Система ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере
Грозовская Е.В.1, Кошелева Т.Н.1,2
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Россия, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 7 (Июль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49298214
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье обоснована необходимость формирования системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере на основе выстраивания механизма становления региональных агломераций, направленных на трансформацию подходов к транспортной и сервисной инфраструктуре на платформе укрупнения существующих транспортных компаний и аэропортовых комплексов и их переформатирования на цифровой основе в региональном и страновом пространстве и создания многоуровневых транспортно-сервисных хабов. Предложены мероприятия, способствующие снижение расхода материальных и трудовых ресурсов; направления ресурсосбережения в организация сервиса на транспорте. Обоснована возможность применения идеи ресурсного обеспечения на основе адаптации инструмента инфраструктурных облигаций и начать формировать мегаагломерации с целью получения агломерационных эффектов. Предложена и обоснована идея ресурсного обеспечения на основе формирования транспортно-сервисных хабов на платформе мегаагломерации между крупными городами и потенциальная возможность расширить границы выстраивания мегаагломерации в направлении формирования межгосударственных транспортно-сервисных хабов с дружественными странами.
Ключевые слова: ресурсосбережение, нормирование затрат, сервис на транспорте, услуги, эффективность деятельности, мегаагломерация, транспортно-сервисные хабы
JEL-классификация: L91, M11, Q01, R40
Введение
Организациям, основным видом деятельности которых является оказание услуг в транспортной сфере, в настоящее время целесообразно акцентировать внимание на формировании системы ресурсосбережения. Это связано в первую очередь с тем, что развитие функционирования сервисных организаций на транспорте связано с развитием новых технологий. Например, авиастроение включает в себя значительную часть интеллектуального потенциала и является одной из наукоемких отраслей экономики страны, особенно развитие авиации имеет значение для нашей страны, учитывая ее географическое положение. Развитие транспортной сферы стимулирует рост производства в ряде смежных отраслей и развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, в том числе и стимулирует развитие организаций, основным видом деятельности которых является сервис на транспорте. В связи с вышеизложенным целесообразно рассмотреть возможность разработки системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере. В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к направлениям формирования и разработки системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере, а именно подходы Н. Голубецкой и В. Кунина [6] (Golubetskaya, Kunin, Kosheleva, 2017), А.А. Байгуловой [1] (Baygulova, 2018), A.Г. Бездудной, T.Ю. Kсенофонтовой [2, с. 7301–7313] (Ksenofontova, Kocheleva, Bezdudnaya, 2016, р. 7301–7313), Д.С. Бразевича и А.В. Бирюковой [3] (Brazevich Dmitrii, Safronova Zhanna, Kosheleva Tatyana, Biryukova Alla, 2020), О.В. Бургонова и Д.В. Круглова [4, с. 407–414] (Burgonov, Kruglov, 2020, р. 407–414), O.A. Галочкина и Д.В. Змиевский [5, с. 825–833] (Galochkina, Zmievsky, Kosheleva, Grozovskaya, 2021, р. 825–833), Д.С. Бразевич и др. [8, с. 99–103] (Grozovskaya, Brazevich, Kosheleva, 2020, р. 99–103), Т.Ю. Ксенофонтовой [17; 18, с. 56–59] (Ksenofontova, Smirnov, Kadyrova, Burgonov, Kosheleva, 2019; Ksenofontova, Kosheleva, 2019, р. 56–59), С.В. Митрофанова [19, с. 713–724] (Mitrofanov, Kosheleva, 2020, р. 713–724), И.В. Муллиной [20, с. 591–604] (Mullina, Kosheleva, 2021, р. 591–604), Ю. Вонг и T. Ксенофонтова [25, с. 719–725] (Wang, Ksenofontova, Kosheleva, 2021, р. 719–725), Т.А. Сорвина [21, с. 61–67; 22, с. 98–104] (Sorvina, Kosheleva, 2019, р. 61–67; Sorvina, Kosheleva, 2020, р. 98–104), Н.