Особенности управления и государственного регулирования транспортного коплекса России
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье описаны особенности управления транспортным комплексом России. Предлагаются меры по повышению эффективности функционирования транспортной системы, обосновывается необходимость внедрения передовых технологий на транспорте, совершенствование законодательства, регулирующего деятельность отрасли.
Ключевые слова: государственное регулирование, транспортный комплекс, стратегия развития, управление транспортным комплексом, эффективность перевозок
Транспортный комплекс является связующим звеном во всех отраслей в экономике нашей страны. Ежедневно тысячи предприятий используют автомобильный транспорт в целях доставки различных грузов и перемещения людей.
При осуществлении пассажирских перевозок в качестве транспортных средств выступают самолеты, поезда, автобусы, автомобили, суда и другие. Транспортными устройствами также являются стоянки, депо, остановки и другие, необходимые объекты.
Таким образом, современная транспортная система имеет очень сложную и разветвленную структуру, каждая часть которой неотъемлемо связана с эффективным функционированием системы в целом.
С началом формирования и развития рыночной экономики в России стало появляться большое количество мелких и средних предприятий, работающих в сфере транспортных услуг. При этом возникла объективная необходимость эффективного регулирования активно развивающейся предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что за рубежом в сфере предпринимательской деятельности в основе лежит доктрина невмешательства государства в работу компаний. На практике в современной действительности данная концепция не находит своего применения в отношении транспортного комплекса России. Отсутствие ограничений и контроля в транспортной отрасли могут привести к серьезным негативным последствиям. В этой связи в последние годы разрабатываются необходимые законодательные акты и программы, проводятся конференции и форумы на различных уровнях управления транспортным комплексом России.
Стратегическая цель развития транспортного комплекса
В настоящее время главным органом, регулирующим работу различных видов транспорта, является Минтранс России с федеральными агентствами по видам транспорта.
Основными задачами, на которые направлена деятельность Минтранса России являются разработка и реализация транспортной политики, включающей также совершенствование транспортных услуг, способных максимально удовлетворить потребности населения и государства, сокращение издержек, поддержание единого транспортного пространства страны.
Не менее важной является задача разработки и реализации совместно с Правительством РФ проектов и программ развития транспортной системы. В этой связи возникает необходимость обеспечения эффективного управления собственностью транспортного комплекса, относящейся к федеральной.
Минтранс России должен оказывать содействие в осуществлении мероприятий, направленных на повышение эффективности работы различных транспортных предприятий, функционирующих на российских и зарубежных рынках. Таким образом, будет создана база для повышения уровня управления, в том числе координации развития транспортной инфраструктуры.
Стратегической целью развития транспортного комплекса выступает повышение эффективности осуществления грузовых и пассажирских перевозок в различных регионах страны. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1) формирование конкурентного рынка транспортных услуг, на котором представлены все виды транспорта различных форм собственности;
2) оперативное управление с помощью автоматизированных систем процессов перевозки грузов и пассажиров в связи с быстроменяющимся местоположением транспортных средств во времени и пространстве;
3) совершенствование существующей законодательной базы, которая способна обеспечить функционирование более совершенной транспортной системы [1].
Задачи и принципы имеют место на практике, при этом используются нормативно-правовые, экономические и комплексные методы регулирования транспортной системы (см. рис. 1).
Рис. 1. Методы регулирования транспортного комплекса России
Из рис. 1 четко видно, что комплекс регулирования транспортной системы включает и экономические методы, и нормативно-правовое регулирование. В свою очередь, нормативно-правовые методы подразделяются на две области: обеспечение безопасности и регулирование рынка транспортных услуг.
Обеспечение безопасности включает правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила по перевозкам грузов и пассажиров, стандарты по экологической безопасности и другие, не менее важные документы. Лицензирование, квоты и ограничения следует отнести к методам регулированию рынка транспортных услуг.
Управление транспортной системой России: уровни, стратегии, программы
Экономические методы регулирования транспортного комплекса подразделяются на частные и комплексные. Частные имеют место в постоянно-функционирующей, но неменяющейся системе производственных отношений и предусматривают налоги, тарифы, дотации, кредиты, штрафные санкции и другие дополнительные операции.
