Противоречия системы кадрового обеспечения транспортной отрасли
Збарский А.М.1
1 Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 8 (Август 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383751
Аннотация:
Статья содержит результаты исследования, посвященного анализу существующих противоречий системы кадрового обеспечения транспортной отрасли и определению путей по их снятию, или сокращению степени влияния.
В статье представлены результаты анализа условий развития системы кадрового обеспечения транспортной отрасли России в начале XXI века. Впервые обозначены и структурированы основные противоречия развития системы кадрового обеспечения транспортной отрасли. Показана роль различных стейкхолдеров в преодолении данных противоречий.
Предложена концепция национальной системы отраслевого транспортного образования на базе бесконкурентной модели экстерриториальных центров подготовки специалистов, основу которых составляют отраслевые транспортные университеты. Определена роль транспортных университетов как научно-образовательных центров инновационного развития транспортной отрасли, объединенных в инновационные экосистемы.
Результаты исследования могут представлять интерес для государственных структур, курирующих программы развития транспортной отрасли, для специалистов в области подготовки кадров транспортных компаний и для менеджмента транспортных университетов.
Ключевые слова: транспортная отрасль, кадровое обеспечение, противоречия
Введение
Система отраслевого транспортного образования имеет богатую историю, начинающуюся от появления мореходных школ в XVIII веке и института путей сообщения в начале XIX века, ставшего в дальнейшем основой инженерной подготовки специалистов транспорта. XX век дал развитие сети железнодорожных институтов и институтов гражданской авиации. На всем протяжении своего развития система кадрового обеспечения транспортной отрасли имела жесткое государственное регулирование, обеспечивая подготовку кадров под задачи развития государства (строительство Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, развитие Русского Севера и Дальнего Востока). Незначительный по историческим меркам новейший этап истории с 1990 г. по наше время дал импульс коммерциализации транспортного образования. Во многом этому способствовали стабильность и динамичное развитие отрасли.
К началу XXI века система отраслевого транспортного образования представляла собой достаточно разветвленную сеть, состоящую из образовательных организаций и учебных центров, эффективно решающих задачу кадрового обеспечения транспортной отрасли [1–7] (Levin, 2021; Levin, 2013; Lyovin, Davydov, 2014; Pashkov, 2016; Panychev, Pokrovskaya, 2021; Panychev, Pokrovskaya, Blazhko, Satsuk, Drozdova, 2022; Garanin, 2020). Различная ведомственная принадлежность образовательных организаций и учебных центров покрывает сеть объектов транспортной инфраструктуры, позволяя обучающимся получать образование с минимальными логистическими издержками в своих или соседних регионах. Появление свободного рынка образования дало импульс началу транспортной подготовки целым рядом государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, что не привело к значимым изменениям в отраслевой системе подготовки кадров. При этом существуют противоречия системы кадрового обеспечения транспортной отрасли, препятствующие эффективному развитию, во многом обусловленные разрушительными процессами, протекающими в системе образования в конце XX века.
Два десятилетия XXI века сопровождались усилением государственной вертикали отраслевого транспортного образования, либерализация которого наблюдалась в последнее десятилетие XX века. Образовательные организации, находящиеся на рубеже веков в системе министерства путей сообщения, объединены в университетские комплексы. На этом этапе произошла унификация образовательных программ в рамках университетских комплексов и оптимизированная филиальная сеть. Наблюдаются подготовительные процессы к унификации образовательных программ на уровне всей системы подготовки кадров как со стороны регулятора, так и со стороны образовательных организаций и бизнеса.
Целью исследования является анализ существующих противоречий системы кадрового обеспечения транспортной отрасли и определение путей по их снятию, или сокращению степени влияния. Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие основные задачи: анализ условий развития системы кадрового обеспечения транспортной отрасли в начале XXI века; определение противоречий развития системы кадрового обеспечения транспортной отрасли и путей их разрешения; разработка бесконкурентной системы отраслевого транспортного образования.