П. Тарханова и В. Стриелковски [23, с. 544–548; 24, с. 82–89] (Tarkhanova, Kosheleva, Vasilchikov, Ksenofontova, 2020, р. 544–548; Kosheleva, Tarhanova, Strielkowski, Ksenofontova, 2019, р. 82–89) и др.; и обоснована возможность выстраивать агломерации по региональному по отраслевому признаку, которые можно объединять в формате мегаагломерации скоростными транспортными воздушными линиями, автомобильными и железнодорожными дорогами и иными формами инфраструктурной поддержки в пространстве разработки системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере. Основной целью данной статьи выступает обоснование возможности разработки подходов к формированию системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере на основе выстраивания механизма становления региональных агломераций, направленного на трансформацию подходов к транспортной и сервисной инфраструктуре на платформе укрупнения существующих транспортных компаний и аэропортовых комплексов и их переформатирования на цифровой основе в региональном и страновом пространстве и создания многоуровневых транспортно-сервисных хабов на платформе мегаагломерации между крупными городами и потенциально расширить границы выстраивания мегаагломерации в направлении формирования межгосударственных транспортно-сервисных хабов с дружественными странами.
Научная новизна предлагаемой статьи состоит в попытке разработки подходов к выстраиванию системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере, включающей мероприятия, способствующие снижению расхода материальных и трудовых ресурсов. В качестве направлений ресурсосбережения в организации сервиса на транспорте авторы предлагают рассмотреть возможность типизации осуществления ремонта объектов основных средств сервисных организаций; цифровое совершенствование технологичности предоставляемых услуг; разработку механизмов мотивации персонала в рамках формирования побудительных мотивов сотрудников сервисных организаций к решению задач ресурсосбережения; внедрение форм контроля затрат ресурсов на основе мониторинга уровня затрат в организации по структурным подразделениям. Также в качестве одного из положений научной новизны предложено рассмотреть возможность реализации идеи ресурсного обеспечения на основе адаптации инструмента инфраструктурных облигаций в рамках формирования мегаагломерации с целью получения агломерационных эффектов, благодаря которым можно будет эффективнее инвестировать в преобразование и трансформацию российского воздушного транспорта в транспортно-сервисные хабы на новой платформе с использованием ресурсных возможностей регионов, в том числе и по качественной цифровизации сервисного обслуживания на транспорте. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование необходимости разработки подходов к выстраиванию системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере на основе разработки мероприятий, способствующих снижению расхода материальных и трудовых ресурсов; направлений ресурсосбережения в организациях сервиса на транспорте; применения идеи ресурсного обеспечения на основе адаптации инструмента инфраструктурных облигаций и формирования транспортно-сервисных хабов на платформе мегаагломерации между крупными городами и потенциального расширения границ выстраивания мегаагломерации в направлении формирования межгосударственных транспортно-сервисных хабов с дружественными странами.
На текущий момент времени весьма актуальным является вопрос об эффективном использовании ресурсов не только в промышленных, но и в сервисных организациях. Соответственно, многим сервисным организациям целесообразно в своей деятельности внедрение системы ресурсосбережения в сфере услуг, предполагающей предварительную разработку или пересмотр методики расчета расходов, требуемых для оказываемых услуг, не снижая их качества.
В связи с тем, что в основе определения расходов лежат планируемые нормы затрат используемых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), следовательно, уровень расходов заранее установлен. Таким образом, расчет обоснован нормами затрат конкретных ресурсов, соблюдение которых необходимо для качественного оказания услуги.
Внедрение системы ресурсосбережения даст возможность организации пересмотреть стоимостную оценку текущих затрат, требуемых для оказания услуг (выполнения работ), рассчитанных на основе экономически обоснованных норм и нормативов расхода конкретного вида ресурсов. Внедрение системы ресурсосбережения основано на экономическом анализе эффективности деятельности, выявления резервов и оценки влияния инвестиционно-инновационных проектов на результаты деятельности организации.
