Тенденции развития финансово-хозяйственной деятельности специальных образовательных учреждений
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (232), Май 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлен анализ основных тенденций развития финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: определены проблемные зоны, рассмотрены основные перспективы развития платных дополнительных образовательных услуг и дана объективная оценка потенциальной конкурентоспобности учреждений подобного типа на рынке услуг.
Ключевые слова: конкурентоспособность, ресурсы, образовательное учреждение для детей, дополнительные платные образовательные услуги
Современные тенденции к развитию экономических систем (как на макро-, так и на микроуровне), поиску новых форм взаимодействия государственных учреждений и организаций с органами исполнительной власти и обществом не могли не сказаться на всех отраслях хозяйствования в Российской Федерации. Особенно актуальной проблема развития финансово-хозяйственной деятельности становится в такой непростой для регулирования рыночных отношений отрасли, как образование.
Успешное решение вопросов достаточного финансирования образовательного учреждения вне зависимости от его организационно-правовой формы (казенное, бюджетное, автономное) находится в неразрывной связи с вопросами оценки качества ведения образовательного процесса, переходом на новые принципы оплаты труда, нормативно-подушевым финансированием в расчете на одного ребенка, системой государственного субсидирования и государственного заказа [1].
Экономические модели функционирования учреждений общего образования прописаны и достаточно известны [2]. Однако существует целый пласт вопросов, связанных с экономическими аспектами деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее – «ПМС-центры»).
Эволюция развития ПМС-центров в России
Институт ПМС-центров является новым для нашей страны: первые образовательные учреждения начали функционировать в 1993 году, а Типовое положение об учреждениях данного типа было принято Правительством Российской Федерации только в 1998 году [3].
Это повлекло за собой ряд негативных последствий в деятельности образовательных учреждений подобного типа.
1. ПМС-центрам зачастую предоставляются помещения в зданиях школ или детских садов. Отсутствие отдельного здания значительно ограничивает функциональные возможности учреждения, создает скученность детей, вызывает перегрузку приемных кабинетов. Все это потенциально снижает конкурентоспособность учреждения.
2. Отсутствие должных условий для работы специалистов создает проблему привлечения высококвалифицированных кадров, что опять-таки не может не влиять на имидж учреждения, его востребованность на рынке образовательных услуг.
3. Слабая оформленность нормативно-правовой базы для деятельности ПМС-центров. Несмотря на отдельные инструктивные письма, подзаконные нормативно-правовые акты, в целом администрации ПМС-центров приходится действовать «по аналогии», используя нормативные показатели средних общеобразовательных учреждений. Многочисленные «белые пятна» в отраслевом законодательстве, касающиеся, в том числе, и финансово-хозяйственной деятельности ПМС-центров, дополняются еще и коллизиями правовых норм в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти различных уровней и ведомственной подчиненности.
4. До конца не отработанными остаются принципы финансирования и материального оснащения ПМС-центров:
‑ финансирование ПМС-центров зачастую происходит по «остаточному принципу»;
‑ отсутствие четко прописанных принципов определения видового разнообразия ПМС-центров влечет за собой отсутствие единого подхода к пониманию сути образовательного процесса, ясно обозначенных границ в содержательной, а значит – и в финансовой деятельности ПМС-центров того или иного вида. Нет единых требований к образовательному процессу – нет и четко сформулированных требований к оснащению ПМС-центров мебелью и оборудованием: на практике данная работа осуществляется директором в соответствии с его уровнем квалификации, функциональными возможностями в области взаимодействия с органами управления образованием и т.д.
5. Не совсем понятен механизм перехода ПМС-центров на новую систему оплату труда, связанную с «подушевым» финансированием. Если в общеобразовательном учреждении существует постоянный контингент детей, обучающихся в нем в течение нескольких учебных лет [1], то большинство учебных программ для детей, реализуемых в ПМС-центрах, рассчитаны на один учебный год. Поскольку уровень учебных программ – дополнительный, то и уверенности в том, что ребенок в следующем учебном году дойдет до специалистов ПМС-центра, нет.
Кроме того, администрации очень сложно осуществлять перспективное планирование финансово-хозяйственной деятельности ПМС-центров без четких представлений о возможных изменениях контингента. На фоне растущей конкуренции между образовательными учреждениями по предоставлению сходных по содержанию образовательных услуг решение данного вопроса становится крайне актуальным.