Методы исследования
Выполненное исследование является частью комплексного научного исследования, посвященного совершенствованию системы кадрового обеспечения транспортной отрасли, проводимого на базе Самарского государственного университета путей сообщения [8–13] (Garanin, 2019; Garanin, 2019; Garanin, Krasnova, 2021; Garanin, Volov, 2022; Garanin, Gorbunov, 2022; Garanin, 2022). Методологической основой исследования являются: классическая экономическая теория, включающая теорию экономического роста и развития секторальной экономики на основе воспроизводства знаний и рынка труда; институциональная, эволюционная теории, основные направления ресурсной концепции. В исследовании использовались результаты научных исследований отечественных ученых, а также анализ экспертных мнений в области проблем, рассматриваемых в отношении совершенствования и развития системы отраслевого профессионального образования. В ходе решения поставленных задач в статье были использованы общенаучные методы – аналитический и сравнительно-аналитический; частно-научные методы – методы системного анализа и метод экспертных оценок.
1. Система кадрового обеспечения транспортной отрасли в начале XXI века
Транспорт является связующими звеном экономики, значение которого сложно переоценить. Транспорт, с одной стороны, отражает происходящие в экономике процессы, с другой стороны, опережающие развитие транспорта является конкурентным преимуществом для развития территорий. Для своего развития транспортная система нуждается в опережающей подготовке кадров по двум основным группам: технической и экономической (рис. 1). Техническая группа специалистов охватывает весь спектр инженерно-технических работников, обеспечивающих проектирование и эксплуатацию транспортных систем, включая транспортные средства и инфраструктуру. Экономическая группа специалистов охватывает логистику как раздел экономики, а также специалистов по продвижению транспортных услуг.
Для каждой группы требуется опережающая подготовка кадров – подготовка специалистов с учетом развития транспортных систем и внедрения новых технологий [1–7] (Levin, 2021; Levin, 2013; Lyovin, Davydov, 2014; Pashkov, 2016; Panychev, Pokrovskaya, 2021; Panychev, Pokrovskaya, Blazhko, Satsuk, Drozdova, 2022; Garanin, 2020). Актуальными задачами является изучение сквозных цифровых технологий и инноваций, получаемых на их основе, а также новых материалов и новых производственных технологий. Профессиональные образовательные программы должны быть динамичными, поскольку их содержание может устареть в процессе их реализации. Наиболее точно процесс обновления образовательных программ иллюстрирует цитата из произведения Льюиса Кэрролла: «Бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее» [20] (Kerroll, 2020).
Рисунок 1. Кадровое обеспечение транспорта
Источник: составлено автором.
К началу XXI века система кадрового обеспечения транспортной отрасли России представляет собой сбалансированную сеть государственных университетских комплексов, включающих сеть колледжей и техникумов. Основное восполнение отрасли специалистами высшего и среднего профессионального образования осуществляют университетские комплексы, подведомственные министерству транспорта и федеральным агентствам. Среди зарубежных моделей наиболее близкой по структуре является модель КНР, имеющая сеть профильных университетов и институтов. Европейская и американская модели подготовки кадров для транспортной отрасли используют факультетскую модель – подготовка кадров на базе транспортных или технических факультетов. Рассмотрим подробнее российскую систему подготовки кадров.
Морской и речной транспорт. Профессиональные образовательные программы в области морского и речного видов транспорта реализуют 6 университетских комплексов, подведомственных федеральному агентству морского и речного транспорта (Россморречфлот). Учебные заведения реализуют программы высшего и среднего профессионального образования в рамках укрупненной группы специальностей «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта». Университеты и их филиалы сконцентрированы на основных морских узлах (Санкт-Петербург, Владивосток, Новороссийск) и водных магистралях Сибирского, Приволжского и Центральных федеральных округов. Основу кадрового обеспечения отрасли по данному виду транспорта осуществляют учебные заведения Росморречфлота.
Железнодорожный транспорт. Профессиональные образовательные программы в области железнодорожного транспорта реализуют 9 университетских комплексов, подведомственных министерству транспорта и федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор). Учебные заведения реализуют программы высшего и среднего профессионального образования в рамках укрупненной группы специальностей «Техника и технологии наземного транспорта». Университеты и их филиалы сконцентрированы на основных железнодорожных узлах – центрах корпоративного управления железных дорог (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Иркутск и Хабаровск). Основу кадрового обеспечения отрасли по данному виду транспорта осуществляют учебные заведения Росжелдора.