Данное обстоятельство предполагает более широкое использование системы ресурсосбережения в общей системе управления эффективностью деятельности организации в целом и в том числе по центрам ответственности затрат. Система ресурсосбережения по своей сути предполагает оптимальное использование объектов основных средств и других материальных ресурсов. Эксплуатационные расходы занимают основную долю затрат, направленных на содержание объектов основных средств (амортизационные расходы не рассматриваются, так как они предназначены для восстановления объектов основных средств). Увеличение объема действующих объектов основных средств, улучшение их использования имеют важное значение для развития организации и повышения эффективности ее деятельности. При внедрении системы ресурсосбережения целесообразно решение таких задач, как разработка комплекса мер, направленных на повышение фондоотдачи, снижение эксплуатационных издержек за счет обновления и модернизации парка. Здесь необходимо обратить внимание на техперевооружение структурных подразделений, занимающихся ремонтными работами. Следует отметить, что показатель фондоотдачи целесообразно рассчитывать отдельно по основным и ремонтным структурным подразделениям.
В организациях транспортной сферы руководствуются стандартами [9, 11] по проведению планово-предупредительного ремонта действующего парка. Основой этих стандартов является профилактика, заключающаяся в обязательном проведении плановых осмотров и ремонтов в заранее установленные сроки.
Ресурсосбережению и повышению уровня ремонтного обслуживания способствует типизация технологических процессов ремонта. Типовой технологический процесс ремонта отражен в документе [10], синтезирующем научно обоснованные режимы труда работников при выполнении ремонта определенных типов и моделей. Особенностью выполнения ремонта с применением типовых технологических процессов является то, что при этом выполняется весь комплекс запланированных организационно-технологических мероприятий. Таким образом, технология ремонта является не рекомендуемой производителем, а обязательной. Выполнение капитального и среднего ремонта объектов основных средств по типовым технологическим процессам позволяет перейти от разрозненных методов и приемов выполнения ремонтных работ к комплексному их применению в ремонтной практике, а соответственно, и даст возможность решать задачи улучшения качества ремонтных работ.
Сокращение длительности ремонта в значительной мере обеспечивается за счет реализации узлового метода, при котором узлы объектов основных средств, требующие ремонта, снимают и заменяют запасными (отремонтированными, изготовленными, приобретенными). Узлы, снятые с ремонтируемых объектов, после ремонта поступают на склад для пополнения переходящего запаса. Данный метод обеспечивает сокращение продолжительности ремонта и повышение его качества.
Функционирование системы ресурсосбережения требует не только оптимальной эксплуатации объектов основных средств, но и эффективного использования сырья, материалов, запасных частей, горюче-смазочных материалов, инструмента и других материальных ресурсов, являющихся предметами труда.
Для разработки новых норм расхода анализируются показатели использования отдельных видов сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, а также показатели общего, совокупного расхода материалов при оказании одной услуги (выполнении работы) – материалоемкость, и показатели, характеризующие оборачиваемость средств, вложенных в оборотные активы.
Особое внимание целесообразно уделять методам нормативного определения материалоемкости путем суммирования расхода сырья, полуфабрикатов, топлива, энергетических ресурсов по каждой операции производственного цикла оказания услуги (выполнения работы).
В организациях, как правило, нет единой структурной единицы, которая занимается вопросами ресурсосбережения. Данная задача выполняется руководителями различных структурных подразделений и не выделяется из общей управленческой проблематики. Однако в процессе управления деятельностью организации возникает необходимость объединения различных структурных подразделений в решении вопросов использования и воспроизводства используемых ресурсов, осуществления комплексного регулирования и контроля за их движением. Представленные вопросы целесообразно решать в рамках управленческого учета. Привести в действие выявленные резервы использования материальных активов – одна из важнейших задач менеджмента организации.
