Анализ рисков в процессе управления проектами
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (233), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Копылова О.В. Анализ рисков в процессе управления проектами // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 11. – С. 44-48.
Аннотация:
В статье анализируются финансовые риски в решении проблем области ликвидности. Предлагается методика анализа причин дефектов и процессов управления проектами.
Ключевые слова: финансовые риски, процесс управление проектами
Риск, являясь неотъемлемой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. Поэтому деятельность компании в рыночных условиях связана с принятием на себя всевозможных рисков. Существует очень незначительное число компаний, которые не подвержены крупным рискам финансовой нестабильности. В связи с этим в современных условиях проблема управления рисками становится все более актуальной.
Риски и финансово-хозяйственная деятельность организаций
Само слово «риск» восходит к греческим словам ridsikon, ridsa – утес, скала. В итальянском языке risiko – опасность, угроза; risicare – лавировать между скал. Во французском risdoe – угроза, рисковать (буквально объезжать утес, скалу), французская risque от итальянского risilorischio, староитальянского risicare – отваживаться. В наиболее общем виде, преобладают два противоположных взгляда на сущность риска. С одной стороны, риск предстает в виде возможного неудачного исхода, опасности, с другой – удачи, благоприятного исхода.
В настоящее время анализ рисков и управление ими является неотделимой частью стратегического и оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью на предприятии.
Для того чтобы качественно управлять рисками, компания должна знать, с какими рисками связана ее деятельность. Для этого необходимы объективная оценка всех основных финансовых рисков и понимание, какие конкретно риски и в каком объеме она готова взять на себя.
В условиях рыночных отношений проблема оценки рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение – как важная составная часть теории и практики управления.
Любая компания осуществляет свою деятельность в изменчивых условиях глобального рынка, таким образом, постоянно находится в положении, когда то или иное изменение рыночной ситуации приводит к благоприятным или неблагоприятным последствиям для компании. В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность денежных потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски.
Осуществление проекта связано с неопределенностью многих элементов, вероятностным характером протекания процессов, а значит и определенным риском. Уровень риска проекта можно снизить путем принятия специальных мер. Причем заданный уровень риска проекта можно обеспечить с минимальными затратами. Однако это требует глубокого изучения природы проекта и его окружения.
Оценка факторов и явлений, влияющих на предприятие
В экономической литературе нет единого понимания в вопросе классификации рисков. Насчитывается более 40 различных критериев рисков и более 220 видов рисков. Провести жесткую границу между отдельными видами рисков довольно сложно. Многие риски взаимосвязаны между собой – все они, в конечном счете, влияют на финансовые результаты фирмы и требуют учета для успешной деятельности, для чего был разработан метод стратегического планирования используемой для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие, который получил название SWOT-анализ.
На практике SWOT-анализ в большей части применятся в ходе сегментирования рынка для анализа сегмента. Как правило, выбирают те стратегические альтернативы, которые обладают наибольшем весом и силой, т.е.:
– приоритеты угроз;
– сопоставление угроз с преимуществами и рыночными возможностями;
– приоритеты развития;
– улучшение слабых мест;
– сопоставление недостатков с преимуществами и рыночными возможностями.
После определения критических факторов проекта и ключевых факторов успеха на основе анализа формируются основные цели, разрабатываются стратегии и рассчитываются финансовые показатели.
Преимущества:
– продолжительная история развития;
– развитая инфраструктура;
– значительные инвестиционные возможности;
– надежная, выверенная годами технология, позволяющая занять свою рыночную нишу.
Недостатки:
– организация уровня компьютеризации и информатизации проекта;
– неустойчивое финансовое положение;
– нехватка оборотных средств;
– слабая система управления;
– низкая квалификация персонала в целом.
Возможности:
– хорошие перспективы введения инноваций в отрасль;
– готовность собственников и менеджеров реформировать структуру управления по образцу западных компаний.
Угрозы:
– возможное появление новых конкурентов западных производителей с более развитыми технологиями.
Прогнозирование факторов риска целесообразно осуществлять с использованием методов стратегического анализа внешней и внутренней деятельности компании.
Окружение проекта принято разделять на внешнее и внутреннее.
Внешнее окружение:
– политика, экономика, общество, законы и право, наука и техника, культура, природа, экология, инфраструктура;
– руководство предприятия, сфера финансов, сфера сбыта и производства, материально-техническое обеспечение (сырье, материалы, оборудование), инфраструктура предприятия.
Внутреннее окружение:
Наиболее существенными факторами «внутреннего» окружения являются:
– стиль руководства проектом – он определяет психологическую атмосферу в команде проекта, влияет на ее творческую активность и работоспособность;
– организация работ по проекту, уровень компьютеризации и информатизации, уровень используемых средств управления проектом – они определяют взаимоотношения между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей;
– участники проекта – они реализуют различные интересы в процессе осуществления проекта, формируют свои требования в соответствии с целями и мотивацией и оказывают влияние на проект в соответствии со своими интересами, компетенцией и степенью «вовлеченности» в проект;
– команда проекта – она является мотором и исполнительным органом проекта, от команды во многом зависит прогресс и успех проекта;
– методы и средства коммуникации – они определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией между заинтересованными участниками проекта;
– экономические условия проекта – они связаны со сметой и бюджетом проекта, ценами, налогами и тарифами, риском и страхованием, стимулами и льготами и другими экономическими факторами, действующими внутри проекта и определяющими его основные стоимостные характеристики;
– социальные условия проекта – они характеризуются обеспечением стандартных условий жизни для участников проекта, уровнем заработной платы, предоставляемыми коммунальными услугами, условиями труда и техники безопасности, страхованием и социальным обеспечением;
– организация, система документации проекта.
Вывод
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные этапы: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».
SWOT-анализ позволяет в самом общем виде сформировать две укрупненные группы факторов риска, с которым может столкнуться компания: внешние факторы риска, которые отражают угрозы внешних воздействий на компанию. Внутренние факторы риска, обусловленные слабостью отдельных сторон деятельности компании.
Роль финансовых рисков в современной экономике крайне велика. Глобализация финансовых рынков заставляет понять, что комплексное управление рисками наряду с компетентностью персонала и качеством информационных систем становится решающим фактором повышения и поддержания конкурентоспособности предприятия.
Источники:
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2000. – С. 56.
3. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учебное пособие / Н.Гермогентова, Д.И.Кокурин, Е.В.Серегин. – М.: Финансовая академия, 2008.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:25:37