Воздушный транспорт. Профессиональные образовательные программы в области железнодорожного транспорта реализуют 3 университетских комплекса гражданской авиации, подведомственных министерству транспорта и федеральному агентству воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ). Учебные заведения реализуют программы высшего и среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп специальностей «Авиационная и ракетно-космическая техника» и «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники». Университеты и их филиалы сосредоточены с учетом исторического развития (Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск). Основу кадрового обеспечения отрасли по данному виду транспорта осуществляют учебные заведения Росавиации.
Автомобильный транспорт. Профессиональные образовательные программы в области автомобильного транспорта и дорожного строительства распределены по техническим университетам, подведомственным министерству науки и высшего образования, а также техникумами и колледжами министерства просвещения. Учебные заведения реализуют программы высшего и среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп специальностей «Техника и технология наземного транспорта», «Машиностроение», «Техника и технологии строительства». Университеты и их филиалы сосредоточены в Москве и крупных региональных центрах (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Ростов-на-Дону и др.).
Помимо описанных государственных подсистем подготовка кадров для отрасли осуществляется на базе корпоративных центров профессионального обучения и корпоративных университетов, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации как по профессиональным, так и по надпрофессиональным компетенциям. В настоящее время образовательные программы государственных учебных заведений испытывают два интеграционных процесса «деболонизации» и «кластеризации». Первый процесс направлен на отказ от болонской системы и концентрации ядра профессиональной подготовки специалистов в области инженерной подготовки (специалитет). Второй процесс направлен на усиление программ с помощью их встраивания в региональные и отраслевые научно-инновационные кластеры.
2. Противоречия системы кадрового обеспечения транспортной отрасли и пути их разрешения
Существующие противоречия системы кадрового обеспечения транспортной отрасли можно разделить на внутренние и внешние. Первые обусловлены системными ограничениями самих образовательных организаций. Вторые являются следствием ограничений системы взаимодействия образовательных организаций во внешней среде. Задачей исследования является идентификация и снятие указанных противоречий. Основным инструментом решения задачи является трансформация самих образовательных организаций и системы взаимодействия со стейкхолдерами. Ниже представлены результаты исследования, направленные на идентификацию противоречий системы кадрового обеспечения транспортной отрасли и пути их разрешения.
Основные внешние противоречия характерны для всей системы профессионального образования. Их снятие – задача государства, которое должно взять на себя не только финансирование образования, но и науки.
1. Отсутствие комплексного управления развитием человеческого капитала. Комплексное управление развитием человеческого капитала включает такие последовательные процессы, как планирование контрольных цифр бюджетного приема, профориентационная работа, набор (формирование государственного задания на подготовку специалистов), обучение (исполнение государственного задания) и трудоустройство. Сегодня основными механизмами управления такими процессами со стороны государства являются: формирование и контроль исполнения государственного задания в части объема. Дополнительным инструментами контроля является система индикаторов работы образовательных организаций. При этом федеральные органы исполнительной власти, реализующие управление транспортной отраслью, не имеют эффективных инструментов управления системой подготовки кадров для отрасли. Такими инструментами могут быть: планирование и распределение контрольных цифр приема, контроль качества подготовки специалистов с учетом изменения модели компетенций выпускников, предиктивная аналитика процессов подготовки кадров на основе интеграции информационных платформ отраслевых образовательных организаций в единую систему.
2. Отсутствие контрактов с бюджетными студентами. Сегодня отсутствие таких контрактов, не предусмотренных федеральным законодательством в сфере образования, лишает эффективности систему профессионального обучения (рис. 2). В случаях с обучающимися по договорам о целевой подготовке зафиксированы права и обязанности сторон, включая обязанность по трудоустройству обучающегося и обязанность образовательной организации по подготовке специалиста. В ситуации с обучающимися, поступившими в рамках бюджетного приема, такие договорные обязательства отсутствуют. Система договорных отношений с обучающимися на условиях полной компенсации затрат на обучение, не имеющая условий о трудоустройстве выпускников, также не является совершенной и требует совершенствования.
Рисунок 2. Структура стейкхолдеров современного университета
Источник: составлено автором.