Из вышеизложенного следует, что в целях реализации управленческого решения о внедрении системы ресурсосбережения в сервисных организациях транспортной сферы, прежде всего, необходимо сформировать стратегию ресурсосбережения на всех уровнях управления, так как первой характеристикой оказываемой услуги (выполняемой работы) является ее качество, а второй – ее ресурсоемкость.
Формируемая организацией стратегия ресурсосбережения включает принципы, методы и мероприятия, способствующие снижению расхода материальных и трудовых ресурсов на одну услугу (работу).
Ключевым вопросом является качество оказываемых услуг (выполняемых работ) при внедрении системы ресурсосбережения, так, в практической деятельности организаций можно увидеть один из самых простых способов снижения расхода ресурсов – замена качественных (дорогостоящих) на дешевые:
- привлечение менее квалифицированных и требовательных в оплате труда специалистов (например, пилоты самолетов с минимальным количеством часов налета);
- изменения пропорций компонентов в технологических условиях изделия (например, строительных смесей);
- приобретение дешевых запчастей при ремонте оборудования, в том числе транспортных средств (например, при расследовании случаев аварийных ситуаций самолетов определяется, что ситуация возникла вследствие использования некачественных запчастей при капитальном ремонте).
Стратегия ресурсосбережения должна предусматривать сохранение качества предоставляемых услуг и выполняемых работ.
Ресурсосбережение в организациях сервиса на транспорте целесообразно осуществлять по направлениям [1] (Baygulova, 2018):
- типизация осуществления ремонта объектов основных средств;
- совершенствование технологичности предоставляемых услуг, выполняемых работ;
- мотивация персонала в решении задачи ресурсосбережения;
- контроль на основе мониторинга уровня затрат ресурсов в организации по структурным подразделениям и заказчикам.
Таким образом, внедрение системы ресурсосбережения дает возможность повысить рентабельность не только за счет роста цен на услуги (работы) и в результате увеличить риск потерь в объемах реализации и прибыли, а также за счет снижения уровня затрат, не теряя при этом качества, что для потребителя является основным фактором при принятии решения о приобретении той или иной услуги.
На фоне всего вышесказанного необходимо в целях выстраивания системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере рассмотреть возможность использования в качестве одного из инструментов, определяющих повышение эффективности использования ресурсов, применение облачных сервисов ИТ-платформ для цифровой трансформации бизнеса (например, продукта NeoCAT – Neoflex Cloud Assessment Tool), с помощью которых транспортные и сервисные компании могут оценивать безопасность своей облачной инфраструктуры, которые позволяют рассчитывать возможную экономию ресурсов и сокращать собственные расходы в среднем до 30% [14].
Аналогичные инструменты могут позволить транспортным компаниям, в том числе и в сфере воздушного транспорта и транспортно-сервисным хабам, анализировать облачные сервисы ИТ-платформ на предмет безопасности конфигурации ресурсов и сервисов в соответствии с такими стандартами, как PCI DSS, 152-ФЗ, CIS, GDPR и Yandex Best Practice – расширенный набор проверок облачной инфраструктуры, созданный на опыте построения архитектур в Yandex Cloud [14]. Инструменты могут использоваться как в ручном режиме, так и по заданному расписанию, что очень функционально в сфере деятельности авиакомпаний и сервисного обслуживания пассажиров и грузов в аэропорту и на борту воздушного судна с предварительно настроенным шаблоном и возможностью стороннего контроля за деятельностью облачных сервисов [4, с. 407–414; 7, с. 53–64; 8, с. 99–103] (Burgonov, Kruglov, 2020, р. 407–414; Grozovskaya, Kosheleva, 2021, р. 53–64; Grozovskaya, Brazevich, Kosheleva, 2020, р. 99–103). Кроме того, продукт позволяет контролировать загруженность и эффективность использования ресурсов облака, информировать о возможностях по оптимизации ресурсных затрат, включая рекомендации по их достижению путем изменения конфигурации [19, с. 713–724; 21, с. 61–67; 22, с. 98–104] (Mitrofanov, Kosheleva, 2020, р. 713–724; Sorvina, Kosheleva, 2019, р. 61–67; Sorvina, Kosheleva, 2020, р. 98–104). С развитием бизнеса и в процессе цифровой трансформации компаний динамически меняется и растет их ИT-инфраструктура, а также появляются излишние расходы на содержание ресурсов, снижается эффективность ручного управления и контроля безопасности, особенно в сфере транспортной безопасности на воздушном транспорте в рамках обслуживания как на борту воздушного судна, так и в аэропортовом комплексе [23–25] (Tarkhanova, Kosheleva, Vasilchikov, Ksenofontova, 2020; Kosheleva, Tarhanova, Strielkowski, Ksenofontova, 2019; Wang, Ksenofontova, Kosheleva, 2021).
