Интернет-трафик: понятие, свойства и типология
Филимонов О.И.1, Касьяненко Т.Г.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)
Цитировать:
Филимонов О.И., Касьяненко Т.Г. Интернет-трафик: понятие, свойства и типология // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 1215-1226. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113230.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46618231
Цитирований: 2 по состоянию на 26.03.2022
Аннотация:
В статье дано авторское определение понятия «трафик» как вида информационного потока, отражающего движение информации, связанной с его потребителями и исследованы его свойства. На основе описания видов (типов, классов) трафика в нормативном документе Международного союза электросвязи (подразделения ООН), разработаны классификации трафика по его двум основным вариативным свойствам - объему трафика и сроку предоставления услуг связи. Представлена двумерная классификация видов трафика, отражающая одновременно оба свойства трафика во взаимодействии, и дана ее графическая интерпретация на плоскости. Проведенное исследование важно для изучения особенностей функционирования виртуального бизнеса, что представляет собой актуальную задачу современной экономики.
Ключевые слова: информационный поток, интернет-трафик, свойства трафика, объем трафика, сроки предоставления услуг связи, классификации видов трафика
JEL-классификация: L86, O31, O32, O33
Введение
Благодаря повсеместному внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), значимость которых постоянно усиливается, появились принципиально новые формы организации человеческой деятельности, в т.ч. и виртуальные. На первый план выходят проблемы: обеспечение функционирования ИТ-систем предприятий виртуального бизнеса (ВБ), поддержка удаленных пользователей; обеспечение безопасности работы в формате онлайн, совершенствование контактов с персоналом и клиентами.
Внедрение ИКТ в работу такого вида бизнеса, как и для любых принципиально новых явлений и процессов, нуждается, прежде всего, в разработке теории на основе комплексного анализа опыта компаний, успешно использующих цифровые инструменты, и систематизации знаний в этой сфере. Это важно как для оптимизации структуры таких предприятий, существенного повышения эффективности их деятельности, так и для развития виртуальной экономики в целом. Этим обусловлена актуальность проводимого авторами исследования и выбор темы.
Представленный в статье материал продолжает серию авторских статей, посвященных исследованию специфики виртуального бизнеса. В них формуются основы понятийно-категориального аппарата в сфере виртуальной экономики [1; 2, с. 264–268; 10, с. 365–407] (Kasyanenko, Filimonov, Kukhta, 2021; Kasyanenko, Filimonov, 2021, р. 264–268; Filimonov, Kukhta, 2021, р. 365–407), изучаются свойства виртуальной организации бизнеса как системы, специфика функционирования электронной коммерции и особенности ее уникального товара – информации. Эти вопросы поднимаются также в ряде работ российских [4, с. 119; 6, с. 86–90; 7, с. 105; 11, с. 135–138] (Kurmanov, 2014, р. 119; Pakhomova, Snimshikova, Khamzina, 2020, р. 86–90; Perchinskaya, 2013, р. 105; Yurchik, Maksimychev, Golubkova, 2018, р. 135–138) и зарубежных авторов [12, c. 76–82; 15, c. 155; 17, c. 8–17] (Bemers-Lee, Cailliau, Luotonen, Nielsen, Secret, 1994, р. 76–82; Halligan, Shah, 2014, р. 155; Paxson, 1994, р. 8–17).
Как известно, Интернет – это открытая среда, и ее популярность резко возросла за последние несколько лет, а объем данных в Интернете стремительно увеличивается день ото дня. Поэтому для обеспечения безопасного и эффективного использования сетевых ресурсов необходимо в каждом конкретном случае выявить наиболее продуктивные способы организации трафика и управления им.
Решение такой непростой задачи требует изучения данного понятия, поскольку часто в исследованиях, относящихся к этой теме, понятие «трафик» отождествляется с понятием «информационный поток». Такая ситуация требует уточнения определения этого понятия, изучения его видов и свойств, построения типологии трафика, без чего невозможна его точная идентификация. В данной теоретической статье авторы поставили своей целью решение этих проблем. Для ее достижения используется широкий арсенал методов научного познания, таких как анализ и синтез, сравнение, классификация, табличная и графическая интерпретация материалов исследования.