3. Разрыв между запросом бизнеса и возможностями образовательных организаций. Динамичное развитие транспорта, внедрение сквозных цифровых технологий обуславливают запрос бизнеса на опережающую подготовку кадров для транспортной отрасли. Инертность образовательных организаций, отсутствие эффективных механизмов оперативного реагирования на запросы бизнеса и актуализации образовательных программ, разрыв между научной и образовательной деятельностью не позволяют обеспечить запросы отрасли и совершить технологический прорыв.
Основные внутренние противоречия являются следствием инертности образовательных организаций, встроенных в систему подготовки кадров четвертого технологического уклада. Их снятие – задача самих образовательных организаций.
4. Разрыв между научной и инновационной деятельностью. Внутреннее противоречие представляет собой разрыв между коммерциализацией и капитализацией научной деятельности. Существует проблема отсутствия в университете эффективных механизмов повышения уровня готовности разработок, а также отсутствия инновационных экосистем вокруг университетов. Результаты научной деятельности, не имеющие цены (капитализации), не могут перейти в стадию инновационной деятельности (коммерциализации). Иными словами, невозможно продать то, что не имеет цены. Такими инструментами повышения технологической, производственной и коммерческой готовности разработок могут стать: фандрайзинговые подразделения, центры стандартизации и внедрения, пространства для работы и структурные подразделения, осуществляющие управление процессом выращивания техностартертеров и спинаутов.
5. Отсутствие полного цикла конвергенции проектов в идеи. Противоречие заключается в отсутствии внутри университета эффективных механизмов, обеспечивающих управление циклом формирования инновационных продуктов. Получение нового продукта запускает новый процесс (рис. 3), результатом которого являются новые идеи. Новые идеи являются входом воронки повышения уровня технологической готовности разработок. Сегодня в университете отсутствуют механизмы поддержки таких циклов (рис. 3), которые предусматривают активное вовлечение в процесс общеобразовательных кафедр и внешних организаций.
Рисунок 3. Процесс конвергенции проектов в идеи
Источник: составлено автором.
6. Отсутствие механизма адаптации образовательных программ. Сегодня срок жизни образовательных программ составляет 4–5 лет. Такие программы устаревают за период своей реализации. Новые технологии стремительно появляются и находят свое применение в отрасли: интеллектуальные системы управления движениям, новые транспортные средства и др. Решение кроется в модели управления образовательными программами, которые должны быть динамичными и адаптивными. Их настройка может осуществляться на основе цифровых моделей работы бизнес-процессов.
3. Развитие бесконкурентной системы отраслевого транспортного образования
Развитие системы отраслевого транспортного образования в ближайшее десятилетие будет испытывать воздействие следующих основных факторов [14–19] (Strokov, 2020; Grunt, Belyaeva, Lissitsa, 2020; Robert, 2020; Klyachko, 2020; Vikhman, Romm, 2021; Butina, 2020):
Развитие сквозных цифровых технологий, позволяющих повысить эффективность реализации профессиональных образовательных программ. Их внедрение в процесс управления образовательными программами позволяет обеспечить конкурентные преимущества образовательным организациям, а также новые возможности и продукты для обучающихся.
Востребованность новых образовательных программ на стыке специальностей. Развитие транспорта проявляет необходимость комплексного управления транспортными процессами на стыке видов транспорта. Пассажирский транспорт: скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт в части проектирования, строительства и эксплуатации транспортно-пересадочных узлов. Грузовой транспорт: транспортно-логистические узлы на стыке морского и речного транспорта, железнодорожного и автомобильного. Возрастает востребованность специальностей, изучающих работу транспорта в условиях Арктики.
Развитие платформенной экономики – экономической деятельности, основанной на работе цифровых платформ, обеспечивающих взаимодействие между пользователями и предоставляющих комплексные типовые решения. Известными успешными примерами таких платформ являются «Яндекс», Airbnb, Uber.