Также в рамках формирования системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере необходимо рассмотреть возможность трансформации платформы для разработки планов и составления прогнозов по потокам необходимых ресурсов и страхового запаса на непредвиденный случай, что достаточно востребовано в сфере воздушного транспорта и организации сервисного обслуживания на борту воздушного судна и в аэропортовом комплексе [15, с. 97–100; 16, с. 2517–2528] (Kosheleva, 2021, р. 97–100; Kosheleva, 2020, р. 2517–2528). На основе трансформации и расширения прикладных возможностей инструментов для прогнозирования банковских ресурсов (например, платформы «Контур») [13] можно адаптировать данные инструменты для транспортной сферы и ускорить получение прогнозов состояния «старого» и моделирование «нового» ассортимента ресурсных потребностей, в том числе и в сфере сервисного обслуживания на транспорте, обеспечивая требуемую детальность и вариативность частных планов каждого подразделения [20, с. 591–604] (Mullina, Kosheleva, 2021, р. 591–604), повышая тем самым их обоснованность и реалистичность. В рамках адаптации данных инструментов можно будет использовать шаблоны для быстрой настройки заданных параметров будущего состояния ресурсов, и тогда данный инструмент прогнозирования может позволить повысить обоснованность и реалистичность планов за счет [13]:
• минимизации трудоемкости прогнозирования будущих денежных потоков;
• сокращения времени прогнозирования состояния «старых» и моделирования «новых» ресурсных возможностей;
• обеспечения требуемой вариативности планов с использованием различных алгоритмов и сценариев прогнозирования, в том числе стресс-сценариев;
• необходимой детальности и аналитичности планов и др.
И благодаря данным возможностям может стать одним из важных элементов в процессе формирования системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере.
В рамках формирования системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере, в первую очередь в сфере воздушного транспорта как наиболее ресурсоемкой и испытывающей серьезные затруднения в поиске ресурсов для своего выживания в настоящее время, можно также рассмотреть возможность применения идеи ресурсного обеспечения на основе адаптации инструмента инфраструктурных облигаций, предлагаемого к применению в жилищном строительстве [12], с помощью которого предлагается и планируется повысить скорость реализации строительных проектов в регионах. И именно благодаря использованию данного инструмента можно начать формировать мегаагломерации с целью получения агломерационных эффектов, понимание которых позволит эффективнее инвестировать в преобразование и трансформацию российского воздушного транспорта в мегаагломерацию с использованием ресурсных возможностей регионов, в том числе и по качественной цифровизации сервисного обслуживания на транспорте. Например, «постковидная» реальность, IT, связь, удаленная занятость – все это расширило границы агломераций, прослеживаются видимые для экономики изменения как на федеральном, так и на региональных рынках труда [12], в транспортной сфере, как и в стране в целом, есть нереализованный потенциал в урбанизации, за последние десять лет число проживающих в российских агломерациях увеличилось на 9% – в три раза быстрее, чем за последние 20 лет [12]. В нашей высокоурбанизированной стране остаются возможности для ускоренного роста агломераций. Агломерации можно выстраивать как по региональному [12], так и по отраслевому признаку, например, по региональному признаку можно сформировать уже сегодня Уральскую агломерацию, которую в формате мегаагломерации можно объединить скоростными транспортными артериями, как воздушными, так и автомобильными и железнодорожными путями и другими формами, такие крупные города, как Екатеринбург, Челябинск, возможно, Пермь