От теории стейкхолдеров – к реализации концепции общих ценностей
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (224), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Попов С.А., Фомина Л.Л. От теории стейкхолдеров – к реализации концепции общих ценностей // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 2. – С. 60-65.
Аннотация:
В статье излагаются основные положения теории стейкхолдеров. Указывается связь этой теории с понятием/практикой корпоративной социальной ответственности. Отмечается преемственность между концепцией общих ценностей Портера и Креймера и концепцией заинтересованных сторон. Представляются основные положения концепции общих ценностей с акцентом на ее отличии от концепции стейкхолдеров.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, компания, теория стейкхолдеров, концепция заинтересованных сторон, стейкхолдерский менеджмент, концепция общих ценностей
Теория стейкхолдеров (stakeholder theory), или концепция стейкхолдеров (stakeholder concept), или концепция заинтересованных сторон относится к числу самых известных теоретических конструкций. Эта теория – в контексте проблемы взаимоотношения бизнеса и общества – является по-своему авторитетной и общепризнанной, но одновременно – одной из самых дискутируемых. Считается, что основной источник по первоначальной (классической) версии концепции стейкхолдеров – это известная книга Э. Фримена «Стратегический менеджмент: стейкхолдерский подход» [4].
Концепция заинтересованных сторон
По определению Э. Фримена, стейкхолдерами компании являются любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие значимое влияние на принимаемые компанией решения и/или оказывающиеся под воздействием этих решений [4]. Поэтому к стейкхолдерам, как правило, относят: собственников компании, её наёмных менеджеров, персонал компании (не менеджеров) – внутренние стейкхолдеры. А также покупателей продуктов компании, поставщиков ресурсов, государство, местное сообщество (социум) и общественные группы (организации) – внешние стейкхолдеры. Соответственно, согласно концепции, одно из основных её положений сводится к тому, что собственники и менеджеры компании должны управлять её деятельностью так, чтобы интересы перечисленных стейкхолдеров – не ущемлялись, чтобы сохранялся соответствующий особый этический баланс. При этом именно такое функционирование и развитие компании как раз и является – практическим подтверждением и реальным доказательством – социальной ответственности компании.
Таким образом, уже в данном месте выделим следующее важное заключение, которое относится и к ранним, и к поздним версиям, т.е. к концепции в широком смысле, а именно: теория стейкхолдеров – это теория особой модели компании, которая определённым образом интерпретирует её в качестве социально ответственного института современного (капиталистического) общества.
Большинство исследователей концепции заинтересованных сторон полагают, что особый важный этап в её развитии связан с появлением в 2002 г. книги Поста Дж., Престона Л., Сакса С. «Переосмысление корпорации: стейкхолдерский менеджмент и богатство организации» [6].
Из самого названия книги следует, что одна из важнейших категорий теоретической конструкции указанных авторов – богатство организации. При этом такое богатство определяется как особый интегральный показатель способности компании производить различные блага для всех её стейкхолдеров в течение длительного времени [6]. И, следовательно, целевая функция стейкхолдерского менеджмента – максимизация (оптимизация) приращения богатства организации – это и оптимизация социальной ответственности компании. Так как такая ответственность является важной частной составляющей более общей целевой функции соответствующего общего менеджмента компании.
Концепция общих ценностей
Проведённое нами исследование показывает, что многие специалисты разделяют следующий вывод. По современным критериям корпоративной социальной ответственности (КСО) – представленная версия концепции стейкхолдеров Поста, Престона и Сакса (а также некоторые другие поздние версии) – по сравнению с классической версией Фримена – является более прогрессивной по содержанию и более конструктивной по инструментарию.
Но при этом проведённый анализ позволяет также утверждать следующее. Во всех поздних версиях концепции стейкхолдеров по-прежнему сохраняется фундаментальное противоречие: некоторые базовые ценности локальных социумов и общества в целом, с одной стороны, и часть базовых ценностей бизнеса, с другой стороны, – различаются. Следовательно, не только в контексте современного развития теории стейкхолдеров, но и – в особом аспекте базовых ценностей – надо переходить к рассмотрению, так называемой, концепции общих ценностей.