Рост внимания бизнеса к системам развития человеческого капитала. Корпорации рассматривают развитие сотрудников в качестве неограниченного ресурса повышения конкурентных преимуществ. Среди отечественных корпораций наиболее значительные успехи в направлении развития сотрудников демонстрируют «РЖД», «Росатом», «Ростех», «Сбер», «Газпром», X5 Group, «Яндекс», развивающие инструменты развития сотрудников. Также корпорации, такие как «Сбер», «ВТБ», «Яндекс», развивают программы взаимодействия с учебными заведениями, бесплатно предоставляя возможности использования своих развивающихся цифровых образовательных ресурсов.
Развитие бесконкурентной модели отраслевых систем профессионального образования. К началу XXI века государственная система отраслевого транспортного образования представляет собой сбалансированную структуру. Отсутствие конкуренции между образовательными организациями обусловлено их территориальным распределением. Связанность транспортной системы обуславливает необходимость взаимодействия в части разработки и реализации кросс-транспортных образовательных программ: проектирование транспортных средств на основе композитных материалов, интеллектуальные системы управления транспортом на основе эмерджентных технологий, проектирование и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры и др.
Интеграция университетов и бизнеса в инновационные экосистемы. Последний фактор обусловлен ростом востребованности в современном обществе университета как научно-образовательного центра инновационного развития. В такой модели университет является источником создания инноваций и формирования новых рынков. Достижение цели возможно только в условиях тесной интеграции с бизнесом. Вариантами интеграции в рамках научно-инновационных экосистем являются региональные или отраслевые платформы.
Стремительное проникновение цифровых технологий в сферу образования, развитие платформенных решений, инкорпорирующих ресурсы пока самостоятельных субъектов, со временем снизит конкурентные преимущества традиционных моделей профессионального образования. Возможным решением представляется создание отраслевых цифровых образовательных платформ. С учетом этого возможны три сценария развития системы профессионального образования.
Первый сценарий предполагает работу отрасли без создания цифровой образовательной платформы. Такая ситуация характерна для отраслей с неразвитой системой подготовки кадров или имитацией работы по цифровой трансформации системы образования. Итогом этого станет инкорпорирование отраслевой системы подготовки кадров в активно развивающиеся платформы.
Второй сценарий предполагает создание в отрасли цифровой образовательной платформы на базе инструментов ведущих корпораций (учебно-производственных центров и корпоративных университетов). Вариант не предполагает участие отраслевых образовательных организаций в формировании платформы и ее развитии.
Третий сценарий предполагает создание единой совместной цифровой образовательной платформы, включающей корпорации и отраслевые образовательные организации. Такой вариант представляется наиболее вероятным, поскольку максимально использует имеющиеся ресурсы образовательных организаций.
Таблица 1
Сценарии развития системы профессионального образования
Противоречия
|
Первый
сценарий
|
Второй
сценарий
|
Третий
сценарий
|
1. Отсутствие
комплексного управления развитием человеческого капитала
|
Противоречие остается
|
Снятие противоречия зависит от образовательной организации
|
Противоречие снимается
|
2. Отсутствие
контрактов с бюджетными студентами
|
Противоречие остается
|
Противоречие снимается
|
Противоречие снимается
|
3. Разрыв между
запросом бизнеса и возможностями образовательных организаций
|
Снятие противоречия зависит от образовательной организации
|
Противоречие снимается
|
Противоречие снимается
|
4. Разрыв между научной
и инновационной деятельностью
|
Снятие противоречия зависит от образовательной организации
|
Снятие противоречия зависит от образовательной организации
|
Противоречие снимается
|
5. Отсутствие полного
цикла конвергенции проектов в идеи
|
Снятие противоречия зависит от образовательной организации
|
Снятие противоречия зависит от образовательной организации
|
Противоречие снимается
|
6. Отсутствие механизма
адаптации образовательных программ
|
Снятие противоречия зависит от образовательной организации
|
Снятие противоречия зависит от образовательной организации
|
Противоречие снимается
|
Как видно из таблицы 2, третий вариант является наиболее предпочтительным, поскольку позволяет снять наибольшее количество существующих противоречий и максимально задействовать ресурсы отраслевых транспортных университетов.
Заключение
Основным результатом представленного исследования является анализ существующих противоречий системы кадрового обеспечения транспортной отрасли и определение путей по их снятию, или сокращению степени влияния.