В результате проведенного анализа разработаны классификации трафика по его двум основным вариативным свойствам – объему трафика и сроку предоставления услуг связи. Представлена двумерная классификация видов трафика, отражающая одновременно оба свойства трафика, и дана ее графическая интерпретация на плоскости. Проведенное исследование будет востребовано для изучения особенностей функционирования различных видов виртуального бизнеса.
1. Определение понятия «трафик»
Прежде всего, при изучении понятия «трафик» следует отмежеваться от понятия «информационный поток» (ИП), под которым понимается упорядоченное движение информации, обладающее определенными свойствами и характеризующееся направлением, интенсивностью, плотностью и полезностью [9] (Ryazantsev, 2011).
Информационный поток занимает свое определенное место среди других видов потоков в бизнесе. Среди этих потоков выделяют [3] (Kovalenko, Kuzmenko, 2020):
- финансовый поток – поток платежей, отражающий движение по передаче права собственности на продукт от производителя к конечному потребителю;
- маркетинговый поток – поток средств продвижения (сообщений) в виде рекламы, личных продаж и стимулирования сбыта;
- материальный поток – характеризует физическое перемещение продукта от производителя к потребителю и др.
В свою очередь, ИП отражает информацию, позволяющую вести финансово-хозяйственную деятельность компании в целом, а также содержит информацию о наличии нужного вида услуги, ее стоимости и качестве и передает ее потребителю.
Что касается трафика, то сегодня интернет-трафик является одним из доминирующих компонентов Всемирной паутины (также называемой WWW или Интернетом) [12; 17] (Bemers-Lee, Cailliau, Luotonen, Nielsen, Secret, 1994; Paxson, 1994). Столь взрывной рост интернет-трафика вызван множеством причин. К этим причинам относятся:
- простота использования Интернета,
- доступность графических пользовательских интерфейсов для навигации по Cети,
- доступность редакторов и инструментов поддержки для создания и «публикации» веб-документов,
- машинно-независимый характер языков и протоколов, используемых для создания и обмена веб-документами и постоянное экспоненциальное увеличение числа интернет-хостов и пользователей.
Ряд определений понятия трафик, используемых специалистами в России и за рубежом, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Некоторые определения понятия «трафик» по представлениям отечественных и зарубежных исследователей
№
п/п |
Автор
|
Определение
понятия «трафик»
|
1
|
Б. Халлиган, Д. Шах (2010) [15, с. 155] (Halligan, Shah, 2014, р. 155)
|
Трафик – это число посетителей веб-сайтов, преобразуемых в потенциальных
покупателей (конверсия)
|
2
|
П. Панде, Н. Тарбани, П. Ингалкар (2014) [16, с. 905]
(Pande, Tarbani,
Ingalkar, 2014, р. 905)
|
Трафик
– это поток, формируемый пользователями интернет-сайтов
|
3
|
А. Ширин,
У. Шраванкар (2018) [18, с. 3883] (Shireen, Shrawankar, 2018, р. 3883) |
Трафик
– отражает активность пользователей интернет-сайтов
|
4
|
Перчинская О.В. (2013) [7, с. 105] (Perchinskaya, 2013, р. 105)
|
Трафик
– интегральная оценка экономической эффективности рекламных кампаний в
сети Интернет,
результат комплексного интернет-маркетинга
|
5
|
Курманов B.В. (2014) [4, с. 119] (Kurmanov, 2014, р. 119)
|
Трафик
– элемент маркетинговой системы, позволяющий оценивать эффективность
интернет-продвижения и измерять закономерности поведения потребителей
в сети Интернет
|
Анализ определений, представленных в таблице 1, показывает, что в отличие от понятия информационный поток, понятие трафик отражает не только движение информации, но, что очень важно, движение информации о поведении потребителей продукции виртуального бизнеса (их число, особенности, закономерности и активность поведения). Он позволяет также судить об эффективности рекламы в продвижении того или иного информационного продукта.
Тем самым мы имеем дело с информационным сырьем, используемым в дальнейшем собственниками интернет-сайта и его аналитиками для проведения анализа, нацеленного на повышение эффективности функционирования этого сайта как виртуального бизнеса. Поэтому важно ознакомиться с базовыми свойствами трафика и классификациями его видов.
