Основные факторы и свойства инновационной среды
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Семенов А.В. Основные факторы и свойства инновационной среды // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – С. 54-59.
Аннотация:
В статье анализируются основные факторы и свойства инновационной среды. Выделены объективные и субъективные факторы. Особое внимание уделено анализу факторов инновационной восприимчивости. Проводится идея о том, что модернизация российской экономики возможна лишь при формировании благоприятной инновационной среды.
Ключевые слова: инновационная активность, инновационная среда, инновационная восприимчивость, факторы развития
Активность инновационных отношений в экономической системе зависит от объективных и субъективных, а также внешних и внутренних факторов, влияющих на них. Объективную природу имеют факторы, обусловленные долговременными тенденциями, не связанные с волевыми решениями конкретного субъекта, а субъективную – факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений. При этом побудительные мотивы – объективные и субъективные – координируются, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии каждого отдельного хозяйствующего субъекта, а в совокупности влияют в определенном направлении (позитивном или негативном) на инновационную среду.
Для эффективного управления инновационными процессами и инновационной средой необходимо четко идентифицировать факторы по различным классификационным признакам и отнести их к конкретной группе. Важность такой идентификации объясняется разными возможностями управления этими факторами со стороны конкретного субъекта управления, а также необходимостью применения различных инструментов управления по отношению к каждой группе факторов.
Кроме того, важным направлением анализа текущего состояния и перспектив развития инновационной среды является определение ее ключевых свойств, на которые эти факторы оказывают наибольшее влияние.
Исследование показало, что к основным свойствам инновационной среды, определяющим степень ее соответствия задачам инновационного развития на современном этапе и уровень ее развития, следует отнести:
1) открытость;
2) аутопойезис (самосозидание, самодостраивание) [1];
3) синергизм [2];
4) восприимчивость.
Первые три свойства являются в значительной степени общесистемными, поэтому их подробный анализ мы проводить в настоящей статье не будем.
Четвертое из выделенных свойств – восприимчивость − является достаточно специфическим, и именно оно в значительной степени определяет потенциал и динамику саморазвития инновационной деятельности субъекта. Дело в том, что потенциальные возможности создания инноваций не всегда соответствуют реальным потребностям в их внедрении, а также желаниям людей их реализовать (см. рис.).
Рис. Цепочка взаимосвязи перехода потенциальной возможности инноваций в инновационную деятельность
Восприимчивость общества к инновациям
Для того чтобы потенциальные возможности осуществления инноваций (наличие научных и технических открытий, подготовленных в определенных областях науки исследователей и ученых, и т.д.) превратились в практическую инновационную деятельность необходимо:
1) чтобы существовала реальная потребность в инновации (новшество, открытие может быть просто никому не нужно);
2) у людей было желание внедрить это новшество (применить в жизни, быту и т.д.), чтобы они не боялись изменению привычного способа труда и жизни, изменений в своей деятельности, не боялись рискнуть привычным.
Только при наличии этих двух условий можно ожидать, что инновация осуществится. Однако по своему смысловому содержанию и первое и второе условие означают восприимчивость общества к инновациям (рынка (потребителей) и бизнеса в первом случае, инноваторов, инвесторов и других субъектов – во втором).
Теперь выделим основные факторы, влияющие на состояние инновационной среды.
Сегодня не вызывает возражений тезис о том, что первоисточником всех изменений является человек, действующий в соответствии со своими духовными принципами и экономическими интересами. В свою очередь создаваемые людьми новые технологии и связанные с ними инновации затрагивают все сферы повседневной жизни людей. Ключевое воздействие на распространение инноваций в экономике и обществе оказывает готовность людей воспринимать новые инновационные решения и, напротив, слабая ориентация на будущее, недостаточная открытость общества для новых технологий является важнейшей причиной низкой результативности инновационной деятельности. Именно отсутствие в бизнесе и обществе восприимчивости к инновациям, правил и норм поведения, соответствующих инновационному мышлению и поведению тормозят реализацию инновационной составляющей отечественных программ экономической и технологической модернизации [3].