Впервые на основе научных исследований изучены и систематизированыпротиворечия системы подготовки кадров для транспортной отрасли, что позволило предложить механизмы по их снятию; разработана новая научная концепция национальной системы отраслевого транспортного образования, основанная на бесконкурентной модели экстерриториальных центров подготовки специалистов, основу которых составляют отраслевые транспортные университеты, рассматриваемые в роли научно-образовательных центров инновационного развития транспортной отрасли и объединенные в инновационные экосистемы.
Теоретическая значимость исследования заключается в предложенной модели формирования комплексной системы кадрового обеспечения транспортной отрасли, включающей отраслевые транспортные университеты и их филиалы, учебные центры практической подготовки, корпоративные университеты, а также систему взаимодействия между ними в рамках единой системы.
Результаты исследования могут представлять интерес для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функцию регулятора отраслей (транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение и др.) в части формирования и реализации программ развития отраслей, для команд управления системой подготовки и управления кадрами компаний транспортной отрасли, для команд управления отраслевыми транспортными университетами в части разработки и реализации программ развития.
Источники:
2. Левин Б.А. Роль отраслевых вузов в развитии высокоскоростных магистралей в России // Железнодорожный транспорт. – 2013. – № 9. – c. 29-32.
3. Лёвин Б.А., Давыдов А.М. Отраслевые вузы в наращивании потенциала научно-технического комплекса ОАО «РЖД» // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО РЖД. – 2014. – № 2. – c. 28-32.
4. Пашков К.А. Каким будет Российский транспортный университет // Транспорт Российской Федерации. – 2016. – № 4(65). – c. 7-10.
5. Панычев А.Ю., Покровская О.Д. Современные тренды в концепте эволюции экосистемы транспортного университета // Техник транспорта: образование и практика. – 2021. – № 2. – c. 128-146. – doi: 10.46684/2687-1033.2021.2.128-146.
6. Панычев А.Ю., Покровская О.Д., Блажко Л.С., Сацук Т.П., Дроздова М.А. Школа инженерного предпринимательства как основа облика транспортного университета четвертого поколения // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2022. – № 2. – c. 161-181. – doi: 10.20295/1815-588X-2022-19-2-161-181.
7. Гаранин М.А. Транспортное образование в мире // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 3. – c. 61-71. – doi: 10.24411/2307-4264-2020-10309.
8. Гаранин М.А. Трансформация университета в центр пространства внедрения инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 955-968. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40957.
9. Гаранин М.А. Модель управления университетом как центром развития компетенций // Креативная экономика. – 2019. – № 1. – c. 183-194. – doi: 10.18334/ce.13.1.39667.
10. Garanin M.A., Krasnova E.A. Management Model of Innovative University. / Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap: Institute of Scientific Communications Conference Том 198. - Cham: Springer Nature, 2021. – 1463-1475 p.
11. Гаранин М.А., Волов В.Т. Трансформация высшей школы // Вестник СамГУПС. – 2022. – № 2(56). – c. 9-13.
12. Гаранин М.А., Горбунов Д.В. Архитектор персональных карьерных траекторий // Вестник СамГУПС. – 2022. – № 1(55). – c. 9-14.
13. Garanin M.A. Implementation of innovations in higher education institutions // PolÍtica e gestÃo educacional. – 2022. – p. 022072. – doi: 10.22633/rpge.v26iesp.2.16571.
14. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. – 2020. – № 2(31). – c. 15. – doi: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15.
15. Грунт Е.В., Беляева Е.А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 5(47). – c. 45-58. – doi: 10.32744/pse.2020.5.3.
16. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. – 2020. – № 3(47). – c. 3-16.
17. Клячко Т.Л. Образование в России и мире. Основные тенденции // Образовательная политика. – 2020. – № 1(81). – c. 26-42. – doi: 10.22394/2078-838X-2020-1-26-40.
18. Вихман В.В., Ромм М.В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. – 2021. – № 2. – c. 22-32. – doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32.
19. Бутина Е.А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – № 2. – c. 3695-3701. – doi: 10.15372/PEMW20200207.
20. Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес и в Зазеркалье. - М.: Росмэн, 2020. – 304 c.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 22:32:57