и Тюмень, дальше можно начать формировать Поволжскую агломерацию, способную объединить в формате мегаагломерации транспортными хабами, обеспечивающими и комплексное развитие сервисной инфраструктуры, такие крупные города, как Казань, Самара, Ульяновск и др. Далее можно рассмотреть возможность формирования Сибирской агломерации, направленной на трансформацию походов к транспортной и сервисной инфраструктуре на уровне выстраивания транспортно-сервисных хабов на платформе мегаагломерации между такими крупными городами, как Новосибирск, Томск, Барнаул, Кемерово. Можно пойти и дальше в направлении формирования Южной (Ростов-на-Дону и Краснодар) и других регионов нашей страны, в том числе и потенциально расширить границы выстраивания мегаагломерации в направлении формирования межгосударственных транспортно-сервисных хабов с дружественными странами.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования пришли к следующим выводам: обоснована необходимость формирования и раскрыты подходы к выстраиванию системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере, включающие мероприятия, способствующие снижению расхода материальных и трудовых ресурсов; обоснованы направления ресурсосбережения в организациях сервиса на транспорте, в том числе раскрыта типизация осуществления ремонта объектов основных средств; подтверждена необходимость совершенствования технологичности предоставляемых услуг и выполняемых работ; предложено рассмотреть возможность применения идеи ресурсного обеспечения на основе адаптации инструмента инфраструктурных облигаций и начать формировать мегаагломерации с целью получения агломерационных эффектов, понимание которых позволит эффективнее инвестировать в преобразование и трансформацию российского воздушного транспорта в мегаагломерацию с использованием ресурсных возможностей регионов, в том числе и по качественной цифровизации сервисного обслуживания на транспорте. В рамках формирования системы ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере обосновано применение идеи ресурсного обеспечения на основе адаптации инструмента инфраструктурных облигаций и создание транспортно-сервисных хабов на платформе мегаагломерации между крупными городами и в будущем расширить границы мегаагломерации в направлении формирования межгосударственных транспортно-сервисных хабов с дружественными странами.
Источники:
2. Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. The interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels // International Journal of Applied Business and Economic Research. – 2016. – № 10. – p. 7301-7313.
3. Brazevich Dmitrii, Safronova Zhanna, Kosheleva Tatyana, Biryukova Alla Analysis of the Problems of Ensuring Information Security in the Terms of the Contemporary Society // Open Journal of Social Sciences. – 2020. – № 08(02). – p. 231-241. – doi: 10.4236/jss.2020.82018.
4. Бургонов О. В., Круглов Д. В. Цифровая среда предпринимательства: перспективы и вызовы для развития экономических систем // Экономика и управление. – 2020. – № 4(174). – c. 407-414.
5. Galochkina O. A., Zmievsky D. V., Kosheleva T. N., Grozovskaya E. V. The formation of a multifunctional transport cluster through the development of public-private (cooperative) partnership // Studies in Systems, Decision and Control. – 2021. – № 316. – p. 825-833.
6. Golubetskaya N., Kunin V., Kosheleva T. Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy // Iop conference series: Earth and environmental science: 19th International Scientific Conference on Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport 2017, EMMFT 2017. Khabarovsk, 2017. – p. 012049.
7. Грозовская Е. В., Кошелева Т.Н. Механизмы формирования многофункционального транспортного кластера // Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. – c. 53-64.
