Влияние финансовой стратегии на долгосрочное развитие бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (234), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Финансовая стратегия предприятия решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в современных рыночных условиях хозяйствования. Это достаточно хороший инструмент, который позволяет компании развиваться в четко заданном направлении и достигать все более лучших результатов. В настоящей работе проанализировано влияние финансовой стратегии на выживание бизнеса, разработан авторский вариант влияния стратегии на потенциал в будущем.
Ключевые слова: финансовая стратегия, долгосрочное развитие, потенциал компании
Проблемы, которые испытывают малый и средний бизнес в сфере управления возникают в большей степени из-за отсутствия плана действий, т.е. ориентации на стратегию развития. Иначе говоря, необходим план, в котором взаимосвязаны все бизнес-направления компании. Итог реализации этого плана – это или финансовый успех или же убыток (иногда даже крах).
Конечно же, никого не устроит отрицательный финансовый показатель. Поэтому стоит отнестись серьезно к этому вопросу. Помимо этого существуют еще и различные финансовые, социальные, политические и др. факторы, способные повлиять существенно. Нужно уметь оценивать вероятность ухудшения или наступления каждого из этих факторов.
Значение стратегии для организации
Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, кризис спроса и сбыта продукции – это не полный перечень проблем, характерный для бизнеса. Одни тенденции могут положительно повлиять на компанию, и одновременно отрицательно для другой.
Современные руководители слабо владеют информацией о деловой среде и явно неправильно ее воспринимают. Ведь среда, в которой функционирует компания, стала более изменчивой и конкурентной. Именно по этой причине стратегический взгляд позволит найти новый путь управления бизнесом. Сегодня успеха добиваются те, кому удается получить и сохранить конкурентное преимущество перед соперниками.
Для более доступного понимания, мы хотели бы привести вам маленький пример касательно сферы производителей телефонов. Слабая позиция на рынке может грозить уменьшением доли с последующей ее потерей. Достаточно взглянуть на позиции производителей сотовых телефонов, таких гигантов как Motorolla, Siemens и в последнее время еще и Nokia.
В свое время, начиная с 2000 г. и заканчивая 2006 г. эти гиганты были в числе «законодателей моды» по производству и технической начинке сотовых телефонов. Сегодня рынок в основном развивается за счет таких гигантов, как Apple и Samsung. Если не заниматься глубинным анализом, то становится очевидным, что главный фактор перемены на рынке и последующие потери позиций производителей сотовых телефонов является отсутствие стратегии.
Довольствование положением, которые занимали Motorolla, Siemens и Nokia, привело их к краху в стратегическом плане. Ведь техническое развитие конкурентов в лице Apple и Samsung – это грамотный и профессиональный ход в лице менеджмента по разработке и внедрению стратегических идей.
Все эти идеи, представляющие собой паззлы, позволяют собрать единую картину будущего компании. Восполнить упущенное для этих компаний с каждым годом становится все более невероятным, поэтому от бывших лидеров этой отрасли остались только названия.
Организация, которая мыслит стратегически
В наше время, обладание качественной статистикой и обширной информацией о рынке, деловой активности и др. является преимуществом. Проблема в том, что она должна быть простой, конкретной и понимаемой на интуитивном уровне, что дает почву и возможность для мыслительной деятельности. Это способствует развитию интуитивных качеств, которое в свою очередь способно дать начало стратегическому взгляду. Важно не упрощать сложный механизм управления организацией. Очевидно, это требует комплексного подхода для построения программы как модели будущего, так и программы перехода в него из текущего состояния.
Чтобы побеждать и достигать успехов, нужно хорошо анализировать, использовать методы и разработки собственных программ, посредством которых компания сможет удерживать лидирующие позиции. Сегодня конкуренция жестока как никогда, ведь на кону может быть выживаемость. Поэтому, умение не только вести бизнес, но и знать в каком направлении его развивать становится сложной задачей. С другой же стороны, частые и радикальные изменения стали нормальным в сфере бизнеса – этим и подтверждается наша мысль о важности видения будущего.
Размышления о будущем сегодня не является чем-то абстрактным. Многие руководители достаточно убедились в бесполезности создания светлой картины будущего компании. Привычное прошлое и отказ от стратегического взгляда – типичные ошибки, которые не позволяют открыть перспективы будущего. Иначе говоря, это мешает созданию мощного потенциала. Следует серьезно отнестись к решению о том, что может компания предложить завтра рынку.
Обеспечение долгосрочной жизнеспособности компании основная задача любого бизнеса. Каждый бизнес уникален в этом плане. Уникальность заключается в том, что структура капитала должна способствовать развитию потенциала компании. Недофинансирование стратегически ориентированных целей из-за недостатка собственных средств и сложностей для привлечения на рынке капитала приводит к тому, что стратегия становится сложно реализуемой. Другие неформальные пути привлечения капитала не способны полностью обеспечить необходимый уровень вложений.
Один из принципов финансовой стратегии – это сложности по формированию капитала. Ведь в самом начале появлении и развитии компании вопрос выбора структуры капитала имеет прямое отношение к стратегии, учитывая, что не существует четких моделей по структурированию капитала. Такие аспекты, как характерные особенности фирмы и владельца, рыночные условия и доступ к финансовому и человеческому капиталу связаны с высокой степенью изменчивости.
Когда мы говорим о внешнем долге, как об источнике развития, мы видим, что в среднем она самая большая и единственная категория финансирования для начинающих компаний в течение их первого года работы. Один из общепринятых взглядов, которого широко придерживаются о предпринимательских финансах – то, что новым компаниям не хватает доступа к формальным рынкам капитала, и таким образом вынуждены полагаться на неформальную сеть, такие как семья, друзья, и другие финансовые источники, такие как кредитные карты, чтобы улучшить их начальное финансирование.
Таким образом, необходим разумный баланс между настоящим и будущим: не защитив свой сегодняшний бизнес, фирма не имеет будущего; равным образом, не выделив должные ресурсы под будущее развитие, она может лишиться потенциала. Мы назвали это формулой «сохранения потенциала»:
Очень важно понимать, что краткосрочная прибыль не способна решать долгосрочные вопросы. Повышение прибыли – это краткосрочная задача. Основная задача – это генерирование прибыли. Это стратегический взгляд. Мы показали формулу сохранения потенциала, где видна эта взаимосвязь. К сожалению, часто бывает так, что компании добиваются краткосрочного увеличения капитала в ущерб долгосрочному процветанию. Для этого принимаются меры по сокращению расходов:
– сокращение производственных возможностей;
– слияния и поглощения;
– неоправданные повышения цен;
– уход с отдельных сегментов рынка и т.п.
Вывод
Многие руководители думают, как сегодня заработать больше, но забывают о том, что может наступить завтра. Все это позволяет в краткосрочной перспективе добиться временных результатов. Т.е. причиной значительного увеличения доходов может явиться повышение цен, либо другие меры, но в перспективе это станет причиной для потери потенциальных клиентов. Это позволяет допустить, что такие меры могут повлиять существенно на долгосрочные перспективы, но самое главное на реализацию стратегических целей.
Источники:
2. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения / под редакцией А.З. Бобылевой, 2011 г.
Страница обновлена: 30.10.2024 в 14:13:43