Государственно-частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики

Аблязов Т.Х.1, Марусин А.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 2 (Апрель-Июнь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=39191659
Цитирований: 46 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В условиях формирования цифровой экономики совершенствование инфраструктуры является одним из ключевых аспектов интенсификации социально-экономического развития страны. В настоящее время реализация масштабных проектов в области транспортной инфраструктуры сталкивается с недостаточностью бюджетного финансирования, и эффективным механизмом развития данной сферы выступает государственно-частное партнерство, подразумевающее взаимодействие государства и предпринимательского сектора в целях создания, использования и управления государственной собственностью или оказанием публичных услуг. В статье дана характеристика развития механизма ГЧП (государственно-частное партнерство) в России, рассмотрены особенности ГЧП в проектах строительства транспортной инфраструктуры, оценен российский опыт реализации проектов ГЧП, обоснованы преимущества ГЧП при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, а также предложены направления развития транспортной инфраструктуры на основе применения механизма ГЧП в условиях формирования цифровой экономики.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, транспортная инфраструктура, цифровая экономика, цифровые технологии

JEL-классификация: L32, O33, O32, L91

Источники:

1. Аблязов Т.Х. Государственно-частное партнерство как форма улучшения инвестиционного климата в России: сущность, состояние, перспективы развития // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 11(40). – С. 951-954.
Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005. – 315 с.
3. Варнавский В.Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. – № 2. – С. 134-147.
Емельянов С. Г., Вертакова Ю. В., Рисин И. Е., Трещевский Ю. И., Плотников В.А. и др. Государственно-частное партнерство в образовательной сфере. / учебное пособие. - СПб.: изд-во «Лема», 2012. – 200 с.
5. Иванченко Л.А. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре // Логистические системы в глобальной экономике. – 2018. – № 8. – С. 128-131.
Кильцова Д. Перегруз не пройдет. На дорогах Ленобласти до конца года опробуют альтернативу «Платону». Деловой Петербург. [Электронный ресурс]. URL: https://m.dp.ru/a/2019/03/20/Peregruz_ne_projdet ( дата обращения: 04.04.2019 ).
Лузан С., Соколов В., Мелешков В. Факторы успеха и ключевые риски в транспортных проектах ГЧП. PwC. [Электронный ресурс]. URL: http://p3transport.ru/doc/presentations/master-klass_gchp_v_transportnoi_infrastrukture_19092018.pdf ( дата обращения: 20.03.2019 ).
8. Офин В.П. Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре // Известия САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. – 2016. – № 5(101). – С. 50-54.
Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильный дороги». Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/rBdyoIr3S9IDP8Q87lXXYaktpKWGc0NY.pdf ( дата обращения: 10.03.2019 ).
Платеж оператору Системы «Платон» возвращается в экономику страны. РТ-Инвест Транспортные Системы. [Электронный ресурс]. URL: https://rtits.ru/ru/press_centr/press_relizi/6/45 ( дата обращения: 18.03.2019 ).
11. Плотников В.А., Федотова Г.В., Пролубников А.В. Государственно-частное партнерство и специфика его реализации в регионах России // Экономика и управление. – 2015. – № 1(111). – С. 38-43.
12. Пролубников А.В. Институциональные формы гармонизации интересов публичных и частных субъектов управления // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2015. – № 3(25). – С. 42-48.
13. Симак Р.С., Васильев Д.И. Преимущества и недостатки государственно-частного партнерства в развитии транспортной инфраструктуры // Вестник СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО УНИВЕРСИТЕТА. – 2017. – № 3(55). – С. 175-181.
Система «Платон». Федеральное казенное учреждение «Дороги России». [Электронный ресурс]. URL: http://www.dorros.ru/platon ( дата обращения: 30.03.2019 ).
Система «Платон»: подводим итоги трех лет работы. Федеральное казенное учреждение «Дороги России». [Электронный ресурс]. URL: http://www.dorros.ru/2018/11/21/sisteme-platon-3-goda ( дата обращения: 02.04.2019 ).
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О концессионных соглашениях» // Информационно-правовая система Гарант
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Информационно-правовая система Гарант
18. Халтурин Р.А. Особенности государственно-частного партнерства при реализации проектов транспортной инфраструктуры // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2014. – № 3. – С. 152-159.
19. Ablyazov T., Asaul V. On competitive potential of organization under conditions of new industrial base formation // SHS Web of Conferences. – 2018. – doi: 10.1051/shsconf/20184400003.
20. Ablyazov T., Rapgof V. Digital platforms as the basis of a new ecological system of socioeconomic development // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2019. – № 497. – doi: 10.1088/1757-899X/497/1/012002..
21. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk // World Bank and Kluwer Law International. – 2009. – С. 7.
22. Vishnivetskaya A., Alexandrova E. «Smart city» concept. Implementation practice // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2019. – doi: 10.1088/1757-899X/497/1/012019.

Страница обновлена: 28.08.2025 в 02:35:15

 

 

Public-private partnership as a mechanism of the development of transport infrastructure in the conditions of the formation of the digital economy

Ablyazov T.Kh., Marusin A.V.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 2 (April-June 2019)

Citation:

Abstract:
In the conditions of the digital economy formation, the improvement of infrastructure is one of the key aspects of the intensification of the country's socio-economic development. Currently, the implementation of large-scale projects in the field of transport infrastructure is faced with a lack of budget financing, and an effective mechanism for the development of this sphere is public-private partnership, involving the interaction of the state and the business sector in order to create, use and manage state property or the provision of public services. The article describes the development of the PPP mechanism (public-private partnership) in Russia, discusses the particularities of PPP in transport infrastructure construction projects, estimates the Russian experience in implementing PPP projects, substantiates the benefits of PPP in the construction projects of transport infrastructure, and suggests directions for the development of the PPP mechanism in the conditions of the digital economy formation.

Keywords: public-private partnership, digital economy, transport infrastructure, digital technologies

JEL-classification: L32, O33, O32, L91