В этом направлении специалистами проведена большая исследовательская работа, результаты которой отражены в нормативном документе ООН [8]. Специализированное подразделение этой организации – Международный союз электросвязи (МСЭ) – в целях стандартизации электросвязи на всемирной основе выпустил в 2019 году Рекомендации по внедрению системы контроля трафика и управления ресурсами, рекомендуемые для повышения эффективности доставки услуг и использования сетевых ресурсов.
Появление мобильных устройств (таких как смартфоны, планшеты и. пр.) в пользовательской среде IP-сетей, а также появление новых услуг, таких как трехмерное телевидение, сетевые игры и др., стали одной из причин роста объема данных (и соответственно, трафика). Поэтому для обеспечения добросовестного и эффективного использования конечных сетевых ресурсов стало необходимым определить наиболее продуктивные способы работы Интернета.
В этой связи целью Рекомендаций является предоставление функции контроля трафика и управления ресурсами для решения вопросов, связанных с ситуацией повышенного использования ресурсов (в которой обеспечивается высокая загрузка сетевых ресурсов), в соответствии с потребностями их оптимального использования, которое является рекомендуемым при управлении сетью. При этом использование считается оптимальным, когда поддерживается оптимальный баланс между интенсивным использованием сетевых ресурсов, требованиями к качеству обслуживания и низкой сложностью управления сетью.
В этих Рекомендациях также уделено внимание вопросу классификации трафика по его основным вариативным свойствам.
2. Классификация видов трафика по пропускной способности
Основные свойства трафика – это его объем (пропускная способность трафика), его неравномерность и сроки предоставления услуг. Так, по данным Nokia Bell Labs [14], ежегодные темпы роста объема трафика составляют 25%. Соответственно такой же темп роста имеет цифровая экономика (для сравнения: в 2018–2019 гг. мировой экономический рост составлял всего 3,8%) [14].
Далее предлагаются классификации видов трафика по вариациям этих свойств, что важно для его идентификации и анализа (табл. 2, 3).
Таблица 2
Классификация видов трафика по качественным характеристикам (описанию) его пропускной способности (объему трафика)
№
п/п |
Вид трафика
|
Характеристика
|
1
|
Трафик предельного объема данных (data
cap)
|
Это верхний предел общего объема
трафика, допускаемый соглашением об уровне обслуживания, заключенным между
источником трафика (например, поставщиком интернет-услуг) и получателем
(например, пользователем)
|
2
|
Интенсивный
трафик
услуг
(heavy service traffic)
|
Уровень трафика, измеряемый как объем
определенных услуг, который перегружает сетевые ресурсы на интерфейсе
исходящих/входящих соединений с поставщиками услуг.
Этот уровень влияет на трафик других услуг на одном и том же сетевом ресурсе (например, снижает качество обслуживания) |
3
|
Интенсивный трафик сигнализации
(heavy signalling traffic)
|
Уровень трафика, измеряемый как объем и
частота, который запускает управление потоком трафика сигнализации
(например, интенсивный уровень трафика, вызванный сообщениями,
подтверждающими активность (keep-alive))
|
4
|
Интенсивный пользовательский трафик
(heavy user traffic):
|
Уровень, измеряемый как объем трафика, инициированного
конечным пользователем, который перегружает сетевые ресурсы на
интерфейсе исходящих/входящих соединений с конечным пользователем. Этот
уровень влияет на качество трафика других пользователей
|
5
|
Трафик, содержащий всплески (surge
traffic)
|
Уровень трафика, измеряемый как совокупный
объем, инициированный несколькими пользователями, который перегружает
сетевые ресурсы в случае особых событий, таких как резкое ухудшение погоды,
отдельные спортивные или музыкальные мероприятия, привлекающие большое число
пользователей, и т.д.
|
6
|
Монопольное использование (monopolization)
|
Состояние перегрузки сетевых ресурсов,
вызванное интенсивным трафиком услуг или пользователей. Такой режим влияет на
качество трафика других услуг или пользователей
|
7
|
Завышенный трафик
(over-sized traffic)
|
Трафик, уровень которого превышает
объем, рекомендованный для той или иной услуги. Рекомендованный объем
трафика для такой услуги определяется соглашением об уровне обслуживания
между источником и получателем трафика. Завышенный трафик является частным
случаем интенсивного трафика услуг
|
Виды трафика в таблице 3 имеют количественное описание, согласно которому они делятся на типы 0–4.