Основной источник по концепции общих ценностей М. Портера и М. Креймера – это статья указанных авторов в журнале Harvard Business Review [5]. С учётом ограничений по размерам статьи, краткое изложение концепции и результатов соответствующего исследования сводится к следующему.
1. «Концепцию общих ценностей можно определить как политики и операционные практики, которые усиливают конкурентоспособность конкретной компании и одновременно улучшают экономические и социальные условия существования тех конкретных сообществ, в которых она работает. Создание общих ценностей фокусируется на конкретно ситуационной идентификации, а также расширении и усилении связей между социальным и экономическим прогрессом» [5].
Приведённая цитата, а также проведённое исследование в целом позволяют утверждать, что – по критерию обеспечения устойчивой социальной гармонии между бизнесом и остальной частью общества [1] – концепция общих ценностей – это существенное развитие ранее представленной концепции стейкхолдеров.
2. По мнению авторов концепции, так называемые лучшие бизнес-практики, т.е. реальная эффективная бизнес-деятельность, которая полностью соответствует общим ценностям и самого бизнеса, и остальной части общества, должны быть – не нагрузкой на бизнес, а – главным содержанием повседневной деятельности компаний. То есть деятельности, которая осуществляется согласно адекватным целевым установкам (и другим составляющим) стратегии каждого бизнеса. «Концепция общих ценностей задаёт целый ряд направлений лучших бизнес-практик, которые должны охватить и освоить все компании. Эти направления также должны стать соответствующими интегральными составляющими стратегий компаний» [5].
3. Портер и Креймер настаивают на том, что бизнес-деятельность компаний в соответствии с концепцией общих ценностей принципиальным образом отличается от деятельности компаний, которые практикуют реализацию корпоративной социальной ответственности (КСО). Основные такие отличия отражены в таблице.
Таблица
Отличие общих ценностей от корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность (КСО)
|
Создание общих ценностей
|
Ценность: делать добро
Гражданская позиция, благотворительность, устойчивое развитие По собственной воле или под внешним давлением КСО отделена от максимизации прибыли (особые дополнительные «социальные затраты») Направления детерминируются целями пиара или личными предпочтениями Воздействие ограничивается зоной корпоративного влияния и размером КСО-бюджета |
Ценность: социальная польза и экономическая выгода от произведённых затрат
Единство компании и социума в создании ценности/стоимости Неотъемлемая составляющая конкурентной деятельности компании Неотъемлемая составляющая максимизации прибыли Направления детерминируются спецификой бизнеса компании и выбираются самой компанией Обеспечивается всем адекватно изменённым бюджетом компании |
Пример: ярмарочная торговля (по свободным взаимоприемлемым ценам)
|
Пример: трансформация системы закупок компании для повышения качества и дохода
|
5. Представляется очевидным, что решения, реализуемые компаниями в соответствии с концепцией общих ценностей, устранить все существующие социальные проблемы не могут. Но эта концепция даёт компаниям возможность (на основе своих профессиональных навыков и умений) стать лидерами социального прогресса. Причём в соответствующих областях сделать это так, как это не могут сделать ни лучшие государственные структуры, ни лучшие некоммерческие организации. И по ходу реализации такого прогрессивного процесса бизнес, конечно, будет снова обретать уважение общества.
Вывод
В Послании Президента России Федеральному Собранию 2012 г. отмечается: «Бизнес должен работать и на свой успех, и на страну, должен рождать талантливых, толковых организаторов, меценатов и патриотов…Только тогда возможно утверждение широкого общественного уважения к предпринимательскому сословию». В таком контексте мы полагаем уместным особо подчеркнуть, что – широкая реализация в России концепции общих ценностей – это реализация одной из возможных лучших практик, которая обеспечит существенный рост социальной эффективности современного российского бизнеса. А также необходимое ему – повышение общественного уважения.
[1] Эта часть общества, в частности, включает всех внешних стейкхолдеров той или иной конкретной компании.
Источники:
2. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. – М.: ИД «Юрайт», 2010.
3. Попов С.А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний. – М.: ИД «Юрайт», 2012.
4. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Pitman. 1984.
5. Porter M.E., Kramer M. R. 2011. Creating Shared Value // Harvard Business Review. – 2011. – Jan.-Feb.
6. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. 2002. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth. Stanford University Press.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:16:03