8. Грозовская Е. В., Бразевич Д. С., Кошелева Т.Н. Методологические основы разработки концепции управления развитием предпринимательской деятельности на транспорте // Вестник высшей школы «Alma mater». – 2020. – № 1. – c. 99-103.
9. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения (с Изменением N 1) от 03 июля 2003. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 10.08.2021).
10. ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения от 28 марта 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 10.08.2021).
11. ГОСТ Р 57907-2017 Воздушный транспорт. Техника авиационная гражданская. Ремонт по техническому состоянию. Общие требования (Переиздание) от 07 ноября 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 10.08.2021).
12. Информационный сайт «Roscongress.org»: «Пространственный каркас: возможно ли создать мегаагломерации в России». [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/news/prostranstvennyj-karkas-vozmozhno-li-sozdat-megaaglomeratsii-v-rossii/ (дата обращения: 28.06.2022).
13. Информационный сайт «Nbj.ru»: «В ПО «Контур» ускорена подготовка прогнозов для планирования». [Электронный ресурс]. URL: https://nbj.ru/blogz/intersoft/58948/ (дата обращения: 08.06.2022).
14. Информационный сайт «Nbj.ru»: «Neoflex выпустил продукт для оценки эффективности и безопасности облачной инфраструктуры». [Электронный ресурс]. URL: https://nbj.ru/blogz/neo/59102/ (дата обращения: 23.06.2022).
15. Кошелева Т.Н. Направления преодоления кризисных последствий предпринимательскими структурами в процессе инфраструктурного развития // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». – 2021. – № 1 (77). – c. 97-100.
16. Кошелева Т. Н. Направления координации предпринимательского взаимодействия в рамках регионального кластера // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 10. – c. 2517-2528.
17. Ксенофонтова Т. Ю., Смирнов Р. В., Кадырова О. В., Бургонов О. В., Кошелева Т. Н. Practical application of methodologies and mechanisms of formation of regional innovation development strategies // IJRTE-International Journal of Recent Technology and Engineering. – 2019. – № 8(2).
18. Ксенофонтова Т. Ю., Кошелева Т. Н. Подходы к стратегическому развитию малых предпринимательских структур в условиях становления цифровой экономики // Проблемы управления производственными и инновационными системами: материалы статей всероссийской научно-практической конференции. 2019. – c. 56-59.
19. Митрофанов С. В., Кошелева Т. Н. Новые цифровые технологии предпринимательского взаимодействия // Экономика труда. – 2020. – № 8. – c. 713-724.
20. Муллина И. В., Кошелева Т. Н. Формирование механизма перераспределения финансовых ресурсов в рамках сетевого взаимодействия предпринимательских структур // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 591-604.
21. Сорвина Т. А., Кошелева Т. Н. Особенности стратегического управления малых и средних сервисных компаний в условиях становления цифровой экономики // Петербургский экономический журнал. – 2019. – № 4. – c. 61-67.
22. Сорвина Т. А., Кошелева Т. Н. Особенности развития малых и средних предпринимательских структур в процессе становления цифровой экономики в сложных экономических условиях // Петербургский экономический журнал. – 2020. – № 2. – c. 98-104.
23. Tarkhanova N.P., Kosheleva T.N., Vasilchikov A.V., Ksenofontova T.Y. Public-private partnership as an instrument for regional entrepreneurial development // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – № 12(01). – p. 544-548. – doi: 10.5373/JARDCS/V12SP1/20201102.
24. Kosheleva T.N., Tarhanova N.P., Strielkowski V., Ksenofontova T.Y. Development of customer motivation system in the field of entrepreneurship: travel business // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2019. – № 11. – p. 82-89.
25. Wang Y., Ksenofontova T., Kosheleva T. Chinese experience in the formation of transport-information clusters on a digital basis. / International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia. Lecture Notes in Networks and Systems. Volume 402. Editors: Aleksey Manakov, Arkadii Edigarian., 2021. – 719-725 p.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:39