Таблица 3
Классификация видов трафика по количественным характеристикам его пропускной способности (объему трафика)
Диапазон
|
Тип
|
Характеристика
|
До 1 кбит/с
|
Тип 0
|
Этот тип используется при передаче небольших
объемов данных со скоростью в несколько сотен бит в секунду. К этому типу
может принадлежать трафик, генерируемый датчиками, или трафик сигнализации,
например периодические сигналы от маяков
|
1–128 кбит/с
|
Тип 1
|
Этот тип используется для традиционных
услуг электросвязи, передающих голосовые сообщения и изображения низкого
качества со скоростью менее 128 кбит/с. К этому типу могут принадлежать
некоторые виды трафика сигнализации
|
128 кбит/с -2 Мбит/с
|
Тип 2
|
Этот тип используется для типичных
мультимедийных услуг, передающих видеосигналы, а также аудио/голосовые
сигналы и изображения высокого качества
|
2–20 Мбит/с
|
Тип 3
|
Этот тип используется для
усовершенствованных мультимедийных услуг, передающих видеосигналы с
разрешением HD и full HD и т.д.
|
Свыше 20 Мбит/с
|
Тип 4
|
Этот тип используется для новых
появляющихся услуг, таких как услуги 3D-видео и современные конвергентные услуги,
например моделирование работы сердца и дистанционные медицинские услуги в
области хирургии
|
3. Классификация видов трафика по срокам предоставления услуг
Время, которое пользователи тратят на потребление информации в сети Интернет, огромно. Так, по данным Аналитического агентства We Are Social и крупнейшей SMM-платформы Hootsuite [13], среднестатистический интернет-пользователь проводит в Сети примерно 6 часов в день. Учитывая, что активных интернет-пользователей сегодня в мире насчитывается не менее 4 млрд человек, – можно определить, что суммарный временной интернет-трафик составляет 4 млрд (!) лет.
Помимо объема трафика, его неравномерности (выделяют краткосрочный или постоянный трафик) и зависимости от фактора времени (его представления в режиме реального времени или вне режима реального времени), еще одним важным фактором, который следует учитывать, являются сроки предоставления услуг. Однако многие из услуг (например, IP-телевидение, дистанционная хирургия, видеоконференции и сетевые игры) и приложений имеют продолжительность предоставления услуг свыше одного часа. Таким образом, сроки предоставления услуг также следует рассматривать как один из важнейших факторов при осуществлении контроля трафика и управлении ресурсами.
Для решения этих вопросов важно иметь представление о классификации по срокам предоставления услуг. Определяются следующие пять типов продолжительности предоставления услуг в диапазоне от очень короткого срока (менее 1 секунды) до очень длительного периода (более 1 часа) (табл. 4).
Таблица 4
Классификация типов трафика по срокам предоставления услуг
№
п/п |
Тип трафика
|
Характеристика
|
1
|
Тип 0
(менее 1 секунды) |
Этот тип используется для мгновенной
передачи данных (например, автоматическая передача генерируемых сигналов
датчика). Как правило, этот тип трафика влияет на работу сетей только в
случае перегрузок, вызванных внезапным скачком объема данных (например, из-за
стихийного бедствия)
|
2
|
Тип 1
(от 1 секунды до менее чем 10 минут) |
Этот тип используется для традиционных
услуг электросвязи, таких как голосовая телефония, факсимильная связь и
передача сообщений. В большинстве из них используются двунаправленные симметричные
услуги связи. В данный тип включены также однонаправленные услуги связи,
такие как обмен сообщениями и музыкальные сервисы
|
3
|
Тип 2
(от 10 до менее чем 30 минут) |
Этот тип, как правило, используется для
веб-услуг, но включает также голосовую и видеотелефонию
|
4
|
Тип 3
(от 30 минут до менее чем 1 часа) |
Этот тип используется главным образом
для услуг передачи потокового видео (контентом являются обычные ТВ-программы
длительностью менее 1 часа). Включены также услуги аудио- и видеоконференций
|
5
|
Тип 4
(свыше 1 часа) |
Этот тип используется главным образом
для услуг передачи потокового видео (контентом являются HD и/или 3D-фильмы
длительностью свыше одного часа). Этот тип включает также новые появляющиеся
виды услуг, такие как дистанционная хирургия и т. д.