6. Некоторые услуги, оказываемые специалистами ПМС-центров, носят характер «вынесенных» (аутсорсинговых) и реализуются в школах и детских садах (при отсутствии в штате или недостаточном опыте работы с особыми детьми соответствующего специалиста) по запросу администрации этих учреждений или в рамках договорных отношений (в настоящий момент характер данных договорных отношений является безвозмездным). Особенно актуальна данная проблема для ПМС-центров с небольшим количеством помещений. В условиях перехода на систему государственных заказов и субсидирования в рамках функционирования бюджетного учреждения, в теории, финансирование реализации аутсорсинговых услуг должно учитываться школой или детским садом при получении государственного задания. В этом случае услуга, оказанная ПМС-центром на базе данного образовательного учреждения, автоматически становится платной и данное учреждение должно оплатить деятельность специалистов ПМС-центров [4, 5].
На практике же это может привести к отказу образовательных учреждений от сотрудничества с ПМС-центрами при реализации «вынесенной» услуги или привлечение к данной работе специалистов на основе гражданско-правовых договоров (договор найма, договор подряда) для реализации внепланового объема работ. В этой ситуации ПМС-центры, вынужденные сосредоточить свои силы на выполнении государственного задания на собственных площадях, лишаются возможности привлечения новых клиентов, что может привести к «стагнации» образовательного процесса, сворачиванию многих видов образовательной деятельности.
7. В отличие от учреждений общего образования, где отношение родителей детей к определенной классовой прослойке является относительно стертым, основной контингент большинства ПМС-центров составляют дети-инвалиды, дети из неблагополучных и многодетных семей, дети с признаками социальной дезадаптации. Важная социальная функция, которую несут учреждения данного типа, ограничивает их возможности в плане конкурентоспособности по сравнению с частными психологическими центрами, не обремененными социальным заказом. Деятельность по комплексному сопровождению особого ребенка требует адекватного отражения в государственном задании (сроки, объем выполнения, финансирование). Сохранение финансирования трудозатратных и комплексных видов услуг, равно как и услуг, оказываемых ПМС-центрами особым категориям детей, при переходе к системе субсидирования, является, с точки зрения автора, одной из основных задач государства.
Однако в целом ситуацию с развитием системы ПМС-центров в настоящий момент можно охарактеризовать положительно.
Вывод
Выход государственных и муниципальных ПМС-центров на рынок платных образовательных услуг должен способствовать повышению качества оказания психолого-медико-социальной помощи населению, а также может заставить частные психологические центры откорректировать цены в сторону снижения за счет растущей конкуренции.
Возможный первоначальный отток кадров из государственных и муниципальных ПМС-центров вследствие невысокого уровня заработной платы постепенно будет скомпенсирован. Это должно произойти вследствие трудоустройства новых квалифицированных специалистов, поскольку государственный сектор в условиях мирового экономического спада в целом является более стабильным [6, 7, 8].
Позитивынми явлениями развития системы ПМС-центнов как на уровне регионов, так и по стране в целом дальнейшей систематизации нормативно-правовой базы и дифференциации деятельности ПМС -центров различных видов являются:
‑ появившаяся возможность привлечения внебюджетных средств на законных основаниях;
‑ потребность в высококвалифицированных кадрах;
‑ ужесточение системы контроля качества образовательных услуг;
‑ постепенный переход учреждений дошкольного и среднего общего образования, являющихся социальными партнерами ПМС-центров, на федеральные государственные образовательные стандарты;
‑ попытки унифицировать принципы оплаты труда специалистов ПМС-центров и дифференцировать финансирование различных видов образовательных услуг (по характеру работы, по степени сложности, по времени и т.д.).
[1] так, если ребенок учится в одной и той же школе, то учреждение получает финансовое обеспечение на его обучение в течение 11 лет
Источники:
2. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях (практическое пособие для руководителя). – М.: Центр «Школьная книга», 2002. – 480 с.
3. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 (в ред. Поста нов лений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
4. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Н. Ф. Самсонова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 495 с.
5. Финансы: учебное пособие / Под ред. Проф. А. М. Ковалевой. Издание 3-е, переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 1998. – 384 с.
6. Соколин Б. А. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий // Хозяйство и право. – 1999. – № 5.
7. Стрекалов О.Б., Зарипов Э.Р. Кризисы в организации и управление проектами: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный технологический университет, 1997, 160 стр.
8. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Г.З. Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др.; Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2002. – 469 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:26:00