Следовательно, можно отметить, что транспортный комплекс в целом и его отдельные виды имеют общие и специфические особенности. Среди важнейших из них можно выделить централизованную вертикальную систему управлению отраслью (см. рис. 2).
Рис. 2. Вертикаль управления транспортной отраслью
Данная схема отражает взаимосвязь между уровнями управления транспортной системой России. Все органы управления постоянно взаимодействуют. Существуют нормативно-правовые акты, которым подчиняются транспортные предприятия только на региональном уровне. Такая ситуация возникает в случаях, когда разработки по внедрению конкретной методики носят не обязательный, а рекомендательный характер. Таким образом, наблюдается иерархическая система управления с делегированием части полномочий от вышестоящих к нижестоящим органам функционирования транспортной системы.
Совершенствование существующих направлений развития транспортной системы обуславливается социально-экономической нестабильностью общества, в результате чего была разработана Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года [1], где определены транспортная политика, этапы и направления ее реализации в долгосрочном периоде.
В соответствии с Федеральной целевой программой, которая разработана в целях модернизации транспортного комплекса страны в целом посредством решения проблем различных видов транспорта, при рассмотрении вопросов, связанных с развитием железнодорожного транспорта, основными задачами выступают вопросы территориального расположения узлов связи в целях повышения эффективности работы различных предприятий и отраслей.
Что касается автомобильного транспорта, то там предстоит выполнить большой объем работ, связанных с улучшением состояния дорог всех типов, которые используются при транспортировке пассажиров и грузов. В частности, к данному направлению можно отнести: улучшение дорожного покрытия, строительство обводных дорог, которые позволят разгрузить городские дороги и улучшит экологическую обстановку [2].
Совершенствование законодательства, регулирующего транспортную отрасль
Одним из проектов, позволяющим значительно улучшить ситуацию, является строительство международного транспортного коридора «Европа − Западный Китай». Данный проект поможет интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему страны, а так же появятся дополнительные возможности для более тесно торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном, и особенно с Китаем [3].
На сегодняшний день актуальны проблемы совершенствования существующего законодательства, а также разработка и применения новых компьютерных программ и технологий, которые позволили бы обеспечить более эффективную организацию процессов перевозки грузов и пассажиров. В этой связи следует осуществлять разработку нормативно-правовой базы с учетом внедряемых на транспорте современных технологий, в том числе спутниковой навигации.
Все перечисленные мероприятия будут иметь практическую значимость в области обеспечении безопасности пассажирских и грузовых перевозок, а также при расширении масштабов деятельности транспортных предприятий.
Реализация поставленных целей должна способствовать поэтапному обновлению основных фондов транспортных предприятий. Для этого необходимо привлечь инвесторов в качестве серьезной финансовой поддержки и концентрации денежных потоков при решении наиболее важных и перспективных мероприятий.
Научно-технический прогресс играет значительную роль в повышении эффективности и техническом перевооружении транспортного комплекса. Здесь необходимо внедрение самых передовых технологий, в том числе все более сложных компьютерных систем с соответствующими программными продуктами, и все более совершенных навигационных систем, особенно с использованием такой системы космической навигации, как ГЛОНАСС.
Развитие транспортной системы оказывает большое влияние на экономический рост страны в целом. Все предприятия ежедневно пользуются услугами транспортной инфраструктуры. Своевременно доставленные грузы способствуют увеличению прибыли предприятий, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.
Заключение
Таким образом, постановка стратегических целей при организации работы и управления транспортным комплексом, а также новые разработки нормативно-правовых актов и совершенствование уже существующей законодательной базы, позволят повысить эффективность функционирования транспортного комплекса России, а, следовательно, повысит уровень развития экономики страны в целом.
[1] Документ утвержден приказом Минтранса России от 12.05.2005 № 45. – Прим. ред.
Источники:
2. Официальный сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru, свободный.
3. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.securpress.ru.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 23:26:20