|
4. Двумерная классификация трафика
Кроме классификаций по таким признакам, как пропускная способность (табл. 2, 3) и сроки предоставления услуг (табл. 4), представляется полезным и возможным рассмотрение также многоуровневой (двумерной) классификация трафика (по четырем классам – от класса 0 до класса 3) по пропускной способности и срокам предоставления услуг одновременно (табл. 5).
Таблица 5
Двухуровневая классификация трафика по его пропускной способности и срокам предоставления услуг одновременно
№
п/п |
Класс
|
Характеристика
|
1
|
Класс 0
|
Для этого класса характерны типы пропускной
способности 0 и 1 и тип 0 сроков предоставления услуг. Например,
часть трафика этого класса может представлять собой данные, полученные от
датчиков системы электронного здравоохранения или систем обнаружения
стихийных бедствий
|
2
|
Класс 1
|
Для этого класса характерна конкатенация
пропускной способности типов от 0 до 4 и сроков предоставления услуг типа 1,
пропускной способности типов 1 и 2 и сроков предоставления услуг типа 2, а
также пропускной способности типа 1 и сроков предоставления услуг типов 3 и
4. К этому классу трафика принадлежит большинство услуг общего пользования,
таких как голосовая телефонная связь
|
3
|
Класс 2
|
Для этого класса характерна конкатенация
пропускной способности типов 3 и 4 и сроков предоставления услуг типа 2, а
также пропускной способности типов от 2 до 4 и сроков предоставления услуг
типов 3 и 4, исключая класс 3. К этому классу трафика принадлежат многие из
новых услуг с расширенными возможностями мультимедийной передачи
|
4
|
Класс 3
|
Для этого класса характерна пропускная
способность типа 4 и сроки предоставления услуг типа 4. К этому классу
принадлежат услуги с высоким потреблением пропускной способности, такие как
трехмерная дистанционная хирургия
|
Двумерная классификация трафика для облегчения ее восприятия может быть интерпретирована графически (рис. 1).
Некоторые виды трафика, принадлежащие к классу 0, требуют обработки с наиболее высоким приоритетом, а поддержка трафика класса 1 важна при предоставлении услуг общего пользования. Трафик класса 2 влияет на системы электросвязи, в том числе коммерческие, на функционирование соответствующих ресурсов и управление ими. Трафик класса 3 оказывает серьезное влияние на операторов сетей электросвязи и поставщиков интернет-услуг. Считается, что наилучшим решением по поддержке трафика этого класса будет использование арендованной связи.
Рисунок 1. Зоны классов трафика при его двухуровневой классификации по пропускной способности и срокам предоставления услуг одновременно
Источник: составлено авторами.
Классы 0, 2 и 3 являются приоритетными для целей контроля трафика и управления ресурсами, поскольку они оказывают существенное влияние на характеристики сети.
Заключение
На основе анализа представленных в специальной литературе определений понятия «трафик» в работе:
1) предложено определение трафика, обособляющее его от понятия «информационный поток», которое, однако, положено в его основу. То есть трафик определен как вид информационного потока, который отражает не только движение информации, но информации, связанной с поведением пользователей (частотой и интенсивностью пользования ими Интернетом, сроками сеансов связи и пр.)
2) выделены основные вариативные свойства трафика, такие как объем трафика (его пропускная способность) и сроки предоставления услуг. Для первого свойства представлена классификация видов трафика по уровням его интенсивности (табл. 3), а для второго – классификация типов трафика по срокам его использования – от 1 секунды до 1 часа и выше (табл. 4);
3) предложена двумерная классификация трафика (табл. 5), учитывающая одновременно два базовых его свойства, исследованных выше, и дана графическая интерпретация учета этих свойств на плоскости.
