поддержки федеральных органов.

В совокупности пищевая и перерабатывающая промышленность являются нестабильным объектом управления, в связи с чем государственная политика в управлении этой отраслью включает в себя следующие задачи:

– внедрение инновационных технологий;

– разработка различных механизмов, способствующих обеспечению продовольственной безопасности страны;

– улучшение качества управления отраслью;

– улучшение качества жизни людей за счет обеспечения качественным продовольствием.

Для решения данных проблем необходимо развивать предприятия и организации всех форм собственности при поддержке органов государственного и регионального управления.

В современных условиях развития промышленности государству необходимо принимать активное участие в разработке стратегических планов развития отраслей, которые входят в агропромышленный комплекс страны, т.к. они являются главными участниками продовольственного рынка.

Проблемы и перспективы развития пищевой промышленности

Необходимость государственного регулирования пищевой промышленности вызвана тем, что она имеет сложную структуру. Входящие в ее состав отрасли имеют отличные друг от друга структуры управления, производственно-хозяйственные и финансово-экономические отношения, что ограничивает рамки развития пищевой промышленности.

Имеющиеся проблемы пищевой промышленности особо заметны при проведении анализа эффективности ее управления на макро- и мезоуровнях. К их числу относятся следующие:

– недостаточно отлаженные механизмы государственного регулирования в сфере развития продовольственного рынка;

– зависимость пищевой отрасли от импортного сырья при существенных колебаниях цен на него;

– низкая конкурентоспособность отечественных продуктов питания;

– недостаточный контроль качества производимой продукции;

– низкий уровень рентабельности производства пищевой продукции;

– высокий уровень использования ручного труда из-за износа оборудования;

– отсутствие благоприятных условий для вложения средств в развитие малых и средних предприятий;

– недостаточное развитие инфраструктуры отрасли.

Для поддержки и развития пищевой промышленности в стране разработана «Стратегия развития пищевой промышленности до 2020 г.». В Стратегии рассматриваются два варианта развития пищевой промышленности России – инерционный и инновационный.

В стратегическом плане учтено, что большинство предприятий пищевой промышленности не имеет необходимого технического оснащения, в связи с чем предусматривается значительный рост инвестиций в социально значимые отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности. Так, инвестиции к 2020 г. вырастут до 103 млрд руб. по сравнению с 88 млрд руб. в 2010 г. В целом инвестиции в 2013–2020 гг. составят 777,8 млрд руб., из которых собственные средства предприятий составят 262 млрд руб., а заемные – 515 млрд руб. При этом бюджетное финансирование стратегией не предусматривается и ожидается его отдельная разработка.

При всей важности принятого стратегического плана развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2020 г., следует отметить и некоторые недочеты данного документа. Так, направления развития отрасли по обоим вариантам только продекларированы, но не определены факторы, пути и этапы их практического осуществления, не выделены количественные индикаторы развития по отдельным направлениям. В связи с тем, что Россия имеет федеративную форму государственного устройства, в новых условиях хозяйствования задача снабжения населения продовольствием ложится на регионы. При этом «ощущается явно недостаточная действенность методов и мер государственного регулирования факторов макроэкономической среды региона с целью улучшения его социально-экономического климата» [3].

Меры государственного воздействия

Анализ методов управления пищевым производством на макро- и мезоуровнях показывает, что все меры государственного воздействия можно разделить на три группы: защитные, поддерживающие и стимулирующие.

Защитные меры необходимы для обеспечения безопасных условий для развития пищевой промышленности, направленных на предотвращение спада производства, снижение доли импорта на внутреннем рынке, защиту потребителей пищевой продукции. К ним относятся:

– защита производителей сельскохозяйственной продукции путем сокращения импортных товаров, произведенных с нарушением российских стандартов;

– таможенная защита производителей мясной, молочной, рыбной продукции, которые могут обеспечить внутренний рынок качественными товарами.

Поддерживающие меры государственного воздействия – мероприятия, направленные на сохранение достигнутого положения в отрасли, поддержание стабильности функционирования предприятий:

– предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям, осуществляющим производство продукции для создания государственных и региональных запасов;

– поддержка малых предприятий путем предоставления им права применения нелинейной, ускоренной амортизации.

К стимулирующим мерам можно отнести:

– создание государственных центров информационно-инновационного характера;

– полное или частичное освобождение от налогов в региональный бюджет на определенное время (в рамках осуществления региональных программ);

– установление сроков использования технологического оборудования для вытеснения устаревшего и скорейшей модернизации предприятий и отрасли в целом.

Выводы

Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своем общем виде она формирует вектор любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. Стремление к продовольственной безопасности является непрерывным процессом, завершение которого гипотетически возможно только при достижении комплекса следующих необходимых условий:

– население страны обеспечено экологически чистыми, полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства по научно обоснованным нормам с учетом пола, возраста, условий труда, природно-климатических особенностей и национальных традиций;

– цены на продукты питания доступны всем гражданам, многодетным семьям, пенсионерам, независимо от национальной принадлежности и профессии;

– созданы стратегические запасы продовольствия на случай стихийных бедствий, войны и других чрезвычайных событий. Этот запас позволит избежать голода в стране при введении нормированного распределения продуктов в течение не менее 5 лет (опыт США и Швейцарии);

– наука находится на уровне высших мировых достижений и обеспечивает все сферы жизнедеятельности новейшими образцами техники, технологии, поддерживает и улучшает генофонд животноводства и растениеводства, дает достоверные прогнозы развития общества на перспективу;

– природоохранная и природовосстановительная политика и практика обеспечивают сохранение и улучшение среды обитания.


Источники:

1. Гоекенов С.С. Критерии оценки продовольственной безопасности // Вестник КРСУ. – 2009. – № 2.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. – 2-е изд. – Т. 25. – Ч. 2. – М.: Издательство политической литературы, 1962. – С. 184–185.
3. Овчинников В.Н. Рыночная стратегия материально-технического обеспечения регионального АПК – Нальчик: Эльфа, 1994.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 02:28:19