Факторы инновационной восприимчивости
Готовность людей воспринимать и реализовывать новые инновационные решения (степень восприимчивости инноваций) во многом определяется следующими факторами:
− образовательный уровень создателей потребителей и инноваций;
− уровень получаемых ими доходов.
При этом показатели дифференциации доходов в зависимости от уровня образования являются важным индикатором и фактором инновационной восприимчивости. Именно наличие серьезных диспропорций в этом соотношении, выразившихся в высоких доходах профессиональных категорий с низкими квалификационными требованиями и, напротив, низких доходах значительной части высококвалифицированных и высокообразованных специалистов (в первую очередь ученых и исследователей в естественных науках, в инженерных специальностях, а именно они и составляют значительную часть инноваторов в области техники), спровоцировало медленные темпы развития инновационной деятельности в нашей стране и до сих пор продолжает сдерживать инновационную активность.
Как показали различные исследования инновационной среды, важное влияние на восприимчивость к инновациям оказывают социально-психологические факторы [4]:
− наличие у людей внутренней заинтересованности состоянием дел в организации, регионе, стране;
− сложившееся в обществе и отдельной группе отношение к переменам (восприятие или противление), на основе которого и происходят любые инновации; в том числе степень распространенности в обществе и у отдельного человека стремления к радикальным новшествам (стимул к постоянным и кардинальным нововведениям), либо стремление к стабилизации достигнутого (отказ от инноваций, отказ от риска);
− сложившееся в обществе понимание сущности и необходимости инноваций конкретного вида, а также понимание конкретным человеком своей роли в их творческом исполнении;
− сложившийся в обществе уровень готовности к риску, а также уровень уклонения от риска;
− время внедрения конкретного нововведения (в значительной степени зависит от наличия «проволочек» при реализации инновационного проекта, от бюрократических преград и т.д.);
− общее число нововведений, освоенных (или принятых к освоению) в данной инновационной среде (данным субъектом) к определенному моменту времени;
− ориентация на прошлый опыт или творческое отношение к будущему.
Объективные факторы развития инновационной среды
Следует отметить, что хотя психологические факторы восприятия инноваций являются весьма важными для самостимулирования инновационной деятельности, однако, реальное поведение человека в обществе, в группе или в организации определяется также господствующими производственными отношениями, нормами и процедурами, вытекающими из сложившейся организационной структуры [5]. Поэтому структурные переменные, являются не менее важными, а в ряде случаев и более значимыми, для формирования инновационной восприимчивости.
Среди объективных факторов развития инновационной среды следует выделить степень активности рынка инновационной продукции и формы технологического обмена, а также такие факторы как:
− природно-географические условия;
− часть экономической и финансовой сферы (например, система налогов, система государственных льгот и дотаций, инвестиционный климат страны и т.д.);
− политико-правовая сфера;
− рынок трудовых ресурсов;
− институциональная структура общества;
− сфера образования и т.д.
Совокупность этих факторов, различных институциональных рыночных структур, содействующих развитию инновационной экономики страны, представляет собой национальную инновационную систему и которая, с одной стороны, является частью инновационной среды, а, с другой – внешним по отношению к ней фактором.
Вывод
Поскольку само восприятие является субъективным процессом, постольку важность субъективных факторов в процессе развития инновационной среды является преобладающей. С другой стороны, субъективные факторы более легко поддаются управлению, ими можно и нужно управлять. В отношении объективных нужно разработать и применить комплекс мер и механизмов воздействия, предупреждающих возникновение отрицательных последствий от действия негативных факторов, или же стимулирующих действие благоприятных факторов и усиливающих их положительный эффект.
Источники:
2. Бендь А.С. Инновационная среда региона: структура, организация, управление: автореф. дис. … канд. экон. наук / А.С. Бендь. − Волгоград, 2006. − 24 с.
3. Мингалева Ж.А. Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развития // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – http:// www.science-education.ru/102-5987.
4. Стрекалов О.Б. Методологические основы формирования инновационной восприимчивости экономики региона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://businessidea.dtn.ru/6.html.
5. Мингалева Ж.А. Институциональные аспекты экономической модернизации // В мире научных открытий. − 2010. − № 3−3. − С. 134−139.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:03:47