Однако заметим, что предложенные классификации трафика отражают лишь его технические характеристики и не касаются тех, что связаны с потребителями информационных товаров/услуг. Речь идет о социально-психологических характеристиках пользователей, таких как частота пребывания пользователя в Сети и на конкретном сайте, его коммуникабельность и активность, его наклонности и интересы (по его запросам), а также его рисковость как покупателя и др. Эти вопросы могут составить тему другого исследования.
Источники:
2. Касьяненко Т.Г., Филимонов О.И. О терминологии в сфере виртуального бизнеса // Сборник докладов 11-й Международной научно-практической конференции СПбГЭУ, 22-26 марта 2021: Архитектура финансов: Вызовы новой реальности. 2021. – c. 264-268.
3. Коваленко А.Е., Кузменко Ю.Г. Характеристика информационного потока в интернет маркетинговой деятельности предприятий малого бизнеса // Практический маркетинг. – 2020. – № 2 (276). – c. 20–31.
4. Курманов В.В. Формирование интегрированной системы интернет-маркетинга в коммерческой организации и способы взаимодействия с целевой аудиторией. / дис. … канд. экон. наук. - Орел, 2014. – 205 c.
5. Михайлов А.А., Федулов В.И. Феномен виртуальных организаций в современных условиях // Московский экономический журнал. – 2020. – № 10. – c. 27.
6. Пахомова О.М., Снимшикова О.А., Хамзина Л.Н. Развитие виртуальных рынков, обучение маркетинговым технологиям в организации электронной торговли и продвижении товаров и услуг в сети Интернет // Экономика устойчивого развития. – 2020. – № 3 (43). – c. 86-90.
7. Перчинская О.В. Инновационный маркетинг в арт-бизнесе и его возможности // Инновации. – 2013. – № 8. – c. 101–106.
8. Рекомендация МСЭ-T Y.3042. Серия Y: глобальная информационная инфраструктура, аспекты межсетевого протокола, сети последующих поколений, интернет вещей и "умные" города // Международный союз электросвязи. – 2019. – № 4. – c. 40.
9. Рязанцев В.Д. Большая политехническая энциклопедия. - М.: Мир и Образование, 2011. – 704 c.
10. Филимонов О.И., Кухта М.В. Виртуальная экономика и ее особенности // Актуальные исследования. – 2021. – № 9 (36). – c. 365-407.
11. Юрчик П.Ф., Максимычев О.И., Голубкова В.Б. Виртуальное предприятие как инновация в сфере организации бизнеса // Наука и бизнес: пути развития. – 2018. – № 6(84). – c. 135-138.
12. Bemers-Lee T., Cailliau R., Luotonen A., Nielsen H., Secret A. The World-Wide Web // Communications of the ACM. – 1994. – № 8. – p. 76–82.
13. Digital 2021: The Latest Insights into the «State of Digital». Wearesocial.com. [Электронный ресурс]. URL: https://wearesocial.com/blog/2021/01/digital-2021-the-latest-insights-into-the-state-of-digital (дата обращения: 01.08.2021).
14. Euromonitor: Мировой экономический рост в 2018-2019 гг. составит 3,8% ежегодно. 1PRIME.RU: агентство экономической информации ПРАЙМ. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://1prime.ru/state_regulation/20180917/829237777.html (дата обращения: 01.08.2021).
15. Halligan B., Shah D. Inbound Marketing: Attract, Engage, and Delight Customers Online. / 2nd ed. - NJ: John Wiley & Sons, 2014. – 224 p.
16. Pande P.V., Tarbani N.M., Ingalkar P.V. A Study of Web Traffic Analysis // International Journal. – 2014. – № 3. – p. 900–907.
17. Paxson V. Growth trends in wide area TCP connections // IEEE: Network. – 1994. – № 4. – p. 8-17.
18. Shireen A., Shrawankar U. Analysis of Web Traffic Based on Visitors Behavior // Triple Helix. – 2018. – № 8 (5). – p. 3879–3883.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:32:54